Автор: Хмелева Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колосок"
Населённый пункт: село Баево, Баевский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация методической работы в МБДОУ детский сад "Колосок" как условие развития профессиональной компетентности педагогов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колосок»
Тема: «Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок»
как условие развития профессиональной компетентности педагогов»
Хмелева Татьяна Викторовна
МБДОУ детский сад «Колосок»
Старший воспитатель,
Высшая квалификационная категория.
с.Баево
2017г.
«Организация
методической работы в
МБДОУ детский сад
«Колосок» как условие
развития
профессиональной
компетентности педагогов»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные подходы к организации методической службы ДОУ.
2. Цели и задачи методической службы ДОУ.
3. Направления и функции методической службы ДОУ.
3.1. Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и
повышения квалификации.
3.2. Методическая поддержка начинающих педагогов в «Школе молодого
воспитателя».
3.3. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта педагога. Трансляция результативного
педагогического опыта.
3.4. Методический кабинет - центр методической работы ДОУ.
4. Работа с родителями.
5. Мониторинг эффективности методической работы.
6. Выводы.
1. Основные подходы к организации методической службы ДОУ
В настоящее время происходят конструктивные изменения в Российской
системе образования. Ключевую роль в данном процессе призван сыграть
кадровый потенциал. Неслучайно в «Концепции модернизации российского
образования» подчеркивается, что основная цель профессионального
образования заключается в подготовке квалифицированного работника
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и
ориентированного в смежных областях деятельности, способного к
эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,
готового к постоянному профессиональному росту, социальной и
профессиональной мобильности, а также в удовлетворении потребностей
личности, в получении соответствующего образования.
Наше дошкольное образовательное учреждение обеспечено
педагогическими кадрами на 100%. Воспитательно-образовательный процесс
в ДОУ осуществляют 21 педагог:
1 старший воспитатель, 1 учитель-логопед, , 2 музыкальных руководителя, 1
инструктор по физической культуре, 17 воспитателей.
Анализ кадрового обеспечения дошкольного учреждения позволил сделать
вывод о том, что методическая работа в ДОУ направлена на создание
условий, стимулирующих непрерывное образование, профессиональное
развитие, реализацию творческого потенциала, формирование
профессиональной субкультуры.
В дошкольном учреждении функционирует методическая служба, которая в
соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируется на
гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в
интересах человека, общества, государства, реализует принципы
государственной политики в области образования, призвана обеспечить:
- построение образовательного процесса на основе приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового
образа жизни;
- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития
воспитанников;
- светский характер образования;
- дальнейшую демократизацию и закрепление государственно-
общественного характера управления образовательным процессом.
2. Цели и задачи методической службы ДОУ
В связи с этим мы определили стратегическую цель и задачи методической
службы МБДОУ "Колосок" (схема 1, 2).
Схема 1.
Стратегическая цель
Оказание методической поддержки воспитателям и специалистам ДОУ в
осуществлении
государственной образовательной политики в области образования;
совершенствование
профессиональной компетентности педагогов; обеспечение качества
образовательных услуг ДОУ,
адекватному его статусу
Схема 2.
Механизмами реализации указанных целей и задач является комплексно-
целевая образовательная программа ДОУ, годовой план работы дошкольного
образовательного учреждения, план работы управленческой деятельности
руководителей ДОУ.
3. Направления и функции методической службы ДОУ
Цель и задачи методической службы позволили наметить её основные
направления (схема 3).
Задачи методической службы
Обеспечение
теоретической,
психологическ
ой
методической
поддержки
воспитателей и
специалистов;
Создание условий
для повышения
профессиональной
компетенции,
роста
педагогического
мастерства и
развития
творческого
потенциала
каждого педагога;
Организация
активного
участия
педагогов в
планировании,
разработке и
реализации
образовательных
проектов, в
инновационных
процессах
;
Проведение
мониторинга
для
объективного
анализа
развития
дошкольного
учреждения и
достигнутых
результатов;
Осуществление
обмена опытом
между членами
педагогического
коллектива;
Изучение,
обобщение и
трансляция
передового
педагогического
опыта.
Схема 3
Направления методической службы позволили определить её функции, с
учётом их реализации: аналитическая, прогностическая, планирующая,
коррекционная, организационно-методическая. Они представлены более
подробно в схеме 4.
Схема 4
Направления методической службы
Совершенст
вование
работы по
обучению,
развитию
педагогов и
повышения
их
квалификац
ии
Методическая
поддержка
начинающих
педагогов.
Апробирована и
внедрена в
практику «Школа
молодого
воспитателя»
(приложение 4)
Трансляция результативного
педагогического опыта ДОУ:
публикация статей в
периодической печати
в сборниках научных статей,
выступление на семинарах
и конференциях
различного уровня;
организацию работы
районных творческих
площадок, всероссийской
экспериментальной
площадки;
создание электронных и
печатных
сборников, практических
материалов и
методических разработок
(приложение 3)
Формирование
методического
кабинета ДОУ –
центра
методической
работы.
Методическое
обеспечение
для
осуществления
педагогического
процесса
Функции методической службы МКДОУ детский сад «Колосок»
Аналитическая:
мониторинг
профессиональных и
информационных
потребностей педагогов
ДОУ;
создание
информационной
базы данных о
педагогических
работниках ДОУ;
выявление
затруднений
дидактического и
методического
характера;
сбор и обработка
информации
о результатах учебно-
воспитательной работы
педагогов ДОУ;
изучение,
обобщение и
распространение
педагогического опыта
воспитателей и
специалистов
Прогностическая:
прогнозирование
тенденций изменения
ситуации в обществе и
образовании
для корректировки
стратегии развития
ДОУ;
целей и задач
деятельности;
вариантов моделей
выпускника ДОУ;
содержания,
методов, средств и
организационных
форм развития
дошкольников;
моделирование
новых форм развития
ДОУ;
проектирование
процессов развития;
проектирование
последствий
запланированных
инновационных
процессов.
Планирующая:
планирование
процессов разработки
программы развития
ДОУ;
процессов разработки
общих
требований к
деятельности по
развитию ДОУ, ее
результатам и
критериев их оценки;
процессов разработки
методических
документов,
обеспечивающих
инновационную,
исследовательскую,
экспериментальную
деятельность;
планирование
нормативных
документов для структур,
участвующих в развитии
ДОУ;
технологии процедур
инновационной
деятельности.
Функции
методической
службы ДОУ
Коррекционная:
коррекция хода
реализации
основных
направлений
развития ДОУ,
программ
исследовательской
, опытно-
экспериментально
й работы.
Контролирующая:
контроль реализации
стратегии развития;
выполнения программы
развития;
соответствия хода
инновационных процессов и
их результатов программам,
планам, критериям;
ресурсного обеспечения
инновационных процессов;
выполнения принятых
решений в области развития;
хода инновационной
деятельности, совместной
деятельности отдельных
участников инновационного
процесса и их групп.
Организационно-методическая:
изучение запросов, методическое
с о п р о в о ж д е н и е
и
о к а з а н и е
практической
помощи:
молодым
специалистам,
п ед а г о г и ч е с к и м
работникам
в
период
подготовки
к
аттестации,
в
межаттестационный
и
м е ж к у р с о в о й
п е р и о д ы ;
прогнозирование,
планирование
и
о р г а н и з а ц и я
п о в ы ш е н и я
квалификации
и
профессиональной
подготовки
педагогов
ДОУ,
оказание
им
информационно-методической
помощи
в
системе
непрерывного
образования;
организация и проведение мастер-
к л а с с о в ,
с е м и н а р о в -
практикумов,конкурсов
и
др.
форм
работы с педагогами;
участие в разработке программы
развития
ДОУ;
методическое
с о п р о в о ж д е н и е подготовки
педагоговк
участию
в
конкурсе
профессионального мастерства;
обновление содержания работы по
социально-личностному,
речевому,
познавательному
и
физкультурно-
оздоровительному
во с п и т ани ю
дошкольников ДОУ;
организация проведения
экспертизы авторских методических
материалов.
3.1. Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и
повышения квалификации
В психолого-педагогической литературе методическая работа
рассматривается, прежде всего, как составная часть единой системы
непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их
профессиональной квалификации. Развитие педагогов, повышение их
квалификации тесно связано непосредственно с задачами функционирования
и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной
компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями.
В связи с этим повышение квалификации имеет огромное значение для
каждого педагога:
- Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного
отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми
требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
- Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
- Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и
практических знаний осуществляется через разнообразные формы
методической работы с педагогами: методический совет, педагогический
совет, «Школа молодого воспитателя», методическое объединение
воспитателей и педагогов ГКП, проблемная группа по изучению и
внедрению ФГОС ДО, наставничество, курсы повышения квалификации .
(см.Приложение 9)
С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного
образовательного учреждения используются разнообразные технологии,
позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловая игра,
брифинг, тренинг, викторина, конкурс профессионального мастерства,
дискуссия, поисково-творческие задания и др. (фото см. приложение 3).
Используя методы тестирования и анкетирования, карты эффективности
педагога, карты возможностей и затруднений, карьерограммы, выявляем
уровень методической подготовки педагога, его способности к
профессиональному совершенствованию. На основании полученных данных
выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы,
требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных
потребностей педагогов, планируется проведение различных современных
форм работы с педагогическим коллективом.
Особое место в работе по повышению профессионального мастерства
отводится самообразованию педагога.
В период между обучением на курсах повышения квалификации в ДОУ
организована работа по самообразованию, которая расширяет и углубляет
знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более
высоком теоретическом уровне.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта,
профессионального мастерства и интереса каждого воспитателя. Они всегда
связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение
качественно новых результатов работы. Организация самообразования
педагогов является гибкой, что позволяет каждому педагогу активно
включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ.
При этом особое внимание уделяется последовательности действий и
постепенности в решении задач. В индивидуальной беседе с воспитателем
определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает
затруднения, что нового есть в педагогической практике. Определяется
актуальность выбранной или предложенной темы. Старшим воспитателем
предлагается помощь в подборе педагогической литературы по теме.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов,
который представлен в форме таблицы. Отчеты по самообразованию
заслушиваются на педагогических советах, а также являются частью любого
методического мероприятия. Формой отчета руководителей становятся
консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте
предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и
последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки
применения на практике полученных знаний путем самообразования. Чтобы
работа была успешной, в методическом кабинете создаются необходимые
условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся
самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др.
Дополнительным источником развития педагогов являются посещения
районных методических объединений, подготовка к аттестации.
Организованная таким образом работа по повышению профессионального
мастерства педагогов позволяет контролировать уровень реализации плана,
его сочетание с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования,
этапы проработки психолого-педагогической литературы, практические
выводы, возникшие трудности, планирование работы на будущее.
Особое место в методической работе отводится повышению
профессионального мастерства и педагогической поддержке начинающих
педагогов. С этой целью в МБДОУ детский сад «Колосок» в течение 4 лет
функционирует «Школа молодого воспитателя»
3.2. Методическая поддержка начинающих педагогов в «Школе молодого
воспитателя»
Для нашего дошкольного учреждения является актуальной проблема
поддержки молодых педагогов и формирования у них интереса к
педагогической деятельности. Так как период вхождения начинающего
педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его
личностного и профессионального развития, в МБДОУ детский сад
«Колосок» создана «Школа молодого воспитателя». От того, как пройдет этот
период, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал,
останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой
сфере деятельности.
Занятия Школы планируются 1 раз в месяц. Их содержание включает как
теоретические, так и практические аспекты образовательной деятельности в
ДОУ. Перед составлением плана работы «Школы молодого воспитателя»
проводится анкетирование среди начинающих педагогов, чтобы определить
темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического
блока привлекаются специалисты ДОУ: учитель-логопед, медицинская
сестра, старший воспитатель; практического блока –
высококвалифицированные педагоги, имеющие успешный
профессиональный опыт работы.
В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов
обращается внимание на выполнение задач дошкольного образования,
овладение современными педагогическими приемами и технологиями,
коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – в план
работы «Школы молодого воспитателя» вносятся необходимые коррективы.
Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими
педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы;
мастер-классы учителя-логопеда. (см.Приложение 11)
3.3.Выявление, изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта педагога. Трансляция результативного
педагогического опыта.
Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта –
одна из лавных функций методической службы дошкольного
образовательного учреждения.
Изучение, обобщение педагогического опыта предлагает воспитателю
использовать новые подходы в работе с детьми. В то же время он пробуждает
инициативу, творчество, способствует совершенствованию
профессионального мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой
опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при
помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои
возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.
Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:
Роль методической службы в этой функции очень велика. Ею определяется
передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя,
осмысливается, оценивается, анализируется, какими средствами достигаются
качественные результаты.
На схеме 5 представлена система работы методической службы ДОУ с
передовым педагогическим опытом.
Высокая
результативность
Творческая
новизна
Актуальность
Сокращение затрат
времени на достижение
высоких результатов
Научная
обоснованность
Схема 5
Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучается суть опыта, его проявления, задачи,
содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия
возникновения и развития, особенности личных качеств педагога,
продолжительность становления опыта. При изучении опыта
исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь
процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в ДОУ
создана творческая микрогруппа (см. Приложение 8)
из членов педагогического коллектива.
На втором этапе задача старшего воспитателя –вычленить
прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых
критериев.
Третий этап - обобщение передового опыта.
Выявление
более
результати
в
ных
методов
и приемов
работы
Изучение
этих
приёмов
методов и
формирова
ние
целостного
педагогиче
ского
опыта
Обобщени
е
полученны
х
результато
в и
описание
педагогиче
ского
опыта
Внедрение
и
распростра
нение
созданного
опыта в
работу
других
педагогов
для
совершенс
твования
педагогиче
ского
процесса
В МКДОУ детский сад «Колосок» существует три основные формы
обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание.
Организуя открытый показ, ставится несколько целей: пропаганда опыта;
обучение педагогов методам и приемам работы с детьми, презентация
инновационных приёмов работы с дошкольниками и т.д. В связи с этим
представление педагогического опыта через открытый показ предполагает
определённую работу методической службы, формы организации бывают
разные. До начала просмотра рассказывается о системе работы воспитателя и
предлагаются вопросы, на которые следует обратить особое внимание.
Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и
других формах методической работы. Лучший опыт педагога, представляется
в форме доклада на конференции или статьи в периодической печати.
Описание – это более высокий аналитический уровень обобщения опыта.
Здесь более целостно и системно раскрываются истоки и путь становления
опыта.
Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного
опыта. Распространение передового опыта осуществляется в ДОУ в виде:
выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией
наглядного материала; коллективного просмотра; творческого отчета, в
процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога (отдельных
занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций);
мастер класса (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на
детях); представления материалов в методическом кабинете(конспекты цикла
занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме,
авторские дидактические игры); представление материалов в периодической
печати, сборниках научных статей и т.д.
3.4. Методический кабинет - центр методической работы ДОУ
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.
Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного
профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении
компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким
требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение
мотивации и активности в развитии, содержательность.
Реализация информационно-аналитической функции обуславливает в
методическом кабинете формирование информационного банка данных, где
определяются источники, содержание, направленность информации.
На схеме № 6 представлена модель методического кабинета МКДОУ детский
сад «Колосок»
Схема № 6
В каждом блоке информации придается особое значение отбору её
содержания, систематизации, оформлению. В таблицах №1,2 (приложение 1)
представлено содержание внешней и внутренней информации методического
кабинета дошкольного учреждения.
Все пособия и материалы методкабинета предназначены для
дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для
Модель методического кабинета
Банк внешней информации
Информация периодических изданий
дошкольного образования
Нормативно-правовые документы
Законодательства Российской
Федерации
Организация методической работы в
дошкольном учреждении
Развитие ребенка в образовательном
пространстве дошкольного
учреждения
Организация взаимодействия
дошкольного
Контроль и регулирование
образовательной деятельности
ДОУ
Организация и руководство
образовательной деятельностью
ДОУ
Планирование деятельности ДОУ
Нормативно-правовые документы
регламентирующие деятельность
ДОУ
Банк внутренней
информации
повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора,
изучения и обобщения лучшего опыта работы.
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки:
действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются,
например, такие: «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки
литературы», «Социально-личностное развитие», «В помощь воспитателю» и
другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и
содержание меняются.
К эпизодическим выставкам относятся: «Изучаем педагогическое
наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и
др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу»
(аттестации, итоговым занятиям и др.),«Альтернативы» (о разных
программах и передовых технологиях развития дошкольников) –и многие
другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.
Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении
соблюдаются некоторые рекомендации:
1.Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный
документ(положение, инструкция и др.), то представляется план его
изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному
документу других ДОУ и т.д.
2.Методические рекомендации по данной теме.
3.Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других
городов).
4.Литература по данной теме.
5.Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень
оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды,
видеоматериалы и др.
Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из
различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам
воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам,
информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании,
заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о
своей работе. В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно материала
по работе с родителями и с социумом.
Таким образом, методический кабинет является «копилкой традиций
детсада», центром сбора педагогической информации, лабораторией
творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит
педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.
4. Работа с родителями
Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении непрерывного,
всестороннего развития воспитанников обуславливает наличие комплекса
взаимосвязанных форм методической работы с родителями: родительские
собрания, консультации по интересам семьи и проблемам семейного
общения; использование активных методов работы с ними (анкетирование,
анализ проблемных ситуаций, конкурсы, деловые игры), привлечение
родителей к участию в конкурсах, соревнованиях, выставках. В сфере
методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм
сотрудничества педагогического коллектива с родителями.
В целом, для основного контингента родителей характерны: средний
уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое
желание дать ребёнку хорошее образование (по результатам анкетирования).
Для обеспечения качественного сотрудничества с семьями проводится
методическая работа с воспитателями ДОУ. Именно они непосредственно
взаимодействуют с разными категориями родителей. С педагогами
проводится система мероприятий: консультация
«Методическая помощь воспитателям в подготовке к обобщению с
родителями», практическое занятие «Как оформить уголки для родителей?»,
семинар «Совместные формы работы детского сада с семьёй по речевому
развитию детей» и другие.
Периодически по разным направлениям педагогической работы в
дошкольном учреждении проводится анкетирование родителей, с целью
определения их отношения к проблеме, выяснение семейных условий
воспитания детей, для оценки деятельности ДОУ.
Результаты являются источником для дальнейшей методической работы с
родителями и кадрами.
5. Мониторинг эффективности методической работы.
В соответствии с целью и задачами методической работы в дошкольном
учреждении, выделены основные критерии её эффективности.
Мониторинг состояния методической работы в ДОУ осуществляется по
следующим критериям:
- обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов,
повышение их творческого потенциала;
- развитие передового педагогического опыта;
- обеспечение непрерывного гармоничного развития воспитанников МДОУ;
- координированное взаимодействие МДОУ с социумом
Работа с педагогами строится дифференцированно, с учетом уровня
профессиональной компетентности, их запросов. Повышению
профессионального мастерства педагогических кадров способствует
обучение на курсах повышения квалификации; участие в районных
творческих и профессиональных конкурсах районного, краевого,
всероссийского уровней (см.приложение 4). Разнообразие форм
методической работы, дифференциация их содержания также способствуют
активизации потребностей педагогов, повышению их профессиональных
способностей.
О результативности методической работы по обеспечению развития
педагогов ДОУ говорит положительная динамика образовательного и
квалификационного уровня педагогических кадров (увеличение числа
педагогов с высшим образованием, первой квалификационной категорией).
Отслеживая результаты обучения в школе, МКДОУ поддерживает связи с
учителями начальных классов. Учителя отмечают, что у детей из нашего
детского сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется
большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей, но
недостаточно развита мелкая моторика рук.
На основе данных анализа, в текущем учебном году методическая работа
направлена на совершенствование активной речи детей через разнообразные
формы работы по развитию мелких движений рук, создание мини-
лабораторий в группах по развитию естественнонаучных представлений у
детей.
В целях полноценного функционирования, методическая служба
осуществляет тесное взаимодействие на районном уровне по различным
направлениям с различными структурами, не входящими непосредственно в
ее состав.
Вывод.
Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой
целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого
качества реализации стратегических задач ДОУ.
Целью методической работы в МКДОУ детский сад «Колосок» является
создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей
и педагогической культуры участников образовательного процесса. Её
направленность обусловлена социальным заказом государства, социальных
институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном
учреждении. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития
личностных и профессиональных качеств, способствует организации
качественной методической работы в ДОУ.
Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,
организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения
направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение
передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение
образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи,
социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.
На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний
характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов
работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается
активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и
др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей,
повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической
культуры. В соответствии с целями и задачами методической работы
осуществляется мониторинг её эффективности. Данные мониторинга
способствуют своевременности и действенности внесения корректив в
организацию методической работы. Ведущая роль в оказании педагогам
помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их
непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового
опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и
обучения детей принадлежит методическому кабинету, являющемуся
информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и
родителей.
Литература
1.
Аншукова
Е.Ю.
Аналитическая
деятельность
старшего
воспитателя.//
Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 29 – 32.
2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ.
// Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 82 – 85.
3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО
«Издательство Астрель», 2002. – С. - 399.
4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ,
1997.- С. - 393.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –
С. -81.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и
методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
7. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.
8.
Дубейковская
Я.
Стоп.
Кадры.
Управление
персоналом
для
умных.
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000
9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение.
1990. С – 143.
10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н
Дону. – М., 1995.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ
Сфера, 2003. – 96с.
12.
Волобуева
Л.М.
Активные
методы
обучения
в
методической
работе
ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.
13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ.
М. 1995. с.-109.
14. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М.1973.
с.-151.
15.
Комиссарова
Т.А.
Управление
человеческими
ресурсами:
Учебное
пособие. М.: Дело, 2002.
16. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло?
Судьба? М.: Бератор – Пресс, 2003.
17.
Корепанова
М.В.,
Липчанская
И.А.,
Контроль
функционирования
и
развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
18. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М. 2005. С. – 264
19. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.
2005. с.-152.
20. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно –
аналитической деятельности.// Управление ДОУ. – 2005.- № 2.- с.10-12.
21. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении:
опыт, технологии. – Волгоград, 1994.
22. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. –
Волгоград, 1995. – С. 65-77.
23.
Никишина
И.В.
Технология
управления
методической
работой.
–
Волгоград, 1996. - С. 94 – 106.
24. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в
системе методической работы. – Волгоград, 1993.
25.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных
образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.
26. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального
учреждения. М. 2004. с.-160.
27.
Позняк
Л.
Заведующий
в
системе
управления
ДОУ.//
Дошкольное
воспитание. 1993.№1 с.-55.
28. Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. с.-4-5.
29. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.,
Академия, 1999.
30. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Р. н\ Дону. 1997.
с. – 512.
31. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1996. – 336 с.
32. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003.
33. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.
34. Фалюшина Л.И. Управление ДОУ. М. 2003. с.-80.
35. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.
– М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.
36. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. –
М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.
37. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Р.н. / Дону.
2004. с. – 608.