Авторы: Людмила Николаевна Красницкая, Педагог Дополнительного Образования
Должность: Заслуженный работник культуры Украины,Отличник образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО
Населённый пункт: г Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытое занятие "Мир песни"
Раздел: дополнительное образование
План открытого занятия
в ансамбле эстрадной песни «Жаворонушки».
(группа№1 - высшего уровня обучения)
ВУУ БДД и ЮТ
Тема: «Мир песни»
План-конспект рассчитан на детей 14-15 лет.
Время проведения: 2 час..
Подготовила:
Красницкая Л.Н.
г.Севастополь
2013
Цель занятия:
приобщить к культуре, истокам народной песни. Определять чем отличается
эстрадная песня от народной. Знакомство с великими народными певицами -
Лидией Руслановой и Ниной Матвиенко.
Задачи:
Обучающие:
Учить:
- правильному певческому дыханию;
- исполнению песни в унисон;
- пропеванию слова на зевке;
- четкому пропеванию согласных («б», «г», «р», «л», «д», «т» и т.д.).
Развивающие:
- формирование правильного вокального исполнения;
- развитие чувства ритма, внимания, воображения;
- развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности,
выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
пианино, диск с записью песен в исполнении Лидии Руслановой и Нины
Матвиенко. Сиди- проигрыватель ,микрофоны, микшерский пульт,
усилитель, акустические колонки.
Фотографии 20х30-Л.Руслановой и Н.Матвиенко.
Эпиграф к занятию:
«Ничего нет на свете чудесней
И прекрасней нет ничего
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его»
(Степан Широбоков)
План занятия:
I. Организационная часть (5 мин.)
1.
Приветствие.
2.
Разъяснение эпиграфа
3.
Сообщение темы занятия, постановка задач.
II . Основная часть (1 час.40 мин.)
1.
Слушание песен в исполнении Л.Руслановой и Н.Матвиенко…(10 мин)
2.
Игра «Дождь»( 5 мин)
3.
перерыв (5 мин)
4.
Повторение музыкальных терминов.(5 мин)
5.
Упражнения для артикуляционного аппарата-(10 мин)
6.
Дыхательные упражнения-(5 мин)
7.
Вокальные упражнения-(15 мин)
8.
Работа над песней «Щедрик»(20 мин)
9.
Дальнейшее разучивание песни «Васильки»-3х-голосие, работа с
микрофонами.(25 мин)
III. Заключительная часть (5 мин.).
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
I. Организационная часть
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии.
Прочитайте эпиграф к нашему занятию.
Дети читают …..
«Ничего нет на свете чудесней
И прекрасней нет ничего
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его».
(С.Широбоков)
- Как Вы его понимаете?
(Народная песня близка каждому человеку, потому что в ней отражается
душа народа)
- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной
музыки – значит сказать все и ничего.
Песня – душа народа, верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.
В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и
искренни. Помимо воли людей, песни выражают их характеры и настроения,
вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, время и место их
пребывания на земле.
II. Основная часть.
Знакомимся с великими певицами-Лидией Руслановой и Ниной
Матвиенко.Исполнительницами народных русских и украинских песен.
Рассматриваем фотографии ,высказываем свои чувства и
размышления…….и так,
- Народные песни давали настолько выразительную картину жизни, что для
большей художественной достоверности вводились в литературные и
музыкальные произведения – часто с элементами обряда. На свадьбах…
Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту, жениха,
шуточные, гостевые, застольные, плясовые. Все в этом своеобразнейшем
действии – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и
красотой сердца народа.
- Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь
наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями.
Существуют песни бытовые: колыбельные, оплакивающие умерших, песни-
сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.
- Сегодня мы с Вами прослушаем замечательную лирическую русскую песню
Слушание песни
Лидия Русланова – «Валенки» ,
«По муромской дорожке»
Нина Матвиенко «Ой,у вишневому садку», «Ой летіли дикі гуси» слова
Ю.Рыбчинского,музыка И.Поклад.
Вопросы после прослушивания:
- Как звучала эта песня?
-Кто её исполнял?
-Что в ней необычного по сравнению с современными песнями?
- Совершенно верно. А что же все-таки отличает лирическую песню от
современных песен с музыкальной точки зрения.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дождь».
Игра «Дождь».
Правила игры: дети делятся на три команды. В полной тишине педагог
показывает каждой из команд движения руками:
1.
Потирание ладошек
2.
Щелканье пальцами
3.
Удары ладошками по коленям одновременно двумя руками и
поочередно.
При правильном исполнении движений создается имитация дождя.
- Молодцы
Сейчас поговорим о музыкальных терминах. И так…..
1.
Музыкальный термин, обозначающий исполнение «громко» (форте)
2.
Музыкальный термин, обозначающий исполнение «тихо» (пиано)
3.
Певец-одиночка (солист)
4.
Высокий женский голос (сопрано)
5.
Плавное исполнение мелодии (легато)
6.
Жанр песенной музыки (вокал)
7.
Отрывистое исполнение мелодии (стаккато)
8.
Низкий женский голос (альт)
- Прежде чем мы приступим к распевке, предлагаю выполнить упражнения
для артикуляционного аппарата.
1. Вокальный зевок (открываем рот, опуская нижнюю челюсть как можно
ниже).
2. Разогреваем мышцы щек и губ языком: сначала в стороны, вверх и вниз,
затем делаем круговые движения.
3. Упражнения для губ:
- «Трубочка» (с вытянутыми губами произносим звук «У», затем
растягиваем губы в улыбке).
- «Мим» (брови вниз сдвинуть к переносице, затем удивленно поднять
вверх).
- Молодцы, а теперь сделаем упражнения на дыхание.
1. Помассируем крылышки носа
2. Короткий вдох-выдох
3. Вдох-выдох с поворотом головы
4. Вдох-выдох с наклоном головы вверх- вниз
5. Упражнение «Насос» (вдох-выдох с наклоном туловища)
6. «Кошечки» (вдох-выдох с поворотом туловища в стороны поочередно).
- Переходим к вокальным упражнениям.
1. Упражнение с закрытым ртом, на зевке берется звук на заданной высоте
2. Исполнение скороговорки «Барашеньки» на одном звуке по полутонам
вверх-вниз.
3. Исполнение гаммообразной мелодии по звукам мажорного трезвучия
вверх-вниз на слоги ли-ля-лё.
4. Секвенциобразное движение мелодии по терциям вверх-вниз.
5. Упражнение на исполнение скачков по мажорному трезвучию вверх-вниз
на слог «ма».
-Сегодня мы разучим замечательную народную песню-калядку «Шедрик-
щедривочка»
Звучит песня
- Что вы можете рассказать о прослушанной песне?
Проводится работа над разучиванием 1-2голоса песни, особое внимание
уделяется распевам.(в тэ-э-э-э-бэ-э жинка,ч-о-о-о-о-о-ор=но=о брова)
Нам осталось повторить песню «Васильки»…..повторяем 1,2.3 голоса по
отдельности, затем 1+2,1+3,2+3.Наконец то 1 куплет, запев вместе, припев
3х- голосие. Внимательно слушаем.Поём без фонограммы, Затем под
фонограмму.
Отмечаем кто из ребят постарался чисто держать свою партию.
III. Заключительная часть.
- Что нового вы узнали на занятии?
- О каких разновидностях народной песни вы сегодня узнали?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Когда исполняются те или иные песни?
Ответы детей.
Итог занятия.
Сегодня на занятии мы говорили с вами о народной песне, её
разновидностях. Узнали, что народные песни бывают трудовые, обрядовые,
звучащие на праздниках – свадебные, масленичные,рождественские,
исторические, лирические и т.д. В песнях живет душа народа, вечная
мудрость и красота.
Сегодня на занятии все работали хорошо. А вы как считаете?Молодцы.
Литература для подготовки к занятию:
1.Программа ВУУ БДДиЮТ ансамбля «Жаворонушки»
2. : «Резонансное пение, упражнения для голоса – путь к творчеству и
здоровью». А.А. Демченко
3.
«Познаём секреты вокального мастерства»
А.А. Демченко (Москва 2010)
4.<b>Биография Лидии Андреевны Руслановой</b></a>(фото)
5.Интернет-Биография Н.Матвиенко.(фото)