Напоминание

Развитие мелкой моторики.


Автор: Власова Евгения Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности."
Тема: Развитие мелкой моторики.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные

виды деятельности.

МБДОУ№150 г. Иркутск

Воспитатель: Власова Е.П.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как

развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не

могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать

рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,

мозаикой.

Они

отказываются

от любимых другими детьми лепки и

аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются

обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных

действиях,

доступных

сверстникам.

Это

влияет

на

эмоциональное

благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень

развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте

работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна

стать

важной частью

развития детской

речи,

формирования

навыков

самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится

ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также

словарный

запас.

Разнообразные

действия

руками,

пальчиковые

игры

стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие

руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая

моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания,

как

внимание,

мышление,

оптико-пространственное

восприятие

(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память,

речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных

движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать

и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,

повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять

упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его

речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за

выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится

запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У

малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями,

он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий

высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно

изучает,

постигает

окружающий

мир.

Основной

метод

накопления

информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать,

гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это

стремление,

предлагая

малышу

различные

игрушки

(мягкие,

твердые,

шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования, он получает

необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию

мелкой моторики нужно с раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном

возрасте

нужно

выполнять

простые

упражнения,

сопровождаемые

стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки

и т.д. Также в раннем детстве полезные игры с кубиками ,пирамидками,

матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, «Лего»,

когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать

целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики

слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие

малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие

мелкой

моторики

у

детей

раннего

возраста

через

различные

виды

деятельности» необходима и продиктована временем.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика.

- Игры с мелкими предметами ( камешки, пуговицы, мелкие игрушки,

крышки от пластиковых бутылок.)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков.

- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание,

выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических

заданий).

- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми.

- индивидуальная работа с детьми.

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа. Останавливаются лицом в круг.

Эта долька – для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих

Эта долька – для утят. руках, начиная с больших, на каждое

Эта долька – для котят. название животного.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Изображают пасть волка двумя

руками.

Он сердит на нас – Беда!!! Приседают. Закрывают голову

руками.

Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Топ – топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали туесочек,

Мухомор красный – гриб опасный. большие пальцы – ручка.

А второй – лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих

Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,

Третий гриб – волнушка, начиная с мизинцев.

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики Соединять пальцы в

«замок».

С вами мы подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев

обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев

от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть

кистями.

Пальчиковая гимнастика «Топ топ»

Топ-топ! Топотушки!

Скачет зайчик на опушке.

Слегка ударяем по столу подушечками пальцев одновременно обеих рук.

Ежик спрятался под елкой,

У него торчат иголки.

Сжимаем кисти рук в кулаки и катаем их по столу.



В раздел образования




Яндекс.Метрика