Автор: Кононыхина Ирина Евгеньевна
Должность: Педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "Особенности развития общения в раннем возрасте"
Тема: Развитие и общение
Раздел: дошкольное образование
«Особенности развития общения в раннем возрасте»
МБДОУ д/с №150 г. Иркутска
педагог-психолог Кононыхина И.Е.
Никто не подвергает сомнению важность общения в жизни человека, так как
общение является её неотъемлемой частью. Через общение человечество передаёт
знания, получает новую информацию, познает себя и окружающий мир,
развивается на протяжении всей жизни. Потребность в общении занимает одно из
центральных мест среди прочих. С помощью общения человек выстраивает
специфические отношения с собой и миром, с людьми, налаживает различные
связи: семейные, партнерские, деловые, дружеские. В общении человек познает
спектр разнообразных переживаний, чувств и эмоций, которые окрашивают его
жизнь, придают ей смысл и значимость. Зачастую эти переживания могут быть
положительными (радость от общения, ощущение единства и причастности,
принадлежности)
и
отрицательными
(чувство
отвержения
и
одиночества,
непонятности другими). Данные переживания имеют большое значение в
становлении личности, особенно в развитии личности на этапе раннего детства.
Таким образом, выбранная тема всегда будет актуальна для изучения.
Еще Л. С. Выготский говорил о том, что ранний возраст «сенситивен во
всем». Поэтому целенаправленным развитием речи необходимо заниматься в
возрасте от 1 года до 3х лет, так как именно в этот промежуток, речь развивается
особенно активно.
Разговорная речь выступает не только средством общения, но и средством
мышления,
воображения,
овладения
своим
поведением,
осознания
своих
переживаний и собственного «Я».
В отечественной психологии изучением особенностей развития общения в
раннем возрасте занимались следующие авторы: Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Е.О.
Смирнова, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьев и другие. Представленные авторы
рассматривают общение как коммуникативные умения.
Коммуникативные умения – это такие умения, которые характеризуют
личностные качества ребенка, необходимые для его общения с другими людьми.
Данные
умения
являются
осознанными
коммуникативными
действиями,
благодаря которым дети выстраивают своё общение с другими детьми или
взрослыми согласно сложившемуся контексту (умение адекватно анализировать,
считывать состояние партнера; общение по поводу предмета и т.д.). Под
коммуникативными умениями следует понимать: 1) желание ребенка вступать в
общение с другими детьми и взрослыми; 2) проявление чувств эмпатии с
окружающими
людьми,
сострадание,
сочувствие,
взаимопомощи
и
взаимопонимании; 3) знание норм и правил общения со взрослыми.
Развитие
представленных
коммуникативных
умений
невозможно
без
активного участия в этом процессе взрослых.
Ребенок в раннем возрасте вступает в отличные от периода младенчества
отношения. Теперь мама является не только источником принятия, ласк и
нежностей
(эмоционально-личностное
общение).
Мама
–
это
партнер;
формируется сотрудничество между взрослым и ребенком. Благодаря этому
общение приобретает новый характер и становится деловым, так как оно связано
с какими-либо предметами окружающей действительности. Мама выступает
организатором и исследователем, образцом для подражания; она вводит ребенка в
мир предметов, показывает и рассказывает, как с ними взаимодействовать,
открывает новые свойства и качества, который тот не может обнаружить
самостоятельно, тем самым расширяя опыт ребенка. Т.е. на первый план
выступает общение по поводу деятельности, взаимодействия с предметами, что
способствует формированию предметно-действенных средств общения.
Важную
роль
в
развитии
ребенка
играет
воспитатель
дошкольного
учреждения. Воспитатель является эталоном и основным источником речевого
развития
в
данном
возрасте.
Это
происходит
благодаря
постоянному
сопровождению детей в образовательной организации, где ребенок проводит
большую часть времени. Воспитатели обладают специальными знаниями и
навыками по речевому развитию детей, обучают этому родителей.
Общение и деятельность ребёнка с воспитателем имеет разнообразный
характер. Сюда входят: игры с предметами, динамическими игрушками,
рассматривание картинок, восприятие рассказов и музыки; совместные игры со
сверстниками,
организуемые
педагогом.
Общение
в
момент
выполнения
режимных
ситуаций:
научение
использования
бытовых
орудий
при
самообслуживании; умывания; сборов на прогулку и т.д. Педагоги сопровождают
предстоящие действия словами, чтобы вызвать к нему интерес малыша;
объясняют смысл этих действий, тем самым расширяя и закрепляя его
представление.
Ведущее значение при развитии речевой активности детей данного возраста
имеет внимательное, заботливое, осторожное отношение педагога к ребенку,
создающее ответную положительную реакцию и доверительные отношения
между ними. Без доверительных отношений невозможно развивать активную речь
у детей.
В данном возрасте детям сложно концентрироваться на монотонной,
неинтересной для них деятельности, в игре же напротив – могут дольше
сосредотачивать своем внимание и сохранять речевую активность. Особой
любовью у детей пользуются игры - потешки, пальчиковые игры, в которых
действия сопровождаются короткими стишками. Ребенок вслушивается в речь
педагога,
ловит
ритм
потешки,
быстрее
запоминает
слова
и
действия;
формируется правильное звукопроизношение, появляется умение четко и быстро
произносить слова, улучшается память.
Сюжетные игры, как средство познания окружающего мира способствуют
развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того
чтобы игра возникла и развивалась полноценно, педагог вовлекает детей и
организовывает совместные игры. Просит помочь покормить куклу, мишку,
распределяет игровые действия: «Давай покормим. Я дам ей пирожок, а ты напои
ее чаем, скажи: «Пей, Маша чай». Таким образом, ненавязчиво обогащается игра
детей, создаются условия для речевой активности.
Помимо коммуникации с взрослыми ребенок раннего возраста открывает
перед собой возможность и необходимость в общении со сверстниками.
Представленная потребность формируется на втором году жизни и имеет
специфическое содержание. Обычно коммуникативное взаимодействие между
детьми сопровождается двигательной активностью, яркими эмоциями. При этом
дети по большей части пытаются показать самих себя, из-за чего слабо реагируют
на личность, индивидуальные особенности партнера.
Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд стадий. На
первой
стадии
дети
проявляют
интерес
друг
к
другу:
рассматривают,
дотрагиваются, активно привлекают внимание другого, повторяют движения,
произносят разнообразные причудливые звуки разной степени интенсивности,
эмоционально проявляют себя. На второй стадии дети к концу второго года жизни
стремятся делиться, показывать свои успехи. На третьей стадии на третьем году
жизни
проявляется
чувствительность,
заинтересованность
в
отношении
сверстника к ребенку. Дети получают удовольствие, когда на их проявления
сверстники положительно реагируют и включаются во взаимодействие.
Субъектное, т.е. полноценное коммуникативное взаимодействие между
детьми возможно в большей степени благодаря активной позиции взрослого.
Только взрослый способен помочь увидеть ребенку в сверстнике такое же
существо, как он сам. Привлекая их внимание друг к другу, выделяя их сходство,
интерес и пользу от совместного взаимодействия.
Таким образом:
• Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной
деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания.
• Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества
со взрослым.
• Основной формой общения со взрослым является предметно - деловая
форма общения.
• Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении со
сверстниками.
Общение
со
сверстниками
имеет
форму
эмоционально
практического взаимодействия.