Авторы: Григорьева Галина Вячеславовна, Ростовцева Галина Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин, преподаватель гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Организация внеурочной деятельности как путь формирования Интереса к выбранной профессии ( специальности)
Тема: Организация внеурочной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Организация внеурочной деятельности как путь формирования
Интереса к выбранной профессии ( специальности).
Григорьева Галина Вячеславовна, преподаватель специальных дисциплин,
ГПОУ ТО ТКПТС
Ростовцева Галина Александровна , преподаватель гуманитарных дисциплин,
ГПОУ ТО ТКПТС
В новых условиях, когда на рынке труда особенно востребованы квалифицированные
рабочие и специалисты среднего звена, одной из главных задач педагогов
профессиональных образовательных учреждений является не только привлечение
молодежи в колледжи, техникумы и профессиональные лицеи, но и воспитание из
студентов настоящих профессионалов, таких, для которых выбранная специальность или
профессия станет делом всей жизни.
Выбор профессии – это всегда ответственное решение. Во многом правильно выбранная
профессия определяет то, как сложится вся дальнейшая жизнь человека. Найдя дело по
душе, можно стать по - настоящему успешным. Любимая профессия таким образом
принесет и осознание собственной значимости, и материальный достаток. В шестнадцать
лет далеко не все ответственно подходят к выбору профессии. Не все в этом возрасте
могут ответить на вопрос « Чем я хочу заниматься?»
Ни для кого не секрет, что зачастую наш первокурсник – человек, ещё не определившийся
со своим выбором: кто-то пришёл в колледж вместе с другом или подругой, «за
компанию», кого-то привели родители. Нередко слышишь: «В институт не пройдёт,
учиться не хочет, ЕГЭ не сдаст, пусть умеет готовить (или шить, или стричь)!»
Мы, как и многие преподаватели средних профессиональных учебных заведений, рады
каждому студенту, перешагнувшему порог нашего колледжа. Теперь надо добиться того,
чтобы учиться нравилось. Во многом решить эту задачу помогает грамотно
организованная внеурочная деятельность, в которую мы стремимся вовлечь не только
наших студентов, но и абитуриентов. Эта деятельность направлена на то, чтобы показать
первокурсникам и гостям колледжа, что наши специальность « Поварское и кондитерское
дело» и профессия «Повар, кондитер», не только востребованные, престижные, а ещё и
интересные, творческие.
О том, чем занимаются люди нашей профессии, мы рассказываем нашим будущим
студентам, когда они приходят к нам на дни открытых дверей или мы сами выезжаем в
школы с презентациями и мастер-классами. В прошлом году мы внедрили такую форму
работы по профориентации, как « путешествие по колледжу» - своеобразные экскурсии
для учащихся 7-9 классов по производственным мастерским и лаборатотриям.
А первокурсники уже полноправные участники нашего творческого процесса. И пусть
даже студент не определился с правильным выбором, мы говорим ему: «Наша профессия
замечательная, учись, получай знания, даже если потом ты выберешь другую профессию,
эта может кормить тебя, пока ты будешь учиться!»
20 октября ежегодно отмечается Международный день повара. В это время по традиции в
нашем учебном заведении стартует неделя технологического отделения. Для
первокурсников наши преподаватели предлагают мероприятия, направленные на
осознание социальной значимости избранной профессии, формирование интереса к ней.
Таким, безусловно, является мастер-класс «Бутерброды и холодные закуски!», « Хлеб –
всему голова!» Участники – студенты первого курса, узнают сведения из истории
продукта, знакомятся с различными рецептами, технологией приготовления бутербродов
и холодных закусок, приготовления хлебобулочных изделий, а еще они впервые
оказываются в лаборатории, им предлагают самостоятельно вымесить тесто, отправить
его в печь, а затем оценить результаты своей работы.
Традиционно в нашем колледже отмечается Масленица. Если старшекурсники уже сами
готовы удивить участников праздника испечёнными блинами, то первокурсники изучают
традиции русской кухни и составляют в виде презентаций « Книгу семейных рецептов».
Мы стараемся по возможности организовать экскурсии на предприятия общественного
питании я, где в недалеком будущем нашим студентам предстоит проходить практику, а
затем и работать. При проведении таких мероприятий мы всегда можем рассчитывать на
помощь наших социальных партнеров.
Наши выпускники, ныне успешно работающие на предприятиях общественного питания
региона, стараются не терять связи с колледжем. Бывая в гостях у своих преподавателей и
младших товарищей, они рассказывают о том, чего смогли добиться, показывают мастер-
классы по приготовлению различных блюд, в том числе и авторских. Благодаря
подобным встречам большинство наших студентов осознают не только значимость своей
профессии, но и необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Действительно, не нужны никакие слова, если перед глазами личный пример успешного
молодого человека, еще вчерашнего студента, уже состоявшегося в профессии.
Преподаватели общеобразовательных дисциплин, готовя свои мероприятия, всегда
делают акцент на будущую профессию своих студентов. Недавно в рамках недели
гуманитарных дисциплин прошел турнир « Повар-грамотей», где участникам было
предложено « приготовить» винегрет ( или салат, или борщ), используя словосочетания с
одной или двумя буквами н в суффиксах полных или кратких страдательных причастий
и прилагательных. Студентам предлагалось за определенное время подобрать такие
словосочетания. Среди названных вариантов были маринованные огурцы, квашеная
капуста, резанные кубиками овощи, вареная свекла, нашинкованная морковь,
эмалированная кастрюля, рафинированное масло, отваренные в подсоленной воде
кальмары, консервированный зеленый горошек, и. т. д. А причастия « пассерованный»,«
бланшированный» после знакомства с их лексическим значением в толковом словаре
прочно вошли в словарный запас и повседневную практику будущих поваров.
« Почему я повар?» - так мы обозначили тему творческой работы, предложенную
студентам первого курса. Вот что получилось. Приводим выдержки из работ студентов.
«Во всем мире много разных профессий, но я выбрал профессию повара. С детства
смотрел кулинарные программы и наблюдал, как люди готовят. Мне это очень нравится.
Я уверен, что шеф-повара, которые сейчас работают в различных ресторанах, начинали
свою карьеру, как и мы. Я стану шеф-поваром и буду радовать родных и близких своими
блюдами».
« Мы должны приготовить блюдо не только вкусно, но и красиво, и тут нам помогает
воображение. Ведь из обычных продуктов можно создать что-то необычное, если
умеешь. Мне нравится готовить, и я рада тому, что я пришла учиться на повара».
« Человека можно порадовать вкусными и интересными блюдами. Большинство людей в
наше время переносят стрессы и нервные потрясения, а еда помогает успокоиться и стать
немного добрее. Я хотела бы стать мастером своего дела и открыть маленькую кофейню,
чтобы радовать туляков своей кухней».
Небольшие фрагменты работ студентов демонстрируют не только их сознательный
выбор профессии, но и заинтересованность в приобретении знаний и умений. В подобном
случае можно говорить о стойкой мотивации к учебной деятельности. Это позволит в
процессе дальнейшего обучения обеспечить качественную подготовку
высококвалифицированного работника для производства.