Автор: Сафронова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБУЗ
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста с ОВЗ по системе М. Монтессори
Раздел: дошкольное образование
ОГБУЗ « Дом ребенка» с органическим поражением ЦНС, нарушением
психики
Индивидуальная образовательная программа
коррекционно-развивающей работы с ребёнком раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья по
системе Монтессори
Составила воспитатель
Сафронова Татьяна Павловна
Кострома
2019
1
Пояснительная записка
Данная программа носит индивидуальный характер
Содержание
деятельности
в
ходе
реализации
индивидуальной
образовательной программы обеспечивает:
Осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребенку-
инвалиду с учетом особенностей его психофизического развития и
индивидуальных возможностей;
Возможность
освоения
ребенком-инвалидом
адаптированной
образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в
ОГБУЗ «Дом ребенка» г. Костромы.
Задачи:
Андрюша Х., д.р. 21.06.2013 г.,
Поступил в дом ребёнка в январе 2014 г. в возрасте 7 месяцев.
Диагноз при поступлении: Перинатальное повреждение ЦНС, Врожденные
пороки развития костной системы, задержка темпов психомоторного и
доречевого развития.
Данных акушерского анамнеза нет.
Поступил в дом ребёнка по социальным показаниям, от одинокой матери.
Проблема:
замедление
темпов
формирования
предметно-практических
действий и речевой деятельности.
Планируемые сроки реализации индивидуального образовательного
маршрута:
сентябрь – январь 2018 г., периодичность занятий – 5 раз в неделю:
2
2 раза – занятия с учителем – дефектологом;
2 раза – занятие с педагогом Монтессори;
1 раз – занятие с психологом;
2 раза – музыкальные занятия
Педагогическое представление.
1. Андрюша Х. живёт в возрастной группе № 4
2. Ребёнок контактный, эмоциональный. На похвалу реагирует улыбкой.
3. Нарушена координация движений.
Мелкая моторика – уровень развития – ниже возрастной нормы.
4. Обращённую речь понимает ограниченно в пределах бытового обихода.
5.
Нуждается
в
большом
количестве
направляющей,
обучающей,
стимулирующей помощи.
6. Способность к переносу на аналогичные задания формируются.
7. Выполняет простые игровые действия.
Интеллектуальную нагрузку выдерживает 5 минут.
Объём знаний и представлений об окружающем мире формируется.
8. Познавательная сфера:
Познавательная активность – средняя.
Проявляет любознательность, интерес к игрушкам.
Внимание недостаточно устойчивое.
Функция подражания развита недостаточно.
Речевое развитие не соответствует возрастной норме.
Зрительное, слуховое, тактильное восприятие развито недостаточно.
Речевая активность – средняя.
Формируется указательный жест, социальные жесты.
Мимика разнообразная.
3
Преобладает повышенный фон настроения.
Отсутствует привязанность к определённому взрослому.
Заключение.
У ребёнка наблюдается комплексная задержка в формировании предметно-
игровой деятельности, социального поведения, речевой деятельности.
Планируемые мероприятия по системе М. Монтессори
1. Занятия с педагогом Монтессори.
1. Сенсомоторное развитие.
Задачи:
- развитие зрительного анализа и восприятия предметов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие слухового восприятия;
- развитие общих движений;
Пособия и материалы: модули на тактильные ощущения, розовая башня,
наблюдение за движущимся предметом (шариком), проталкивание мягких
шариков через туннель, цветные цилиндры, раскладывание шариков и т. д.
включая собственный интерес ребенка.
2. Формирование социального поведения.
Задачи:
- развитие эмоционального отклика, оживления ребёнка при проведении игр;
- развитие умения сосредоточенно смотреть на действия взрослого с
игрушками;
- развитие любознательности, познавательного интереса;
4
Средства: групповые занятия «Круг», тестопластика, крупотерапия,
упражнения практической жизни: пересыпание, переливание, вылавливание
игрушек ситечком, взбивание мыльных пузырей и т.д
3. Становление предметно-практической деятельности:
Задачи:
- развитие процессуальных элементарных предметно-игровых действий;
- расширение набора предметно-игровых действий;
- развитие целенаправленности предметно- практических действий;
- формирование умения соотносящих и примеривающих предметно-
практических действий.
Средства: перекладывание ложкой из одной емкости в другую, чистка яйца,
разрезание вареной моркови, рамки с застежками: пуговицы, липучки,
молния и т. д. учитывая интерес ребенка.
4. Развитие речевой деятельности.
Задачи:
- развитие понимания речи взрослых;
- развитие активной речи;
- расширение пассивного словаря;
- стимулирование лепета;
Средства: групповые занятия совместно с другими детьми и педагогами;
устное народное творчество, пальчиковые игры, рассматривание картинок,
использование сюжетных картинок.
Обследование ребенка по окончании образовательного маршрута.
Ребенок узнает взрослого, тянется к ним. Исчезло неразборчивое
дружелюбие. Эмоционально спокоен, колебаний настроения не наблюдается.
Эмоционально реагирует на обращенную речь – улыбается, возникает
двигательная активность.
5
Выполняет отдельные поручения (« положи на место», «принеси», «дай).
В активной речи слоги, лепетные слоги. Короткий рассказ взрослого не
понимает.
Индивидуальный план совместной работы воспитателя по системе М.
Монтессори и ближайшего окружения мальчика в дальнейшем :
1.
Развивать основные психические процессы: восприятие, внимание,
память, мышление.
2.
Способствовать формированию основ личности: любознательность,
самосознание, положительное само я; моё.
3.
Проведение систематических занятий, направленных на снижение
уровня тревожности у ребенка.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
6