Напоминание

Речевое развитие детей раннего возраста с использованием русского народного творчества.


Автор: Малютина Надежда Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Республика Хакасия город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие детей раннего возраста с использованием русского народного творчества.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей раннего возраста с

использованием русского народного творчества.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи

являются произведения устного народного творчества (загадки,

потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение народного

творчества огромно, так как он расширяет знания ребенка об

окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать

художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В работе с детьми раннего возраста использую следующие малые

фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки,

скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки,

заклички.

Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных

возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их

самих к сочинительству.

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю,

снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого

распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно

обучающие детей правильной и чистой речи.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Содержащийся в играх материал способствует эмоционально -

положительному овладению родной речью. Дети с большим

удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются

мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму,

дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А

самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени формирования тонких движений кистей и

пальцев рук.

Особую значимость народное творчество приобретает в первые дни

жизни ребенка в ДОУ. Ведь в период адаптации к новой обстановке он

скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми,

взрослыми. Поэтому нужно подобрать потешки, которые помогли

успокоить ребенка, помочь установить контакт воспитателя с ребенком,

вызывали у него положительные эмоции. Ведь многие потешки

позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В

адаптационный период, используются такие потешки как, например,

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи

из потешек. Создается положительный эмоциональный настрой у

ребенка.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на

общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают

спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки,

совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом

ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им

ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с

охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их

пробуждение ласковой пестушкой.

Произведения народного творчества оказывают благоприятное

влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его

укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые

поговорки), совпадающие по эмоциональному колориту

с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования

(прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им

ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с

охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их

пробуждение ласковой пестушкой.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать

самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с

потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки…

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки,

сопровождайте их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а

также игр.

Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной,

эмоционально окрашенной используйте народные песенки –

потешки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль

играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной

системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой

моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит

соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи,

нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев

приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается

воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении

самых близких людей, и только в совместной работе с родителями

можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его

окружает, к народному искусству. Используя народное творчество, как

средство развития речи детей раннего возраста, происходит овладение

лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляется речевое

творчество, обогащается словарный запас ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика