Автор: Думникова Екатерина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ дет ский сад № 150
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья "ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ"
Тема: Игровая деятельность
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ.
Думникова Е. А, педагог-психолог
МБДОУ г. Иркутска детский сад №150
«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапыва-
ет дерево, стараясь не повредить его корневую систему ,пересаживает вместе с
землей. Несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не прижи-
вется».
Аскарина Н. М
Проведя аналогию данной цитаты по отношению к вновь прибывшим де-
тям в ДОУ, хотелось бы сделать акцент на следующем: правильная организация
жизни ребенка в ДОУ позволяет формировать у него положительное отношение
к детскому саду, что безусловно влияет на успешную адаптацию детей. Чтобы
создать комфортные условия для адаптации и улучшить эмоциональное состоя-
ние детей необходимо уметь переключать внимание малыша на игровую дея-
тельность, которая приносит ему удовольствие, радость и внутреннюю свободу.
Так как игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со
сверстниками, двигаться, манипулировать предметами, то у него в процессе иг-
ровой деятельности создаются положительные взаимоотношения сразу в двух
системах: ребенок-педагог, ребенок-ребенок. Отсюда следует, что сформирован-
ные в игровой деятельности навыки положительного взаимоотношения, способ-
ствуют легкой адаптации детей в новом коллективе.
Чтобы адаптации детей раннего возраста прошла успешно воспитатель со-
ставляет план образовательной деятельности, где планирует разнообразные фор-
мы работы: игры-развлечения, игры-релаксации, игры с элементами музыки с
использованием самодельных шумелок, дидактические и подвижные игры и
игры с элементами устного народного творчества, хороводные игры. Все режим-
ные моменты в группе следует строго учитывать, а игры направленные на адап-
тацию детей использовать поэтапно.
Педагог должен помнить, что ребенок приходит в новый коллектив, поэто-
му этап встречи ребенка в детском саду, и знакомство с другими детьми должен
быть заранее организовать.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить довери-
тельные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам,
вызвать положительное отношение к детскому саду. Эмоциональное общение
возникает на основе совместных действий, проявлением заботы к каждому ма-
лышу. В данный период необходимо использовать и индивидуальные, и
фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя одиноким и обде-
ленным вниманием.
Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение,
налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Существует ряд игр направленных на сближение друг с другом:
«Раздувайся пузырь»
«Лови, лови!»
«Расскажи руками»
«Найди игрушку»
«Мишка» ( воспроизведение детьми строк из стихотворения)
А так же игры направленные на формирование эмоционального контакта, дове-
рия детей к воспитателю:
«Иди ко мне»
«Выдувание мыльных пузырей»
«Хоровод»
«Поезд» и т.д
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, отзывчивого, всегда готового
прийти на помощь человека.
Так же, положительную роль в адаптационный период детей приносят
«игры на коленках»:
«Раз, два, три, бум!»
«Прыг – скок»
«Ехали, мы ехали»
Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком, не в коем слу-
чае не стоит исключать в период адаптации. Именно эмоциональный контакт пе-
дагога с ребёнком помогает второму пережить временное расставание с мамой.
Сюда может входить поглаживание, объятья, прямое взаимодействие педа-
гог-ребенок, чаще всего дети воспринимают такие посыла, как любовь, внима-
ние и ласку, то чего не хватает малышам на период адаптации в ДОУ.
Таким образом хотелось бы подытожить следующее: следует заметить, что
подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная
игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОУ.