Напоминание

Специфика обучения детей 7-8 лет игре на гитаре в ДШИ


Автор: Иовик Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика обучения детей 7-8 лет игре на гитаре в ДШИ
Дата публикации: 15.10.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Специфика обучения детей 7-8 лет игре на

гитаре в ДШИ»

СПб ГБУДО «ДШИ» Красносельского района

Преподаватель гитары: Иовик Л.В.

Санкт-Петербург 2020

Введение

Начальное обучение игре на шестиструнной гитаре учащихся младших

классов ДШИ – важный раздел методики обучения игре на гитаре.

Музыкальное воспитание помогает формировать гармонично развитых,

культурных, духовно богатых людей, какую бы в дальнейшем человек не

выбрал профессию. Обучение детей в ДШИ, по программе, соответствующей

государственным требованиям, делает актуальным разработку методики

обучения игре на гитаре детей 7-8 лет, т.к. предполагает срок обучения 8 (9)

лет. Спецификой работы с детьми этого возраста, несомненно, является

адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого

ученика, как возрастным, так и чисто музыкальным. Зачастую музыкальные

способности еще не сформированы, не развиты в должной мере. Поэтому от

преподавателя требуется уделять внимание не только формированию

гитарных

навыков,

но

и

всего

спектра

способностей

музыкально

образованного человека.

Цель данной разработки выявить специфику обучения игре на гитаре детей

7-8лет и осветить практические рекомендации освоения музыкального

инструмента на начальном этапе обучения в 1классе ДШИ.

Основная часть

Возрастные особенности детей 7-8 лет, на которые нужно опираться в

обучении игре на гитаре:

1.С физической стороны необходимы периоды отдыха.

2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ, действие.

Это запоминается гораздо сильнее.

3. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание

абстрактных слов и понятий.

4. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

5. С эмоциональной стороны начинает развиваться система оценок, но

эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так

велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

6. С социальной стороны очень расположен к совместной деятельности.

Рекомендации:

1. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить

все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том,

чтобы темп речи был доступен и понятен ребенку.

2. Приближайте язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом,

предпочитайте простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегайте

длинных, запутанных предложений.

3. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давайте ответы на вопросы

либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно

найти ответ с помощью наводящих вопросов.

4. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои

возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и

трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку

увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия:

давайте время передохнуть, разнообразьте урок собственным исполнением

пьес, подберите репертуар, который будет позволять ребенку поверить в

себя, в свои силы.

5. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от

него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».

6. Здесь уместна игра в ансамбле с педагогом, что придает уверенность в себе

ученику. Чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении своего

труда, поэтому лучше разнообразить урок разными заданиями, переключать

внимание с одного вида работы на другой. Необходимо постараться, чтобы

раскрылись сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение

начинающего гитариста. Важно заканчивать каждый урок на достижении

какого-то результата, четко сформулированным домашним заданием.

От

искусства ведения урока, от эмоционального настроя педагога зависит

плодотворность работы, а главное — желание ученика продолжить занятия

дома.

Создание мотивации к обучению игре на гитаре.

Надо заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и

приподнятым

настроением.

Именно

в

доброжелательном

общении

с

учеником делаются первые шаги к успеху. Чтобы ребенок на первых порах

не потерял веру в себя, получал удовольствие и удовлетворение от каждой

встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с

интересами и возможностями ученика, а методический материал давать, не

перегружая его внимания, рационально и последовательно.

Чтобы ребенок

мог

полноценно

воспринимать

и

понимать

музыку,

прежде

всего,

необходимо научить его внимательно слушать. Гитара как музыкальный

инструмент имеет свои особенности звучания, которые требуют от ученика

постоянного и целенаправленного слухового внимания.

На первых уроках изучение нотной грамоты и освоение навыков игры на

гитаре отходят на второй план — главное внимание сосредоточено на

развитии музыкального слуха. Для того чтобы ученик привыкал к звучанию

и тембру инструмента, занятия по развитию слуха следует проводить под

гитару. Учитель проигрывает мелодию песенки или просто отдельные звуки,

а ученик должен их спеть. Необходимо внимательно следить, чтобы голос

ученика точно совпадал со звучащей нотой. Нечистое интонирование у детей

часто

происходит

от

неразвитости

голосового

аппарата.

При

систематическом и целенаправленном развитии слуха все поправимо. На

начальном этапе музыкальных занятий по развитию интонационного слуха

необходимо подбирать тональность, близкую к речевому диапазону ребенка,

а затем, по мере освоения навыков интонирования, постепенно его

расширять. Интерес и любовь к музыке у детей, как показывает практика,

появляются через движение под музыку. Попросите ребенка подвигаться под

музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа,

ритма,

движения.

Через

восприятие

темпа

и

ритма

музыкальных

произведений ученик начинает воспринимать и музыкальную речь.

Посадка

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика

на стуле без инструмента. К каждому ученику, в зависимости от его возраста,

воспитания, способностей, необходимо подходить индивидуально. Поэтому

занятия следует проводить поэтапно; в какой-то степени вся педагогическая

деятельность строится на импровизации. Наиболее рациональное положение

корпуса на стуле — это на краю стула и ближе к правому краю сиденья, что

предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на инструменте (более

подробно этот момент будет освещаться при игре в Х позиции). Под левую

ногу нужно поставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика.

Главное — чтобы левая нога по отношению к корпусу была под острым

углом. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная

опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола, следует под

ногу подложить дощечку для полной устойчивости ноги и чуть отодвинуть

ногу вправо. Такое положение ног, корпуса, плеч, головы ученику может

казаться

несколько

необычным,

поэтому

необходимо

проделывать

с

учеником

гимнастические

упражнения для

закрепления рациональной

посадки. Главное в посадке — естественное положение корпуса, плеч,

головы,

что

является

важнейшим

условием

для

повышения

работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество

звука и рациональную работу исполнительского аппарата. Правильная

посадка ученика на стуле сочетается с собранностью и подтянутостью

корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины. В то же время мышцы

корпуса не должны быть чрезмерно расслаблены — при игре необходимо

упругое, активное состояние мышц.

Звукоизвлечение

Игра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Правильный

контакт

со

струнами

необходимо

воспитывать

через

оптимальную

организацию игровых движений. Прежде чем дать ученику инструмент,

нужно научить его управлять своими руками, научить отличать свободу,

легкость от зажатости и скованности.

Предлагаемые

упражнения

позволяют

ученику

понять

состояния

«напряжения - расслабления», «зажатости - свободы»:

— максимальное напряжение рук: сжать пальцы в кулак — затем расслабить;

— сделать глубокий вдох (корпус напряжен), затем выдох (корпус

расслаблен). Главное — научить понимать и фиксировать свои ощущения.

Все упражнения, пройденные на уроке, надо закреплять дома. Данные

упражнения репетировать перед зеркалом, обращая внимание на состояние

мышц лица и мимику. После этих упражнений переходить к игре на

инструменте.

Звукоизвлечение на открытых струнах

Приступая к работе над звукоизвлечением на гитаре, необходимо с самого

начала вырабатывать важный профессиональный навык: слух — движение.

Процесс извлечения звука состоит из трех этапов: 1) увидеть; 2)

услышать; З) извлечь. Как показала практика, звукоизвлечение на гитаре

следует начинать с освоения приема игры апояндо.

Естественно, при нажатии на струну происходит определенное напряжение

соответствующих мышц. Это должно находиться под контролем. Основное

давление на струну происходит от третьей фаланги. Сама кисть при этом

остается неподвижной. Большой палец р правой руки при работе i, m

находится на шестой струне. Это положение р необходимо для устойчивости,

организованности и поддержания правильного положения кисти. Левая рука

находится на пятке гитары или на корпусе. На этом этапе освоения

звукоизвлечения есть два важных момента: слух и движение. Учащийся

должен предслышать, предчувствовать появление звука ми.

Известно, что современные музыканты-исполнители на гитаре извлекают

звук ногтем. На начальном этапе следует извлекать звук без использования

ногтей: причина не только в том, что у ребенка слабые ногти и есть

сложности в их обработке, — дело в обучении контакту со струной. Именно

кончик пальца, или ногтевая фаланга, рождает звук.

Педагогу всегда следует помнить, что пальцы правой руки разные как по

степени подвижности, так и по силе. При исполнении музыкальных

произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому

равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В

упражнении приучайте ученика слушать и добиваться одинакового качества

звучания независимо от извлекающего звук пальца.

Обучение звукоизвлечению тирандо нужно начинать примерно спустя две

недели после начала обучения апояндо. Пальцы правой руки поставьте на

струны, как при упражнениях на поджатие: р — на шестой струне. i — на

третьей, m на второй, а — на первой. Начните с поджатия. Вспомните:

третью струну подтягивать к четвертой, вторую к третьей, первую ко второй.

Это важные ежедневные упражнения и на начальном этапе не следует их

забывать.

Тирандо

очень

легко

получается

на

основе

упражнения

«поджатие». В самом деле, кончик пальца i от третьего сустава с силой

нажимает и подтягивает третью струну и соскальзывает со струны, но не

попадает на четвертую струну, как при апояндо, а проходит буквально рядом

с четвертой струной в направлении к пятой. Движение пальца после

звукоизвлечения не следует сдерживать, позвольте по инерции продолжить

движение

до

его

естественной

остановки.

При

возвращении

пальца

расслабьте не только палец, но и всю двигательную часть руки, как это было

описано ранее.

Следите, чтобы ученик вовремя без лишних движений

готовил пальцы к следующему звукоизвлечению. Постоянно обращайте

внимание ученика на необходимость слушать как звучание, так и тишину.

Играйте упражнение не спеша, но ритмично: на «раз» — звук, на «и» —

тишина, возвращение пальца. Переходить от апояндо к тирандо и наоборот

необходимо без изменения положения кисти. Можно сказать с уверенностью,

что лучший и более короткий путь в освоении яркого звука на гитаре —

тирандо, по насыщенности полноте звучания приближенный к звучанию

апояндо.

Переход на ногтевой способ извлечения звука

Переход на ногтевой способ звукоизвлечения звука происходит у каждого

индивидуально. Прежде всего, это определяется конкретными требованиями

к освоению инструмента и различными способами звукоизвлечения, а также

степенью усвоения пройденного материала: хороший контакт со струной,

конкретный, четкий звук, достаточная физическая сила и выносливость

пальцев. Продемонстрируйте и расскажите ученику, в чем смысл и важность

применения ногтевого способа извлечения звука.

Необходим индивидуальный подход: длина зависит от контакта пальца со

струной. Чем плотней контакт — тем короче ноготь. На выбор длины ногтя

также влияет и толщина подушечки. Для более удобного соскальзывания

ногтя со струны необходимо снять с ногтя фаску под углом примерно 30-35

градусов и отполировать ее.

Начальный этап освоения ногтевого способа: поставьте пальцы правой руки

как при упражнении на поджатие струн, но контакт со струной теперь будет

иным. Струна оказывается между ногтем и подушечкой, как можно ближе к

ногтю. Проделайте упражнения на поджатие струн всеми пальцами с

ощущением контакта ногтя и подушечки со струной. Извлечение звука

осуществляется через контакт чувствительной подушечки пальца со струной.

Ощущение струны, ее натяжение вначале идет через подушечку, а

извлекается звук ногтем. Это очень важно помнить: не с подушечки на

ноготь, а через контакт с подушечкой. Начинать ногтевую игру удобнее всего

приемом тирандо; апояндо — позже, после приобретения устойчивых

навыков ногтевого исполнения. С первых же звуков, извлеченных ногтем,

должен быть обеспечен постоянный слуховой контроль за качеством

звучания. Важно с первых уроков развивать у ученика самоконтроль

правильной посадки и положения рук.

Донотный период

Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Бывает,

что дети не могут прочитать короткое стихотворение, пословицу, поговорку

достаточно выразительно. Вслушиваясь в интонации человеческой речи,

можно

открыть

много

необходимого

и

полезного

и

затем

удачно

использовать эти находки в музыкальной речи, музыкальном исполнении.

Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в

классе педагога-музыканта. Пример: «Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин

дом». Слова этой песенки следует прочитать ученику и попросить его

повторить, внимательно и терпеливо убеждая, что слова следует произносить

звонко, громко, четко, а главное — тревожно. «Светит солнышко к нам в

окошечко» — совершенно другой характер произношения: ласковый, не

спеша, тихо. Задание на дом: «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»;

«Петушок, петушок, золотой гребешок». Количество номеров, разбираемых в

классе и задаваемых на дом, следует отбирать в зависимости от возраста

ученика и степени усвоения материала. Весь цикл следует проводить до

полного усвоения смысла стихов, считалок, поговорок и правильного, а

главное – добиваться выразительного их произношения.

Пусть ученик узнает от вас о назначении частей гитары и особенностях ее

конструкции, дайте ему возможность вслушаться в звучание каждой

отдельной струны, обращая внимание на то, что именно надо услышать: «Вот

так звучит звук в самом начале, вот так он длится, а здесь, послушай, он

угасает». Каждой струне следует дать образную характеристику вроде такой:

«Первая струна — самая тонкая, самая младшая сестренка с тоненьким

голоском, и зовут её - Ми. Попробуй ее спеть — звук следует тянуть

продолжительно.

Голос

твой

должен

слиться

со

звучанием

струны.

Подобным

образом,

подбирая

яркие

характеристики

и

определения,

расскажите о звучании всех струн — высоких низких. Чтобы пробудить у

ученика интерес к музыке, следует знакомить его с такими песнями и

музыкальными произведениями, которые бы ему хотелось послушать, спеть,

а потом и сыграть. Доступными и подходящими для таких выступлений

педагога перед учениками могут быть пьесы из школы Иванова-Крамского:

«Танец», «Маленький вальс», «Грустный напев». Задание: изобразить,

определить шаги в музыке: в словах «лев», «слон», «тигр» — по одному

шагу; «мама», «папа», «Таня» — два шага; «яблоки», «черешня», «апельсин»

— три. Ученик сам легко подбирает слова, определяет количество слогов и

прохлопывает их в ладоши. И все это в соответствии с характером и ритмом.

Затем

ученику

можно

объяснить

и

показать

запись

ритма

стиха

длительностями: «Пе-ту-шок, пе-ту-шок, зо-ло-той гре-бе-шок».

«Тра-та-та, тра-та-та, мы ве-зем с со-бой ко-та».

Надо дать возможность ученику самому определить короткие и долгие шаги.

На начальном этапе обучения все песенки следует давать со словами и

именно через слово, через шаги, определять характер, образность исполнения

данных песенок. Затем необходимо познакомить ученика с нотным станом,

нотными знаками, ключом «соль»; научить ученика правильно записывать на

нотном стане ключ и нотные знаки.

Ознакомление с основными приемами игры, освоение репертуара.

Работа

над

песенками.

Песенки

должны

быть

очень

простыми.

И

сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог. Сначала

лучше песенку пропеть со словами под аккомпанемент учителя — это будет

гораздо выразительнее, чем без аккомпанемента. Доступно расскажите о

характере песенки. Как только ребенок правильно споет мелодию, можно

приступить к игре на инструменте. Уже с первых уроков следует учить

ребенка различать мелодию и аккомпанемент, помочь понять и доступно

объяснить роль аккомпанирующей гитары. Ансамблевая игра располагает к

более быстрому и более правильному усвоению метроритмической основы

музыкального материала. Описание содержания песенки увлекает, и все

варианты ученик исполняет с удовольствием; самое главное — однообразное

исполнение

одного

звука

превращается

в

интересную,

образную

музыкальную картину, которая требует внимания и увлеченности. Нужно

учить ребенка выражать свои чувства, свои мысли с помощью гитары.

Познавая и изучая инструмент — гитару, на начальном этапе ставя

технические

задачи,

одновременно

следует

вести

работу

над

художественным образом, над музыкой. Постепенно осваивается арпеджио

на открытых струнах, исполнение двойных нот.

Развитие музыканта-гитариста, формирование его как личности зависят не

только от двигательно-моторных навыков, но и от репертуара. Зачастую

педагоги начальных классов обращаются к музыке композиторов М.

Каркасси, М. Джулиани, Ф. Сора, Д. Агуадо. Это очень хорошо, но и в тоже

время очень мало. Среди современных композиторов, произведения которых

отвечают высоким профессиональным требованиям и задачам начального

обучения, - Никита Кошкин, Штефан Рак, Франц Хьюст, Виктор Козлов. Для

расширения музыкального кругозора необходимо с начальных классов

обучения включать в репертуар учащихся музыку от Ренесанса до

современных дней.

Заключение

Избранная тема методической разработки представляется весьма актуальной

и

практически

востребованной.

Каждый

мыслящий

педагог-музыкант

сопоставляет

различные

профессиональные

взгляды

и

находит

свой

неповторимый путь, обобщая опыт педагогов-мастеров и систематизируя

свои собственные педагогические наблюдения. В данной работе освещены

основные моменты правильной посадки за инструментом; донотного периода

обучения;

начального

освоения

звукоизвлечения

на

гитаре;

последовательность изложения материала обучения; работа с начальным

репертуаром. Данная работа освещает различные вопросы современной

гитарной школы на первоначальном этапе обучения, и представляет собой

обобщение достижений мастеров классической гитары, а также собственный

педагогический опыт. В ходе работы выявлена специфика обучения детей 7-8

лет игре на гитаре. В сущности это учет преподавателем в своей работе

психических

возрастных

особенностей

учащихся;

формирование

музыкального мышления и способностей на базе того, что уже доступно и

знакомо ребенку; постепенная подача материала и знаний от простого к

сложному, с этапом закрепления пройденного; постепенное формирование

исполнительских двигательно-моторных навыков; освоение первоначального

репертуара.

Список литературы

1.

Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке: книжка с нотами для

начинающих обучаться игре на фортепиано. - Ленинград: Советский

композитор, 1989.

2.

Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. - М.,

2003.

3.

Гитман А. Ф. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002.

4.

Гитман А. Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М.,

2002.

5.

Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам

техники. - СПб: Композитор, 2009.

6.

Кузин Ю.П. Азбука гитариста.

Доинструментальный период. –

Новосибирск.,1999.

7.

Кузин

Ю.П.

Азбука

гитариста.

Инструментальный

период.

Новосибирск.,1999.

8.

Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. – М., 2002.



В раздел образования




Яндекс.Метрика