Автор: Утёнкова Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И
Населённый пункт: город Усть-Катав, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Существительное. Закрепление знаний.
Раздел: среднее образование
Открытый урок русского языка в 5 классе.
Тема: Существительное. Закрепление знаний.
Цель: создание условий для систематизации и обобщения
знаний по теме «Имя существительное»
Задачи:
1. Формирование умения делать выводы и обобщения.
2. Развитие умения анализировать, способствовать
развитию мыслительных операций, наблюдательности и
орфографической зоркости.
3. Воспитание уважительного отношения к труду и людям
труда.
4. Формирование стремления к овладению различных
профессиональных умений.
Оборудование: учебники, тетради, карточки для индивидуальной
работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Урок русского языка мы проведём по теме «Существительное.
Закрепление знаний».
Ну-ка проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядку,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Проверка домашнего задания.
- Давайте прочитаем диалог мамы с сыном по ролям.
(чтение диалога в тетради – упражнение 198)
3. Повторение материала.
-Ребята, отгадайте загадку:
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.
(Имя существительное)
- Тема урока: «Существительное. Закрепление знаний».
-Мы сегодня повторим и закрепим все, что знаем об имени
существительном.
Запись числа.
-Что такое имя существительное?
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает
предмет и отвечает на вопросы кто? Что?)
-Давайте выполним задание: я читаю предложение, один ученик
записывает на доске, остальные в тетрадях, нужно найти имена
существительные, устно поставить вопрос, подчеркнуть
существительные.
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
-
Почему одни существительные отвечают на вопрос ЧТО?, а
существительное «Коля» отвечает на вопрос КТО?
(ответы детей: одушевлённые и неодушевлённые)
Совершенно верно, существительные делятся на одушевлённые и
неодушевлённые. И существительные очень не любят когда их
путают. Покажем существительным, что мы умеем грамотно делить
их на одушевлённые и неодушевлённые.
Задание:
Одуш. (кто?) Неодуш. (что?)
Работа у доски: Я назову слова, вы записываете.
В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, которые
отвечают на вопрос – КТО?, а во второй – неодушевлённые,
которые отвечают на вопрос – ЧТО?
Машина, кошка, Москва, дождь, линейка, водитель, друг, мама.
Проверка.
–
Почему сущ. Москва написали с большой буквы? (ответы
детей) Москва – собственное существительное.
Мы знаем, что имена существительные делятся на нарицательные
и собственные. Какие относятся к нарицательным, а какие к
собственным?
(ответы детей)
Вот сейчас мы и проверим как хорошо вы это запомнили.
Работа парами с карточками. Списать существительные, поделив
на собственные и нарицательные:
Соб. Нар.
Тузик собака
Челябинск село
Иванов машина
Алексей река
Петрович фамилия
Волга горд
-Что у вас получилось?
- Как пишутся собственные имена существительные?
-Как пишутся имена нарицательные?
4. Физминутка.
(Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – поднялись, подтянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть.
5. Самостоятельная работа.
Запишите предложения. Правильно записывая имена собственные и
нарицательные.
(С доски)
Наш пёс (Ш.ш)арик поймал воздушный (Ш,ш)арик.
Не бойся (М, м)орозов, Серёжа (М,м)орозов.
Проверка. Объясните почему вы так написали?
6. Закрепление пройденного материала.
Упр. 199.
7. Итог урока.
- Скажите, какую тему мы сегодня повторили? (ответы детей)
А сейчас сыграем в игру «Доскажи словечко»…
Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.
Имя существительное – это часть _______, которая обозначает
___________.
Имя существительное отвечает на вопросы ____ и _________?
Имя существительное бывает ________________ и ______________.
8. Домашнее задание.
Стр.142-143, упр.200
-Необычный урок провели вместе с вами.
На нём повторили, что раньше узнали.
И после того, как услышим звонок,
Надеюсь, вы будете помнить урок!
Приложение.
1. Задание: списать имена существительные, поделив их на
собственные и нарицательные.
Тузик, машина, фамилия, Волга, город, река, Алексеевич,
село, Челябинск, Иванов, Петрович, собака.