Автор: Бабошкина Оксана Николаевна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: город Сибай
Наименование материала: Учебно-методический комплекс
Тема: МДК.02.02 Методика организации детского музыкального театра
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК.02.02 Методика организации детского музыкального театра,
ПМ.02 Организация досуговых мероприятий
2019г
1
Учебно-методический
комплекс
по
междисциплинарному
курсу
МДК.02.02 Методика организации детского музыкального театра входит в
профессиональный цикл ОПОП и является частью основной ППССЗ по
специальности
44.02.03
Педагогика
дополнительного
образования,
разработанной в соответствии с ФГОС.
Составители: Бабошкина Оксана Николаевна, преподаватель ГБПОУ
Сибайский педагогический колледж.
Учебно-методический комплекс по МДК.02.02 Методика организации
детского музыкального театра адресован студентам очной формы обучения.
УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий,
задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для
самоконтроля, а также вопросы и задания по итоговой аттестации данного
междисциплинарного курса – дифференцированный зачёт.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов стр.
1. Введение ……………………………………………………………………… 5
2. Образовательный маршрут………………………………………………… . 10
3. Содержание дисциплины……………………………………………………. 11
3.1. Краткое содержание теоретического материала программы…………… 11
3.2 Лабораторные работы……………………………………………………….21
3.2. Практические занятия………………………………………………………21
3.3. Самостоятельная работа……………………………………………………24
4. Глоссарий………………………………………………………………… ..…28
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………….30
5.1. Текущий контроль………………………………………………………….30
5.2. Итоговый контроль по УД/МДК…………………………………………..40
6. Информационное обеспечение дисциплины………………………………..49
3
Учебно-методический комплекс по МДК.02.02 Методика организации
детского музыкального театра
входит в ПМ.02 Организация досуговых
мероприятий
и
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы ГБПОУ Сибайский педагогический колледж по
специальности
44.02.03
Педагогика
дополнительного
образования,
разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего
поколения.
УМК по МДК.02.02 Методика организации детского музыкального
театра
включает
теоретический блок, перечень практических занятий,
задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, а также вопросы и
задания по промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.
4
1.ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по МДК.02.02 Методика организации
детского музыкального театра является частью профессионального модуля
ПМ.02 Организация досуговых мероприятий и создан Вам в помощь для
работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к
текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по МДК.02.02 Методика организации детского музыкального
театра
включает теоретический блок, перечень практических занятий,
задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для
самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и
задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).
Приступая к изучению МДК 02.02, вы должны внимательно изучить
список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего
массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу,
указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины,
вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая
информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие
тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты,
рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК
02.02, приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических
работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по
практическим работам необходимо для получения зачета по МДК 02.02 и
допуска к экзамену по ПМ.02., поэтому в случае отсутствия на уроке по
уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и
выполнить пропущенную работу.
В
процессе
изучения
МДК
02.02
предусмотрена
коллективная
творческая
самостоятельная
внеаудиторная
работа,
включающая
организацию детского музыкального театра, выступление с театром в
детских садах, школах и организациях дополнительного образования детей.
Содержание
рубежного
контроля
(точек
рубежного
контроля)
разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
5
По итогам изучения МДК 02.02 проводится квалификационный
экзамен.
Экзамен проводится в форме с учетом результатов текущего контроля,
оформленных в классном журнале, дифференцированного зачета. Оценка
«отлично» по всем проверяемым показателям освобождает студента от
экзамена или дифференцированного зачета.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности
и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
- анализа планов и организации досуговых мероприятий различной
направленности в учреждении дополнительного образования;
- определения педагогических цели и задач, разработки сценариев и
проведения мероприятий;
- организации совместной с детьми подготовки мероприятий;
- проведения досуговых мероприятий с участием родителей (лиц, их
заменяющих);
- наблюдения, анализа и самоанализа мероприятий, обсуждения
отдельных
мероприятий
в
диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической практики, методистами, разработки предложений по их
совершенствованию и коррекции;
- ведения документации, обеспечивающей организацию досуговых
мероприятий;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники
информации,
необходимой
для
подготовки
и
проведения
различных
мероприятий;
- определять цели и задачи мероприятий с учётом индивидуальных,
возрастных
особенностей детей и особенностей группы (коллектива);
- планировать досуговые мероприятия;
- разрабатывать (адаптировать) сценарии досуговых мероприятий;
- вести досуговые мероприятия;
- диагностировать интересы детей и их родителей в области досуговой
деятельности, мотивировать их участие в досуговых мероприятиях;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
- организовать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную
творческую деятельность;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные
средства стимулирования и поддержания общения детей, помогать детям,
испытывающим затруднения в общении;
-
осуществлять
самоанализ,
самоконтроль
при
проведении
мероприятий, при необходимости принимать решения по коррекции их хода;
- анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий;
- взаимодействовать с представителями предприятий, организаций,
учреждений, социальных партнеров;
6
знать:
- основные направления досуговой деятельности детей и подростков в
учреждениях дополнительного образования детей;
- основные формы проведения досуговых мероприятий;
-
особенности
организации
и
проведения
массовых
досуговых
мероприятий;
- способы выявления интересов детей и родителей в области досуговой
деятельности;
- педагогические и гигиенические требования к организации различных
мероприятий;
-
технологию
разработки
сценариев
и
программ
досуговых
мероприятий;
- методы и приёмы активизации познавательной и творческой
деятельности детей, организации и стимулирования общения в процессе
подготовки и
проведения мероприятий;
- виды документации, требования к ее оформлению.
В
результате
освоения
дисциплины
у
Вас
должны
сформироваться
профессиональные (ПК) и общие компетенции (ОК):
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы,
олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2.
Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3.
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в
досуговых мероприятиях.
ПК 2.4.
Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5.
Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.
ПК 3.1.
Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические
планы) на основе примерных в избранной области деятельности с учетом
особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2.
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 3.3
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии
в
избранной
области
деятельности
на
основе
изучения
профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5.
Участвовать
в
исследовательской
и
проектной
деятельности
в
области
дополнительного образования детей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
7
социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся
(воспитанников),
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
обучающихся (воспитанников).
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих и правовых
норм.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО МДК 01.01
Формы отчетности, обязательные для сдачи
Количество
практические занятия
36
Точки рубежного контроля
Д/з
Итоговая аттестация
квалификационный
экзамен ПМ.02
Желаем Вам удачи!
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательного учреждения ГБПОУ
Сибайский педагогический колледж
по специальности среднего профессионального образования
44.02.03. Педагогика дополнительного образования
по программе повышенной подготовки
№
Предметы
I семестр
18
II
семестр
22
Экзамены
Практи
ческая
работа
Са
мо
сто
Всего
часов
(ауд.)
Всего
часов
(макс.)
8
яте
ль
ная
раб
ота
Час
ы в
нед
ел
ю
Вс
его
час
ов
Ча
сы
в
не
дел
ю
1
МДК.02.02
Методика
организации
детского
музыкального
театра
3
51
2
44
-
Д/з
36
43
87
130
Э
3. СОДЕРЖАНИЕ МДК.02.02 Методика организации детского
музыкального театра
3.1. Краткое содержание теоретического материала программы.
Тема 1.1. Основы становления детского музыкального театра
1. Введение в мир театра.
Значение театрального искусства.
Понятия о
различных жанрах. Цели и задачи детского музыкального театра.
2.
Из чего сделана музыка.
Значение музыки как важного источника
выражения
драматургического
образа.
Музыкальное
сопровождение,
примеры исполнения. Драматическая нить сознания. Познание образа. Стиль
и характер.
3. Из чего сделан театр. Значение театра в жизни человека. История создания
отечественного театра. Характерные особенности современной драматургии.
4. Место детского музыкального театра в системе дополнительного
образования.
Тема 1.2. Содержание, виды и формы детского музыкального театра
1. Характеристика программы детского музыкального театра.
2. Виды и формы деятельности детского музыкального театра.
9
3. Репертуар детского музыкального театра.
4. Музыка, театр, композиция.
Тема 1.3. Методы и приёмы организации работы детского музыкального
театра.
1. Методы и приёмы организации детского музыкального театра
2. Программы, разработки занятий, рекомендации по работе детского
музыкального театра Афанасенко Е.Х. Клюпеева С.А.
Тема 1.4. Структура детского музыкального театра
1. Песни-сценки к театру ступеньки.
2. Я вхожу в мир театра.
3. Этапы создания учебного спектакля.
Тема 1.5. Сценическая постановка детского музыкального театра
1. Ознакомление с музыкальной сказкой. Распределение этапов работы по
постановке музыкального спектакля.
2. Сценическое мастерство.
3. Работа над музыкальным и художественным оформлением музыкального
театра.
4. Создание сценического пространства. Формирование актерского состава.
Примерные темы рефератов и сообщений студентов:
1. Исторические этапы развития детского музыкального театра.
Теоретические основы детского музыкального театра.
2. Искусство детского музыкального театра.
3. Задачи детского музыкального театра.
5. Жанры детского музыкального театра.
6. Оперные сочинения для детей.
7. Музыкальная сказка.
8. Музыкально-поэтическая композиция.
9. Театрализованные представления. Мюзикл.
10. Детская рок-опера.
12. Детский музыкальный театр имени Натальи Сац.
13. Музыкальный театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-
Данченко.
3.2. Практические занятия (темы, содержание)
10
№
практи
ческого
занятия
Наименование темы и содержание занятий по программе
Кол-во
часов
Формы и
методы
контроля
1
Тема 1.1. Основы становления детского музыкального
театра
10
1. В чем сила искусства /вступительная беседа о слиянии
жанров/. Воспитание искусством. Влияние искусства на
людей. Тесты, выявление склонностей, музыкальных
способностей. Большая голова /игровой тренинг/. Музыка
и театр. «Тысяча миров музыки». Наш вечный спутник -
музыка.
2
Устный
опрос,
игровой
тренинг
2
2. Образные беседы, актерский тренинг «Я рожден для
сцены». Определение темы художественного
драматического образа. Выявление образного характера.
Определение профессии актера. Требования к актерскому
мастерству.
2
Этюды,
беседы со
сцены
3
3. Вкуси изюминку. Игровой тренинг. Овладение
различными техническими навыками. Овладение темпом и
скоростью исполнения. Влияние физического действия и
умения контролировать игровые действия. Чтение ритма по
схеме. Тренировка музыкальной памяти.
2
Игровой
тренинг
4
4. Эстетическая природа театрального искусства.
Практическая работа на сцене. Правила этикета, умение
вести себя на сцене. Правила по технике безопасности в
игровой форме с помощью шуточного теста. Пример
исполнительского мастерства.
2
Актёрская
игра на сцене
5
5. Сказка за сказкой /знакомство с партиями, ролями/
2
Актёрская
игра на сцене
6
Тема 1.2. Содержание, виды и формы детского
музыкального театра
6
1. Работа над композицией «Здравствуй осень» или
«Новогодняя сказка»
2
Актёрская
игра на сцене
7
2. Исполнение песен осенней и зимней тематики.
Выразительность исполнения. Работа над дикцией.
2
Актёрская
игра на сцене
8
3. Игровой тренинг: «Я - актер, я – дирижер».
2
Игровой
тренинг
9
Тема 1.3. Методы и приёмы организации работы
детского музыкального театра.
18
1. Упражнения, этюды детского музыкального театра
Афанасенко Е.Х. Клюпеева С.А.
2
Упражнения,
этюды
10
2. Словесная мозаика. Музыкально-дидактическая игра «Что
нам осень (зима) принесла». Веселая мозаика (слово, ритм,
движения). Игра-тренинг с рифмованным текстом. Игра-
тренинг на умение подбирать рифму. Работа с рифмованным
текстом-двустишием «Буриме».
2
Словесная
мозаика
11
3. Мы рисуем песню: образ, композиция. Игровой тренинг
актерского мастерства. Искусство воображения с
использованием картин и репродукций. Составление
творческих рассказов.
2
Игровой
тренинг
12
4. Искусство воображения. Экскурсия «В гости к березке».
2
Игровой
11
Музыка изобразительная «Что услышал композитор».
тренинг
13
5. Игровой тренинг «Любим ли мы оперетту». Творческие
упражнения вокального жанра
2
Игровой
тренинг
14
6. Работа над композицией «Смех вам да веселье». Показ
композиций. Обыгрывание ролей.
2
Показ
композиций
15
7. Методика разучивание партитурной композиции.
Знакомство с партиями и ролями. Выполнение заданий с
использованием нотной записи. Работа над гримом. Виды
театрального костюма. Музыкальный образ. Рассказ о
мастерах, участвующих в создании спектакля.
Слушание сказки. Знакомство с партиями. Распределение
ролей. Вопросы по содержанию. Сходство и различие с
новым и старым содержанием. Пояснение появления
скоморошьего театра. Выразительное исполнение отдельных
партий.
4
Актёрская
игра на сцене
16
8. Работа с одаренными детьми. Организация драматической
роли. Понятие о голосе. Дикция. Мимика. Упражнение на
отработку дикции. Декламация. Исполнительское
мастерство.
2
Актёрская
игра на сцене
17
Тема 1.4. Структура детского музыкального театра
18
1. Учись смотреть, чувствовать, понимать искусство.
Исполнение небольших отрывков музыкально-театральной
композиции. Инсценирование песен. Выразительное
исполнение песен: «Комара женить мы будем», «Как у
наших, у ворот», «Где был Иванушка».
2
Инсценирова
ние песен.
18
2. Госпожа вежливость подсказывает, господин Этикет
предупреждает. Игры- тренинги на развитие эмоционально-
чувственной культуры. Художественная форма
представления определенного стиля поведения. Дружеские
шаржи на тему положительных взаимоотношений.
Выполнение задания на стимуляцию внимания с
последующим анализом.
2
Игры-
тренинги
19
3. Знакомство со сказкой «Репка на новый лад». Знакомство
с музыкальным спектаклем. Вопросы по содержанию.
Определение положительных и отрицательных персонажей.
Игровая пантомима. Упражнения на память физических
действий. Сочетание музыки, ритма, движения.
2
Игровая
пантомима.
20
4. Работа над композицией. Структурные элементы пьесы.
Диалог. Монолог. Антракт. Действующие лица. Виды
диалогов, особенности их настроения. Выразительность
диалога. Разбор пьесы. Значение театрального коллектива.
2
Актёрская
игра на сцене
21
5. Слушание сказки «Муха-Цокотуха» на новый лад.
Заинтересованное слушание сказки. Вопросы по
содержанию. Теоретическая тема: «В какой художественной
форме можно представить сказку». Игра-тренинг на
развитие пластической образности.
2
Игровая
пантомима.
22
6. Показ небольших интермедий. Раскрытие понятия
«интермедия». Варианты авторских аранжировок.
Упрощение и усложнение целостного задания по ходу
действия.
2
Актёрская
игра на сцене
23
7. Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства.
Использование игровой картотеки. Виды театральных
2
Игры-
тренинги
12
костюмов. История появления. Демонстрация слайдов.
Просмотр документальных материалов. Оформление
актерского костюма и грима.
24
8. Игры-тренинги на развитие музыкально-ритмической
координации. Музыка, ритм, движение. Основы
психологических действий, влияние физических движений
на стиль и характер произведения. Понятие о сценическом
движении.
2
Игры-
тренинги
25
9. Слушание и обыгрывание сказки С. Прокофьева «Петя и
волк». Собственное прочтение сказки. Пример
исполнительского мастерства. Понятие драматического
произведения. Упражнения на отработку дикции.
Оформление сцены и спектакля декорациями. Общий вид
действия.
2
Художествен
ное и
музыкальное
оформление
сцены,
костюмов
26
Тема 1.5. Сценическая постановка детского музыкального
театра
18
Работа над постановкой детского музыкального театра.
5
Актёрская
игра на сцене
27
Подготовка костюмов, атрибутов. Музыкальное и
художественное оформление спектакля.
5
Актёрская
игра на сцене
28
Репетиции детского музыкального театра.
5
Актёрская
игра на сцене
Актёрская
игра на сцене
29
Премьера и повторные показы детского музыкального
театра.
3
Актёрская
игра на сцене
Актёрская
игра на сцене
Итого
3.3.Самостоятельная работа
(виды, формы
контроля)
Наименование темы и
содержание занятий по
программе
Тема самостоятельной работы
Формы и методы
контроля
Тема 1.1. Основы
становления детского
музыкального театра
Разработка учебно-тематических планов
проверка планов
Составление таблицы музыкально-
театральных терминов.
Проверка конспектов
13
Подготовить реферат на тему: «Детский
музыкальный театр Н.И. Сац»,
«Современный детский музыкальный театр».
Защита рефератов
Тема 1.2. Содержание,
виды и формы детского
музыкального театра
Составить развернутый план работы над
образом, этюдом.
Устный опрос
Подготовить «Беседы о театре» с детьми.
Проверка конспектов
Тема 1.3. Методы и
приёмы организации
работы детского
музыкального театра.
Подготовка рефератов на тему «Методы
работы с детским коллективом», «Методы
работы с детьми школьного возраста»,
«Музыкальное оформление детской
театральной постановки», «Музыкальное
оформление конкурсно - игрового
мероприятия».
Защита рефератов
Составить план работы над постановкой
детского музыкального спектакля,
разработать этапы постановки детского
музыкального театра.
Проверка конспектов
Тема 1.4. Структура
детского музыкального
театра
Подобрать и составить репертуар,
рекомендуемый в работе с детским
музыкальным театром, подготовить реферат
на тему «Детский музыкальный театр в
ДОУ», «Детский музыкальный театр в
школе».
Устный опрос,
защита рефератов
Составить программу репетиционного
процесса детского музыкального театра
(дошкольного, младшего школьного,
среднего, старшего)
Проверка конспектов
Перечислить и раскрыть основные этапы,
требования к организации занятий детского
музыкального театра.
Тестирование
Тема 1.5. Сценическая
постановка детского
музыкального театра
Разработка сценариев различных видов
мероприятий.
Защита сценариев
Подбор музыкального материала (песен,
фоновой и танцевальной музыки).
Устный опрос
Составление эскизов декораций.
Защита декораций
Подбор бутафории.
Демонстрация
бутофорий
Составить программу репетиционного
процесса детского музыкального театра
(дошкольного, младшего школьного,
среднего, старшего)
Проверка конспектов
4. Глоссарий
Тема 1.1. Основы становления детского музыкального театра
1. Введение в мир театра.
Значение театрального искусства.
Понятия о
различных жанрах. Цели и задачи детского музыкального театра.
14
2.
Из чего сделана музыка.
Значение музыки как важного источника
выражения
драматургического
образа.
Музыкальное
сопровождение,
примеры исполнения. Драматическая нить сознания. Познание образа. Стиль
и характер.
3. Из чего сделан театр. Значение театра в жизни человека. История создания
отечественного театра. Характерные особенности современной драматургии.
4. Место детского музыкального театра в системе дополнительного
образования.
Театр в переводе с греческого означает место для зрелищ – зрелище.
Основным средством выразительности является актёр, который через
действие, используя разные театральные приёмы, доносит до зрителя суть
происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть
живой человек. Наиболее общее определение могло бы звучать так: театр -
вид искусства, в котором соединены различные направления - литература,
музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство, кинематограф и
другие.
Театр –– это не только вид искусства, но и здание, куда люди приходят
на спектакли. Театр - это красивое здание с большими высокими залами, с
мягкими удобными креслами, с большими блестящими люстрами, высокой
сценой,
обрамленной
бархатными
тяжёлыми
кулисами
(занавесом,
с
оркестровой ямой, где располагаются музыканты с инструментами)
Театр - один из древнейших видов искусства. Театр – удивительное
место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют
и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и
чему удивиться. Словом «ТЕАТР" можно назвать любое представление перед
какой-либо аудиторией. Как правило, в театре группа актеров исполняет для
зрителей различные спектакли - комедии, трагедии или драмы. Они бывают
разные по своему жанру, существует много разных видов театра по жанрам.
Существует множество видов театра: театр кукол, театр миниатюр,
театр на льду, театр теней, ТЮЗ, театр оперы и балета.
Внешне в каждом театре есть зрительный зал и сцена, есть артисты и
зрители. Театр – это искусство синтетическое, оно вбирает в себя и
использует выразительные средства других искусств: литература, музыка,
живопись, танца.
Театральные профессии: актёр, художник, режиссёр, композитор.
Тема 1.2. Содержание, виды и формы детского музыкального театра
1. Характеристика программы детского музыкального театра.
2. Виды и формы деятельности детского музыкального театра.
3. Репертуар детского музыкального театра.
4. Музыка, театр, композиция.
Виды театра: театр оперы, балета, оперетты, мюзикла, музыкальной
сказки, музыкально-поэтической композиции, театр пантомимы, театр юмора
и сатиры, кинотеатр театр на льду, театр пародий, театр танца, театр зверей,
15
театр петрушек, театр марионеток, театр теней, настольный театр, театр пяти
пальцев «Би-ба-бо».
Виды театра.
Драматический театр. Главное выразительное средство — слово (не
случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих
на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью
слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или
стихотворным). Большой театр - самый крупный театр оперы и балета в
России.
Оперный театр. Ещё один вид театрального искусства — опера. Опера
-
музыкально-драматическое
произведение,
в
котором
главную
роль
выполняет оперный певец, поющий в сопровождении оркестра. Данный жанр
объединил
в
себе
поэзию,
актерское
мастерство
и
музыку.
В основе оперы лежит поэтический текст, положенный на музыку, а для того,
чтобы слушатель проникся пением, оперный певец должен уметь не только
петь,
но
и
играть
и
правильно
держать
себя
на
сцене.
Благодаря эмоциям голос оживает, в нем становится слышна жизнь, из-за
чего слушатель верит тому, о чем поется в опере. Главное в опере — музыка.
Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны
не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи
звуков актёр-певец способен выразить самые сложные чувства.
Театр балета.
Балет – вид сценического искусства, содержание
которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Соединяет в
себе
музыку,
хореографию,
литературную
основу,
изобразительное
искусство (декорации, костюмы, освещение). Само слово «балет» происходит
от позднелатинского ballare— «танцевать». Артисты балета рассказывают
зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью
движений и танца, исполняя под музыку. Ставит подобные представления
хореограф, в соответствии с музыкой и сюжетом. Балет — искусство
довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает
жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии.
Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), или
просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых
значительных в мире театров оперы и балета.
Мюзикл. В конце XIX столетия в США появился мюзикл. Мюзикл -
это музыкально- сценическое произведение, в котором переплетаются
диалоги, песни музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто
берутся из известных литературных произведений.
Это сценическое произведение (как комическое, так и драматическое
по
сюжету),
в
котором
используются
формы
эстрадного
искусства,
драматического театра, балета и оперы, бытового танца. Мюзикл —
искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто
становятся шлягерами.
Театр пантомимы. Пантомима – это вид театрального представления,
в котором основной смысл происходящего передается при помощи жестов, а
16
не слов. Основным средством создания художественного образа является
пластика
человеческого
тела.
Самый
древний
вид
театральных
представлений
—
пантомима.
Она является особым видом искусства. Пантомима - это особый способ
общения с окружающим миром и другими людьми. Это искусство
зародилось ещё в античности. Современная пантомима — спектакли без
слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с
сюжетом.
Театр кукол. Миллионы людей во всем мире с почтением относятся к
театральному искусству, но особое отношение к кукольному театру: потому,
что театр кукол - это страна детства, страна, где живут и играют дети и
куклы.
Кукольный театр– особый вид театрального представления, в котором
вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Здесь кукла
является хозяйкой и главным действующим лицом, именно здесь возможно
волшебство и невероятные превращения. Куклы отличаются друг от друга, и
по «внешности», и по устройству. Наиболее распространены куклы,
управляемые при помощи ниток, перчаточные и тростевые куклы, на сцене
они шутят, озорничают, высмеивают. Главным театром кукол в нашей стране
стал Государственный академический центральный театр кукол (ГАЦТК) —
крупнейший в мире театр кукол. Его создатель и руководитель – Сергей
Владимирович Образцов.
Театр сатиры и юмора. Сатира - это разновидность литературы,
которая высмеивает пороки людей и общества. Литературный прием, при
котором высмеиваются человеческие пороки, называется сатирой. Сатира
может быть в стихотворной форме, в форме пьесы, кинофильма, шутки.
Кинотеатр - общественное здание (или часть его), оборудованное для
показа фильмов. Основное помещение - зрительный зал с большим
светоотражающим
экраном
и
установленными
за
ним
мощными
громкоговорителями.
В середине прошлого столетия кино полностью сформировалось, как
новейшая разновидность искусства. История кинематографа насчитывает
всего несколько десятилетий. Несмотря на это, данное искусство во всём
мире считается наиболее массовым.
Театр на льду — представления (балетные, цирковые, эстрадные),
которые проходят на площадках с искусственным льдом — на стадионах,
цирковых манежах и т. д.
Государственный Балет на льду Санкт-Петербурга - это единственный
коллектив в мире, который уникальным образом сумел соединить на
театральной сцене искусство классического балета и мастерство фигурного
катания.
Театр пародий.
Пародия представляет собой такое искусство, где
люди копируют в измененной форме уже существующие фильмы, песни,
клипы и другие произведения. Обычно это делается в юмористической
форме, как насмешка. Пародироваться может абсолютно все: фильмы,
17
видеоклипы,
песни,
какие-то
театральные
постановки,
сочинения,
стихотворения, действия какого-нибудь певца или актера.
Театр танца.
Танцевальный театр («театр тела», танц - театр,
физический театр, театр движения, пластический театр) — вид сценического
искусства. Особенностью этого направления в современном танце является
соединение танца с режиссурой, актерской игрой, голосом, вокалом.
Камерный театр. Произведения исполняются в небольшом театре и
предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.
В камерном зале нет сцены на возвышении, актёры играют в
небольшом зале прямо перед зрителями, порой вовлекая их в театральное
действо.
Спектакли на камерной сцене гораздо сильнее эмоционально, потому
что являешься тоже как бы участником спектакля.
Театр зверей – театр, где
выступают звери. Роли в спектакле
исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны. Театр зверей — это
музыкально
-развлекательная
программа
с
участием
дрессированных
животных , по форме может быть концертной, цирковой программой, а также
театрализованным действом.
К таким театрам относятся: Театр зверей имени Дурова, «Театр кошек»
Юрия Куклачева, Московский иллюзионный театр зверей и птиц "Артемон ".
Театр теней
соединяет в себе три вида искусства — музыку
(инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и
сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами
куклы) в одном.
Тема 1.3. Методы и приёмы организации работы детского музыкального
театра.
1. Методы и приёмы организации детского музыкального театра
2. Программы, разработки занятий, рекомендации по работе детского
музыкального театра Афанасенко Е.Х. Клюпеева С.А.
Методы обучения: Перцептивные методы (передача и восприятие
информации (посредством органов чувств); Словесные (рассказ, объяснение
и т.п.); Наглядные (выполнение упражнений, ориентируясь на образец,
копируя
предложенной
образец);
Иллюстративно-демонстративные;
Практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий,
освоение технологий); Логические (организация логических операций –
аналогия,
анализ,
индукция,
дедукция);
Гностические
(организация
мыслительных операций – проблемно - поисковые, самостоятельная работа,
проблемные
ситуации
и
пробы);
Диалог
между
преподавателем
и
обучающимся, между обучающимися.
Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской
деятельности:
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких
наглядно-образных
представлений,
создание
ситуаций
успеха,
18
стимулирующее
оценивание,
удовлетворение
желаний
быть
значимой
личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный
интерес,
создание
проблемной
ситуации,
побуждение
к
поиску
альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование
об
обязательных
результатах
обучения,
самооценка
деятельности
и
коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание
ситуации
взаимопомощи,
поиск
контактов
и
сотрудничество,
заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Сценическая речь, сценическое движение, актёрское мастерство.
Основными методами работы в ДОУ являются следующие:
1. Чтение педагога по книге или наизусть. Это дословная передача
текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей
писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть
литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание педагога. Это относительно свободная передача
текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание
дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство
вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение
или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы:
1.
Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно
на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
2.
Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с
целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
3.
Выполнение детьми заданий по словесному описанию
внешности героев сказки, их одежды.
4.
Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры
разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
5.
Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых
обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются
события.
6.
Выполнение
упражнений
на
изображение
различных
эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара
детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев,
усталость, заботу и др.).
7.
Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные
черты характера героев сказки.
8.
Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие
черты характера различных знакомых людей.
19
9.
Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы
ты поступил в этой ситуации?»)
10.
Разыгрывание
импровизаций,
передающих
различные
жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед
разлукой, забота о больном и др.).
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском
саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по
театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях
строится поэтапно:
1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех
персонажей сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий(выразить
радость, страх и т.п.);
4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.
Классификация театрализованных игр
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
драматизации
и
режиссерские
(каждая
из
них,
в
свою
очередь,
подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации
образов
животных,
людей,
литературных
персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки
спектаклей
по
одному
или
нескольким
произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной подготовки.
В
режиссерской
игре
«артистами
являются
игрушки
или
их
заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер»,
управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он
использует
разные
средства
вербальной
выразительности.
Виды
20
режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,
используемых в детском саду:
настольный, плоскостной и объемный,
кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).
Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
Воспитывать
устойчивый
интерес
к
театральной
игровой
деятельности;
Расширять
представление
детей
об
окружающей
действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях,
окружающих их;
Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой
деятельности;
Учить использовать разные формы
взаимодействия
между
детьми в театрализованной игре;
Стимулировать
развитие
внимания,
памяти,
мышления,
воображения;
Расширять
элементарные
математические,
экологические,
нравственные представления посредством театральной деятельности;
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок,
стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
Развивать представление о нравственных качествах человека,
эмоциональное осознание самого себя;
Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для
собственных спектаклей.
Из многообразии средств рекомендуется включать:
Специальные театральные этюды и упражнения;
Игры на превращения;
Игры на действие с воображаемыми предметами или на память
физических действий;
Ритмопластика;
Игры на развитие двигательных способностей;
Ритмический этюд;
Музыкально-пластические импровизации;
Жесты;
Артикуляционная гимнастика;
- зарядка для губ,
- зарядка для шеи,
- зарядка для языка.
Упражнения на дыхание;
Сочини сказку;
Придумай диалог;
Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
Скороговорки.
21
Театрализованная
деятельность
является
важнейшим
средством
развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной
деятельности детей.
Театрализованная
деятельность
позволяет
формировать
опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное
произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате
ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет
преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в
себе.
Тема 1.4. Структура детского музыкального театра
1. Песни-сценки к театру ступеньки.
2. Я вхожу в мир театра.
3. Этапы создания учебного спектакля.
Занятия в хоровом театре осуществляются по следующим направлениям:
а) театрализация исполняемой музыки всем хором;
б) развитие сценической импровизации;
в) использование детских музыкальных инструментов;
г) ритмические упражнения.
Этапы организации музыкально-постановочной деятельности:
(форма спектакля, содержание, образ)
- показ учителем произведения «под рояль» (либо видео-показ, аудио-
прослушивание);
- создание музыкально-словесными средствами общего образа будущего
музыкального спектакля;
- распределение ролей;
- освоение музыкального и драматического материала: индивидуально, на
хоровых репетициях, постановка и освоение отдельных мизансцен,
подготовка танцевальных номеров;
- начало сценических репетиций;
- совместная работа музыкально-постановочного коллектива;
- премьерный и повторный показ спектакля.
Тема 1.5. Сценическая постановка детского музыкального театра
1. Ознакомление с музыкальной сказкой. Распределение этапов работы по
постановке музыкального спектакля.
2. Сценическое мастерство.
3. Работа над музыкальным и художественным оформлением музыкального
театра.
4. Создание сценического пространства. Формирование актерского состава.
Упражнения актёрского мастерства
Репертуар музыкальных постановок:
22
1.«Гуси – лебеди», муз. С. Бодренкова на текст А. Толстого.
2.«Снегурочка» - С. Тимичёвой.
3.«Кот в сапогах» – С. Соснина на текст К. Ибряева и Е. Добродеева.
4.«Хоровод сказок» - Е. Жарковского на текст С. Богомазова.
5.«Муха – цокотуха» - М. Красева.
6.«Холодный нос, Короткий хвост, Рыжая шубка и Серый волк» на муз. М.
Парцхаладзе.
7.«Огниво» - муз. С. Горковенко по сказке Г. – Х. Андерсена.
8.«Аз, Буки, Веди», муз. В. Шаинского, стихи М. Пляцковского и Ф. Олина.
Каждому участнику подбирается роль в соответствии с его пластическими,
музыкально – певческими и актёрскими возможностями. Большая и
кропотливая работа ведётся над созданием тёплой дружелюбной обстановки
с тем, что кому - то достаются роли отрицательных героев, кому – то только
танцевальные номера, а кому - то и вовсе небольшие эпизодические роли.
Несколько слов о сценариях, декорациях и режиссуре. К сценариям
предъявлялись следующие требования:
1.Они должны быть небольшими (до 30 – 40 минут).
2.Количество действующих лиц должно соответствовать составу творческой
группы.
3.Персонажи должны быть яркими и контрастными.
4. Сказка или пьеса должна нравиться детям.
5.Сказка должна иметь познавательное значение.
Необходимо изготовить декорации, котюмы. По возможности их делают
силами детей, преподавателей и родителей. При изготовлении костюмов
используйте все имеющиеся у вас ресурсы: прежде всего собственные руки
родителей, ненужные занавески, вышедшие из моды платья и юбки, брюки и
т.д.
Театральный педагог дополнительного образования выполняет роль
музыкального руководителя, режиссёра, концертмейстера и хормейстера.
Для постановки отдельных номеров можно пригласить хореографа.
23
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5.1. Текущий контроль
1 Назначение тестового контроля
– оценить уровень подготовки студентов по
МДК.02.02
Методика организации детского музыкального театра с целью проверки
знаний и умений на дифференцированном зачёте.
2 Содержание тестового контроля определяется в соответствии с рабочей программой
МДК.02.02
Методика организации детского музыкального театра.
3 Принципы отбора содержания тестового контроля:
ориентация на требования к результатам освоения МДК.02.02
Методика организации
детского музыкального театра:
С
целью
овладения
указанным
видом
профессиональной
деятельности
и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен иметь практический опыт:
- анализа планов и организации досуговых мероприятий различной направленности в
учреждении дополнительного образования;
- определения педагогических цели и задач, разработки сценариев и проведения
мероприятий;
- организации совместной с детьми подготовки мероприятий;
- проведения досуговых мероприятий с участием родителей (лиц, их заменяющих);
- наблюдения, анализа и самоанализа мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в
диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической
практики,
методистами,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения документации, обеспечивающей организацию досуговых мероприятий;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации,
необходимой для подготовки и проведения различных мероприятий;
- определять цели и задачи мероприятий с учётом индивидуальных, возрастных
особенностей детей и особенностей группы (коллектива);
- планировать досуговые мероприятия;
- разрабатывать (адаптировать) сценарии досуговых мероприятий;
- вести досуговые мероприятия;
- диагностировать интересы детей и их родителей в области досуговой
деятельности, мотивировать их участие в досуговых мероприятиях;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
- организовать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную творческую
деятельность;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и
поддержания общения детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
-
осуществлять
самоанализ,
самоконтроль
при
проведении
мероприятий,
при
необходимости принимать решения по коррекции их хода;
- анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий;
-
взаимодействовать
с
представителями
предприятий,
организаций,
учреждений,
социальных партнеров;
знать:
- основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях
дополнительного образования детей;
- основные формы проведения досуговых мероприятий;
- особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
- способы выявления интересов детей и родителей в области досуговой деятельности;
- педагогические и гигиенические требования к организации различных мероприятий;
24
- технологию разработки сценариев и программ досуговых мероприятий;
- методы и приёмы активизации познавательной и творческой деятельности детей,
организации и стимулирования общения в процессе подготовки и
проведения мероприятий;
- виды документации, требования к ее оформлению.
4 Структура тестового контроля
4.1
Дифференцированный
зачёт
по
МДК.02.02
Методика
организации
детского
музыкального театра 1 вариант тестовых заданий.
4.2 Задания предлагаются в тестовой форме.
5 Система оценивания отдельных заданий и тестового контроля в целом
5.1. Тестовое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Критерии оценивания: 90% и более – «5» (отлично), 80-89 % – «4» (хорошо), 70-79% –
«3» (удовлетворительно), менее 70% - «2» (неудовлетворительно).
Итоговая оценка за тестовое задание определяется как средний балл по всем заданиям
(вопросам).
6 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового контроля отводится 45 минут.
Инструкция для студентов
1 Форма проведения текущего контроля знаний по МДК.02.02
Методика организации
детского музыкального театра – тестовые задания.
2 Принципы отбора содержания тестовых заданий:
ориентация
на
требования
к
результатам
освоения
МДК.02.02
Методика
организации детского музыкального театра:
С
целью
овладения
указанным
видом
профессиональной
деятельности
и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен иметь практический опыт:
- анализа планов и организации досуговых мероприятий различной направленности в
учреждении дополнительного образования;
- определения педагогических цели и задач, разработки сценариев и проведения
мероприятий;
- организации совместной с детьми подготовки мероприятий;
- проведения досуговых мероприятий с участием родителей (лиц, их заменяющих);
- наблюдения, анализа и самоанализа мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в
диалоге
с
сокурсниками,
руководителем
педагогической
практики,
методистами,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения документации, обеспечивающей организацию досуговых мероприятий;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации,
необходимой для подготовки и проведения различных мероприятий;
- определять цели и задачи мероприятий с учётом индивидуальных, возрастных
особенностей детей и особенностей группы (коллектива);
- планировать досуговые мероприятия;
- разрабатывать (адаптировать) сценарии досуговых мероприятий;
- вести досуговые мероприятия;
- диагностировать интересы детей и их родителей в области досуговой
деятельности, мотивировать их участие в досуговых мероприятиях;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
- организовать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную творческую
деятельность;
25
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и
поддержания общения детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
-
осуществлять
самоанализ,
самоконтроль
при
проведении
мероприятий,
при
необходимости принимать решения по коррекции их хода;
- анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий;
-
взаимодействовать
с
представителями
предприятий,
организаций,
учреждений,
социальных партнеров;
знать:
- основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях
дополнительного образования детей;
- основные формы проведения досуговых мероприятий;
- особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
- способы выявления интересов детей и родителей в области досуговой деятельности;
- педагогические и гигиенические требования к организации различных мероприятий;
- технологию разработки сценариев и программ досуговых мероприятий;
- методы и приёмы активизации познавательной и творческой деятельности детей,
организации и стимулирования общения в процессе подготовки и
проведения мероприятий;
- виды документации, требования к ее оформлению.
3 Структура тестового контроля
3.1 Тестовые задания по МДК.02.02
Методика организации детского музыкального театра
состоит из тестовых заданий.
3.2 Задания предлагаются в тестовой форме.
4 Система оценивания тестовой работы
4.2 Каждое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Критерии оценивания: 90% и более – «5» (отлично), 80-89 % – «4» (хорошо), 70-79% –
«3» (удовлетворительно), менее 70% - «2» (неудовлетворительно).
Итоговая оценка тестовых заданий определяется как средний балл по всем заданиям
(вопросам).
5 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового задания отводится 45 минут.
6 Рекомендации по подготовке к тестовой работе
При подготовке к тестовой работе рекомендуется использовать конспекты лекций, а
также:
Основные источники:
1.
Е. Х. Афанасенко
,
С. А. Клюнеева
,
К. Б. Шишова
,
А. И. Коняшов
Детский
музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации. Издательство:
Учитель
–
2009, с. 96
2. Театр детей. Учебно-методическое пособие для руководителей Детских театральных
коллективов под редакцией Никитиной А. Б. Авторский коллектив: Белюшкина И. Б.,
Витковская Ю. Н., Ермолаева Н. В., Зиновьева М. А., Иванов Д. А., Ласкавая Е. В.,
Луценко А. В., Клубков С. В., Розанов К. В., Салимзянов Д. Х. 2019 с.248
3. Театр и дети. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов под редакцией А. Б. Никитиной Москва 2001 – с.124
26
Тестирование
1.Что проверяет педагог при прослушивании детей в детский музыкальный театр?
А) музыкальный слух;
Б) вокальные данные;
В) креативность.
Г) всё вышеперечисленное верно
2. Какова основная цель посещения ребёнком детского музыкального театра?
А) формирование образованной личности ребёнка;
Б) воспитание артиста или музыканта;
В) развитие духовности личности ребёнка, раскрытие творческого потенциала и возможные
пути его реализации;
Г) развитие музыкальных способностей.
3. Ведущий методический приём на занятиях детского музыкального театра:
А) наглядно-иллюстративный метод;
Б) метод художественной импровизации
В) практический метод
Г) словесный метод
4. Какие виды деятельности применяются при работе детского музыкального
театра?
А) слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
Б) уроки сценической и музыкальной грамоты;
В) вокально-хоровая работа;
Г) всё вышеперечисленное верно
5. С чего начинаются занятия сценической грамоты?
А)
с
воспитания
умения
организованно,
бесшумно,
с
учётом
присутствия
партнёров
распределяться на сценической площадке;
Б) с развития актёрских способностей на сценической площадке;
В) с воспитания сценической культуры;
Г) с развития музыкальных способностей на сценической площадке.
6. На какие группы делят участников при постановке спектакля?
А) хореографы и вокальная группа;
Б) солисты, актёрская группа, детский шумовой оркестр;
В) по возрастным группам;
Г) оформители и актёры.
7. Какие условия необходимы для работы детского музыкального театра?
А) наличие просторного помещения, возможности репетиций в зрительном зале на сцене;
Б) наличие в учреждении музыкальной аппаратуры, микрофонов, софитов.
В) материальная база для создания костюмов и декораций;
Г) всё вышеперечисленное верно.
8. Что необходимо сделать, чтобы слово артиста ясно, эмоционально доносило
мысль?
А) всё нижеперечисленное верно;
Б) заниматься техникой и логикой речи;
В) работать над практическим овладением словесного действия;
Г) работать над постановкой голоса в вокально-хоровых упражнениях;
9. В какой методике даются подробные программы, календарно-тематические
планы, конспекты занятий по детскому музыкальному театру?
27
А) методика Н.А. Ветлугиной;
Б) методика Е.X. Афанасенко;
В) методика О.П. Радыновой;
Г) методика И.М. Каплуновой.
10. Какие методики на развитие дыхания применяются в детском музыкальном
театре?
А) система Н.А. Стрельниковой;
Б) метод М.И. Глинки;
В) школа И.М. Красильникова;
Г) методика М.Ю. Тимонина.
11.Вид театра, в котором артисты не говорят, а поют?
А) Балет
Б) Увертюра
В) Опера
Г) Мюзикл
12. Оркестровое вступление к опере или балету.
А) Эпилог
Б) Прелюдия
В) Антракт
Г) Увертюра
13. Медленный лирический танец главных героев в балете.
А) Па-де-де
Б) Кордебалет
В) Адажио
Г) Гран-па
14. Литературное содержание оперы или балета.
А) Текст
Б) Либретто
В) Увертюра
Г) Сюжет
15. Страна - родина оперы.
А) Италия
Б) Франция
В) Россия
Г) Англия
16. Сольный номер в опере, "музыкальный портрет" героя.
А) Увертюра
Б) Ария
В) Кантата
Г) Вариации
17. Искусство созданное с помощью звуков?
А) живопись
Б) хореография
В) музыка
Г) литература
18. Музыкальный спектакль, содержание которого передаётся с помощью
пластических движений?
А) балет
Б) опера
В) мюзикл
Г) музыкальная сказка
28
19. Музыкант, управляющий оркестром?
А) певец
Б) композитор
В) музыковед
Г) дирижер
20. Группа музыкантов, одновременно играющих на различных музыкальных
инструментах?
А) хор
Б) оркестр
В) филармония
Г) концертмейстеры
21. Музыкальное произведение для хора, вокального ансамбля или вокалиста?
А) песня
Б) прелюдия
В) соната
Г) симфония
22. Как называется профессия человека, который исполняет роль в спектакле?
А) режиссёр
Б) актер
В) художник
Г) костюмер
23. Как называется перерыв между действиями в спектакле?
А) эпизод
Б) эпилог
В) антракт
Г) кода
24. Как называется театр, где роли исполняют куклы, которыми руководят актеры-
кукловоды?
А) театр теней
Б) театр танца
В) театр на льду
Г) театр кукол
25. Как называется театр для детей?
А) театр юного зрителя
Б) драматический театр
В) театр оперы
Г) театр балета
26. Какое слово объединяет перечисленное: полька, вальс, мазурка?
А) песня
Б) танец
В) марш
Г) фолклор
27. Кто помогает актеру изменить внешность для исполнения роли?
А) вокалист
Б) балетмейстер
В) гример
Г) звукорежиссёр
28. Какое вознаграждение самое дорогое для актера?
А) гонорар
Б) зар. плата
В) премия
Г) аплодисменты
29
29. Литературное произведение исполненное актерами на сцене?
А) драма
Б) сюжет
В) либретто
Г) повесть
30. Как называется объявление о спектакле?
А) приглашение
Б) афиша
В) буклет
Г) листовка
31. Как называется место в театре, где работает актер?
А) кулисы
Б) партер
В) сцена
Г) бенуар
32. Назовите кукольный персонаж, полное имя которого – Петр Иванович Уксусов.
А) Петрушка
Б) Пьеро
В) Клоун
Г) Марионетка
33. Человек, который руководит ходом спектакля, всем указаниям которого артисты
должны следовать безукоризненно.
А) звукооператор
Б) режиссер
В) художник
Г) композитор
34. Человек, который «подсказывает» слова пьесы артисту, если он вдруг их забыл.
А) суфлер
Б) дирижёр
В) режиссёр
Г) драматург
35. Как называется вид драмы, исполненный комического пафоса?
А) мелодрама
Б) драма
В) триллер
Г) комедия
36
.
Вид сценического искусства, где главным средством создания художественного
образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест и мимика.
А) пантомима
Б) театр абсурда
В) театр пародии
Г) уличный театр
37. Творческий работник, придумывающий и ставящий танцы?
А) оператор
Б) хореограф
В) режиссёр
Г) драматург
38. Назовите один из самых известных кукольных театров России.
А) Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова
Б) Башкирский государственный театр кукол
В) Детский театр «Сулпан»
Г) Сибайский государственный башкирский театр драмы им. А. Мубарякова
30
39. Назовите театральный элемент оборудования сцены или оформления спектакля.
А) Ложа
Б) Балкон
В) Галёрка
Г) Занавес
40. Кто является основателем первого детского театра в России?
А) Н.И. Сац руководитель театра
Б) А.Т. Болотов
В) В. Немирович-Данченко
Г) К. Станиславский
41.На эмблеме какого театра изображена чайка?
А) МХАТ
Б) ТЮЗ
В) Большой театр
Г) Синяя птица
42. Перечислите Синтетические искусства.
А) Живопись
Б) Графика
В) Театр
Г) Архитектура
43. Создатель литературной основы будущих постановок в театре:
А) Режиссер
Б) Драматург
В) Художник
Г) Композитор
44. Вид комедии положений с куплетами и танцами
А) Водевиль
Б) Драма
В) Мелодрама
Г) Мюзикл
45. Один из ведущих жанров драматургии
А) Водевиль
Б) Драма
В) Мелодрама
Г) Трагедия
46. Определите основные средства актерского перевоплощения:
А) Бутафория
Б) Маска
В) Занавес
Г) Костюм
47. Самая древняя форма кукольного театра:
А) Ритуально-обрядовый театр
Б) Народный сатирический кукольный театр
В) Кукольный театр для детей
Г) Театр марионеток
48. К какому виду относятся куклы-марионетки?
А) К дидактическим куклам
Б) К настольным куклам
В) К напольным куклам
Г) К теневым куклам
49. Места в зрительном зале, расположенные за партером:
А) Бельэтаж.
31
Б) Партер
В) Амфитеатр
Г) Балкон
50. Исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино:
А) Актёр
Б) Бутафор
В) Сценарист
Г) Аниматор
Ключ к тестированию
Вопрос
Ответ
Вопрос
ответ
1
Г
26
Б
2
В
27
В
3
Б
28
Г
4
Г
29
А
5
А
30
Б
6
Б
31
В
7
Г
32
А
8
А
33
Б
9
Б
34
А
10
А
35
Г
11
В
36
А
12
Г
37
Б
13
В
38
А
14
Б
39
Г
15
А
40
Б
16
Б
41
А
17
В
42
В
18
А
43
Б
19
Г
44
А
20
Б
45
Б
21
А
46
Б
22
Б
47
А
23
В
48
В
24
Г
49
В
25
А
50
А
32
Практические задания
МДК.02.02
Методика организации детского музыкального театра
Критерии оценивания практического задания
Оценка «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного
материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных
понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные
вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала,
усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные
и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического
материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал
практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент
затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, даёт неполный ответ,
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные
пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который
полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и
Дополнительные вопросы.
Практическое задание №1
1. Напишите объявление о наборе детей в детский музыкальный театр.
2. Подготовьте план прослушивания в детский музыкальный театр.
3. Разработайте задания для прослушивания детей.
Практическое задание №2
1. Поставьте цель беседы с детьми о театре на первой встрече.
2. Разработайте задачи.
3. Составьте план беседы на тему «Театр».
Практическое задание №3
1.
Ознакомьтесь
с
содержанием
материала
занятия,
формой
и
методическим
обеспечением.
Содержание материала: дать представление о занятиях в детском музыкальном театре;
познакомить детей. Рассказать о правилах поведения, провести I инструктаж по технике
безопасности.
Форма занятия: экскурсия по ЦДТ. Беседа.
Методическое обеспечение: диафильм по технике безопасности.
2. Поставьте цель и задачи первого занятия с детьми на тему «Давайте познакомимся».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы.
Практическое задание №4
1.
Ознакомьтесь
с
содержанием
материала
занятия,
формой
и
методическим
обеспечением.
Содержание занятия: познакомить детей; приобретать навыки и развивать умения
действовать в коллективе. Контактные и сюжетно-ролевые игры. Игры-упражнения на
развитие слухового внимания.
Форма занятия: групповая, игровой практикум.
Методическое обеспечение: игра «Театр на столе», игровой инструментарий.
33
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «Вместе весело играть».
3. Составьте план занятия
4. Укажите методические приёмы.
Практическое задание №5
1.
Ознакомьтесь
с
содержанием
материала
занятия,
формой
и
методическим
обеспечением.
Содержание занятия: дать представление о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр,
цирк, музей. Просмотреть видео- и фотоматериалы. Игры: «Превращение комнаты», «Ху-
дожник и краски», «Игра в оркестр».
Форма занятия: беседа, игровой тренинг.
Методическое обеспечение: наличие видео- и фотоматериалов по теме.
2. Поставьте цель занятия с детьми на тему «Здравствуйте, меня зовут Искусство».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №6
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия и формой организации.
Содержание материала: посетить Театр кукол и ТЮЗ. Рассказать о спектакле; напомнить
правила поведения в театре; дать задание.
Форма занятия: беседа, экскурсия.
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «Учебные экскурсии».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №7
1.
Ознакомьтесь
с
содержанием
материала
занятия,
формой
и
методическим
обеспечением.
Содержание материала: формировать творческую художественно-речевую деятельность
на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного
произведения; формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме.
Просмотреть диафильмы; читать и проигрывать эпизоды сказок; инсценировать
отдельные эпизоды. Игры: «Театр на руках», «Превращение комнаты», «Мозаика сказок».
Форма занятия: беседа, игровой тренинг.
Методическое обеспечение: игра «Театр на столе», игровой инструментарий.
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «В гостях у сказки».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №8
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации.
Содержание материала:
развивать навыки концентрации внимания и координации
движений. Дыхательная гимнастика, фрагменты медитации и релаксации. Музыкально-
ритмические упражнения; спонтанный танец.
Форма занятия: игровой практикум.
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «Весёлая гимнастика».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №9
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации.
Содержание материала:
дать представление об устройстве речевого аппарата и
звукообразовании. Упражнения на развитие речевого аппарата. Голосо-речевой тренинг.
Форма занятия: беседа, практическое занятие.
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «Зарядка для лица и языка».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
34
Практическое задание №10
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации.
Содержание материала:
развивать мелкую моторику рук; упражнения на дыхание,
дикцию, артикуляцию. Пальчиковые игры.
Форма занятия: практические занятия.
2. Поставьте цель занятия с детьми на тему «Играем пальчиками и развиваем речь».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №11
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации.
Содержание материала: формировать навыки правильного звукообразования; развивать
интонационную выразительность речи. Голосо-речевой тренинг. Игры со словами.
Заучивать чистоговорки.
Форма занятия: занятие-путешествие, игровой практикум.
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «Забавные чистоговорки».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №12
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации, методическим
обеспечением.
Содержание
материала:
формировать
навыки
правильного
звучания:
развивать
интонационную
выразительность.
Интонационно-речевой
тренинг.
Декламировать
стихотворный текст от лица разных сказочных персонажей; декламировать под музыку,
сочинять продолжения к известным сказкам. Игра –«Говорящая машинка».
Форма занятия: игровой практикум.
Методическое обеспечение: пособие «Театр на столе», литературный материал.
2. Поставьте цель, задачи занятия с детьми на тему «Игры - говорилки».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №13
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации, методическим
обеспечением.
Содержание материала: дать представление о музыке как виде искусства; воспитывать
навыки восприятия музыкального произведения. Слушать фрагменты музыкальных
произведений, пластически импровизировать на музыкальную тему. Рисовать музыку
(цветопись).
Форма занятия: беседа, слушание музыки, импровизация.
Методическое обеспечение: аудиоматериал, контрастные музыкальные произведения.
2. Поставьте цель и задачи занятия с детьми на тему «В гости к музыке».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №14
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации, методическим
обеспечением.
Содержание
материала:
накапливать
музыкально-слуховые
впечатления.
Дать
представление
о
музыкальных
и
шумовых
звуках.
Сопровождать
музыкальное
произведение звучащими движениями. Игры на развитие слухового внимания. Игры:
«Угадай, чей голосок», «Уши путешествуют», «Фабрика звуков».
Форма занятия: беседа, слушание музыки, игровой практикум.
Методическое обеспечение: игровой инструментарий. Музыкально-дидактические игры.
2. Поставьте цель и задачи занятия с детьми на тему «В мире загадочных звуков».
3. Составьте план занятия.
35
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №15
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации, методическим
обеспечением.
Содержание материала: дать представление об инструментах музыкальных и шумовых.
Формировать представления о понятиях: звук, динамика, темп, оркестр, партия, дирижёр,
композитор, исполнитель, слушатель. Осваивать способы игры на детских шумовых
инструментах. Правила игры в оркестре. Игра в паре.
Создавать свои шумовые
инструменты. Озвучивать одними шумовыми инструментами.
Форма занятия: беседа, практические занятия.
Методическое обеспечение: набор инструментов для детского шумового оркестра
2. Поставьте цель и задачи занятия с детьми на тему «Сказка на шумовых инструментах».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №16
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации.
Содержание материала: формировать представления о понятиях: мелодия, динамика,
песня,
танец,
марш,
куплет,
припев,
аккомпанемент,
хор,
солист.
Музыкально-
дидактические игры.
Формы занятий: беседа, игровой практикум.
2. Поставьте цель и задачи занятия с детьми на тему «Музыкальный дом».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №17
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации, методическим
обеспечением.
Содержание материала:
развивать умение управлять своим голосом, соотносить его
звучание со звучанием музыкального инструмента. Формировать навыки певческого
дыхания и звукообразования. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса.
Музыкально-дидактические игры. Работать с песенным репертуаром. Инсценировать
песни, сопровождать шумовыми инструментами. Вокально-хоровая работа.
Формы занятий: практические занятия.
Методическое обеспечение: Песенный репертуар.
2. Поставьте цель и задачи занятия с детьми на тему «Чтобы голос был послушным».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №18
1. Ознакомьтесь с содержанием материала занятия, формой организации.
Содержание
материала:
участвовать
в
проведении
календарных
и
тематических
мероприятий. Подготовить отдельные концертные номера.
Формы занятий: открытые занятия, урок-концерт.
2. Поставьте цель и задачи занятия с детьми на тему «Работа над репертуаром».
3. Составьте план занятия.
4. Укажите методические приёмы
Практическое задание №19
1. Подготовьте 5 упражнений на дикцию и артикуляцию
2. Проиллюстрируйте 5 упражнений
Практическое задание №20
1. Подготовьте артикуляционную игру с движениями.
2. Проведите игру с волонтёрами.
Практическое задание №21
1. Подготовьте 5 упражнений на звукообразование. Например: «Разминка Бабы-Яги»
36
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №22
1. Подготовить фонопедическое упражнение «Весенние голоса».
2. Проведите упражнение с волонтёрами.
Практическое задание №23
1. Подготовьте 5 упражнений на дыхание.
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №24
1. Подготовьте 5 упражнений на интонацию.
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №25
1. Подготовьте 5 упражнений на дыхание.
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №26
1. Подготовьте упражнения на мимику.
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №27
1. Подготовьте упражнения на развитие слухового внимания.
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №28
1. Подготовьте упражнения на ритмодекломацию.
2. Проведите упражнения с волонтёрами.
Практическое задание №29
1. Подготовьте дыхательную гимнастику
2. Проведите с волонтёрами.
Практическое задание №30
1. Подготовьте упражнения на развитие умения управлять своим голосом.
2. Проведите с волонтёрами.
Литература
1. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. Детский музыкальный театр.
Программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: 2009.
.
37