Напоминание

"Инновации в образовании"


Автор: Морина Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Белоомутская средняя общеобразовательная школа№1"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Луховицы, р.п. Белоомут
Наименование материала: Статья на тему: "«Особенности интеграции на уроках окружающего мира»
Тема: "Инновации в образовании"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская средняя общеобразовательная школа №1»

ДОКЛАД

на РМО учителей 1 классов

на тему:

«Особенности интеграции

на уроках окружающего

мира»

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ «Белоомутская СОШ №1»

Морина О.А.

2020г.

В соответствии с модернизацией отечественного образования активно

обсуждаются

вопросы

содержания

школьного

образования,

переоценки

учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия

учебных

программ

уровню

ФГОС,

а

так

же

изменения,

касающиеся

воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий,

методов и типов уроков.

Наиболее

точное

определение

категории

«межпредметные

связи»

представлено на слайде дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть

педагогическая

категория

для

обозначения

синтезирующих,

интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами

реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании,

формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих

образовательную, развивающую и воспитательную функции в их

органическом единстве».

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных

связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору

содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в

содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в

решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в

процессе обучения привожу следующие аргументы:

«возможность изучения материала по разным предметам как единого

целого»,

«широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения

кругозора младших школьников»,

«развивается умственная деятельность»,

«появляется

желание

учиться»,

«формируются

положительные

нравственные качества».

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по

одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других

уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от

наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более

отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными,

внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса,

не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется

сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

2

«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий

наряду

с

процессами

дифференциации.

Процесс

интеграции

представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей

на качественно новой ступени обучения».

Интеграциия – это межлредметная связь

Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

Методологическая функция – формирование у учащихся современных

представлений изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – формирование системности, связанности

отдельных

частей

как

системы,

глубины,

гибкости осознанность

познания.

Развивающая функция – формирование познавательной активности,

преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

Воспитывающая

функция

отражает

политехническую

направленность.

Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного

материала, методов и форм организации обучения.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и

горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных

предметов данного класса обучения.

Вертикальное

интегрирование

охватывает

однородный

материал

из

программы разных лет обучения.

Структура

интегрированных

уроков

отличается:

четкостью,

компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного

материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью

материала.

Одним

из

таких

новшеств

современной

методики

является

интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные

программы и связывает разные

предметы.

Поэтому учителю начальных

классов

просто

необходимо

использовать

различные

инновационные

технологии.

3

Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные

периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А.,

Ушинский К.Д. В современной педагогике имеется более 40 определений

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные

задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные

занятия и олимпиады.

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения

эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в

частности. Проблема реализации интегрированных уроков в начальной школе

достаточно актуальна.

В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание

интегрированному обучению. На начальной ступени обучения интеграция

предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник

целостно воспринимает окружающий мир, и для него, по сути, нет границ

между предметами. Поэтому, интегрированный подход в обучении младших

школьников это актуальная потребность современного образования и одно из

требований стандарта начального образования.

Интегрированный урок создает оптимальные условия для развития

мышления (способности к абстракции, умению выделять главное, проводить

аналогии, осуществлять анализ, сопоставлять, обобщать), тем самым

способствует развитию системного мировоззрения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации

интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его

многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что

способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию

его творческого мышления. Такие уроки строятся с опорой на имеющийся

опыт и знания детей, которые проявляются в детских работах и дополняются

новой информацией.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и внутри

отдельных учебных дисциплин

межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более

дисциплин

транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного

содержания образования

4

В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где

отдельные знания или их элементы скрепляются между собой различным

образом. Межпредметная интеграция существенно обогащает

внутрипредметную. В начальной школе межпредметные связи могут

устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные,

конкретные). При этом фактические межпредметные связи устанавливаются

в процессе ознакомления.

Интегрированный урок как раз и отличается от традиционного

использованием межпредметных связей. В интегрированном уроке

предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о

сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Механизмом интеграции в системе начального обучения является образ,

созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в

разных видах их деятельности.

В литературе средство выразительности – слово (образные определения,

эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе – объект (понятие, форма,

причинно – следственные отношения в природе); в изо – рисунок (форма,

величины, цвет, композиция); в технологии - изделие (лепка, аппликация,

объём пропорции); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика,

интонация).

Интеграция возможна при выполнении определенных условий:

- объекты исследования совпадают, либо достаточно близки

- в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы

исследования

- они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях

Исходя из этого, наилучшим сочетанием интеграции являются такие

предметы как:

- чтение – изо – музыка

- математика – труд

- окружающий мир – изо – труд

5

Все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом.

Структура интегрированного урока отличается: компактностью, сжатостью,

логической взаимообусловленностью, учебного материала на каждом уроке.

Классическим примером учебной дисциплины, предполагающей

установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и

обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является окружающий

мир. Содержание этого курса может представлять собой органическое

соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов.

Установление межпредметных связей с дисциплинами различных

направлений позволяет формировать целостную картину мира,

мировоззрение ребенка.

Установлению связей в содержании учебных предметов чтения и

окружающего мира помогает общая тематика ряда уроков.

Например тема: «Зимние явления в природе»

- Окружающий мир + Чтение + ИЗО – Ф. Тютчев «Чародейкою зимою» +

рисование на тему «Зима в нашем представлении».

На уроках окружающего мира учащиеся накапливают, обогащают и

систематизируют представления о предметах и явлениях окружающей

жизни, о природе. А на уроках чтения - окружающий мир ребенок видит в

образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего

восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе.

Например: Чтение + Окружающий мир + Технология – Есенин «Белая

береза» + «Растения зимой» + Аппликация «Деревья зимой»

У детей появляется желание самим увидеть явления природы, понаблюдать

их в естественных условиях. Таким образом, реализация связей

окружающего мира и чтения позволяют интересно построить урок, сделать

его более интересным и запоминающимся. Знания окружающего мира

позволяют ученику глубже понять художественное произведение, делают

речь ребенка более образной и эмоциональной.

Уроки окружающего мира - это лучшее средство для развития речи

учащихся, так как развитие речи идет в непринужденной свободной

атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют формированию

целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового,

способствуют интеграции различных областей науки, развивают

6

познавательные интересы обучающихся, создают положительный

эмоциональный фон обучения.

Интеграция на уроках окружающего мира позволяет установить связь между

полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической

деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя

одно из требований стандарта нового поколения – формирование целостного

мировоззрения ребенка.

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика