Автор: Вичужанина Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУСОШ №3
Населённый пункт: поселок Михайловка, Черемховский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная"
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира 1 класс
Цель: определить цвета и последовательность цветов радуги, объяснить, почему появляется радуга, при каких условиях можно увидеть
радугу.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться называть цвета радуги, отображать последовательность цветов радуги, научиться высказывать предположения о
причинах возникновения радуги, принимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее, работать в группе, используя
представленную информацию для закрепления материала.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее, отвечать на вопросы, обобщать
собственное представление, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, соотносить
изученные понятия с примерами из реальной жизни, владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению, принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, синтеза, обобщения, классификации, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск
необходимой информации ( из материалов учебника, из рассказа учителя, из собственного опыта).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и в рабочей тетради, принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих
действий.
Личностные – осознают свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,
связывая успехи с приложенными усилиями и трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, согласовывать свои действия, вступать в
коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично - поисковый, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Почему радуга разноцветная?», оценочные листы, для работы в группах: пластилин,
цветная бумага, клей, ножницы, кисти, краски, бейджи, цветные карандаши, Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс часть2.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Фомы обучения
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
1.
1.Организационный
момент.
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка к
усвоению учебного
материала.
Проверяет готовность к
уроку, создает
эмоциональный настрой.
-Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чаще руки поднимать!
Слушают, знакомятся
с презентацией слайд
№2
Фронтальная
2. Актуализация
знаний
Загадки о временах
года
- Сегодня на уроке мы
повторим название времен
года. Это пригодиться нам
при изучении нового
материала.
-Вы будете отгадывать
загадки и вот на таком
ласточке ( приложение 2)
записывать первую букву
отгадки.
-Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
-Тает снег ,
Звенят ручьи
Все сильней потоки
И летят уже грачи
Отгадывают загадки ,
вписывают первую
букву отгадки в
специальный бланк.
( приложение 2)
Индивидуальная
Самостоятельное
выполнение
задания
Обсуждение слайда
№4
К нам из стран далеких.
-Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают.
Когда это бывает?
-Вот стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
-Поверьте свою работу.
Оцените себя на
оценочном листе. Если вы
считаете, что все сделали
правильно, под цифрой 1 в
оценочном листе
раскрасьте кружок
зеленым цветом, если
ошиблись, то красным.
-Муравей Вопросик
спрашивает у вас ,ребята, в
какое время года бывает
такое?
- А что необычного на этом
слайде?
- В природе такое может
быть?
_ Ребята, сегодня на уроке
мы узнаем, какое явление
природы возникает в том
случае, если во время
дождя вдруг выглянет
солнце.
Работают со слайдом
№3
- Это гроза. Такое
бывает летом.
Во время грозы
выглянуло солнышко.
- Да, иногда бывает.
Самопроверка по
сладу №3
презентации.
Оценивают свою
работу на данном
этапе. (
приложение1)
3.Изучение нового
Чтение
- Сейчас вы сами
- явление природы
Фронтальная
Устные ответы
материала
стихотворения слайд
№5
Работа над
проблемным
вопросом слад№6
Работа по учебнику
(с.41)
Работа со слайдом
№8
Физкультминутка
(Приложение3)
догадаетесь, что это за
явление природы, когда
прочитаете небольшое
стихотворение.
-Мудрая Черепаха и
Муравей Вопросик
спрашивают: «Почему
радуга разноцветная»
- Поищите ответ на этот
вопрос на странице 41
учебника.
-Как вы думаете цвета у
радуги всегда
расположены в разном
порядке?
-Чтобы запомнить
последовательность цветов
в радуге, следует
запомнить такую фразу.
Прочитайте на слайде.
Первые буквы
соответствуют первой
букве цвета.
называется радуга.
Отвечают на вопросы;
предлагают свои
варианты ответов.
Просматривают
презентацию слайд№7
-Цвета радуги
расположены в
определенном
порядке.
-Каждый охотник
желает знать, где
сидит фазан.
Фронтальная
Устные ответы
4. Первичное
осмысление и
закрепление
Выполнить задания
1,2 в рабочей
тетради (с.26,27)
Формулирует задание,
создает эмоциональный
настрой, осуществляет
индивидуальный контроль
за выполнением задания.
-Оцените правильность
выполнения своей работы
Выполняют задания в
рабочей тетради.
Индивидуальная.
Взаимопроверка
заданий в рабочей
тетради
на оценочном листе под
цифрой 2
-Ребята, а где еще мы
можем наблюдать радугу в
жизни?
Отвечают на вопрос.
Рассматривают слайд
№9
Фронтальная
Оценивают свою
работу в тетради
5. Практическая
работа
Работа в группах
слайд№10
Моделирование
радуги из разных
материалов.
Объясняет детям суть
выполнения работы
каждой группе.
-Первая группа это
художники. Вторая группа
скульпторы, третья группа
конструкторы.
Выполняют работу в
группах. Первая
группа рисует радугу
акварельными
красками, вторая
группа моделирует
радугу из пластилина,
третья группа
конструирует радугу
из цветной бумаги
Групповая
Проверка
групповой работы.
6. Закрепление
Дополнительный
материал слайд №11
Знакомит ребят с
материалом о
происхождении слова
радуга.
Просматривают слайд
№11 презентации.
Фронтальная
Устные ответы
7. Итоги урока.
Рефлексия.
Обобщить
полученные на уроке
сведения и
определить свое
эмоциональное
состояние на уроке.
Проводит беседу по
вопросам итогового теста,
слайд №12 презентации
-Оцените правильность
выполнения теста под
цифрой 3
-Оцените свою работу на
уроке. Закрасьте круг под
цифрой 4 на оценочном
Отвечают на вопросы
на приложении 4
Индивидуальная
Самостоятельно
отвечают на
вопросы теста
Проверка теста
Оценивают свою
работу на уроке.
Показать смайлики
из приложения 5
листе.
-Сегодня на уроке
присутствовали и солнце и
туча. У кого по окончанию
урока солнечное
настроение, тот покажет
улыбающийся смайлик, а у
кого хмурое как тучка, тот
покажет грустный
смайлик.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке.
8.Домашнее задание
Выполнить задание
3 в рабочей тетради
(с.27)
В дополнительных
источниках найти
интересные сведения
о радуге?
Объясняет домашнее
задание.
Запоминают домашнее
задание.
Фронтальная
Индивидуальная