Напоминание

Открытое занятие "Мир песни"


Авторы: Людмила Николаевна Красницкая, Педагог Дополнительного Образования
Должность: Заслуженный работник культуры Украины,Отличник образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытое занятие "Мир песни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План открытого занятия

в ансамбле эстрадной песни «Жаворонушки».

(группа№1 - высшего уровня обучения)

ВУУ БДД и ЮТ

Тема: «Мир песни»

План-конспект рассчитан на детей 14-15 лет.

Время проведения: 2 час..

Подготовила:

Красницкая Л.Н.

г.Севастополь

2013

Цель занятия:

приобщить к культуре, истокам народной песни. Определять чем отличается

эстрадная песня от народной. Знакомство с великими народными певицами -

Лидией Руслановой и Ниной Матвиенко.

Задачи:

Обучающие:

Учить:

- правильному певческому дыханию;

- исполнению песни в унисон;

- пропеванию слова на зевке;

- четкому пропеванию согласных («б», «г», «р», «л», «д», «т» и т.д.).

Развивающие:

- формирование правильного вокального исполнения;

- развитие чувства ритма, внимания, воображения;

- развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности,

выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

пианино, диск с записью песен в исполнении Лидии Руслановой и Нины

Матвиенко. Сиди- проигрыватель ,микрофоны, микшерский пульт,

усилитель, акустические колонки.

Фотографии 20х30-Л.Руслановой и Н.Матвиенко.

Эпиграф к занятию:

«Ничего нет на свете чудесней

И прекрасней нет ничего

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его»

(Степан Широбоков)

План занятия:

I. Организационная часть (5 мин.)

1.

Приветствие.

2.

Разъяснение эпиграфа

3.

Сообщение темы занятия, постановка задач.

II . Основная часть (1 час.40 мин.)

1.

Слушание песен в исполнении Л.Руслановой и Н.Матвиенко…(10 мин)

2.

Игра «Дождь»( 5 мин)

3.

перерыв (5 мин)

4.

Повторение музыкальных терминов.(5 мин)

5.

Упражнения для артикуляционного аппарата-(10 мин)

6.

Дыхательные упражнения-(5 мин)

7.

Вокальные упражнения-(15 мин)

8.

Работа над песней «Щедрик»(20 мин)

9.

Дальнейшее разучивание песни «Васильки»-3х-голосие, работа с

микрофонами.(25 мин)

III. Заключительная часть (5 мин.).

Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

I. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии.

Прочитайте эпиграф к нашему занятию.

Дети читают …..

«Ничего нет на свете чудесней

И прекрасней нет ничего

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его».

(С.Широбоков)

- Как Вы его понимаете?

(Народная песня близка каждому человеку, потому что в ней отражается

душа народа)

- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной

музыки – значит сказать все и ничего.

Песня – душа народа, верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и

искренни. Помимо воли людей, песни выражают их характеры и настроения,

вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, время и место их

пребывания на земле.

II. Основная часть.

Знакомимся с великими певицами-Лидией Руслановой и Ниной

Матвиенко.Исполнительницами народных русских и украинских песен.

Рассматриваем фотографии ,высказываем свои чувства и

размышления…….и так,

- Народные песни давали настолько выразительную картину жизни, что для

большей художественной достоверности вводились в литературные и

музыкальные произведения – часто с элементами обряда. На свадьбах…

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту, жениха,

шуточные, гостевые, застольные, плясовые. Все в этом своеобразнейшем

действии – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и

красотой сердца народа.

- Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь

наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями.

Существуют песни бытовые: колыбельные, оплакивающие умерших, песни-

сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.

- Сегодня мы с Вами прослушаем замечательную лирическую русскую песню

Слушание песни

Лидия Русланова – «Валенки» ,

«По муромской дорожке»

Нина Матвиенко «Ой,у вишневому садку», «Ой летіли дикі гуси» слова

Ю.Рыбчинского,музыка И.Поклад.

Вопросы после прослушивания:

- Как звучала эта песня?

-Кто её исполнял?

-Что в ней необычного по сравнению с современными песнями?

- Совершенно верно. А что же все-таки отличает лирическую песню от

современных песен с музыкальной точки зрения.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дождь».

Игра «Дождь».

Правила игры: дети делятся на три команды. В полной тишине педагог

показывает каждой из команд движения руками:

1.

Потирание ладошек

2.

Щелканье пальцами

3.

Удары ладошками по коленям одновременно двумя руками и

поочередно.

При правильном исполнении движений создается имитация дождя.

- Молодцы

Сейчас поговорим о музыкальных терминах. И так…..

1.

Музыкальный термин, обозначающий исполнение «громко» (форте)

2.

Музыкальный термин, обозначающий исполнение «тихо» (пиано)

3.

Певец-одиночка (солист)

4.

Высокий женский голос (сопрано)

5.

Плавное исполнение мелодии (легато)

6.

Жанр песенной музыки (вокал)

7.

Отрывистое исполнение мелодии (стаккато)

8.

Низкий женский голос (альт)

- Прежде чем мы приступим к распевке, предлагаю выполнить упражнения

для артикуляционного аппарата.

1. Вокальный зевок (открываем рот, опуская нижнюю челюсть как можно

ниже).

2. Разогреваем мышцы щек и губ языком: сначала в стороны, вверх и вниз,

затем делаем круговые движения.

3. Упражнения для губ:

- «Трубочка» (с вытянутыми губами произносим звук «У», затем

растягиваем губы в улыбке).

- «Мим» (брови вниз сдвинуть к переносице, затем удивленно поднять

вверх).

- Молодцы, а теперь сделаем упражнения на дыхание.

1. Помассируем крылышки носа

2. Короткий вдох-выдох

3. Вдох-выдох с поворотом головы

4. Вдох-выдох с наклоном головы вверх- вниз

5. Упражнение «Насос» (вдох-выдох с наклоном туловища)

6. «Кошечки» (вдох-выдох с поворотом туловища в стороны поочередно).

- Переходим к вокальным упражнениям.

1. Упражнение с закрытым ртом, на зевке берется звук на заданной высоте

2. Исполнение скороговорки «Барашеньки» на одном звуке по полутонам

вверх-вниз.

3. Исполнение гаммообразной мелодии по звукам мажорного трезвучия

вверх-вниз на слоги ли-ля-лё.

4. Секвенциобразное движение мелодии по терциям вверх-вниз.

5. Упражнение на исполнение скачков по мажорному трезвучию вверх-вниз

на слог «ма».

-Сегодня мы разучим замечательную народную песню-калядку «Шедрик-

щедривочка»

Звучит песня

- Что вы можете рассказать о прослушанной песне?

Проводится работа над разучиванием 1-2голоса песни, особое внимание

уделяется распевам.(в тэ-э-э-э-бэ-э жинка,ч-о-о-о-о-о-ор=но=о брова)

Нам осталось повторить песню «Васильки»…..повторяем 1,2.3 голоса по

отдельности, затем 1+2,1+3,2+3.Наконец то 1 куплет, запев вместе, припев

3х- голосие. Внимательно слушаем.Поём без фонограммы, Затем под

фонограмму.

Отмечаем кто из ребят постарался чисто держать свою партию.

III. Заключительная часть.

- Что нового вы узнали на занятии?

- О каких разновидностях народной песни вы сегодня узнали?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Когда исполняются те или иные песни?

Ответы детей.

Итог занятия.

Сегодня на занятии мы говорили с вами о народной песне, её

разновидностях. Узнали, что народные песни бывают трудовые, обрядовые,

звучащие на праздниках – свадебные, масленичные,рождественские,

исторические, лирические и т.д. В песнях живет душа народа, вечная

мудрость и красота.

Сегодня на занятии все работали хорошо. А вы как считаете?Молодцы.

Литература для подготовки к занятию:

1.Программа ВУУ БДДиЮТ ансамбля «Жаворонушки»

2. : «Резонансное пение, упражнения для голоса – путь к творчеству и

здоровью». А.А. Демченко

3.

«Познаём секреты вокального мастерства»

А.А. Демченко (Москва 2010)

4.<b>Биография Лидии Андреевны Руслановой</b></a>(фото)

5.Интернет-Биография Н.Матвиенко.(фото)



В раздел образования




Яндекс.Метрика