Автор: Малышева Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №437"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного
возраста.
“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники
творческой мысли”.
В.А. Сухомлинский
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую
зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является
показателем уровня умственного развития малыша.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения
с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном
развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он
заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи,
выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и
своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики,
воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих
от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится
огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих
деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были
разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно
чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может
быть интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает
возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и
бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок,
трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой
моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно
помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений.
Продолжительность такого массажа 3-5 минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:
• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха,
кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья
посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете
складывать все материалы.
Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в
магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно
увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и
логическое мышление.
• Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных
умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
• Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, что встретили на улице белку, которая передала
для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между
ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это
своеобразный массаж ладошек и пальчиков.
• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать
шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно
использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать
самим.
Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г не йодированной
поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в
кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.
• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас
в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы
краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые
линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но
и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу.
Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок,
разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется
шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок
фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для
развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы
(круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить
прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.
• Золушка. Данная игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешиваем
белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две
другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку
выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).
Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком!
Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!
3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку
определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик,
человечек).
4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок»,
«Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).
«Замок»
Т.А.Ткаченко
На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.
И открыли. Расцепить пальцы.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с
большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками,
но, несмотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны.
Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!
Литература:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей
и педагогов/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ – 1,2: Нетрадиционные приемы
коррекционной логопедической работы с детьми. – М., 2004.
3. Краузе Е. Логопедия. – СПб.. 2003.
4. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей. – М.,2007.