Автор: Москвина Ольга Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Школа №161"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа "Учись учиться" 2-3 класс
Раздел: среднее образование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Учись учиться»
Возраст обучающихся 8-9 лет
Срок реализации - 2 года
Автор-составитель:
Москвина Ольга Михайловна
Педагог-психолог
г.Нижний Новгород
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной образовательной программы - социально-
педагогическая.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа
«Учись
учиться»
обращена
к
актуальной
проблеме
психологического
стимулирования
и
актуализации
процесса
развития
познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не
только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и
говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать
проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать
и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного
обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях
учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение
длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная
сформированность познавательных процессов, создают проблемы в обучении
младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий
ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое
мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие
психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление,
зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у
ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать,
обобщать
и
выделять
существенные
признаки
предметов,
развивать
познавательную активность.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети
учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является
основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического
развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других
психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования
психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не
овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах
школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из
важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных
классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей,
связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и
навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и
самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое мышление
не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение
нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из
приёмов развития мышления.
Цель и задачи программы
Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших
школьников.
Задачи программы:
обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения,
обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики
их способностей;
развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма,
переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости,
развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
(умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение
подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе
заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому
серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра
помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал,
оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную
сферу. Но в, то, же время систематическое выполнение данных заданий готовят
учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Возраст детей,
участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы от 8-9 лет.
Срок реализации
дополнительной образовательной программы - 2 года
обучения. Общая продолжительность обучения составляет 75 часов, во 2 классе
37 часов в год, в 3 классах - 38 часов в год.
Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 45 мин во 2-
3 классах.
Программа
предусматривает
сочетание
групповых,
индивидуальных
и
коллективных форм проведения занятий. Основу программы составляют
развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной
координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Структура занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть,
основную и заключительную. Задача вводной части – направлена на
тренировку
элементарных
мыслительных
операций,
на
активизацию
мыслительной
деятельности,
на
создание
у
учащихся
определённого
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение
которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы,
которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность
(шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных
процессов
проводится
по
УМК
«Развивающие
задания.
Тесты,
игры,
упражнения».
Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в
самооценивании учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или
учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля
и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности.
Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится
субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Результатами занятий в кружке «Учись учиться» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и
понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце.
Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение
показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Учебно-тематический план
1год обучения
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит
развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания,
памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений),
а не одного какого-то процесса.
№ урока
Темы
Кол-во часов
Введение в программу
2
1
Знакомство
с
программой
и
обучением,
инструктаж по технике безопасности
1
2
Начальная диагностика (тестирование)
1
Развивающие занятия
34
3
Упражнения на развитие умения обобщать,
анализировать, сопоставлять понятия. Найди
слово в слове.
1
4
Упражнения на развитие умения владеть
операциями анализа и синтеза. Преврати одни
слова в другие.
1
5
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации,
абстрагированию.
Замени,
одним словом. Найди лишнее.
1
6
Упражнения на развитие умения владеть
операциями анализа и синтеза
1
7
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями
1
8
Упражнения
на
развитие
умения
классифицировать предметы и слова
1
9
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать различные виды отношений
между понятиями
1
10
Упражнения
на
развитие
мышления
(процессы синтеза)
1
11
Упражнения
на
развитие
вербально
–
смыслового анализа
1
12
Упражнения
на
развитие
умения
1
устанавливать связи между понятиями
13
Упражнения
на
развитие
логического
мышления
1
14
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями
1
15
Упражнения на развитие быстроты реакции
1
16
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями
1
17
Упражнения
на
развитие
вербально
-
понятийного мышления
1
18
Упражнения
на
развитие
умения
классифицировать предметы и слова
1
19
Упражнения
на
развитие
вербально
-
понятийного мышления.
1
20
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать различные виды отношений
между понятиями
1
21
Упражнения
на
развитие
мышления
(процессы синтеза)
1
22
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями
1
23
Упражнения
на
развитие
вербально
–
логического мышления
1
24
Упражнения
на
развитие
внимания,
ассоциативной памяти
1
25
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать различные виды отношений
между понятиями
1
26
Упражнения на развитие внимания.
1
27
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями
1
28
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями.
1
29
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями
1
30
Упражнения
на
развитие
мыслительной
операции анализ через синтез
1
31
Упражнения
на
развитие
внимания,
1
ассоциативной памяти.
32
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями.
1
33
Упражнения
на
развитие
вербально
–
смыслового анализа
1
34
Упражнения на развитие внимания
1
35
Упражнения
на
развитие
умения
устанавливать связи между понятиями.
1
36
Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.
1
Итоговое занятие.
1
37
Диагностика, тестирование
1
Итого
37
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу (2ч)
Занятие 1.
Вводное занятие.
Знакомство с
программой и обучением.
Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 2. Начальная диагностика, тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия (34 ч)
Занятие
3.Упражнения
на
развитие
умения
обобщать,
анализировать,
сопоставлять понятия. «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори
фигуру».
Занятия 4.
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и
синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по
точкам».
Занятие
5.
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации,
абстрагированию. «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй
по точкам».
Занятие 6. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и
синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую
же фигуру».
Занятие 7. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями. «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту
реакции», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 8. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и
слова. «Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй
такую же фигуру».
Занятие 9. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды
отношений
между
понятиями.
«Соедини
половинки
слов»,
«Слова
рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 10. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди
лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую
же фигуру».
Занятие 11. Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Составь
новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую
же фигуру».
Занятие 12. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 13. Упражнения на развитие логического мышления. «Подбери слово»,
«Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую
же фигуру».
Занятие 14. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями.
«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые
слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 15. Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии»,
«Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 16. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 17. Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же
фигуру».
Занятие 18. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и
слова. «Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 19. Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди
лишнее слово».
Занятие 20. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды
отношений между понятиями. «Составь новые слова», «Найди лишнее слово»,
«Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 21. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди
слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же
фигуру».
Занятие 22. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 23. Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру»,
«Продолжи числовой ряд».
Занятие 24. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же
фигуру».
Занятие 25. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды
отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова»,
«Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 26. Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы»,
«Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 27.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши
слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 28. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями.
«Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный
квадрат», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 29. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями. «Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 30. Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через
синтез. «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй
такую же фигуру».
Занятие 31. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 32. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой
ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 33. Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Раздели
слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй
такую же фигуру».
Занятие 34. Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название»,
«Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 35. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями. «Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же
фигуру», «Найди общее название».
Занятие 36. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Раздел 3. Итоговое занятие (1ч).
Занятие 37. Диагностика, тестирование.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ урока
Тема
Кол-во
часов
1.
Введение в программу
2
1
Знакомство
с
программой
и
обучением.
Инструктаж по технике безопасности.
1
2
Начальная диагностика (тестирование)
1
2.
Развивающие занятия
35
3
Упражнения
на
развитие
мышления
(вербальное, мыслительные операции анализа и
синтеза).
Развитие
пространственных
представлений.
1
4
Упражнения на развитие зрительной памяти
1
5
Упражнения
на
развитие
внимания,
ассоциативной памяти
1
6
Упражнения
на
развитие
пространственных
представлений,
мыслительных
операций
анализа и синтеза
1
7
Упражнения
на
развитие
вербально
-
логического мышления
1
8
Упражнения на развитие внимания
1
9
Упражнения
на
развитие
вербально
-
логического мышления
1
10
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации и абстрагированию.
1
11
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации и абстрагированию
1
12
Упражнения
на
развитие
вербально
-
логического мышления
1
13
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации и абстрагированию
1
14
Упражнения
на
установление
связи
между
понятиями
1
15
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации и абстрагированию
1
16
Упражнения
на
развитие
концентрации
и
избирательности внимания
1
17
Упражнения
на
развитие
внимания
и
ассоциативной памяти
1
18
Упражнения
на
развитие
вербально
-
логического мышления
1
19
Упражнения
на
развитие
способности
к
классификации и абстрагированию
1
20
Упражнения
на
развитие
вербально
-
логического мышления
1
21
Упражнения
на
развитие
вербально
-
логического мышления
1
22
Упражнения
на
установления
связи
между
понятиями
1
23
Упражнения на развитие логического мышления
1
24
Упражнения на развитие зрительной памяти
1
25
Упражнения на развитие зрительной памяти
1
26
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
1
27
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
1
28
Упражнения на развитие логического мышления
1
29
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
1
30
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
1
31
Упражнения на развитие логического мышления
1
32
Упражнения
на
развитие
внимания,
ассоциативной памяти
1
33
Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации. Выбери правильный ответ.
1
34
Упражнения
на
развитие
внимания,
наблюдательности, навыков устного счёта.
1
35
Упражнения
на
развитие
понятийного
мышления (умение обобщать).
1
36
Упражнения
на
развитие
ассоциативного
мышления
1
37
Упражнения на развитие логического мышления
1
Итоговое занятие
38
Диагностика, тестирование
1
Итого
38
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу (2ч)
Занятие
1. Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж
по технике безопасности.
Занятие 2. Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия (35ч)
Занятие 3. Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные
операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по
клеточкам».
Занятие 4. Упражнения на развитие зрительной памяти. «Вставь недостающее
слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,
Занятие 5. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по
клеточкам».
Занятие
6.
Упражнения
на
развитие
пространственных
представлений,
мыслительных
операций
анализа
и
синтеза.
«Потренируй
логическое
мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по
клеточкам».
Занятие 7. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках»,
«Дорисуй по клеточкам».
Занятие 8. Упражнения на развитие внимания. «Проведи аналогию», «Найди
лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».
Занятие 9. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Тренируй
внимание»,
«Найди
лишнее
слово»,
«Тренируй
внимание»,
«Развивай быстроту реакции».
Занятие 10. Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи
новое слово», «Тренируй память».
Занятие 11. Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название»,
«Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».
Занятие 12. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри
и запомни».
Занятие 13. Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках»,
«Развивай внимание», «Выбери два главных слова».
Занятие 14. Упражнения на установление связи между понятиями. «Найди
лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по
клеточкам», «Вставь по аналогии».
Занятие 15. Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Составь
пропорции»,
«Расшифруй
предложения»,
«Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 16. Упражнения на развитие концентрации и избирательности
внимания. «Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова
в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 17. Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй
внимание».
Занятие 18. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини
половинки слов»,
Занятие 19. Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Составь
слова»,
«Проведи
аналогию»,
«Нарисуй
по
клеточкам», «Закончи предложение».
Занятие 20. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 21. Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 22. Упражнения на установления связи между понятиями. «Составь
пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по
клеточкам».
Занятие 23. Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай
логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 24. Упражнения на развитие зрительной памяти. «Развивай зрительную
память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови
рассказ».
Занятие 25. Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Получи новое
слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь
ошибки».
Занятие 26. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи
аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 27. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Составь
пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь
недостающее слово».
Занятие 28. Упражнения на развитие логического мышления. «Найди слова в
слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по
клеточкам».
Занятие 29. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи
аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай
зрительную память».
Занятие 30. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Двойные
значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй
внимание».
Занятие 31. Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай
логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 32. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».
Занятие 33. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Занятие 34. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков
устного счёта. «Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась
картинку».
Занятие 35. Упражнения на развитие понятийного мышления (умение
обобщать). «Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую
же фигуру».
Занятие 36. Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Развивай
ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по
клеточкам», «Составь слова».
Занятие 37.
Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай
логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов»,
«Нарисуй по клеточкам».
Раздел 3. Итоговое занятие (1час).
Занятия 38.Диагностика, тестирование.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Учись учиться»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст учащихся: от 8 до 9
лет
1 год обучения
Годы обучения
1 полугодие
2 полугодие
всего
недель/
часов
всего
недель
всего
часов
из них
аттестац
недель/часов
всего
недель
всего
часов
из них
аттестац
недель/часов
развитие
познавательных
процессов в
комплексе
(мышления,
внимания,
зрительно-
моторной
координации,
пространственных
представлений)
17
17
1/1
20
20
1/1
Всего по
программе
всего недель/часов за год обучения по программе
37/37
2 год обучения
развитие
познавательных
процессов в
комплексе
(мышления,
внимания,
памяти,
зрительно-
моторной
координации,
17
17
1/1
21
21
1/1
пространственных
представлений)
всего недель/часов за год обучения по программе
38/38
Проведение промежуточной аттестации определено в конце первого полугодия
в форме контрольного занятия (тестирование), в конце 2 полугодия –
тестирование.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Учись учиться»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст учащихся: от 8 до 9 лет
N п/
Название раздела,
Количество часов
Формы
п
темы
аттестаци
и/контрол
я
Всего
Теория
Практика
1 год
1
Введение
в
программу
2
1
1
тестирова
ние
2
Развивающие
занятия
34
Развитие логического
мышления
28
Тренировка
внимания
4
Развитие
быстроты
реакции
2
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации;
2
3
Итоговое занятие
1
тестирова
ние
2 год
Введение
в
программу
2
1
1
тестирова
ние
Развивающие
занятия
35
Развитие логического
мышления
22
Тренировка
внимания
7
Развитие
быстроты
реакции
3
Развитие
пространственного
восприятия
и
сенсомоторной
координации;
3
3
Итоговое занятие
1
1
тестирова
ние
Планируемые результаты
Первый уровень – развитие познавательных процессов (памяти, внимания,
мышления,
пространственного
восприятия).
Создание
психологических
предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических
качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться
успешно (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е.
умение
подчиняться
словесным
указаниям
учителя).
Достигается
во
взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – формирование психологических новообразований младшего
школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять
задания в интеллектуальном плане в группе и в парах).
Достигается в
дружественной детской среде (коллективе.)
Третий уровень – школьник должен научиться произвольно, управлять своим
восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную
деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои
психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ,
затруднения, ошибки. Осознанное участие в интеллектуальных конкурсах.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Показателем
эффективности
данных
занятий
может
быть
повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения
учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности,
работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности),
участие в интеллектуальных конкурсах: «Кенгуру», «Умница», «Эрудит».
Методическое обеспечение
1.
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4
классы. М.: Первое сентября, 2004.
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь.
М.: Росмэн –Пресс, 2002.
3. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения.
Задания. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
4. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 3 класс: Рабочая тетрадь. М.:
Росмэн –Пресс, 2004.
5. Голубкова Г. 365 задач для эрудитов. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.
6. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для
детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
Список использованной литературы
1. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 5. – М.: Росткнига, 1999
3. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 6. – М.: Росткнига, 2002.
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-
Синтез», 2001.
5. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет. –
М.: Московский психолого – социальный институт: Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1999.
6. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007.
7. Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. – М.: ООО
«ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007.
8. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей
детей. М.:Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших
школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль:
Академия развития, 2007.
10. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе.
ООО «Издательство Астрель», 2007.
11.Холодова
О.
Юным
умникам
и
умницам:
Задания
по
развитию
познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс
«РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007.
12. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности,
воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО
«БАО – ПРЕСС», 2007.