Автор: Маркевич Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: Интегрированная диагностическая работа
Тема: "Кузнечик"
Раздел: начальное образование
Кузнечик
Кузнечиков и близких их родственников —
сверчков — природа наделила самыми настоящими
ушами, в которых много всякой всячины: окончания
нервов, чувствительные клетки, трахеи, мышцы...
Только уши они носят не на голове, а на ногах. Не
подумайте, будто у каждой из шести ног свое ухо:
кузнечики и сверчки обходятся малым, слушают лишь
голенями передних ног.
Оттопыренная ушная раковина, торчащая на голени,
мешала бы прыгать и ползать по траве — того и гляди,
ухом зацепишься. Поэтому мудрая природа спрятала уши кузнечика внутрь голени, а нежные
перепонки прикрыла тонкой хитиновой пластиночкой. Ноги – главная достопримечательность
кузнечика. Молодой кузнечик с длиной тела всего лишь в 1 см может пригнуть на расстояние в 1
метр!
Среди кузнечиков и сверчков слышать могут все: и шестиногая молодежь, и мамы, и папы. А вот
шум поднимают обычно только представители сильного пола. Чем теплее, тем сильнее трель
шестиногих кавалеров. И весь гвалт они поднимают, не раскрывая рта: подают голос, потирая одно
надкрылье о другое. Рассматривая кузнечика – не берите его за задние ножки! Чтобы спастись, он
может… отбросить их. Да, он останется жив – но участи бедного кузнечика не позавидуешь.
Раньше думали, будто трель — лишь призыв кавалера к невесте. А теперь стало ясно, что
стрекотание стрекотанию рознь. Например, громкая (громче, чем обычно) и короткая трель сверчка
— не что иное, как ругань. А всего в монотонном урчании сверчков и кузнечиков пять или шесть
разных сигналов.
Трава, где бы ни росла, на лугу или в степи, кишит жизнью не днем, как думают многие, а ночью.
В полночь устраивается прямо-таки массовое гулянье: пируют слизни, гусеницы, сороконожки,
личинки листоедов, травяные жужелицы. По ночам из укрытий вылезают сороконожки, мокрицы и
кивсяки. Даже дождевые черви при свете луны стараются повыше забраться на травинку.
Почему большинство обитателей луга не спят по ночам, понятно: не только есть, но и испить
росы хочется. А почему все лезут вверх? Да потому, что верхушки травинок и полевых цветов не
только мягче и вкуснее, но и полезнее - обычно здесь больше питательных веществ.
Впрочем, из правил всегда много исключений. Так, пыльцееды на травинки и цветы карабкаются
в жаркий полдень. Есть и любители ужинов. Например, у цикад аппетит пробуждается к вечеру.
I. Чтение и понимание прочитанного.
1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал.
Дочитай текст до конца.
2. В какое время суток начинается бурная жизнь в траве?_____________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Продолжи предложение.
Ноги - _____________________________________________________ .
4. К какому жанру относится этот текст? Отметь галочкой или обведи в овал верный ответ:
а) сказка б) рассказ в) басня г) научно-популярная статья
5. Где находятся уши у кузнечика?_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6. Придумай свой вопрос по содержанию текста?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
II. Русский язык
1.Выпиши из текста подчёркнутые слова. Запиши, от каких слов они образовались.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной. Рядом напиши проверочное
слово. Выдели орфограмму.
1)_______________________________________________________
2)_______________________________________________________
3)_______________________________________________________
3. Укажи, каким по интонации является предложение: А почему все лезут наверх?
а) повествовательное б) вопросительное в) восклицательное
4. Найди в тексте шестой абзац. Выпиши из него третье предложение. Обозначь в нём все
орфограммы.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Выпиши из текста слово:
а) односложное____________________________________________
б) двусложное _____________________________________________
в) пятисложное______________________________________________
III. Математика
1. Реши задачу, используя числовые данные, полученные из текста.
Во сколько раз длина тела молодого кузнечика меньше его прыжка?
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________________________________
2. Запиши выражение и найди его значение.
Из произведения чисел семи и девяти вычесть частное чисел тридцати шести и двенадцати.
______________________________________________________________________________________
3. Пересчитай внимательно всех насекомых, о которых говорится в пятом абзаце. Представь, что на
поляне собрались по три представителя каждой особи. Сколько всего насекомых в траве?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________________________
4. Укажи в миллиметрах длины следующих насекомых:
кобылка трескучая – 3 см = _________________ медведка 5 см = _____________
водяной скорпион 2 см 6 мм =_______________ богомол 10 см = _____________
5. Кузнечик ел траву на полянке прямоугольной формы со сторонами 2 м и 4 м. Найди площадь
поверхности его «пастбища».
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________________________
6. Какое расстояние проскачет кузнечик, если решит обскакать свое «пастбище» по границе?
______________________________________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________________________________