Напоминание

Развитие и общение


Автор: Кононыхина Ирина Евгеньевна
Должность: Педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "Особенности развития общения в раннем возрасте"
Тема: Развитие и общение
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности развития общения в раннем возрасте»

МБДОУ д/с №150 г. Иркутска

педагог-психолог Кононыхина И.Е.

Никто не подвергает сомнению важность общения в жизни человека, так как

общение является её неотъемлемой частью. Через общение человечество передаёт

знания, получает новую информацию, познает себя и окружающий мир,

развивается на протяжении всей жизни. Потребность в общении занимает одно из

центральных мест среди прочих. С помощью общения человек выстраивает

специфические отношения с собой и миром, с людьми, налаживает различные

связи: семейные, партнерские, деловые, дружеские. В общении человек познает

спектр разнообразных переживаний, чувств и эмоций, которые окрашивают его

жизнь, придают ей смысл и значимость. Зачастую эти переживания могут быть

положительными (радость от общения, ощущение единства и причастности,

принадлежности)

и

отрицательными

(чувство

отвержения

и

одиночества,

непонятности другими). Данные переживания имеют большое значение в

становлении личности, особенно в развитии личности на этапе раннего детства.

Таким образом, выбранная тема всегда будет актуальна для изучения.

Еще Л. С. Выготский говорил о том, что ранний возраст «сенситивен во

всем». Поэтому целенаправленным развитием речи необходимо заниматься в

возрасте от 1 года до 3х лет, так как именно в этот промежуток, речь развивается

особенно активно.

Разговорная речь выступает не только средством общения, но и средством

мышления,

воображения,

овладения

своим

поведением,

осознания

своих

переживаний и собственного «Я».

В отечественной психологии изучением особенностей развития общения в

раннем возрасте занимались следующие авторы: Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Е.О.

Смирнова, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьев и другие. Представленные авторы

рассматривают общение как коммуникативные умения.

Коммуникативные умения – это такие умения, которые характеризуют

личностные качества ребенка, необходимые для его общения с другими людьми.

Данные

умения

являются

осознанными

коммуникативными

действиями,

благодаря которым дети выстраивают своё общение с другими детьми или

взрослыми согласно сложившемуся контексту (умение адекватно анализировать,

считывать состояние партнера; общение по поводу предмета и т.д.). Под

коммуникативными умениями следует понимать: 1) желание ребенка вступать в

общение с другими детьми и взрослыми; 2) проявление чувств эмпатии с

окружающими

людьми,

сострадание,

сочувствие,

взаимопомощи

и

взаимопонимании; 3) знание норм и правил общения со взрослыми.

Развитие

представленных

коммуникативных

умений

невозможно

без

активного участия в этом процессе взрослых.

Ребенок в раннем возрасте вступает в отличные от периода младенчества

отношения. Теперь мама является не только источником принятия, ласк и

нежностей

(эмоционально-личностное

общение).

Мама

это

партнер;

формируется сотрудничество между взрослым и ребенком. Благодаря этому

общение приобретает новый характер и становится деловым, так как оно связано

с какими-либо предметами окружающей действительности. Мама выступает

организатором и исследователем, образцом для подражания; она вводит ребенка в

мир предметов, показывает и рассказывает, как с ними взаимодействовать,

открывает новые свойства и качества, который тот не может обнаружить

самостоятельно, тем самым расширяя опыт ребенка. Т.е. на первый план

выступает общение по поводу деятельности, взаимодействия с предметами, что

способствует формированию предметно-действенных средств общения.

Важную

роль

в

развитии

ребенка

играет

воспитатель

дошкольного

учреждения. Воспитатель является эталоном и основным источником речевого

развития

в

данном

возрасте.

Это

происходит

благодаря

постоянному

сопровождению детей в образовательной организации, где ребенок проводит

большую часть времени. Воспитатели обладают специальными знаниями и

навыками по речевому развитию детей, обучают этому родителей.

Общение и деятельность ребёнка с воспитателем имеет разнообразный

характер. Сюда входят: игры с предметами, динамическими игрушками,

рассматривание картинок, восприятие рассказов и музыки; совместные игры со

сверстниками,

организуемые

педагогом.

Общение

в

момент

выполнения

режимных

ситуаций:

научение

использования

бытовых

орудий

при

самообслуживании; умывания; сборов на прогулку и т.д. Педагоги сопровождают

предстоящие действия словами, чтобы вызвать к нему интерес малыша;

объясняют смысл этих действий, тем самым расширяя и закрепляя его

представление.

Ведущее значение при развитии речевой активности детей данного возраста

имеет внимательное, заботливое, осторожное отношение педагога к ребенку,

создающее ответную положительную реакцию и доверительные отношения

между ними. Без доверительных отношений невозможно развивать активную речь

у детей.

В данном возрасте детям сложно концентрироваться на монотонной,

неинтересной для них деятельности, в игре же напротив – могут дольше

сосредотачивать своем внимание и сохранять речевую активность. Особой

любовью у детей пользуются игры - потешки, пальчиковые игры, в которых

действия сопровождаются короткими стишками. Ребенок вслушивается в речь

педагога,

ловит

ритм

потешки,

быстрее

запоминает

слова

и

действия;

формируется правильное звукопроизношение, появляется умение четко и быстро

произносить слова, улучшается память.

Сюжетные игры, как средство познания окружающего мира способствуют

развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того

чтобы игра возникла и развивалась полноценно, педагог вовлекает детей и

организовывает совместные игры. Просит помочь покормить куклу, мишку,

распределяет игровые действия: «Давай покормим. Я дам ей пирожок, а ты напои

ее чаем, скажи: «Пей, Маша чай». Таким образом, ненавязчиво обогащается игра

детей, создаются условия для речевой активности.

Помимо коммуникации с взрослыми ребенок раннего возраста открывает

перед собой возможность и необходимость в общении со сверстниками.

Представленная потребность формируется на втором году жизни и имеет

специфическое содержание. Обычно коммуникативное взаимодействие между

детьми сопровождается двигательной активностью, яркими эмоциями. При этом

дети по большей части пытаются показать самих себя, из-за чего слабо реагируют

на личность, индивидуальные особенности партнера.

Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд стадий. На

первой

стадии

дети

проявляют

интерес

друг

к

другу:

рассматривают,

дотрагиваются, активно привлекают внимание другого, повторяют движения,

произносят разнообразные причудливые звуки разной степени интенсивности,

эмоционально проявляют себя. На второй стадии дети к концу второго года жизни

стремятся делиться, показывать свои успехи. На третьей стадии на третьем году

жизни

проявляется

чувствительность,

заинтересованность

в

отношении

сверстника к ребенку. Дети получают удовольствие, когда на их проявления

сверстники положительно реагируют и включаются во взаимодействие.

Субъектное, т.е. полноценное коммуникативное взаимодействие между

детьми возможно в большей степени благодаря активной позиции взрослого.

Только взрослый способен помочь увидеть ребенку в сверстнике такое же

существо, как он сам. Привлекая их внимание друг к другу, выделяя их сходство,

интерес и пользу от совместного взаимодействия.

Таким образом:

• Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной

деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания.

• Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества

со взрослым.

• Основной формой общения со взрослым является предметно - деловая

форма общения.

• Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении со

сверстниками.

Общение

со

сверстниками

имеет

форму

эмоционально

практического взаимодействия.



В раздел образования




Яндекс.Метрика