Автор: Магомедова Ажий Магомедгаджиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Д/с №6 "РЯБИНКА"
Населённый пункт: город Нягань, Тюменская область
Наименование материала: Модифицированная программа по здоровьесбережению
Тема: " Неболей-ко"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №6 «РЯБИНКА»
Модифицированная
образовательная программа
«Неболей-ка»
для детей старшего дошкольного возраста
/сроком реализации на 2 года/
Разработчик:
Магомедова А. М., воспитатель
первой квалифицированной категории
г. Нягань, 2020
Содержание
I. Пояснительная записка----------------------------------------------------------
---------------------------------------------- ----------3-9
II. Учебно - тематический план------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10-16
III. Перспективное планирование по образовательным областям ----------------------------------- 16-22
IV. Содержание программы-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------30-35
V. Работа с родителями------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------35-36
VI. Методическое обеспечение
----------------------------------------------------------------------------------------------------
---36-37
VII. Список литературы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------38-39
I. Пояснительная записка
2
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста стоит как
никогда остро. Всё чаще у родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций проявляется не просто
тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-
нравственное состояние современного подрастающего поколения.
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни.
Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании,
развитии, социальном формировании детей дошкольного возраста. В связи с этим возникла острая необходимость в
развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям дошкольного возраста.
Формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста вызвана, возрастанием и
изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни,
увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера,
провоцирующих негативные сдвиги в состоянии их здоровья.
Подавляющая часть заболеваний современного ребенка обусловлена, прежде всего, его образом жизни,
повседневным поведением и непониманием значимости здоровья в будущем. Поэтому формирование представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста служит принципиальной основой профилактики заболеваний.
Вопросы формирования и воспитания потребности знаний и соблюдения правил здорового образа жизни детей
дошкольного возраста, рассмотрены в многочисленных работах В.Г. Алямовской, Н.П. Абаскалова, З.Н.Ермакова, В.А.
Исаева и др.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений
об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и
умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки,
делать зарядку).
Разработанная и реализуемая программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
является
модифицированной.
Особое
внимание
в
модифицированной
программе
«Неболей-ка»
уделяется
формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни не только в ДОУ, но
3
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную
систему, в которую входит:
положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной
гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение детей и родителей к спорту;
начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения,
знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика
плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;
уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.
Актуальность.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей
отнесено к приоритетным направлениям социальной политики. На современном этапе развития системы дошкольного
образования оздоровительное направление работы детских садов становится все более значимым. Охрана и укрепление
здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Севера были и остаются
первостепенной задачей дошкольного учреждения. На здоровье северных детей существенное влияние оказывают
климатические условия: слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, большую часть года низкие
температуры. Современные условия жизни (телевизор, комфорт) способствуют уменьшение количества движений,
производимых детьми в течение дня. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц, и
вызывают их утомление, возникает торможение возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движения,
выносливости, гибкости и силы.
Поэтому осуществляя, свою педагогическую деятельность в детском саду основной своей задачей считаю
реализацию образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС дошкольного образования, направленной на
4
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование
представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Практическая значимость.
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с
детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Модифицированная программа «Неболей-ка»
разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом региональных, национальных и этнокультурных
потребностей народов Российской Федерации, согласно Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-о
(Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года); приказа Министерства образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.10.2013
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»; согласно письма Министерства образования РФ от 18.06.2003
№ 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников
требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни
детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Кроме того,
необходимость создания программы обусловлена запросом со стороны родителей и детей на программы по
оздоровлению детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея программы - определяется повышением уровня культуры здорового образа жизни
детей дошкольного возраста, через разработку системы мероприятий формирующих навыки здорового образа жизни,
формирование индивидуального стиля здорового поведения, формирование ответственности у родителей, в деле
5
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
приобщения к здоровому образу жизни.
Вид программы: модифицированная.
Новизной и отличительной особенностью программы «Неболей-ка» является то, что она имеет инновационный
характер. Оригинальность представленной системы работы заключается преобразовании стандартного обучения детей
здоровому образу жизни и воспитанию у них культуры здорового образа жизни, интеграции знаний в различные виды
детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в
создании здоровьесберегающей среды. Был разработан перспективный план по формированию основ ЗОЖ, серия
конспектов, картотеки дидактических игр,
альбомы дыхательной гимнастики,
картотека релаксационных игр и
упражнений для детей,
комплекс упражнений с массажными мячами,
картотека подвижных игр, картотека
пальчиковых игр, картотека игр по формированию ЗОЖ, картотека гимнастики для глаз. Раскрыты новые эффективные
формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни,
которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Цель программы: Формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа
жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Задачи программы охватывают все образовательные области в соответствии с ФГОС
Образовательные задачи:
Учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления в нашей жизни, помогающие в
укреплении и сохранении здоровья.
Расширять и обобщать знания детей элементарным представлениям о том, что значит быть здоровыми.
Формировать понятие о том, что каждый человек сам должен позаботиться о себе и своём здоровье.
Развивающие задачи:
Развивать
у дошкольников теоретические знания и практические навыки охраны личного здоровья и бережного
отношения к здоровью окружающих.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательность и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения.
6
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Принципы организации образовательного процесса:
принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и
укреплению здоровья в повседневной жизни;
принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и
взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном
переплетении всех видов детской деятельности - игры, обучения, труда, общения;
принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка - формировании,
обучении, сохранении и укреплении здоровья;
принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к
творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я»;
принцип коммуникативности
помогает
воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой
формируется социальная мотивация здоровья;
принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий
для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при
дальнейшем обучении в школе;
принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы
независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Сформулированные
свыше
принципы,
безусловно,
носят
здоровьесберегающий
характер,
обеспечивая
полноценное психическое развитие личности.
Ожидаемый результат
7
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Результатом освоения программы «Неболей-ка» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и
соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом;
знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самооценки, ощущает
себя субъектом здоровой жизни;
бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и
предметному миру;
осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу,
понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Основные направления работы по реализации Программы:
Направления работы:
Блок НОД;
беседы;
календарно-тематическое планирование;
блок дидактических, подвижных игр направленных на формирование представлений детей о здоровом образе
жизни;
перспективный план по взаимодействию с семьей.
Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют свою специфику, свою воспитательно-образовательную
ценность и задачи.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС по пяти направлениям развития и образования детей
(далее-образовательные области):
1.Образовательная область «Физическое развитие»:
Повышать мотивацию к занятиям по физической культуре;
Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания;
Продолжать знакомить с правилами гигиены;
8
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Воспитывать умение бережного отношения к своему организму, правильно оценивать себя и свое состояние.
2. «Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к
самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх;
Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций,
проблемных моментах и пожеланий;
Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить
правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт
через общение.
3. «Познавательное развитие»:
Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта.
Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение;
Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах
профилактики и охраны здоровья.
4. «Речевое развитие»:
Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений);
развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
5. «Художественно-эстетическое развитие»:
Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями;
Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с
характером и темпом музыкального сопровождения.
II. Учебно - тематический план
В соответствии с ФГОС, основной общеобразовательной программой ДОУ, учитывая принципы систематизации и
последовательности в дошкольном образовании разработан учебно - тематический план с детьми старшего
9
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
дошкольного возраста по физическому развитию. Образовательный процесс охватывает пять общеобразовательных
областей развития и игровую деятельность, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Учебно-тематический план (Старшая группа)
№
п/п
Месяц
Тема
Задачи
Формы работы
1
Сентябрь
«Таблетки растут на
ветке,
таблетки
растут
на
грядке»
Познакомить детей с понятием «витамины».
Закрепить знания об овощах и фруктах и их
значении в питании человека. Воспитывать у
детей культуру еды, чувство меры.
беседа; сюжетно -
дидактические игры
2
Сентябрь
«Чтобы
здоровье
было в порядке –
делаем
дружно
с
утра мы зарядку»
Приобщать детей к регулярным занятиям
физической
культурой.
Формировать
привычку здорового образа жизни у детей.
Воспитание положительного отношения к
утренней гимнастике
чтение
стихотворений;
беседа;
кукольный спектакль
3
Сентябрь
« В гостях у доктора
Айболита»
Закрепить
знания
детей
о
понятии
«здоровье». Уточнить правила сохранения
здоровья.
Воспитывать
интерес
к
собственному
организму,
самочувствию,
связанному с состоянием здоровья.
дидактические игры
4
Октябрь
«Чистота
–
залог
здоровья»
Формировать
привычку
осознанно
заботиться
о
чистоте своего тела.
Закрепить сформированность
культурно
–
гигиенических
навыков
у
детей.
Воспитывать желание аккуратно относиться
к своей одежде.
беседа
5
Октябрь
«Здоровые ушки у
моей подружки»
Познакомить детей со значением органа
слуха. Научить ребёнка осознано заботится о
дидактические игры
10
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
своём слухе. Воспитывать привычку следить
за чистотой своих ушей.
6
Октябрь
«Чтобы
глаза
хорошо видели»
Познакомить детей со значением органа
зрения. Сформировать у детей навыки ухода
за глазами. Воспитывать у детей бережное
отношение к глазам.
чтение стихотворений;
беседа
7
Ноябрь
« Чтоб с болезнями
не знаться – надо
правильно
питаться»
Познакомить
детей
с
принципами
правильного
питания.
Закрепить
знания
детей о вредных и полезных продуктах.
Воспитывать любовь к здоровой пищи.
беседа;
рисование красками
8
Ноябрь
«Олимпийские
Резервы»
Формировать
представления
о
влиянии
физических
упражнений
на
организм
человека; воспитывать любовь к физическим
упражнениям;
формировать
элементы
самоконтроля
во
время
разнообразной
двигательной
деятельности.
дидактические игры
«Я
собираюсь
на
прогулку»
«Городок здоровья»;
С/р игра «Оденем куклу
Варю на
прогулку»;
просмотр мультфильма по
стихотворению
К.
Чуковского
«Мойдодыр»
9
Декабрь
«Личная гигиена»
Развить у детей понимание значения и
необходимости гигиенических процедур.
Дидактическое
упражнение «Расскажем
малышам, как надо
умываться»
Чтение:
«Мальчик грязнуля»
Толстой Л.Н.
11
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
«Федорино горе»
К.И.Чуковский
10
Декабрь
«Микробы
и
вирусы»
Дать детям элементарные представления об
инфекционных болезнях и их возбудителях
(микробах, вирусах).
Беседы
«Осторожно,
грипп», «Кто нас лечит?»,
«Поговорим о болезнях»,
«Как защитить себя от
микробов»
11
Декабрь
«Режим дня»
Сформировать у детей представления о
правильном
режиме
дня
и
пользе
его
соблюдения для здоровья,
развивать
у
детей
представления
о
полезности
физической
активности
для
организма
дидактическая игра
беседа
-
практикум
«Культура поведения во
время еды».
Чтение:
С.
Махоткин
«Завтрак»
Д. Грачев «Обед»
О. Григорьев «Варенье»
12
Январь
«Рождественские
каникулы:
спортивные
праздники и
развлечения»
Создать
условия
для
отдыха,
вызвать
желание заниматься спортом
Дидактические игры
Подвижные игры
13
Январь
«Части тела и их
функциональное
значение»
Совершенствовать знания детей о частях
тела и его функциональном значении.
Беседа
Дидактическая игра
Загадки
14
Январь
«Чистый воздух –
здоровый воздух»
Формировать
представление
детей
о
значении чистоты помещения для здоровья
человека.
Формировать
представления
о
зависимости здоровья органов дыхания от
чистоты
воздуха
в
помещении,
опытно
–
экспериментальная
работа;
наблюдения
12
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
необходимости
свежего
воздуха
для
здоровья. Воспитывать бережное отношение
к своему здоровью.
15
Февраль
«Организм
человека»
(интегрированное
занятие)
Познакомить детей с внешним строением
тела;
с
возможностями
тела
(организма):
я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, ест
ь, дышать, думать, помогать другим и т.д.
Воспитывать чувство гордости, что я –
человек. Вызвать интерес к дальнейшему
познанию.
исследовательская
деятельность;
рисование
(цветными
мелками)
16
Февраль
«Наши
внутренние
органы»
Дать
детям
общие
представления
о
внутренних органах человека
беседа;
исследовательская
деятельность
17
Март
«Сердце и кровь»
Дать детям представление о работе сердца,
его положении, строении. Показать значение
сердца
в
жизни
человека.
Воспитывать
бережное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих людей.
беседа;
исследовательская
деятельность
18
Март
«Зачем мы дышим:
органы дыхания».
Познакомить детей с дыхательной системой,
показать правильное дыхание
беседа;
дыхательная
гимнастика
(на
занятии
по
физической
культуре
в
лесу)
19
Март
«Видим,
слышим,
ощущаем»
Закрепить представления детей об органах
чувств. Воспитывать осознанное отношение
к своему здоровью.
просмотр видеофильма;
беседа
20
Апрель
«Состав пищи»
Познакомить
детей
с
энергетической
беседа
13
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
(белки,
жиры,
углеводы,
витамины,
минеральные
вещества)
ценностью пищи. Показать, что от качества
пищи зависит здоровье и жизнь человека.
21
Апрель
«Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья»
Формировать
представления
о
роли
солнечного света, воздуха и воды в жизни
человека и их влияние на здоровье.
беседа;
рассматривание
иллюстративного
материала.
дидактическая
игра
«Полезно – вредно»
22
Апрель
«Физкультура
и
здоровье»
Формировать
представления
детей
о
возможности
укрепления
здоровья
с
помощью физических упражнений.
беседа;
рассматривание
иллюстративного
материала;
дидактическая игра «Что
мы слышим»
23
Апрель
«Здоровье
и
окружающий мир»
Формировать
представление
детей
о
факторах
окружающей
среды
большого
города, оказывающих влияние на здоровье
человека.
Дидактическая игра
Спортивный
праздник
««День здоровья»
Беседа
«Растения
в
городе».
24
Май
«Здоровый
образ
жизни»
Формировать
представление
о
составляющих
здорового
образа
жизни:
двигательная
активность,
рациональное
питание,
закаливание,
эмоциональное
равновесие, дыхание, охрана здоровья.
Театрализованные
игры:
«Чтобы нам не болеть»,
«День здоровья»
Чтение
художественной
литературы: Е. Успенский
«Детский
врач»,
Г.
14
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Сапгир «Будьте здоровы»
Просмотр
мультфильма
«Ох и Ах».
25
Май
"Врачи
-
наши
помощники"
Расширять представления детей о врачебной
помощи,
продолжать
знакомить
с
профессией врача.
Беседа с детьми " Врачи -
наши помощники"
Чтение: Е. Школовский
«Как
лечили
мишку»,
«Осторожно - лекарство»,
26
Май
«Неболейка»
Закрепить умение детей самостоятельно
следить за своим здоровьем, познакомить с
простейшими
приемы
самооздоровления
(точечный массаж, фиточай, закаливание).
Закрепить знания о значении витаминов
для
здоровья
человека.
Воспитывать
желание вести здоровый образ жизни.
беседа;
дидактическая
игра «Полезно – вредно»;
практическая
часть
(точечный
массаж;
закаливание)
Учебно-тематический план (Подготовительная группа)
№
п/п
Дата
Тема
Задачи
Формы работы
1
Сентябрь
«Таблетки растут на
ветке,
таблетки
растут
на
грядке»
Продолжать знакомить детей с витаминами.
Объяснить детям, как витамины влияют на
организм человека. Дать детям сведения о
лекарствах (их пользе, вреде). Применение
по назначению врача, чужих лекарств не
брать, о витаминах, продуктах, где они есть.
НОД
познание
окружающего мира
Дидактическая игра
15
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
2
Сентябрь
«Чтобы
здоровье
было в порядке –
делаем
дружно
с
утра мы зарядку»
Продолжать
обучать
детей
выполнять
упражнения в соответствии с определенным
темпом,
сочетать
дыхание
с
ритмом
движений, развивать подвижность.
Подвижная игра.
3
Сентябрь
«Как устроено тело
человека».
Познакомить детей
со
строением
тела
человека, его организм; - голова — вверху; -
руки; - ноги - удерживают тело. Проверить
работу сердца.
Беседа
с
показом
презентации.
4
Сентябрь
«Личная гигиена»
Развить у детей понимание значения и
необходимости гигиенических процедур.
Беседа
5
Октябрь
«Что
мы
делаем,
когда едим»
Продолжать знакомить детей с назначением
и работой системы пищеварения
Беседа «Чтоб с болезнями
не
знаться
–
надо
правильно питаться».
Сюжетно-ролевая
игра «Продуктовый
магазин».
6
Октябрь
«Отношение
к
больному человеку»
Закрепить
знания детей
о
понятии «здоровье». Объяснить детям, что
для человека самое главное – это здоровье.
Уточнить
правила
сохранения здоровья.
Воспитывать
интерес
к
собственному
организму,
самочувствию,
связанному
с
состоянием здоровья.
Беседа
7
Октябрь
«Микробы
и
вирусы»
Дать детям элементарные представления об
инфекционных болезнях и их возбудителях
(микробах,
вирусах),
способах
их
распространения. Научить детей заботится
Досуг «Осторожно
микробы».
16
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
не только о своём здоровье, но и о здоровье
окружающих.
8
Октябрь
«Режим дня»
Продолжать
формировать
у детей представления о правильном режиме
дня и пользе его соблюдения для здоровья,
развивать
у детей представления
о
полезности
физической
активности
для
организма.
Закрепить
последовательность
действий
утром,
днем
и
вечером.
Воспитывать желание соблюдать режим дня.
Дидактическая игра
Беседа
9
Ноябрь
«Здоровая пища»
Познакомить детей с
принципами
правильного
питания.
Закрепить
знания детей о
вредных
и
полезных
продуктах. Воспитывать любовь к здоровой
пищи.
Загадки об овощах и
фруктах.
Сюжетно-ролевая
игра «Продуктовый
магазин».
Беседы.
10
Ноябрь
«Врачи
наши
помощники»
Расширять представления детей о врачебной
помощи,
продолжать
знакомить
с
профессией врача.
1.
Беседа
11
Ноябрь
«Чтобы
глаза
хорошо видели»
Продолжать знакомить детей со значением
органа зрения.
Воспитывать у детей бережное отношение к
глазам.
НОД
12
Ноябрь
«Органы чувств»
Закрепить знания детей детям о значении
органов
чувств
для
жизни
и
здоровья
человека.
Дидактические игры
17
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
13
Декабрь
«Зубы
крепкие
нужны,
зубы
крепкие важны»
Совершенствуем знания детей о вреде и
пользе лекарств для здоровья человека.
Беседа
Дидактическая игра
Загадки
14
Декабрь
Сон
–
лучшее
лекарство
Закрепить представления детей о сне и его
значении.
Дидактическая игра
Чтение стихотворения И.
Токмаковой
«Где
спит
рыбка»
15
Декабрь
«Зимние забавы»
Дать представление о том, что зима -
замечательное
время
для
укрепления
здоровья.
Беседы;
Подвижные игры;
Чтение художественной
литературы.
16
Январь
«Спорт и здоровье»
Способствовать
становлению
у
детей
ценностей здорового образа жизни: занятия
спортом
очень
полезны
для
здоровья
человека.
НОД (физкультура)
17
Январь
«Как
природа
помогает
нам
здоровыми быть»
Расширить
представления
детей
о
лекарственных
растениях,
о
взаимосвязи
растительного
и
животного
мира.
Воспитывать бережное отношение к миру
природы.
НОД
познание
окружающего мира
18
Январь
«Зачем мы дышим»
Дать
детям
представление
о
том,
что
дыхание – это одно из важнейших функций
организма.
Показать
роль
дыхания
для
жизни человека.
Беседа;
Чтение Р.
Киплинг
«Слоненок»,
В.
Бианки
«Чей нос?»
19
Февраль
«Движение
–
это
Дать детям знания о том, что здоровье – это
Спортивный
праздник
18
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
жизнь»
одна из главных ценностей человеческой
жизни.
Во
время
движения
совершенствуются
все
органы
человека,
укрепляется
сердце,
тело
становится
подтянутым, красивым.
««День здоровья»
20
Февраль
«Береги
здоровье
смолоду»
Приобщение
детей
к
ценностям
ЗОЖ.
Систематизировать
представления
о
здоровом
образе
жизни,
о
том,
как
заботиться
о
своем
здоровье,
избегать
ситуаций, приносящих вред здоровью
Беседа
Дидактические игры
Художественная
литература.
21
Февраль
«Помоги себе сам и
своему другу»
Дать понятие о первой медицинской помощи
при солнечном, тепловом ударе, обмороке,
укусе
насекомого,
кровотечениях,
переломах, отравлении;
Беседа
Дидактическая
игра
«Полезно – вредно»
22
Февраль
«Что нужно знать о
лекарствах»
Совершенствуем знания детей о вреде и
пользе лекарств для здоровья человека.
Беседа
рассматривание
иллюстративного
материала
Дидактическая игра
23
Март
«Зачем
нам
сердце?»
Дать детям представление о работе сердца,
его положении, строении
Дидактическая игра
24
Март
«Кровеносная
система»
Совершенствовать
знания
детей
о
кровеносной
системе
нашего
организма,
показать, как останавливать кровотечение.
Презентация
Игра-викторина
25
Март
«Чудо света –
человек»
Формировать знания о стадиях развития
человека; Познакомит детей с клетками, их
разнообразием и выполняемыми функциями
Беседа
26
Март
«Солнце, воздух и
Закрепить знания детей о естественных
КВН
19
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
вода»
факторах природы и правилах закаливания
организма.
27.
Апрель
«Моя
красивая
осанка»
Познакомить детей с понятием «осанка» и ее
важностью для сохранения здоровья.
Беседа
28.
Апрель
«Функции
позвоночника,
скелета»
Развивать
у
детей
понимание
функции
позвоночника, скелета.
Беседа
с
показом
презентации.
29.
Апрель
«Уход за зубами»
Напомнить детям о средствах личной
гигиены, закрепить приобретенные навыки.
Беседа с показом
презентации
30.
Апрель
«Спортландия
–
спортивные игры и
развлечения»
Прививать любовь к спорту. Развивать у
детей физические качества.
Спортивно-музыкальное
развлечение
31
Май
«Целебная
сила
ягод»
Познакомить детей с полезными свойствами
плодов деревьев и кустарников, растущих в
нашей местности (рябины, брусники,
клюквы, черники, голубики).
НОД
познание
окружающего мира
32
Май
«Легкие»
Познакомить с легкими, с механизмом
дыхания (вдох – выдох), со значением
чистого воздуха для здоровья. Поддерживать
интерес к исследованию самого себя.
Воспитывать осознанное отношение к
своему здоровью.
Дидактическая игра
33
Май
«Как
не
заболеть
когда
другие
Формировать представления о причинах
инфекционных заболеваний, понимание
Настольная игра
20
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
болеют»
опасности инфекций. Познакомить со
способами защиты от них. Воспитывать
привычку к соблюдению правил личной
гигиены.
Всего:
33
III.
Перспективное планирование по образовательным областям (старшая группа)
№
п/п
Месяц
Тема
Задачи
Формы работы
1
Сентябрь
«За здоровьем в
детский сад»
Формировать представление у детей о том,
что быть чистым - красиво и полезно для
здоровья,
а грязь способствует заболеваниям.
Воспитывать
у
детей
дружбу,
взаимопомощь.
Подвижная игра
2
Октябрь
«Береги себя сам»
Воспитывать у детей дружеские отношения,
взаимопомощь;
развивать
смелость;
воспитывать
желание
стать
здоровым,
сильным, крепким.
Подвижная игра
3
Ноябрь
«Осень.
Сад
и
огород»
Формировать у детей представления о
полезных для здоровья продуктах, пользе
овощей и фруктов, о правильном питании.
Подвижная игра
4
Декабрь
«Тропа здоровья»
Приобщение к здоровому образу жизни,
укрепление
сердечно
-
сосудистой
и
дыхательной
систем,
развитие
познавательных способностей.
Упражнения по
профилактике плоскостопия
21
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
5
Январь
«Кто
в
лесу
живет».
Учить детей выполнять упражнения в
соответствии
с
определенным
темпом,
сочетать
дыхание
с
ритмом
движений,
развивать подвижность.
Дидактическая игра
6
Февраль
«У нас в гостях
Мойдодыр».
Закрепить у детей представления о том, как
помочь себе и другим оставаться всегда
здоровыми.
Малоподвижная игра
7
Март
«Что полезно, что
вредно?»
Формировать
у
детей
представления
о
полезных
для
здоровья
продуктах,
расширять знания о правильном питании.
Малоподвижная игра
8
Апрель
«Дорожка
здоровья».
Формировать представление у детей о том,
что быть чистым - красиво и полезно для
здоровья,
а
грязь
способствует
заболеваниям. Воспитывать у детей дружбу,
взаимопомощь.
Упражнения
по
профилактике плоскостопия
9
Май
«В
гостях
у
Айболита».
Формирования
у
детей
интереса
и
ценностного
отношения
к
занятиям
физической культурой
Упражнения на коррекцию
осанки
1
2
Сентябрь
«Средства
гигиены»
Способствовать формированию привычки к
опрятности (мыло, полотенце, зубная паста).
Формировать умение детей как нужно
ухаживать за зубами и правильно питаться.
Беседа
Октябрь
«Что полезное и
вредное для зубов»
Формировать привычки к опрятности
(мыло, полотенце, зубная паста). Учить
детей как нужно ухаживать за зубами и
правильно.
Дидактическая игра
22
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Ноябрь
«Витамины я
люблю – быть
здоровым я хочу»
Рассказать о пользе витаминов и их значении
для
здоровья
человека.
Поддерживать
интерес к самому себе.
Беседа
Декабрь
«Моё тело»
Познакомить
детей
с
частями
тела,
формировать знания об отдельных частях
своего тела: руки, ноги, голова, туловище.
Повышение интереса детей к здоровому
образу жизни.
Дидактическая игра
Январь
«Что
нужно
делать, чтобы быть
здоровым?».
Рассказать
о
факторах,
укрепляющих
здоровье человека. Учить ухаживать за своей
внешностью; закрепить знания о гигиене.
Беседа
Февраль
«Наше здоровье
зимой»
Формировать у детей осознанное отношение
к здоровью, стремление бережно относиться
к нему в холодный период года.
Формировать основы безопасного поведения
в группе и на участке.
Беседа
Март
«Чтобы ушки
слышали»
Формировать знания об отдельных частях
своего тела: руки, ноги, голова, туловище.
Повышение интереса детей к здоровому
образу жизни.
Просмотр видеоролика
Апрель
«Кожа. Гигиена
кожи ребенка»
Ознакомить
детей
с
элементарными
валеологическими знаниями о коже (она
защищает органы от ударов, воды, солнца;
это
орган выделения, орган чувств); дать новые
и закрепить уже известные детям знания о
правилах ухода за кожей.
Беседа
23
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Май
«Комнатные
растения»
Способствовать
формированию
у
детей
представлений о комнатных растениях: их
пользе, способах размножения и
ухода.
Экспериментальная
деятельность
1
2
3
4
5
Сентябрь
«Здоровье
и
закаливание».
Рассказать
о
факторах,
укрепляющих
здоровье
человека.
Познакомить
с
основными
правилами
закаливания
организма.
Учить
ухаживать
за
своей
внешностью. Закрепить знания о гигиене.
Беседа
Октябрь
«Опасно ли быть
неряхой»
Учить детей правилам личной гигиены,
развивать
навыки
самообслуживания,
прививать у детей привычку следить за
своим внешним видом, воспитывать желание
соблюдать правила личной гигиены.
Беседа
Ноябрь
«Её
величество
осанка»
Дать
представление
о
значении
позвоночника
для
организма
человека.
Познакомить со строением позвоночника.
Ввести
понятие
правильная
осанка».
Упражнять
в
выполнении
комплекса
профилактической гимнастики.
Словесная игра
Декабрь
«В
гости
к
Айболиту».
Закрепить
и
обобщить
знания
детей
о
профилактике и способах лечения простуды,
о пользе витаминов и их значении для жизни
и здоровья человека.
Дидактическая игра
Январь
Правила
доктора
Неболейко»
Формировать
у
детей
представления
о
здоровье. Сформировать правила, которые
нужно
соблюдать,
чтобы
уберечься
от
инфекций.
Дидактическая игра
24
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Февраль
«Лекарства»
Познакомить детей с понятием «лекарство»,
«яд». Объяснить,
что
дети
не
должны
принимать лекарства самостоятельно и брать
или что-либо другое у незнакомых людей.
Словесная игра
Март
«Как возникают
болезни?»
Формировать у детей представления о
здоровье. Дать детям понять, что болезни не
возникают из ничего, а ими заражаются.
Беседа
Апрель
«Пищевое лото»
Закреплять представление о пользе тех или
иных
продуктов,
для
чего
они
нужны
человеку. Воспитывать бережное отношение
к своему здоровью
Дидактическая игра
Май
«Водичка, водичка,
умой моё личико»
Формировать
у
детей
представления
о
здоровье. Дать детям понять, что болезни не
возникают из ничего, а
ими заражаются.
Беседа
1
2
3
Сентябрь
«Безопасность:
ребенок
и
природа»
Формировать
познавательный
интерес,
желание
заботиться
о
своем
здоровье.
Воспитывать потребность быть здоровыми.
Гимнастика для глаз.
Октябрь
«Быть здоровым,
хорошо»
Формировать представления о здоровом
образе жизни. Учить самостоятельно следить
за
своим
здоровьем,
знать
несложные
приемы самооздоровления
Дидактическая игра
Ноябрь
«Спор, спорт и
еще раз спорт!»
Формировать
представления
о
здоровом
образе жизни. Учить самостоятельно следить
за
своим
здоровьем,
знать
несложные
приемы самооздоровления.
Дидактические упражнения
25
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Декабрь
«Я
и
моё
настроение»
Дать
понятие
о
том,
что
общее
эмоциональное
состояние
влияет
на
здоровье. Учить уделять внимание к своему
настроению.
Лексические упражнения
Январь
«Витамины
в
жизни человека»
Познакомить воспитанников о полезных для
здоровья
продуктах
питания;
развивать
желание вести здоровый образ жизни.
Беседа
Февраль
«Сохрани
свое
здоровье сам»
Формировать представления о здоровом
образе жизни. Учить самостоятельно следить
за
своим
здоровьем,
знать
несложные
приемы
самооздоровления.
Прививать
любовь к физическим упражнениям.
Гимнастика для глаз.
Март
«Микробы
и
борьба с ними»
Сформировать
у
детей
элементарные
представления
о
бактериях,
о
болезнетворных микробах, о пользе и вреде
бактерий, о том, как можно защитить себя от
болезнетворных микробов.
Беседа
Апрель
«Как
сберечь
здоровье»
Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью и здоровью окружающих.
Беседа
Май
«Со
спортом
дружим
мы
всегда».
Формировать интерес у детей к физической
культуре
и
спорту.
Соблюдать
режим
способствующий
хорошему
физическому
развитию.
Дидактическая игра
1
Сенябрь
«Зайчик спасает
кошкин
дом
от
пожара»
Упражнять в применении разнообразных
способов лепки. Учить передавать простые
движения
фигуры.
Развивать
умения
рассматривать
созданные
фигурки
животных, отмечать их выразительность.
Работа с пластилином
26
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
2
3
4
5
6
7
Октябрь
«Дети
делают
зарядку»
Учить
передавать
и
определять
относительную величину фигуры человека,
изменения
положения
рук
во
время
физических упражнений. Закреплять приёмы
рисования
и
закрашивания
изображения
карандашами
Рисование карандашами
Ноябрь
Как мы играли
в
подвижную
игру «У медведя
во бору».
Формирование
у
детей
образные
представления, воображение. Вызывать
радость
от
созданных
образов
игры.
Упражнять
в
разнообразных
приемах
рисования.
Рисование (цветными
мелками)
Декабрь
«Магазин
спорттоваров»
Учить передавать в рисунке несложный
сюжет.
Упражнять
в
рисовании
и
закрашивании карандашами.
Рисование
Январь
«Полезные
и
вредные
продукты»
Учить передавать в рисунке несложный
сюжет. Упражнять в рисовании и наносить
краски с помощью трафарета.
Рисование красками
Февраль
«Любимые
принадлежности
Мойдодыра».
Вызвать у детей эмоциональный отклик,
радостные
чувства,
учить
составлять
изображение из частей и детали; плотно
соединять их путем «примазывания» одной
части к другой
. Работа с глиной
Март
«Солнышко,
улыбнись!».
Учить детей лепить солнышко и составлять
из
них
многоцветные
образы,
плотно
соединять их путем «примазывания» одной
части
к
другой.
Учить
передавать
несложный сюжет.
Работа с пластилином
27
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Апрель
«Что нужно для
ухода за телом»
Развивать внимание, усидчивость, умение
доводить начатое дело до конца. Учить
умение
рисовать
фигуру
человека,
передавать
форму,
пропорции
и
расположение частей.
Рисование
Май
«Витамины растут
на грядке»
Учить детей лепить овощи разных размеров,
подбирать
нужный
цвет
пластилина.
Закреплять умение лепить тарелку на основе
пластилинового шара
Лепка из пластилина
Перспективное планирование по образовательным областям (подготовительная к школе группа)
№
п/п
Месяц
Тема
Задачи
Формы работы
1
Сентябрь
«Зарядка – это
весело»
Продолжать
обучать
детей
выполнять
упражнения в соответствии с определенным
темпом,
сочетать
дыхание
с
ритмом
движений, развивать подвижность.
Подвижная игра
2
Октябрь
«Безопасный
перекресток»
Способствовать
созданию
атмосферы
хорошего настроения при организации работы
на занятии.
Воспитывать
аккуратность, усидчивость,
самостоятельность, дисциплинированность
Дидактическая игра
3
Ноябрь
«Чистота
и
порядок в одежде
помогут сохранить
здоровье»
Формировать представление у детей о том,
что быть чистым - красиво и полезно для
здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
Воспитывать у детей дружбу, взаимопомощь.
Беседа
4
Декабрь
«Будь внимателен
Способствовать
созданию
атмосферы Беседа
28
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
на лестнице»
хорошего настроения при организации работы
на занятии.
Воспитывать
аккуратность,
усидчивость, самостоятельность, дисциплини
рованность
5
Январь
«Чтобы горло не
болело…»
Дать детям представление о простейшей
природе простудных заболеваний. Довести до
сознания детей, что их здоровье во многом
зависит от правильного поведения на улице.
Учить детей беречь своё горло и мерам
профилактики.
Дидактическая игра
6
Февраль
«Тропинка
ловкости».
Воспитывать у детей дружеские отношения,
взаимопомощь;
развивать
смелость;
воспитывать
желание
стать
здоровым,
сильным, крепким.
Игровое упражнение
7
Март
«Приятного
аппетита»
Формировать
у
детей
представления
о
полезных
для
здоровья
продуктах,
о
правильном питании. Расширять знания о
правильном питании.
Беседа
8
Апрель
«Как правильно
обращаться
с
ножницами?»
Закрепить умение пользоваться ножницами
при
работе
с
бумагой.
Воспитывать
любознательность,аккуратность, усидчивость,
внимательность.
Просмотр видеоролика
9
Май
«Лето красное –
для здоровья время
прекрасное».
Формировать
представление
о
пользе
закаливания в летний период. способствовать
формированию
основ
здорового
образа
жизни.
Дидактическая игра
29
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
1
2
3
4
5
6
Сентябрь
«Корзина
здоровья»
Закрепить представления детей о витаминах
растительного происхождения через рисунки
и поделки из бумаги и пластилина.
Рисование красками
Октябрь
«Мыльные
перчатки»
Закрепить навык ухаживания за руками.
Формировать умение постригать ногти, учить
правильно использовать воду в быту; хорошо
намыливать руки с внешней и внутренней
стороны
до
образования
пузырей,
совершенствовать
умения
различать
и
называть предметы личной гигиены.
Дидактическая игра
Ноябрь
«Осень пришла-
витамины
принесла».
Рассказать о пользе витаминов и их значении
для
здоровья
человека.
Способствовать
формированию представлений детей о пользе
и вреде еды для организма.
Беседа
Декабрь
«Скорая помощь»
Продолжать воспитывать у детей понимание
ценности
здоровья,
потребность
быть
здоровым. Расширять и углублять знания о
работе врачей
Дидактическая игра
Январь
«Как правильно
чистить зубы»
Продолжать расширять у детей привычки к
опрятности (мыло, полотенце, зубная паста).
Учить детей как нужно ухаживать за зубами и
правильно.
Беседа
Февраль
«Как
нам
помогают
прививки»
Способствовать ознакомлению с навыками
гигиены,
подвести
детей
к
выводу
о
необходимости
прививок
воспитывать
потребность
в
здоровом
образе. Учить
заботиться о своем здоровье.
Беседа
30
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Март
«Микробы»
Формировать
представление
о
микробах;
сообщить
элементарные
сведения
об
инфекционных заболеваниях. Рассказать о
факторах, укрепляющих здоровье человека.
Учить
ухаживать
за
своей
внешностью;
закрепить знания
о
гигиене.
Повышение
интереса детей к здоровому образу жизни.
Просмотр видеоролика
Апрель
«Здоровые
ножки»
Формировать знания об отдельных частях
своего тела: руки, ноги, голова, туловище.
Повышение
интереса
детей
к
здоровому
образу жизни
. Подвижная игра
Май
«Покажи
части
тела»
Расширять представления детей о частях
тела,
формировать
знания
об
отдельных
частях
своего
тела:
руки,
ноги,
голова,
туловище.
Дидактическая игра
1
Сентябрь
«Настроением
можно управлять»
Обогащать
обобщенные
представления
о
способах передачи своих желаний, чувств,
настроений;
способствовать
проявлению
адекватных
реакций
на
различные
эмоциональные
состояния
других
людей.
Вызывать радость от созданных образов.
Упражнять
в
разнообразных
приемах
рисования
Рисование
31
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
2
3
4
5
6
Октябрь
«День чистоты»
Расширять представления детей о правилах
личной
гигиены,
развивать
навыки
самообслуживания,
прививать
у
детей
привычку следить за своим внешним видом,
воспитывать
желание
соблюдать
правила
личной гигиены. Дать детям понять, что
болезни не возникают из ничего, а ими
заражаются.
Беседа
Ноябрь
«Её
величество
осанка»
Дать представление о значении позвоночника
для организма человека. Познакомить со
строением
позвоночника.
Ввести
понятие
правильная осанка». Упражнять в выполнении
комплекса профилактической гимнастики.
Словесная игра
Декабрь
«Откуда берутся
болезни?»
Формировать
представление
о здоровье,
болезнях, микробах; сообщить элементарные
сведения
об
инфекционных
заболеваниях,
способах распространения болезней; научить
заботиться не только о своем здоровье, но и о
здоровье ближнего
Дидактическая игра
Январь
«Правила доктора
Неболей-ко»
Формировать
у
детей
представления
о
здоровье. Сформировать правила, которые
нужно
соблюдать,
чтобы
уберечься
от
инфекций.
Дидактическая игра
Февраль
«Опасно-
безопасно»
Закрепить знания детей о том, как надо
заботиться о своём здоровье. Формировать у
детей представления об опасных для здоровья
предметах
Словесная игра
32
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Март
«День
весёлых
тренировок»
Формировать представления о здоровом
образе жизни. Учить самостоятельно следить
за своим здоровьем, знать несложные приемы
самооздоровления.
Прививать
любовь
к
физическим упражнениям.
Подвижная игра
Апрель
«Всё о
витаминах»
Дать детям знания о пользе витаминов для
нашего
организма.
Познакомить
с
понятием «витамины группы А, В, С, Д, Е» и
продукты
в
которых
они
содержатся.
Закрепить знания детей о необходимости
наличия витаминов в организме человека, о
пользе продуктов, в которых содержатся
витамины.
Презентация
Май
«Водичка,
водичка, умой моё
личико»
Формировать
у
детей
представления
о
здоровье. Дать детям понять, что болезни не
возникают из ничего, а ими заражаются.
Воспитывать потребность быть здоровыми.
Беседа
1
2
Сентябрь
«Правила
Чистюли»
Воспитывать у детей элементарные навыки
здорового
образа
жизни. Продолжать
знакомить детей с особенностями строения и
функциями организма человека. Воспитывать
потребность быть здоровыми.
Дидактическая игра
Октябрь
«Первая помощь
при травмах»
Продолжать
знакомить
детей
с
особенностями
строения
и
функциями
организма
человека.
Формировать
представления о здоровом образе жизни.
Учить
самостоятельно
следить
за
своим
здоровьем.
Беседа
33
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Ноябрь
«Веселый
и
грустный зубик»
Формировать
представления
о
здоровом
образе жизни. Учить самостоятельно следить
за своим здоровьем. Продолжать учить детей
как нужно ухаживать за зубами правильно.
Беседа
Декабрь
«Как мы слышим»
Продолжать знакомить детей с особенностями
строения и функциями организма человека:
познакомить с назначением и работой органов
слуха.
Лексические упражнения
Январь
«Соль – друг или
враг?»
Расширять знания воспитанников о полезных
и вредных для здоровья продуктах питания.
Развивать желание вести здоровый образ
жизни.
Беседа
Февраль
«Сохрани
свое
здоровье сам»
Формировать представления о здоровом
образе жизни. Учить самостоятельно следить
за своим здоровьем, знать несложные приемы
самооздоровления.
Прививать
любовь
к
физическим упражнениям.
Беседа
Март
«От простой воды
и мыла у микробов
тают силы»
Сформировать
у
детей
элементарные
представления о бактериях, о болезнетворных
микробах, о пользе и вреде бактерий, о том,
как можно защитить себя от болезнетворных
микробов.
Проведение эксперимента
Апрель
«Режим
дня
в
выходные дни»
Расширить представление детей о режиме
дня, уточнить необходимость соблюдения
режима
дня
для
здоровья,
научить
рационально
чередовать
сон
и
период
бодрствования.
Беседа
34
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Май
«О,
спорт-
ты-
мир!»
Формировать интерес у детей к физической
культуре
и
спорту.
Соблюдать
режим
способствующий
хорошему
физическому
развитию.
Эстафета
1
2
3
4
5
6
7
Сентябрь
«В
гости
к
тетушке - Зубной
щётке»
Закрепление представлений о значении для
здоровья санитарно-гигиенических процедур.
Продолжать учить детей как нужно ухаживать
за зубами правильно.
Дидактическая игра
Октябрь
«Витамины растут
на грядке»
Формировать
у
детей
образные
представления. Закреплять приёмы рисования
и закрашивания изображения карандашами
Рисование карандашами
Ноябрь
«Молочная пища
для здоровья».
Закреплять представление о пользе тех или
иных продуктов. Показать роль молока для
укрепления костной системы и здоровых
Беседа
Декабрь
«Что мне нужно
для здоровья»
Формировать
представления
о
необходимости
укрепления
защитных сил
организма, прививок, занятий физкультурой и
спортом.
Дидактическая игра
Январь
«Будь стройным»
Показать значение правильной осанки для
здоровья человека. Формировать
интерес у
детей к физической культуре и спорту
Беседа
Февраль
«Поликлиника»
Обобщить
полученные
представления
о
здоровом
образе
жизни
и
факторах
укрепления здоровья. Развивать осознанное
стремление к здоровому образу жизни
Сюжетно-ролевая игра
Март
«Правила
поведения
в
природе»
Продолжать формировать представления о
правилах безопасного поведения в лесу, о
бережном отношении к природе
Ситуативная игра
35
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Апрель
«Магазин
спортивных
товаров»
Развивать
внимание,
усидчивость,
умение
доводить начатое дело до конца. Учить
умение,
передавать
форму,
пропорции
и
расположение частей.
Рисование гуашью
Май
«В стране
Витаминии».
Продолжать
формировать
влияние
окружающей
среды
на
здоровье
людей,
Делать
выводы
о
безопасности
жизнедеятельности. Учить заботиться о своем
здоровье.
Экскурсия в
детскую
спортивную школу.
IV.
Содержание программы
Сроки реализации программы: 2года.
Время проведения НОД: 25мин. - старшая группа. 30 мин.- подготовительная группа. Общее количество учебных
недель - 9.
Общее количество часов в год:
-старшая группа: 9; периодичность- 1 мероприятие в месяц.
- подготовительная к школе группа: 9; периодичность - 1 мероприятие в месяц.
Формы обучения: подгрупповая, коллективная, индивидуальные.
Объекты программы:
- группа детей;
- родители воспитанников.
Этапы реализации программы осуществляется по основным темам:
1. Блоки НОД - где дети получают самые разнообразные представления о здоровом образе жизни, развивают
внимание, усидчивость. Учатся самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы
самооздоровления.
36
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
- «Здравствуй, здоровье!» (познание окружающего мира);
- «Полезные продукты - овощи и фрукты» (экология);
- «Моя безопасность – в моих руках»
- «Мы мороза не боимся» (речь и речевое общение)
- «Катаемся на санках» (речь и речевое общение)
2. Блок бесед, которые проводятся как часть занятий, так и вне занятий:
- «Сохрани свое здоровье сам»;
- «Веселый и грустный зубик»;
- «День чистоты».
3. Сценарии праздников и развлечений:
- «О, спорт - ты- мир»;
- «Чтобы нам не болеть»;
- «День здоровья».
Основными направлениями работы по формированию здорового образа жизни посредством здоровьезберегающих
технологий у детей дошкольного возраста стали: - посещение отдела центральной библиотеки;
-участие детей на различных праздниках, играх.
Характеристика возрастных особенностей развития детей, значимых для реализации программы
При обучении важно учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности.
В старшем
дошкольном возрасте происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов.
Воображение детей данного возраста становится богаче и оригинальнее. В этом возрасте продолжается развитие
наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку обследовать более сложные предметы и явления.
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система
ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро
устают, при перегрузках возникает охранительное торможение.
37
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных
умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще
невелики.
Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры - режиссерские, игры-
фантазии, игры с правилами. После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и
других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют
функции. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются
интенсивность и широта круга общения. В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь.
Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения
старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы
претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий.
Наряду с наглядно-образным
появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть -
целое, причинность, пространство, время, предмет - система предметов и т.д.к. Старших дошкольников все больше
интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает особый интерес
к печатному слову, математическим отношениям (узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и
пересчетом отдельных предметов).
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в
состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая чтение книг, старшие
дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии
изобразительного
искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения
декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные
признаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-
мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Основные цели, которые ставятся педагогами в отношении старших дошкольников:
* охранять и укреплять здоровье, способствовать физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;
* создавать условия для реализации всех видов игры;
* внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
* формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
38
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
* во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
* развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
* поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
* продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.
Формы работы с использованием приема «обучение с увлечением»:
- организация самостоятельной деятельности;
- досуговая деятельность;
- игровая деятельность;
- целевые прогулки, экскурсии;
- проведение бесед с детьми с использованием ИКТ, обучающих плакатов в рамках программы пофизическому
развитию;
- проектная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- настольно - печатные, дидактические игры;
- спортивно-ролевые, подвижные игры;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, мультимедийных авторских презентаций;
- чтение художественной литературы, отгадывание загадок,
- участие в общероссийских конкурсах; городских мероприятиях, конкурсах, соревнованиях по физическому развитию;
- социальное партнерство с педагогами ДО, библиотекой семейного чтения, центром детского творчества.
Методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми спортивной атрибутики, использование различных инструментов
и материалов для изобретения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
39
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- игровые (повышают качество усвоения познавательного материала, раскрепощают детей, снимают обязательность
изучения и делают этот процесс естественным и интересным);
- метод проектов (помогает лучше проявить познавательную активность, направленную на получение новых сведений,
для реализации всех видов детской деятельности);
- метод моделирования дает ребенку применить полученные знания на деле, и развивают мышление, воображение;
- метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию;
- метод повторения (важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности
усвоения знаний и воспитании чувств. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит
к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную
активность);
- просмотр видеоматериалов (использование ИКТ);
Средства реализации программы:
совместная деятельность педагога с детьми по темам программы. Эти темы интегрированы в различные
режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей;
организация здоровьесберегающей и развивающей среды;
работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог
для развития физических способностей и включает разные формы работы;
для исследования уровня сформированности физических способностей используется система диагностических
заданий.
Мониторинг
40
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Сущность мониторинга физкультурно – оздоровительной работы заключается в периодическом сборе и обобщении
информации о детях, отслеживанием динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических
выводов и проведения соответствующей коррекционной деятельности.
Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно. Я предлагаю использовать
диагностические задания разработанные творческой группой ГМО «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
ГО Красноуфимск на основе программы «От рождения до школы» Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств.
Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии
инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности
ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние, состояния здоровья (медицинские отводы и
ограничения).
Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда
должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в костюме,
обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная - спортивные шорты, майка, спортивная обувь.
Все данные обследования заносятся в индивидуальную диагностическую карту (или протокол) по каждой возрастной
группе отдельно. Форма протоколов должна быть удобной для педагогов и показывать динамику развития каждого
качества у каждого ребенка..
Уровни усвоения программы определяем как высокий, средний и низкий. Оценку проводим в соответствии с
нижеперечисленными критериями:
•
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
•
Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см).
•
Может прыгать в обозначенное место с высоты 30 см.
•
Может прыгать в длину с места (не менее 80 см).
•
Может прыгать через короткую и длинную скакалку.
•
Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м.
•
В вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском.
•
Может бросать мяч вверх и ловить его.
•
Может отбивать мяч о землю и ловить его одной рукой.
•
Может отбивать мяч на месте не менее 10 раз.
41
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
•
Может отбивать мяч в ходьбе (расстояние 6 м).
•
Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
•
Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге.
•
Умеет выполнять повороты направо, налево, кругом.
•
Умеет кататься на самокате.
•
Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
•
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.
•
Сформированы элементарные навыки личной гигиены (замечает непорядок в одежде, моет руки перед едой; при
кашле и чихании закрывает рот и нос платком).
•
Владеет простейшими навыками поведения во время еды.
НИЗКИЙ: Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения. Не замечает ошибок детей и собственные. С трудом
сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения упражнений. Не обращает внимание на качество
движений. Интерес к физическим упражнениям низкий.
СРЕДНИЙ: Ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные
усилия. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между
качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью водящего, правил не нарушает, но
интереса к самостоятельной организации не проявляет.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме,
выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых
упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между
качеством выполнения упражнения и его результатом. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.
V. Работа с родителями
Формирование здорового образа жизни у воспитанников не сможет в полной степени стать успешным без привлечения
родителей, и их активного участия. Работа с родителями строится на принципах преемственности детского сада и
семьи.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
42
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
•
с помощью разнообразных форм, методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного
возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению физических способностей;
•
создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с
родителями;
•
привлечение к здоровому образа жизни у родителей;
•
установка на совместную работу с целью решения всех проблем в развитии физических способностей.
Формы работы с родителями:
•
анкетирование родителей;
•
проведение индивидуальных и групповых бесед, консультаций;
•
выставки детско-родительского творчества;
•
фотовыставки с элементами деятельности;
•
фотоколлажи;
•
участие в инсценировках в рамках театральной недели;
•
проведение совместных мероприятий (игровые часы, игры путешествие, КВН, викторины, спортивно-игровые
развлечения);
•
практикум, мастер-класс.
Перспективный план работы с родителями
Мероприятие
Тема
Цель
Месяц
1.
Консультации
«Правильное питание
– залог здоровья»
Привлечение
внимания
родителей
к
полезной и нужной информации.
Информирование родителей о том, что питание
является
важнейшим
фактором
роста
и
гармоничного развития ребёнка.
Сентябрь
2.
Тест – анкета
«Состояние
здоровья
вашего ребенка».
Выяснить
и
проанализировать
знания
родителей о здоровом образе жизни.
Октябрь
43
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
3.
Родительское собрание
«Спортивная одежда в
детском саду»
Формирование у родителей ответственности за
здоровье детей. Мотивация на здоровый образ
жизни
Ноябрь
4.
Рекомендация
«Как
избавиться
от
насморка»
Познакомить
родителей
со
способами
профилактики простудных заболеваний.
Декабрь
5.
Фотовыставка
«В
каких
продуктах
«живут» витамины?»
Привлечь внимания родителей, что здоровье
зависит от правильного питания. Объяснить
родителям о пользе и значении витаминов для
здоровья детей.
Январь
6.
Совместное развлечение
с
родителями ко Дню Защит-
ника Отечества
«Мама, папа, я -
спортивная семья»
Помочь
в
создании гармоничного
общения
между родителями и детьми. Способствовать
физическому и
психологическому развитию
детей и родителей. Воспитывать нравственно-
патриотические чувства
Февраль
7.
Папка-передвижка
«Профилактика
педикулеза»
Привлечь
внимание родителей
к личной
гигиене детей.
Март
8.
Консультация
«Болезни
грязных
рук»
Дать рекомендации о том, как соблюдать
правила гигиены у детей.
Апрель
9.
Индивидуальные
беседы
«Как ходить в детский
сад без нервотрепки?»
Привлечение внимания родителей к полезной и
нужной
информации.
Способствовать
физическому и
психологическому развитию
детей и родителей.
Май
VI. Методическое обеспечение программы
Для реализации программы разработано дидактическое обеспечение:
примерное тематическое планирование;
примерный перечень игр и игровых упражнений (для формирования и развития художественного вкуса,
творческого начала в жизни ребенка);
44
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды.
Работа по Программе требует создания соответствующей материально - технической базы:
Предметно-пространственная среда ДОУ соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и обеспечивает
развитие ребенка по физическому направлению.
Оборудование помещения безопасно, здоровьесберегающее и развивающее. Мебель соответствует росту и
возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Все предметы
доступны детям.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:
интерактивная доска;
спортивная атрибутика;
спортивное оборудование;
наглядные пособия и таблицы;
объяснительно-иллюстративный материал;
репродукции картин;
Примерный перечень игр и игровых упражнений:
кубик «Развивайка»;
«Опасности вокруг нас»;
«Спорт - наш друг»;
«
Опасные предметы»;
«Разрезные картинки»;
кубики «Бабушкина посуда»;
лото «Если хочешь быть здоров»;
Здоровое питание;
домино «Путешествие к зоровью»;
кубики «Кубик здоровья»;
45
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
«Разрезные картинки»;
«Дерево для здоровья»
46
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
VII. Список литературы
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
Алямовская
В.Г.
Психолого-педагогический
мониторинг
как
метод
управления
процессом
оптимизации
оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие
детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.:
ТЦ Сфера, 2007
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб, ,1995
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века.-М.: АРКТИ,2000
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы, пути оптимизации.
Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ, 2001.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
Козлова С.А., О.А.Князева, С.Е.Шукшина Программа «Я – человек», 1999
Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
Макиняева М.Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по
безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76
Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ,
1998
Насонкина С.А. Уроки этикета – СПб.: Изд-во Акцидент, 1995
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
47
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного
движения»
Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.,2005
Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным.
Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб . 1998
48
Магомедова Ажий Магомедгаджиевна, воспитатель первой квалифицированной категории
МАДОУ МО г.Нягань « Д/с № 6 «Рябинка»