Автор: Сафронова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБУЗ "Дом ребёнка" с органическим поражением ЦНС, нарушением психики
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Технология применения системы Марии Монтессори на занятиях с детьми с ОВЗ в рамках оказания ранней помощи в ОГБУЗ "Дом ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Технология и применение на занятиях системы Марии Монтессори с
детьми в рамках оказания ранней помощи в ОГБУЗ «Дом ребенка».
Я хочу рассказать о педагогических технологиях и методиках и их эффективном
использовании по системе М. Монтессори в нашем учреждении ОГБУЗ « Дом ребенка», в
рамках оказания ранней помощи детям.
Методика направлена на раскрытие уникального потенциала, который есть в каждом
ребенке. Ее основной девиз: «Помоги мне это сделать самому!». Основной принцип
метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к
саморазвитию, ведь маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные
действия, призму собственных чувств, прожитых в действии.
В основе системы - открытые Марией Монтессори сензитивные периоды восприятия
мира, которые характерны только для детей и не повторяются во взрослом состоянии.
Особенность этих периодов в том, что в каждый конкретный возрастной промежуток
развивается определенный участок мозга и, следовательно, мы постарались создать такую
окружающую среду, которая будет способствовать развитию навыков, связанных именно
с этим участком. Монтессори-педагогика состоит из трех основных частей: ребенок,
развивающая среда, педагог.
Важно, что все дидактические Монтессори-пособия изготавливаются из натуральных
материалов. Во время занятия ребенок сам выбирает зону и материалы, воспитатель же
только наблюдает, направляет и помогает, если ребенку нужна помощь.
Методика Монтессори помогает развить внимание, усидчивость, творческое и логическое
мышление, память, речь, воображение, координацию и моторику. Во время занятий также
уделяется внимание взаимодействию между детьми и освоению бытовой деятельности,
что способствует развитию самостоятельности - дети учатся уважать работу друг друга,
заботиться об окружающей среде и быть ответственными за свой выбор.
Самое главное, что в этой системе нет ни принуждения, ни соревнования - ребенок учится
легко, непринужденно, в собственном темпе - благодаря этому он развивается полноценно
и гармонично.
В нашем учреждении дети находятся в возрасте от нуля до четырех лет с разными
диагнозами и разным интеллектуальным потенциалом. Дети, приходят на занятия вместе с
родителями. Присутствие родителей на занятии создает у малыша чувство защищенности,
ребенок свободно и активно действует. В течение 2019 года занятия посетили 257 детей.
За время работы по системе М. Монтессори, я вижу, что дети обучаются всему легко и с
удовольствием в своем индивидуальном темпе, без « обязаловки», на занятиях им не
страшно и не скучно, они любознательны и инициативны. Меня радует, что дети могут
сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют
организовывать свое время.