Напоминание

Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Малышева Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №437"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного

возраста.

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники

творческой мысли”.

В.А. Сухомлинский

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую

зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является

показателем уровня умственного развития малыша.

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения

с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном

развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он

заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи,

выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и

своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики,

воспитания и обучения.

Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих

от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится

огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих

деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были

разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно

чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может

быть интереснее игры?

Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает

возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и

бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.

Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок,

трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.

Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой

моторики рук и речи:

1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно

помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений.

Продолжительность такого массажа 3-5 минут.

2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:

• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха,

кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья

посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете

складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!

• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в

магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно

увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и

логическое мышление.

• Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных

умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.

• Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, что встретили на улице белку, которая передала

для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между

ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это

своеобразный массаж ладошек и пальчиков.

• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать

шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно

использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать

самим.

Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г не йодированной

поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в

кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас

в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы

краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые

линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но

и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу.

Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.

• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок,

разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется

шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок

фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.

К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для

развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы

(круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить

прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.

• Золушка. Данная игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешиваем

белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две

другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку

выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).

Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком!

Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!

3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку

определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик,

человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок»,

«Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).

«Замок»

Т.А.Ткаченко

На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.

Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.

Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.

Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.

Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.

И открыли. Расцепить пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с

большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками,

но, несмотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны.

Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!

Литература:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей

и педагогов/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ – 1,2: Нетрадиционные приемы

коррекционной логопедической работы с детьми. – М., 2004.

3. Краузе Е. Логопедия. – СПб.. 2003.

4. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.,2007.



В раздел образования




Яндекс.Метрика