Автор: Панова Анна Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Синявская ООШ
Населённый пункт: с.Синявка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательных способностей обучающихся через ИКТ.
Раздел: среднее образование
Развитие познавательных способностей обучающихся через ИКТ.
Проблема развития познавательных способностей учащихся особенно
актуальна в настоящее время.
«Детская природа требует наглядности»- это требование легко можно
удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые
незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных
уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение
информационными технологиями - одна из компетенций учителя .
Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные
средства на различных стадиях учебного процесса:
- для повышения качества обучения;
-углубления знаний учеников;
-развития познавательного интереса к предмету;
- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Применение информационных
компьютерных технологий на уроках не
только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые
возможности для развития познавательных способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию;
- способствует эффективному усвоению учебного материала;
- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным,
личностно - развивающим;
- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих
способностей.
В результате – при правильном распределении внимания учащихся,
задействуются три механизма восприятия:
1. зрительно-образное, связанное с фотографиями,
2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,
3.зрительно-сознательное,
связанное
с
одновременным
чтением
дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции
соответствуют целям образовательного процесса.
Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и
повышают
уровень
усвоения
материала,
стимулируют
инициативу
и
творческое мышление.
Использование ИКТ на уроках имеет ряд преимуществ:
Во-первых, это экономит время.
Во-вторых,
дает
возможность
многосторонней
и
комплексной
проверки знаний учащихся.
В-третьих,
повышение
мотивации
обучения,
усиление
интереса
учащихся к урокам.
В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой
темп
работы.
Диалог
ученика
с
компьютером
происходит
индивидуально.
Информационные и коммуникационные
технологии помогают решить и
проблему качества обучения на уроках. Итак, какие плюсы:
- Оперативность информации:
только информационные технологии
позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию
-
Динамичность
хранения.
Позволяет
накапливать
и
сохранять
дидактическую базу, решить проблему наглядности.
-
Коммуникативность
(дает возможность организации электронных
конференций,
проектной
деятельности,
участию
в
методических
объединениях).
В
нашей
школе
появилась
возможность
проведения
уроков
с
использованием ИКТ. Я считаю, что при этом значительно повышается
эффективность урока за счет следующих возможностей:
инновационная наглядность изучаемого материала;
повышение
интереса
и
учебной
мотивации,
учащихся
к
изучению
учебных предметов;
повышение качества усвоения материала;
ИКТ позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.
Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми,
она целиком увлекает их.
Применение компьютера для обучения школьников — это
большая область проявления познавательных способностей для всех, кто
хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы
и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.
Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что
мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить
его здоровье.
Ещё Демократ говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно
знать меру!»
Литература:
И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. –
1990. - №5.
Ольга Шемякина.// Компьютер. – 2009. - №11.
В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной
культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.
Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –
М.: Радио и связь, 1997.
М.А. Пчелин. Фраза в новой обертке.// МИР ПК. – 2007. - №9.
Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.//
Компьютер Пресс. – 2007. - №12.