Автор: Сахненко Светлана Феодосьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр Развития Творчества Детей и Юношества"
Населённый пункт: г. Обнинск, Калужская область
Наименование материала: "Путешествие в сказочный мир глиняной игрушки"
Тема: "Лепка новогоднего сувенира"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка уроков
«Путешествие в сказочный мир дымковской игрушки»
в группе второго года обучения (10-11 лет)
по модифицированной программе
«Основы декоративно – прикладного искусства»
Автор:
Сахненко Светлана Феодосьевна
Педагог дополнительного образования
Руководитель объединения «Русский сувенир»
МБОУ ДО
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Калужская область, г. Обнинск
Описание материала:
Программа дополнительного образования детей «Основы декоративно-
прикладного искусства» рассчитана на 3 года обучения. Данные конспекты
уроков, объединенные общей темой: «Лепка и роспись дымковского бычка»
включают несколько занятий, на которых продолжается знакомство
с деятельностью дымковских мастеров и изучение особенностей лепки и
росписи. Итогом является создание собственного образа дымковской
игрушки.
Материалы по теме: «Лепка и роспись дымковской игрушки» могут быть
использованы в разных кружках и студиях декоративно – прикладного
искусства. Занятия по теме направлены на развитие творческих способностей
детей и на повышение интереса к народному искусству.
Урок № 1
Тема урока: «Эскиз дымковской игрушки»
Цель: расширить знания о дымковской народной глиняной игрушке.
Проверить практические и теоретические знания, полученные на предыдущих
занятиях первого года обучения.
Задачи:
Образовательные: знать какими инструментами пользуются дымковские
мастера, уметь нарисовать узор, изучить особые краски для росписи и
особенности дымковского орнамента;
Развивающие: при изображении эскиза совершенствовать технику рисования
гуашевыми красками, уметь смешивать краски для получения оттенков, уверенно
проводить линии и полосы в разных направлениях, создавать самостоятельно
элементы узора;
Воспитательные: побудить интерес к истории и традициям дымковского
промысла, побудить детей воплощать в художественной форме свои мысли,
чувства, переживания, представления;
Материалы и инструменты:
Образцы дымковских игрушек птиц: индюка, петушков, голубей.
Таблицы с изображением элементов дымковской росписи.
Силуэт бумажного дымковского бычка.
Кисти, гуашевые краски, палитра.
Салфетки, баночка для воды.
Музыкальный ряд:
Народная музыка, русские народные песни.
Литературный ряд:
Стихотворения, посвященные дымковской игрушке, потешки.
План урока
1.
Организационный момент.
2.
Беседа об особенностях дымковской игрушки.
3.
Чтение литературных отрывков.
4.
Постановка целей и задач.
5.
Практическая работа.
6.
Экспресс – выставка, анализ работ.
Ход урока
Внимание детей и педагога концентрируется на различные дымковские
игрушки, представленные на специальных подставках и таблицах.
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Оттого – то деревенька
Дымково зовется
Кто хоть раз попал туда
Не забудет никогда,
Вспомнит, - улыбнется.
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
И кого здесь только нет.
Озорные, расписные кошки Мурки,
Петушки, златогривые коняшки,
Индюки да барашки и,
Конечно, добрые коровушки,
Да храбрые бычки.
Все они герои многочисленных русских народных сказок. Ребята вспоминают их
и входят в сказочный мир народной игрушки, сделав предварительный эскиз в
цвете озорного веселого бычка, который является и символом следующего года по
восточному календарю.
Педагог предлагает тщательно рассмотреть мелькающие перед детьми
малиновые, зеленые, оранжевые, синие и желтые пятна узоров дымковских
игрушек.
Дети отвечают на вопросы педагога, вспоминая материал прошлого года:
- Что такое узор?
- Какие цвета используются в дымковской росписи?
- Какие особенности составления узоров?
- Что обозначает каждый элемент росписи?
Круг в дымковской игрушке символизирует солнце, волнистые линии – воду,
пересекающиеся линии (ромбы) – землю. Дополняют узоры горошинки, клетки,
полоски, пятна, точки.
Педагог предлагает раскрасить отдельные элементы фигурки бычка, используя
полученные знания и специальную заготовку – силуэт игрушки. Особое внимание
уделяется подбору красочной палитры и цветному фону.
В конце занятия проводится традиционная выставка и анализ лучших работ
учащихся.
Урок № 2
Тема урока: «Лепка дымковского бычка»
Цель: углубить знания о дымковской народной глиняной игрушке, создать собственный
образ народной игрушки.
Задачи:
Образовательные: знать какими инструментами и материалами пользуются народные
мастера из Вятки. Уметь анализировать форму предмета, понимать связь между
пластической формой и способом лепки. Научить навыкам и приемам конструктивного
способа лепки;
Развивающие: формировать у детей сенсорные способности (глазомер). Развивать
изобразительные способности, творческое мышление. Поддерживать личностное
творческое начало.
Воспитательные: активно воспитывать у обучающихся уважение к людям труда,
народному творчеству мастеров из Вятки.
Материалы и инструменты:
Дымковские игрушки, бычки.
Иллюстрации с изображением игрушек.
Таблицы с изображением последовательности лепки бычка.
Глина, стеки, тряпочка.
Салфетки, баночка для воды.
Музыкальный ряд:
Народная музыка.
Литературный ряд:
Стихотворения, посвященные дымковской игрушке, потешки.
План урока
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение учащимся о народном дымковском промысле.
3.
Чтение литературных отрывков.
4.
Постановка цели и задач.
5.
Лепка дымковского бычка (практическая работа).
6.
Подведение итогов.
Ход урока
Учащиеся подготовили самостоятельные доклады по теме «Дымковская игрушка».
Свое название она получила от села Дымково, близ города Вятки. Здесь издавна лепили из
глины игрушки и свистульки. В Вятке был даже особый праздник, который так и
назывался «Свистунья». В праздничный день улицы города наполнялись развеселыми,
озорными людьми с разноцветными, яркими, задорными игрушками и свистульками.
Кого только не лепили мастера из Вятки: всевозможных животных (коней, поросят, коров,
бычков, оленей, медведей), птиц, фигурки людей (барынь, кормилиц, всадников,
кавалеров). В наши дни игрушечницы создают целые сценки. Мастерица Зоя Васильевна
Пенкина даже вылепила пушкинскую сказку «Сказку о царе Салтане». Каждую фигурку
мастера из Дымки украшают разнообразными деталями: лепниной, оборками на платьях
барынь, лапках птиц и животных.
Начинаем наше путешествие в сказочный мир дымковской игрушки.
Мы знамениты на весь свет,
Любимцы мы в России.
Имеем чистый белый цвет,
Приметны ярким стилем.
Вручную лепят мастера
Нас из необожженной глины.
Податлив, кроток, прост наш нрав,
Порой по – детски мы наивны.
Одеты в платья расписные,
Оборок, рюшечек не счесть,
А кавалеры – удалые
И стать и ловкость – все в них есть!
Веселит, ласкает взор,
Пестрый, радужный узор.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
Рассматриваем фигурку дымковского бычка, анализируем из каких частей она состоит.
Используем в работе таблицу, на которой показана последовательность лепки бычка по
этапам. Практическая работа ведется совместно с учащимися.
В самом начале лепится цилиндр – колбаска, которая превращается в мостик. Отдельные
части фигурки примазываются: голова, шея, хвостик. Места скрепления плотно
прижимаются и хорошо промазываются более влажной глиной. Особое внимание уделяем
голове бычка. По бокам головы и в центре делаем отверстия, в них вставляем ушки и
рожки и примазываем. Незабываем сформировать ножки. Голову бычка можно развернуть
в сторону зрителя и дополнить какими – то деталями (бантик, цветочек, колокольчик),
сделав фигурку более забавной и озорной. В качестве вариации можно вылепить и маму
бычка – коровушку. Работа выполняется аналогично первому варианту.
В конце работы необходимо убрать шероховатости на поверхности игрушки,
отполировать пальцами заготовку.
Готовые изделия выставляются для анализа, выделяются лучшие работы. Затем игрушки
оставляем для просушки на 6-7 дней. Если есть возможность, то глиняные заготовки
обжигаются в муфельной печи.
Урок № 3
Тема урока: «Роспись дымковского бычка»
Цель: закрепить знания характерных особенностях и выразительных средствах
дымковской росписи.
Задачи:
Образовательные: уметь видеть закономерности построения узора (композицию), связь
назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит;
Развивающие: совершенствовать технику работы с кистью, развивать фантазию, вкус,
сенсорные способности (чувство света, ритм);
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к дымковскому промыслу, его
традициям и современности.
Материалы и инструменты:
Фигурки разных дымковских игрушек.
Заготовки бычков, выполненные на предыдущем уроке.
Таблицы – схемы с изображением орнаментов росписи и отдельных элементов.
Краски гуашевые, кисти.
Белая водоэмульсионная краска.
Клей ПВА.
Салфетки, баночка для воды.
Музыкальный ряд:
Русские народные песни.
Литературный ряд:
Загадки, потешки, стихотворения, посвященные Дымке.
План урока
1.
Организационный момент.
2.
Обзор сведений о характерных особенностях дымковской росписи и постановка
задач.
3.
Практическая часть:
а) побелка игрушек,
б) роспись игрушек.
4. Подведение итогов.
5. Выставка «Мир дымковской игрушки».
Ход урока
На всех столах у детей специальные стаканчики с водой, краски, кисти и глиняные
фигурки бычков. В ходе совместной беседы с педагогом ребята вспоминают характерные
особенности росписи дымковской игрушки, рассматривают таблицы с изображением
отдельных элементов узора и орнамента, а также этапы росписи глиняной фигурки.
Таблицы предварительно выполняются педагогом.
Дымковская роспись начинается непосредственно с побелки. Для игрушек характерен
ослепительно белый фон. Мастера из Дымки используют для этого мел, разведенный на
снятом молоке. Мы будем использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь,
смешанную с клеем ПВА. Для того, чтобы получить ослепительно белый цвет, наносим
несколько слоев краски. Ждем, когда краска после каждого слоя высохнет. В это время
слушаем народные песни, вспоминаем стихотворения, потешки.
Начинается непосредственная работа красками. Дымковская игрушка характерна
необычным по яркости узором. Используем в своей работе и созданный эскиз и
всевозможные вариации. Применяем основные краски и дополнительные, а также их
оттенки. Стараемся сделать элементы узора с одной и с другой стороны –
симметричными, яркими. Для яркости покрываем элементы узора вторым слоем.
В конце занятия подводим итог, анализируем работы. Собираем готовые для показа в
качестве демонстрационного материала и созданные самостоятельно руками детей
игрушки на выставку «Мир дымковской игрушки». Обучающимися придумываются
всевозможные сценки: «На зеленом лугу», «Ферма – кормилица», «Дымковская сказка».
Звучат народные песни, стихотворения, пословицы о труде, загадки.
Приложение 1. Эскиз бычка (детская работа).
Приложение 2. Последовательность лепки дымковского бычка.
/
Приложение 3. Последовательность росписи дымковского бычка.
Приложение 4. Детские работы.
Сюжет «На лугу».
Сюжет «Ферма – кормилица».
Сюжет «Дымковская сказка».