Автор: Плетнева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос. Ровно-Владимировка
Населённый пункт: пос. Ровно-Владимировка ,м.р.Волжский, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Проектная задача на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных учебных действий
Раздел: начальное образование
ГБОУ ООШ пос.Ровно-Владимировка
Учитель начальных классов
Плетнева Людмила Владимировна
2-й К Л А С С
Итоговая работа
на тему: «Проектная задача на уроках русского языка как условие формирования
коммуникативных учебных действий
в ходе обобщающего урока в условиях конкурса «Были-небылицы»
П р е м е т: русский язык.
Р а з д е л: «Звуки и буквы»
Т е м а: «Повторение и обобщение правил правописания буквосочетаний с шипящими звуками» (38 урок).
Ц е л ь: закрепить и обобщить написание буквосочетаний с шипящими звуками с помощью составления рифмованных
строчек.
Планируемые результаты
Предметные
– проверить умение определять
«ошибкоопасные» места в
буквосочетаниях с шипящими
звуками, в написании парных
согласных по звонкости и
глухости, безударных гласных и
правильно подбирать ключ для
их проверки --развивать умение
рифмовать слова, умение
правильно составлять строчки с
рифмованными словами,
соблюдая ритм
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока,
стремиться ее выполнить;
Оценивать достижения на уроке;
Работать в группе: высказывать свою
точку зрения, договариваться о
выполнении задания;
формировать действия самоконтроля и
самооценки, взаимоконтроля и
взаимооценки.
Личностные:
Проявлять навыки адаптации в
динамично меняющемся мире;
Определять личностный смысл
учения;
Продолжить работу над
взаимодействием детей в малой
группе и формированием действий
самоконтроля и самооценки,
взаимоконтроля и взаимооценки.
Технологическая карта урока решения итоговой тематической проектной задачи «Были-небылицы»
№
п/п
Основные
этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Методы и
приемы
Форма работы
Прогнозируемый
результат
Контроль и оценка
1
Этап
анализа:
постановка
проектной
задачи
Представление
проектной задачи.
Организация
группового
взаимодействия
Анализ
учащимися
предложенной
задачи.
Выбор
руководителей
групп
Словесные,
анализ
Фронтальная,
диалог
Принятие
проектной
задачи. Прогнозирование
возможного
результата
работы.
Включение
учащихся
в
групповую
работу
Прогностический
контроль
2
Этап
моделирования
:
решение
проектной
задачи
Организация
группового
и
межгруппового
взаимодействия.
Оказание
по
запросу учащихся
помощи в выборе
средств и способов
работы
Работа в группах
по
решению
поставленной
задачи
Словесные,
наглядные.
Поисковая
работа
учащихся.
Метод
встроенного
наблюдения
Коммуникативная
коллективно-
распределенная
деятельность
учащихся
Исправление
орфографических
ошибок,
восстановление
рифмы.
Ретроспективный
контроль.
Пооперационный
контроль.
Самооценка,
взаимооценка
3
Этап синтеза
Координация
действий учащихся
на
этапе
объединения
результатов
совместной работы
в
единый
«продукт»
Презентация
результатов
работы групп и
объединение их
в единое целое
Словесные,
анализ,
синтез
Презентация,
диалог.
Результат работы группы.
Пооперационный,
ретроспективный,
рефлексивный
контроль.
Самооценка,
взаимооценка
4
Рефлексия
Анализ
учебной
деятельности
школьников
по
решению
проектной задачи
Соотнесение
прогностическо
й
оценки
с
результатом
работы
по
решению задачи
Словесные,
анализ
Фронтальная
Эмоциональное
удовлетворение
от
выполненной работы
Прогностический
контроль.
Рефлексивный
контроль
1. Этап анализа: постановка проектной задачи
У. – Ребята, вы знакомились с небылицами Корнея Чуковского. Они вам очень понравились. Незнайка со своими
друзьями сочинили свои небылицы. Я хотела послать их на конкурс «Весёлые рифмы», но жюри вернуло работы. Разберитесь,
в чём причина. (Тексты небылиц появляются на экране.)
1) подбор рифмующегося слова:
Жук увидел одуваньчик
И присел, как на стульчик.
2) сочинение двустиший на заданные рифмы:
Прибижала курочька,
Заиграла дудочька.
Прилитела птичька,
Загорелась спичька.
На приёме у врачя
Два чихающих грачя.
Снисла яичко курочька,
И загорелась дудочька.
3) словарик рифм:
белочька – стрелочька
птичька – невеличька
точьный – сильный – восточьный – платочьный
птица – косметичька – частичька
кошка – мышка.
4) сочинение небылицы по началу:
Чики, чики, чикалочьки!
Едет гусь на палочьке,
А гусыня на скакалочьке.
Все мокрющие, как мочялочьки.
Чики, чики, чикалочьки!
Едет гусь на палочьке,
Уточька на дудочьке,
Курочька на чюрочьке,
Зайчик на тачьке,
Мальчик на собачьке!
2. Этап моделирования: решение проектной задачи
У. – Да, проблема большая. Мне хотелось увидеть эти работы на конкурсе. Что вы предлагаете? (Предложения детей.)
З а д а н и е: исправление орфографических ошибок, восстановление рифмы.
4 группы получают задания под № 1, 2, 3, 4 на листах А4, по количеству учеников в группе.
Учащиеся распределяют обязанности в группе и выбирают задания для индивидуальной работы. После того, как
индивидуальное задание будет выполнено, осуществляется взаимопроверка результатов индивидуальной работы внутри
группы. Далее учащиеся делают правильную запись на альбомных листах и красочно оформляют с помощью своих рисунков.
3. Этап синтеза
У. – А теперь представьте результат работы группы всему классу и расскажите, как вы рассуждали в процессе
восстановления правильности задания.
Представитель от каждой группы защищает результат работы группы, объясняя каждую исправленную орфограмму,
восстановленную рифму. После презентации результатов работы каждой группы листы складываются в конверт, пишется
адрес. Конкурсные работы готовы к отправке.
Рефлексия
У. – Как вы думаете, ребята, с задачей мы справились?
У. – Я думаю, что наши работы оценят, а особенно счастливы окажутся те дети, небылицы которых мы восстановили.
Р е з у л ь т а т г р у п п о в о й р а б о т ы д е т е й:
1) подбор рифмующегося слова:
Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик.
2) сочинение двустиший на заданные рифмы:
Прибежала курочка,
Заиграла дудочка.
Прилетела птичка,
Загорелась спичка.
На приёме у врача
Два чихающих грача.
Снесла яичко курочка,
И загорелась дудочка.
3) словарик рифм:
белочка – стрелочка
птичка – невеличка
точный –– восточный – платочный
косметичка – частичка
кошка – плошка, мышка - малышка
4) сочинение небылицы по началу:
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
А гусыня на скакалочке.
Все мокрющие, как мочалочки.
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке!