Напоминание

"Инновационное сопровождение в период адаптации"


Автор: Еременко Снежана Сереевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ№48
Населённый пункт: г. Майкоп
Наименование материала: проект
Тема: "Инновационное сопровождение в период адаптации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная работа Тема: Инновационное сопровождение в период адаптации к условиям ДОУ. Исполнитель: Педагог - психолог Еременко С. С. МБДОУ «Колокольчик»

Паспорт проекта

Тема:
Инновационное сопровождение в период адаптации к условиям ДОУ
Автор проекта:
Еременко Снежана Сергеевна
Решаемая проблема:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Актуальность:
Инновация современного дошкольного образовательного учреждения направляет создание и поддержку в ДОУ адаптивной педагогической среды, которая бы, с одной стороны, максимально соответствовала особенностям и потребностям всестороннего развития всех воспитанников, с другой – способствовала эффективной реализации задач ранней диагностики, профилактики и преодоления ситуаций и состояний риска в детском развитии. При этом необходимо корректное встраивание задач в контекст единого дошкольного образовательного процесса. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или - негативным, т.е. стрессу. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: строгое соблюдение режима дня; отсутствие близких, родных людей; постоянный контакт со сверстниками и т.д. Выстраивая модель комфортной адаптации детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении, нужно не в меньшей степени учитывать и адаптивность педагогов, подразумевающую:  знание особенностей психофизического развития детей данного возраста  умение создать безопасную комфортную среду для всех участников образовательного процесса, учитывая индивидуальность каждого  готовность идти на диалог, а иногда и на компромисс в отношениях с родителями  желание создать атмосферу «семейного» тепла, доброты, внимания друг к другу
 умения проанализировать любую ситуацию и при необходимости повысить уровень своей компетенции.  Дошкольное образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от ДОУ, целью которого является поддержание заведенного порядка функционирования. Процесс формирования гражданского общества, быстрое внедрение информационных технологий предъявляет к процессу воспитания дошкольников новые, более высокие требования, базирующиеся на современных методах.
Критерия
успешной адаптации выделяет два направления : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо- логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо- генетическими.
Цель:
создание психолого-педагогической системы сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период.
Объект:
педагог-психолог, воспитатели, дети, родители
Предмет
: психологическая адаптация детей к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Повышение адаптивности детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения. 2. Повышение уровня познавательного и личностного развития детей с использованием новых инновационных технологий. 3. Повышение уровня компетентности педагогов, работающих в группе кратковременного пребывания детей по вопросам их успешной адаптации. 4. Повышение психологической компетентности родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
 Благоприятный адаптационный период детей  Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к
осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого- педагогической службой ДОУ.  Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.  Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Краткое описание проекта:
В ходе реализации проекта используются следующие формы и методы работы: 
с детьми:
наблюдение, диагностика развития познавательной сферы детей, индивидуальные и групповые занятия, работа по подгруппам, свободная игровая деятельность, участие в досугах и развлечениях. 
с родителями:
анкетирование, опросы; беседы; консультации индивидуальные; родительские собрания; участие в праздниках, развлечениях. 
с педагогами:
семинары-практикумы; выступления на педагогических советах; консультации; совместное творчество педагогов и детей; тренинги.
Этапы проекта:

1. Организационный этап:
 подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;  разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;  пополнение предметно-развивающей среды;  разработка информационного материала для родительского уголка;  разработка анкет для родителей;  составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
 реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
 анализ проведенной работы;  диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;  презентация проекта для педагогов и родителей;

План проекта

период

Содержание

ответственные

Сентябрь
- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; - Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация. - «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); Заведующая администрация воспитатели воспитатели воспитатели педагог-психолог, воспитатели педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог методист педагог-психолог воспитатели
Октябрь
- Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; - Занятие «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация - Занятие «Мячики» 1. Приветствие. педагог-психолог муз. Руководитель воспитатели педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог Педагог-психолог
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели
Ноябрь
- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; - Занятие «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре» - Занятие «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это- папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»; Мед.работник Педагог-психолог Педагог-психолог Муз.руководитель Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатели
Декабрь
- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Педагог-психолог воспитатели воспитатели
- Занятие «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» - Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза. 2. Рифмовка «В нашей группе» 3. Стихотворение «Ель» 4. Игра «Заморозь» 5. Потешка «Пальчики у нас попляшут» 6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»; - Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ. Педагог-психолог воспитатели Муз.руководитель Воспитатели Педагог-психолог Воспитатели методист
Список литературы: 1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004. 2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999. 3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.: 5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с. 6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с. 7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.


В раздел образования




Яндекс.Метрика