Автор: Власова Евгения Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности."
Тема: Развитие мелкой моторики.
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные
виды деятельности.
МБДОУ№150 г. Иркутск
Воспитатель: Власова Е.П.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не
могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать
рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой.
Они
отказываются
от любимых другими детьми лепки и
аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях,
доступных
сверстникам.
Это
влияет
на
эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень
развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна
стать
важной частью
развития детской
речи,
формирования
навыков
самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится
ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также
словарный
запас.
Разнообразные
действия
руками,
пальчиковые
игры
стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие
руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая
моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания,
как
внимание,
мышление,
оптико-пространственное
восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память,
речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных
движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать
и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять
упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его
речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за
выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится
запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У
малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями,
он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно
изучает,
постигает
окружающий
мир.
Основной
метод
накопления
информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать,
гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это
стремление,
предлагая
малышу
различные
игрушки
(мягкие,
твердые,
шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования, он получает
необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию
мелкой моторики нужно с раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном
возрасте
нужно
выполнять
простые
упражнения,
сопровождаемые
стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки
и т.д. Также в раннем детстве полезные игры с кубиками ,пирамидками,
матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, «Лего»,
когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать
целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики
слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие
малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие
мелкой
моторики
у
детей
раннего
возраста
через
различные
виды
деятельности» необходима и продиктована временем.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с мелкими предметами ( камешки, пуговицы, мелкие игрушки,
крышки от пластиковых бутылок.)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков.
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание,
выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических
заданий).
- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми.
- индивидуальная работа с детьми.
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа. Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят. руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят. название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Изображают пасть волка двумя
руками.
Он сердит на нас – Беда!!! Приседают. Закрывают голову
руками.
Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Топ – топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали туесочек,
Мухомор красный – гриб опасный. большие пальцы – ручка.
А второй – лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка, начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики Соединять пальцы в
«замок».
С вами мы подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев
обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев
от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть
кистями.
Пальчиковая гимнастика «Топ топ»
Топ-топ! Топотушки!
Скачет зайчик на опушке.
Слегка ударяем по столу подушечками пальцев одновременно обеих рук.
Ежик спрятался под елкой,
У него торчат иголки.
Сжимаем кисти рук в кулаки и катаем их по столу.