Автор: Малютина Надежда Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Республика Хакасия город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие детей раннего возраста с использованием русского народного творчества.
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие детей раннего возраста с
использованием русского народного творчества.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи
являются произведения устного народного творчества (загадки,
потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение народного
творчества огромно, так как он расширяет знания ребенка об
окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В работе с детьми раннего возраста использую следующие малые
фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки,
скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки,
заклички.
Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных
возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их
самих к сочинительству.
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю,
снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого
распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно
обучающие детей правильной и чистой речи.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Содержащийся в играх материал способствует эмоционально -
положительному овладению родной речью. Дети с большим
удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются
мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму,
дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А
самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени формирования тонких движений кистей и
пальцев рук.
Особую значимость народное творчество приобретает в первые дни
жизни ребенка в ДОУ. Ведь в период адаптации к новой обстановке он
скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми,
взрослыми. Поэтому нужно подобрать потешки, которые помогли
успокоить ребенка, помочь установить контакт воспитателя с ребенком,
вызывали у него положительные эмоции. Ведь многие потешки
позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В
адаптационный период, используются такие потешки как, например,
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи
из потешек. Создается положительный эмоциональный настрой у
ребенка.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на
общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают
спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки,
совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом
ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им
ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:
Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с
охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их
пробуждение ласковой пестушкой.
Произведения народного творчества оказывают благоприятное
влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его
укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые
поговорки), совпадающие по эмоциональному колориту
с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования
(прибаутки, потешки).
Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им
ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:
Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с
охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их
пробуждение ласковой пестушкой.
Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать
самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с
потешками легче и веселее.
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки…
Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки,
сопровождайте их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а
также игр.
Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной,
эмоционально окрашенной используйте народные песенки –
потешки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль
играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной
системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой
моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит
соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи,
нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев
приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается
воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении
самых близких людей, и только в совместной работе с родителями
можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его
окружает, к народному искусству. Используя народное творчество, как
средство развития речи детей раннего возраста, происходит овладение
лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляется речевое
творчество, обогащается словарный запас ребенка.