Автор: Букунович Адрианна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №47
Населённый пункт: Мурманская обл. г. Североморск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическая тропа-как эффективная форма экологического воспитания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 комбинированного вида
«Экологическое воспитание детей»
«Экологическая тропа - как эффективная
форма экологического воспитания
дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Букунович А. В..
ЗАТО г. Североморск
2020г
Цель:
развитие экологического сознания ребенка-дошкольника, воспитание начал
экологической культуры средствами экологической тропы.
Задачи:
-развивать
познавательную
активность
в
процессе
экспериментирования,
наблюдения за объектами и явлениями природы;
-развивать познавательный интерес к миру природы, осознания ребенком себя
как части природы, чувство ответственности за ее сохранность;
-повышать экологическое сознание педагогов, родителей и воспитанников;
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями,
животными, по охране и защите природы;
Формы и методы работы с детьми на «Экологической тропе»:
-экологические беседы;
-наблюдения в природе;
-экскурсии;
-целевые прогулки;
-экологические конкурсы;
-чтение художественной литературы;
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
-трудовые поручения;
-экологические развлечения, праздники;
-экологические
(игры-путешествия,
сюжетно-ролевые,
дидактические,
подвижные);
-инсценировки, театрализация.
Станция «Птичья столовая».
Задачи:
-расширять знания детей о зимующих птицах;
-обогащать словарный запас загадками о пернатых;
-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.
На данной станции экологической тропы размещены кормушки, скворечники
для кормления и наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Я учу детей составлять описательные рассказы о птицах. Мы с детьми кормим
птиц во время прогулок. Когда птицы слетаются, мы очень любим наблюдать за
особенностями их поведения, отмечаем, чем они питаются. Выяснили, что
синички очень любят сало! За время наблюдения отметили, сколько разных птиц
обитает на территории нашего края.
Станция «Песочница»
Задачи:
-формировать у детей представления об отдельных свойствах песка и воды;
-наблюдать за проведением элементарных опытов с данными объектами.
На данной станции я с детьми провожу опыты по смешиванию песка с водой,
глиной, землей, камушками, и т.д. Дети с интересом смотрят и наблюдают, что
происходит: когда песок становится мокрым, из него получаются куличики, а
когда он сухой - он сыплется. Дети очень любят рисовать карандашами,
фломастерами, мелками, но рисовать на песке «Волшебной палочкой» - это куда
интересней! У детей получаются забавные рисунки. Даже самый шаловливый
малыш,
заинтересуется,
успокоится
и
начнет
проявлять
усидчивость
и
спокойствие!
Станция « Грибная полянка»
Задачи
- формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для
человека;
- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
- учить узнавать грибы по их характерным признакам;
-приучать заботиться о природе;
-познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.
-напомнить детям правила осторожного обращения с грибами: собирать только
со взрослыми, не брать в рот, тщательно мыть руки после общения с грибами.
На данной станции мы с детьми беседуем о том, какие грибы они знают. Какие
бывают грибы съедобные, а какие не съедобные. Играем в игры: «Один-много»,
«Посчитай грибы», « Отгадай загадку-найди грибок».
«Метеостанция».
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений
природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными
явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием
растений.)
Задачи:
-познакомить
детей
с
метеоплощадкой
и
специальными
приборами:
термометром, барометром, дождемером, вертушкой;
-обучать детей снятию показаний с приборов;
-дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от
удаленности от Солнца;
-
формировать
представление
о
значении
погоды
в
жизни
человека,
растительного и животного мира.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
• Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
• Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение
которого предвещает перемену погоды.
• Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
• Вертушка — прибор для определения силы ветра.
Мы, с детьми выходя на прогулку, определяем какая сегодня погода. Если
вертушка не двигается, значит, ветра нет, а если в банке вода, значит, был
дождь!
Станция «Огород»
Задачи:
-формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период
в саду и огород;
-дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги,
почвы для роста растений;
-развивать познавательные и творческие способности детей;
-учить наблюдать за посадкой и всходами семян;
-учить детей делать выводы на основе наблюдений;
-участвовать в посильной практической деятельности;
- создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
-формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к
труду человека.
На нашем огороде растут овощи (лук, огурцы, свекла, морковь) и клубника.
Все эти овощи высаживают педагоги с детьми, но их нужно не только сажать, но
и ухаживать за ними. В процессе наблюдения и ухода за растениями на нашем
огороде, мы старались применять особые формы и методы работы с детьми с
целью поддержания у них интереса, ведь выращивая растения, плоды которых
развиваются под землей , дети не могут увидеть и рассмотреть их вплоть до
урожая. Дети знакомятся с разными способами размножения – выращивания
овощей (рассадой, клубнями, луковицами), узнают об условиях, необходимых
для роста и развития овощей.
Станция « Лесная пасека»
Задачи:
--продолжать знакомить детей с миром природы, прививать им эмоционально-
ценностное отношение к живым организмам;
-формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним;
-познакомить детей с продуктами пчеловодства (воском, мёдом, прополисом);
-обогащать и активировать словарный запас детей;
-побуждать детей изображать свои впечатления в продуктивной деятельности
Я рассказываю детям о внешнем виде насекомых – пчёл, о том чем они
питаются и где живут. Знакомлю их с таким понятием как «Улей». Из чего
пчёлы строят свой домик (улей). На этой станции ребята узнают, зачем пчелы
делают мёд. Таким образом, они узнают много нового интересного о пчёлах, об
их роли в природе, о пользе пчел для человека.
Станция «Деревенский дворик».
Задачи:
-знакомить детей с домашними птицами и животными;
-дать представление о содержании и кормлении домашних животных;
-рассказать о пользе домашних животных для человека.
На прогулке мы с детьми рассматриваем объекты деревенского дворика, где
живут домашние животные: собачка, поросята, куры и петух, а так же
деревенские постройки: колодец, изба, забор. Я предлагаю детям назвать
домашних животных, представленных на деревенском дворике, вспомнить, как
зовут их детенышей. Все это способствует расширению кругозора детей.
Станция «Муравейник»
Задачи:
-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
-сформировать представление о роли муравьев в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к насекомым.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном
муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
На данной станции я рассказываю детям о том кто такие муравьи, как они живут,
особенностях их поведения и внешнего вида. Муравьи уничтожают множество
вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Знакомлю их с
понятием Муравейник ( это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый,
уютный, с хорошей вентиляцией, со спальнями, с детскими комнатами, с
мусоросборником и туалетом). Муравьи содержат свои дома в идеальной
чистоте. Детям нравится наблюдать за муравейником.
Вывод:
Экологическая тропа
позволяет более продуктивно использовать обычные
прогулки с детьми для экологических занятий и наблюдений в зависимости от
возраста и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное
время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же
объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если
прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется
конкретная
цель
(например,
измерить
выпадение
осадков),
то
можно
ограничиться только одним объектом - метеостанцией.
Таким образом, объекты экологической тропы дают большие возможности для
экологического воспитания ребёнка, его сенсорного развития, для проведения
систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального
развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и
сопереживания живым организмам.