Автор: Чуприна Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 1
Населённый пункт: город Люберцы, Московская область
Наименование материала: рабочая программа по предмету Родной русский язык 2 класс
Тема: рабочая программа 2 класс
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык»
для 2 класса на уровне
основного общего образования составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп.);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации 06.10.2009 № 373
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ гимназия
№1, утвержденной приказом от 30.08.2019 № 273;
- авторской программы по родному русскому языку для 2 класса общеобразовательных
учреждений (базовый уровень). Авторы программы: О.М. Александровна.
При изучении курса используется учебник:
Родной русский язык 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы:
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В.
Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова М.: Просвещение 2019 г.
(Учебник
соответствует
Федеральному
перечню
учебников,
рекомендуемых
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
основного общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждённому приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018г №345 (с
последующими изменениями))
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ гимназия №1 на изучение предмета «Родной
русский язык» во 2 классе отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» во 2 классе
являются:
1)
осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
2)
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи
развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности
традиций своего народа, семейных отношений;
3)
осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание
богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств,
особенностей народной русской речи;
4)
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского
языка;
5)
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в
устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин
успешности и неуспешности в учёбе;
6)
эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.
Метапредметными результатами являются:
1)
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
2)
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои
действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
3)
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;
4)
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении
заданий
инструкциям
учителя
и
алгоритмам,
описывающим
стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
5)
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе над ошибками;
6)
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и
проектной деятельности) и удерживать ее.
Предметные результаты изучения предмета включают в себя:
1)
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение
в
культурно-языковое
поле
своего
народа,
формирование
первоначальных
представлений
о
единстве
и
многообразии
языкового
и
культурного
пространства
России,
о
языке
как
основе
национального
самосознания;
2)
обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запаса,
развитие
у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной
и письменной речи, правилами речевого этикета;
3)
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий
родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4)
овладение
первоначальными
умениями
ориентироваться
в
целях,
задачах,
средствах
и
условиях
общения,
формирование
базовых
навыков
выбора
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В результате освоения учебного предмета ученик научится:
- понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- владеть диалоговой формой речи;
- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания,
осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять
существенную
информацию
из
читаемых
текстов,
сопоставлять
информацию,
полученную из различных источников;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для
понимания слушателем;
- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в
том числе, с однородными членами предложения);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы
языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений,
текстов);
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои
действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные
действия (памятки в справочнике учебника);
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе
над ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной
деятельности) и удерживать ее.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать
устные и письменные высказывания;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности)
с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми
жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и
др.;
- регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; самостоятельно делать выводы;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных
задач.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 8 ч
По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой
пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу
время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит.
Раздел 2. Язык в действии – 6 ч
Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны
антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение
слова? Встречаются ли в сказках и стихах необычные ударения?
Раздел 3. Секреты речи и текста – 3 ч
Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем
связь предложений в тексте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
Тематическое планирование «Родной русский язык»
2 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Русский язык: прошлое и настоящее
8
2.
Язык в действии
6
3.
Секреты речи и текста
3
Итого:
17
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Родной русский язык» 2 класс
№
урок
а
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Дата по
плану
Дата
фактичес
кого
проведени
я
Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
1
По одёжке
встречают.
Понимать тексты учебников,
других художественных и
научно популярных книг,
определять главную мысль,
озаглавливать тексты;
аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений.
07.09-11.09
2
Ржаной хлебушко
калачу дедушка.
21.09-25.09
3
Если хорошие щи,
так другой пищи не
ищи.
05.10-09.10
4
Каша – кормилица
наша.
19.10-23.10
5
Любишь кататься,
люби и саночки
возить.
09.11-13.11
6
Делу время, потехе
час.
23.11-27.11
7
В решете воду не
удержишь.
07.12-11.12
8
Самовар кипит,
уходить не велит.
21.12-25.12
Язык в действии (6 ч)
9
Помогает ли
ударение различать
слова?
Передавать содержание в
сжатом, выборочном,
развёрнутом виде; с учётом
целей коммуникации
достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнёру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия.
18.01-22.01
10
Для чего нужны
синонимы?
08.02-12.02
11
Для чего нужны
антонимы?
22.02-26.02
12
Как появились
пословицы и
фразеологизмы?
08.03-12.03
13
Как можно
объяснить значение
слова?
22.03-26.03
14
Встречаются ли в
сказках и стихах
необычные
ударения?
12.04-16.04
Секреты речи и текста (3 ч)
15
Учимся вести
диалог.
Владеть диалоговой формой
речи; адекватно использовать
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
26.04-30.04
16
Составляем
развёрнутое
толкование значения
слова.
10.05-14.05
17
Устанавливаем связь
предложений в
тексте. Создаём
тексты-инструкции и
тексты-
повествования.
24.05-28.05
«Программа рассмотрена на заседании кафедры»
« » 2020г.
Протокол №
Руководитель кафедры Пронкина Ю.И.
«Программа согласована на заседании научно-методического совета»
« »
2020 г.
Зам. директора по УМР Пронкина И.Б.