Напоминание

"Организация методической работы в МБДОУ детский сад "Колосок" как условие развития профессиональной компетентности педагогов"


Автор: Хмелева Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колосок"
Населённый пункт: село Баево, Баевский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация методической работы в МБДОУ детский сад "Колосок" как условие развития профессиональной компетентности педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Колосок»

Тема: «Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок»

как условие развития профессиональной компетентности педагогов»

Хмелева Татьяна Викторовна

МБДОУ детский сад «Колосок»

Старший воспитатель,

Высшая квалификационная категория.

с.Баево

2017г.

«Организация

методической работы в

МБДОУ детский сад

«Колосок» как условие

развития

профессиональной

компетентности педагогов»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные подходы к организации методической службы ДОУ.

2. Цели и задачи методической службы ДОУ.

3. Направления и функции методической службы ДОУ.

3.1. Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и

повышения квалификации.

3.2. Методическая поддержка начинающих педагогов в «Школе молодого

воспитателя».

3.3. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового

педагогического опыта педагога. Трансляция результативного

педагогического опыта.

3.4. Методический кабинет - центр методической работы ДОУ.

4. Работа с родителями.

5. Мониторинг эффективности методической работы.

6. Выводы.

1. Основные подходы к организации методической службы ДОУ

В настоящее время происходят конструктивные изменения в Российской

системе образования. Ключевую роль в данном процессе призван сыграть

кадровый потенциал. Неслучайно в «Концепции модернизации российского

образования» подчеркивается, что основная цель профессионального

образования заключается в подготовке квалифицированного работника

соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,

компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и

ориентированного в смежных областях деятельности, способного к

эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,

готового к постоянному профессиональному росту, социальной и

профессиональной мобильности, а также в удовлетворении потребностей

личности, в получении соответствующего образования.

Наше дошкольное образовательное учреждение обеспечено

педагогическими кадрами на 100%. Воспитательно-образовательный процесс

в ДОУ осуществляют 21 педагог:

1 старший воспитатель, 1 учитель-логопед, , 2 музыкальных руководителя, 1

инструктор по физической культуре, 17 воспитателей.

Анализ кадрового обеспечения дошкольного учреждения позволил сделать

вывод о том, что методическая работа в ДОУ направлена на создание

условий, стимулирующих непрерывное образование, профессиональное

развитие, реализацию творческого потенциала, формирование

профессиональной субкультуры.

В дошкольном учреждении функционирует методическая служба, которая в

соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируется на

гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в

интересах человека, общества, государства, реализует принципы

государственной политики в области образования, призвана обеспечить:

- построение образовательного процесса на основе приоритета

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного

развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового

образа жизни;

- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития

воспитанников;

- светский характер образования;

- дальнейшую демократизацию и закрепление государственно-

общественного характера управления образовательным процессом.

2. Цели и задачи методической службы ДОУ

В связи с этим мы определили стратегическую цель и задачи методической

службы МБДОУ "Колосок" (схема 1, 2).

Схема 1.

Стратегическая цель

Оказание методической поддержки воспитателям и специалистам ДОУ в

осуществлении

государственной образовательной политики в области образования;

совершенствование

профессиональной компетентности педагогов; обеспечение качества

образовательных услуг ДОУ,

адекватному его статусу

Схема 2.

Механизмами реализации указанных целей и задач является комплексно-

целевая образовательная программа ДОУ, годовой план работы дошкольного

образовательного учреждения, план работы управленческой деятельности

руководителей ДОУ.

3. Направления и функции методической службы ДОУ

Цель и задачи методической службы позволили наметить её основные

направления (схема 3).

Задачи методической службы

Обеспечение

теоретической,

психологическ

ой

методической

поддержки

воспитателей и

специалистов;

Создание условий

для повышения

профессиональной

компетенции,

роста

педагогического

мастерства и

развития

творческого

потенциала

каждого педагога;

Организация

активного

участия

педагогов в

планировании,

разработке и

реализации

образовательных

проектов, в

инновационных

процессах

;

Проведение

мониторинга

для

объективного

анализа

развития

дошкольного

учреждения и

достигнутых

результатов;

Осуществление

обмена опытом

между членами

педагогического

коллектива;

Изучение,

обобщение и

трансляция

передового

педагогического

опыта.

Схема 3

Направления методической службы позволили определить её функции, с

учётом их реализации: аналитическая, прогностическая, планирующая,

коррекционная, организационно-методическая. Они представлены более

подробно в схеме 4.

Схема 4

Направления методической службы

Совершенст

вование

работы по

обучению,

развитию

педагогов и

повышения

их

квалификац

ии

Методическая

поддержка

начинающих

педагогов.

Апробирована и

внедрена в

практику «Школа

молодого

воспитателя»

(приложение 4)

Трансляция результативного

педагогического опыта ДОУ:

публикация статей в

периодической печати

в сборниках научных статей,

выступление на семинарах

и конференциях

различного уровня;

организацию работы

районных творческих

площадок, всероссийской

экспериментальной

площадки;

создание электронных и

печатных

сборников, практических

материалов и

методических разработок

(приложение 3)

Формирование

методического

кабинета ДОУ –

центра

методической

работы.

Методическое

обеспечение

для

осуществления

педагогического

процесса

Функции методической службы МКДОУ детский сад «Колосок»

Аналитическая:

мониторинг

профессиональных и

информационных

потребностей педагогов

ДОУ;

создание

информационной

базы данных о

педагогических

работниках ДОУ;

выявление

затруднений

дидактического и

методического

характера;

сбор и обработка

информации

о результатах учебно-

воспитательной работы

педагогов ДОУ;

изучение,

обобщение и

распространение

педагогического опыта

воспитателей и

специалистов

Прогностическая:

прогнозирование

тенденций изменения

ситуации в обществе и

образовании

для корректировки

стратегии развития

ДОУ;

целей и задач

деятельности;

вариантов моделей

выпускника ДОУ;

содержания,

методов, средств и

организационных

форм развития

дошкольников;

моделирование

новых форм развития

ДОУ;

проектирование

процессов развития;

проектирование

последствий

запланированных

инновационных

процессов.

Планирующая:

планирование

процессов разработки

программы развития

ДОУ;

процессов разработки

общих

требований к

деятельности по

развитию ДОУ, ее

результатам и

критериев их оценки;

процессов разработки

методических

документов,

обеспечивающих

инновационную,

исследовательскую,

экспериментальную

деятельность;

планирование

нормативных

документов для структур,

участвующих в развитии

ДОУ;

технологии процедур

инновационной

деятельности.

Функции

методической

службы ДОУ

Коррекционная:

коррекция хода

реализации

основных

направлений

развития ДОУ,

программ

исследовательской

, опытно-

экспериментально

й работы.

Контролирующая:

контроль реализации

стратегии развития;

выполнения программы

развития;

соответствия хода

инновационных процессов и

их результатов программам,

планам, критериям;

ресурсного обеспечения

инновационных процессов;

выполнения принятых

решений в области развития;

хода инновационной

деятельности, совместной

деятельности отдельных

участников инновационного

процесса и их групп.

Организационно-методическая:

изучение запросов, методическое

с о п р о в о ж д е н и е

и

о к а з а н и е

практической

помощи:

молодым

специалистам,

п ед а г о г и ч е с к и м

работникам

в

период

подготовки

к

аттестации,

в

межаттестационный

и

м е ж к у р с о в о й

п е р и о д ы ;

прогнозирование,

планирование

и

о р г а н и з а ц и я

п о в ы ш е н и я

квалификации

и

профессиональной

подготовки

педагогов

ДОУ,

оказание

им

информационно-методической

помощи

в

системе

непрерывного

образования;

организация и проведение мастер-

к л а с с о в ,

с е м и н а р о в -

практикумов,конкурсов

и

др.

форм

работы с педагогами;

участие в разработке программы

развития

ДОУ;

методическое

с о п р о в о ж д е н и е подготовки

педагоговк

участию

в

конкурсе

профессионального мастерства;

обновление содержания работы по

социально-личностному,

речевому,

познавательному

и

физкультурно-

оздоровительному

во с п и т ани ю

дошкольников ДОУ;

организация проведения

экспертизы авторских методических

материалов.

3.1. Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и

повышения квалификации

В психолого-педагогической литературе методическая работа

рассматривается, прежде всего, как составная часть единой системы

непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их

профессиональной квалификации. Развитие педагогов, повышение их

квалификации тесно связано непосредственно с задачами функционирования

и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной

компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями.

В связи с этим повышение квалификации имеет огромное значение для

каждого педагога:

- Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного

отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми

требованиями к воспитательно-образовательному процессу.

- Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.

- Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и

практических знаний осуществляется через разнообразные формы

методической работы с педагогами: методический совет, педагогический

совет, «Школа молодого воспитателя», методическое объединение

воспитателей и педагогов ГКП, проблемная группа по изучению и

внедрению ФГОС ДО, наставничество, курсы повышения квалификации .

(см.Приложение 9)

С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного

образовательного учреждения используются разнообразные технологии,

позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловая игра,

брифинг, тренинг, викторина, конкурс профессионального мастерства,

дискуссия, поисково-творческие задания и др. (фото см. приложение 3).

Используя методы тестирования и анкетирования, карты эффективности

педагога, карты возможностей и затруднений, карьерограммы, выявляем

уровень методической подготовки педагога, его способности к

профессиональному совершенствованию. На основании полученных данных

выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы,

требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных

потребностей педагогов, планируется проведение различных современных

форм работы с педагогическим коллективом.

Особое место в работе по повышению профессионального мастерства

отводится самообразованию педагога.

В период между обучением на курсах повышения квалификации в ДОУ

организована работа по самообразованию, которая расширяет и углубляет

знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более

высоком теоретическом уровне.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта,

профессионального мастерства и интереса каждого воспитателя. Они всегда

связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение

качественно новых результатов работы. Организация самообразования

педагогов является гибкой, что позволяет каждому педагогу активно

включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ.

При этом особое внимание уделяется последовательности действий и

постепенности в решении задач. В индивидуальной беседе с воспитателем

определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает

затруднения, что нового есть в педагогической практике. Определяется

актуальность выбранной или предложенной темы. Старшим воспитателем

предлагается помощь в подборе педагогической литературы по теме.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов,

который представлен в форме таблицы. Отчеты по самообразованию

заслушиваются на педагогических советах, а также являются частью любого

методического мероприятия. Формой отчета руководителей становятся

консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте

предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и

последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки

применения на практике полученных знаний путем самообразования. Чтобы

работа была успешной, в методическом кабинете создаются необходимые

условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся

самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др.

Дополнительным источником развития педагогов являются посещения

районных методических объединений, подготовка к аттестации.

Организованная таким образом работа по повышению профессионального

мастерства педагогов позволяет контролировать уровень реализации плана,

его сочетание с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования,

этапы проработки психолого-педагогической литературы, практические

выводы, возникшие трудности, планирование работы на будущее.

Особое место в методической работе отводится повышению

профессионального мастерства и педагогической поддержке начинающих

педагогов. С этой целью в МБДОУ детский сад «Колосок» в течение 4 лет

функционирует «Школа молодого воспитателя»

3.2. Методическая поддержка начинающих педагогов в «Школе молодого

воспитателя»

Для нашего дошкольного учреждения является актуальной проблема

поддержки молодых педагогов и формирования у них интереса к

педагогической деятельности. Так как период вхождения начинающего

педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его

личностного и профессионального развития, в МБДОУ детский сад

«Колосок» создана «Школа молодого воспитателя». От того, как пройдет этот

период, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал,

останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой

сфере деятельности.

Занятия Школы планируются 1 раз в месяц. Их содержание включает как

теоретические, так и практические аспекты образовательной деятельности в

ДОУ. Перед составлением плана работы «Школы молодого воспитателя»

проводится анкетирование среди начинающих педагогов, чтобы определить

темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического

блока привлекаются специалисты ДОУ: учитель-логопед, медицинская

сестра, старший воспитатель; практического блока –

высококвалифицированные педагоги, имеющие успешный

профессиональный опыт работы.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов

обращается внимание на выполнение задач дошкольного образования,

овладение современными педагогическими приемами и технологиями,

коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – в план

работы «Школы молодого воспитателя» вносятся необходимые коррективы.

Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими

педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы;

мастер-классы учителя-логопеда. (см.Приложение 11)

3.3.Выявление, изучение, обобщение и распространение передового

педагогического опыта педагога. Трансляция результативного

педагогического опыта.

Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта –

одна из лавных функций методической службы дошкольного

образовательного учреждения.

Изучение, обобщение педагогического опыта предлагает воспитателю

использовать новые подходы в работе с детьми. В то же время он пробуждает

инициативу, творчество, способствует совершенствованию

профессионального мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой

опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при

помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои

возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.

Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:

Роль методической службы в этой функции очень велика. Ею определяется

передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя,

осмысливается, оценивается, анализируется, какими средствами достигаются

качественные результаты.

На схеме 5 представлена система работы методической службы ДОУ с

передовым педагогическим опытом.

Высокая

результативность

Творческая

новизна

Актуальность

Сокращение затрат

времени на достижение

высоких результатов

Научная

обоснованность

Схема 5

Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучается суть опыта, его проявления, задачи,

содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия

возникновения и развития, особенности личных качеств педагога,

продолжительность становления опыта. При изучении опыта

исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь

процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в ДОУ

создана творческая микрогруппа (см. Приложение 8)

из членов педагогического коллектива.

На втором этапе задача старшего воспитателя –вычленить

прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых

критериев.

Третий этап - обобщение передового опыта.

Выявление

более

результати

в

ных

методов

и приемов

работы

Изучение

этих

приёмов

методов и

формирова

ние

целостного

педагогиче

ского

опыта

Обобщени

е

полученны

х

результато

в и

описание

педагогиче

ского

опыта

Внедрение

и

распростра

нение

созданного

опыта в

работу

других

педагогов

для

совершенс

твования

педагогиче

ского

процесса

В МКДОУ детский сад «Колосок» существует три основные формы

обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание.

Организуя открытый показ, ставится несколько целей: пропаганда опыта;

обучение педагогов методам и приемам работы с детьми, презентация

инновационных приёмов работы с дошкольниками и т.д. В связи с этим

представление педагогического опыта через открытый показ предполагает

определённую работу методической службы, формы организации бывают

разные. До начала просмотра рассказывается о системе работы воспитателя и

предлагаются вопросы, на которые следует обратить особое внимание.

Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и

других формах методической работы. Лучший опыт педагога, представляется

в форме доклада на конференции или статьи в периодической печати.

Описание – это более высокий аналитический уровень обобщения опыта.

Здесь более целостно и системно раскрываются истоки и путь становления

опыта.

Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного

опыта. Распространение передового опыта осуществляется в ДОУ в виде:

выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией

наглядного материала; коллективного просмотра; творческого отчета, в

процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога (отдельных

занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций);

мастер класса (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на

детях); представления материалов в методическом кабинете(конспекты цикла

занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме,

авторские дидактические игры); представление материалов в периодической

печати, сборниках научных статей и т.д.

3.4. Методический кабинет - центр методической работы ДОУ

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.

Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации

образовательного процесса, обеспечении их непрерывного

профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении

компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким

требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение

мотивации и активности в развитии, содержательность.

Реализация информационно-аналитической функции обуславливает в

методическом кабинете формирование информационного банка данных, где

определяются источники, содержание, направленность информации.

На схеме № 6 представлена модель методического кабинета МКДОУ детский

сад «Колосок»

Схема № 6

В каждом блоке информации придается особое значение отбору её

содержания, систематизации, оформлению. В таблицах №1,2 (приложение 1)

представлено содержание внешней и внутренней информации методического

кабинета дошкольного учреждения.

Все пособия и материалы методкабинета предназначены для

дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для

Модель методического кабинета

Банк внешней информации

Информация периодических изданий

дошкольного образования

Нормативно-правовые документы

Законодательства Российской

Федерации

Организация методической работы в

дошкольном учреждении

Развитие ребенка в образовательном

пространстве дошкольного

учреждения

Организация взаимодействия

дошкольного

Контроль и регулирование

образовательной деятельности

ДОУ

Организация и руководство

образовательной деятельностью

ДОУ

Планирование деятельности ДОУ

Нормативно-правовые документы

регламентирующие деятельность

ДОУ

Банк внутренней

информации

повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора,

изучения и обобщения лучшего опыта работы.

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки:

действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются,

например, такие: «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки

литературы», «Социально-личностное развитие», «В помощь воспитателю» и

другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и

содержание меняются.

К эпизодическим выставкам относятся: «Изучаем педагогическое

наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и

др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу»

(аттестации, итоговым занятиям и др.),«Альтернативы» (о разных

программах и передовых технологиях развития дошкольников) –и многие

другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении

соблюдаются некоторые рекомендации:

1.Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный

документ(положение, инструкция и др.), то представляется план его

изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному

документу других ДОУ и т.д.

2.Методические рекомендации по данной теме.

3.Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других

городов).

4.Литература по данной теме.

5.Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень

оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды,

видеоматериалы и др.

Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из

различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам

воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам,

информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании,

заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о

своей работе. В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно материала

по работе с родителями и с социумом.

Таким образом, методический кабинет является «копилкой традиций

детсада», центром сбора педагогической информации, лабораторией

творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит

педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.

4. Работа с родителями

Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении непрерывного,

всестороннего развития воспитанников обуславливает наличие комплекса

взаимосвязанных форм методической работы с родителями: родительские

собрания, консультации по интересам семьи и проблемам семейного

общения; использование активных методов работы с ними (анкетирование,

анализ проблемных ситуаций, конкурсы, деловые игры), привлечение

родителей к участию в конкурсах, соревнованиях, выставках. В сфере

методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм

сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

В целом, для основного контингента родителей характерны: средний

уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое

желание дать ребёнку хорошее образование (по результатам анкетирования).

Для обеспечения качественного сотрудничества с семьями проводится

методическая работа с воспитателями ДОУ. Именно они непосредственно

взаимодействуют с разными категориями родителей. С педагогами

проводится система мероприятий: консультация

«Методическая помощь воспитателям в подготовке к обобщению с

родителями», практическое занятие «Как оформить уголки для родителей?»,

семинар «Совместные формы работы детского сада с семьёй по речевому

развитию детей» и другие.

Периодически по разным направлениям педагогической работы в

дошкольном учреждении проводится анкетирование родителей, с целью

определения их отношения к проблеме, выяснение семейных условий

воспитания детей, для оценки деятельности ДОУ.

Результаты являются источником для дальнейшей методической работы с

родителями и кадрами.

5. Мониторинг эффективности методической работы.

В соответствии с целью и задачами методической работы в дошкольном

учреждении, выделены основные критерии её эффективности.

Мониторинг состояния методической работы в ДОУ осуществляется по

следующим критериям:

- обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов,

повышение их творческого потенциала;

- развитие передового педагогического опыта;

- обеспечение непрерывного гармоничного развития воспитанников МДОУ;

- координированное взаимодействие МДОУ с социумом

Работа с педагогами строится дифференцированно, с учетом уровня

профессиональной компетентности, их запросов. Повышению

профессионального мастерства педагогических кадров способствует

обучение на курсах повышения квалификации; участие в районных

творческих и профессиональных конкурсах районного, краевого,

всероссийского уровней (см.приложение 4). Разнообразие форм

методической работы, дифференциация их содержания также способствуют

активизации потребностей педагогов, повышению их профессиональных

способностей.

О результативности методической работы по обеспечению развития

педагогов ДОУ говорит положительная динамика образовательного и

квалификационного уровня педагогических кадров (увеличение числа

педагогов с высшим образованием, первой квалификационной категорией).

Отслеживая результаты обучения в школе, МКДОУ поддерживает связи с

учителями начальных классов. Учителя отмечают, что у детей из нашего

детского сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется

большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей, но

недостаточно развита мелкая моторика рук.

На основе данных анализа, в текущем учебном году методическая работа

направлена на совершенствование активной речи детей через разнообразные

формы работы по развитию мелких движений рук, создание мини-

лабораторий в группах по развитию естественнонаучных представлений у

детей.

В целях полноценного функционирования, методическая служба

осуществляет тесное взаимодействие на районном уровне по различным

направлениям с различными структурами, не входящими непосредственно в

ее состав.

Вывод.

Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой

целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого

качества реализации стратегических задач ДОУ.

Целью методической работы в МКДОУ детский сад «Колосок» является

создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей

и педагогической культуры участников образовательного процесса. Её

направленность обусловлена социальным заказом государства, социальных

институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном

учреждении. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития

личностных и профессиональных качеств, способствует организации

качественной методической работы в ДОУ.

Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,

организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения

направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их

квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение

передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение

образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи,

социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний

характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов

работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается

активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и

др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей,

повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической

культуры. В соответствии с целями и задачами методической работы

осуществляется мониторинг её эффективности. Данные мониторинга

способствуют своевременности и действенности внесения корректив в

организацию методической работы. Ведущая роль в оказании педагогам

помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их

непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового

опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и

обучения детей принадлежит методическому кабинету, являющемуся

информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и

родителей.

Литература

1.

Аншукова

Е.Ю.

Аналитическая

деятельность

старшего

воспитателя.//

Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 29 – 32.

2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ.

// Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 82 – 85.

3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО

«Издательство Астрель», 2002. – С. - 399.

4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ,

1997.- С. - 393.

5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –

С. -81.

6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и

методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

7. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.

8.

Дубейковская

Я.

Стоп.

Кадры.

Управление

персоналом

для

умных.

Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000

9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение.

1990. С – 143.

10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н

Дону. – М., 1995.

11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ

Сфера, 2003. – 96с.

12.

Волобуева

Л.М.

Активные

методы

обучения

в

методической

работе

ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.

13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ.

М. 1995. с.-109.

14. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М.1973.

с.-151.

15.

Комиссарова

Т.А.

Управление

человеческими

ресурсами:

Учебное

пособие. М.: Дело, 2002.

16. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло?

Судьба? М.: Бератор – Пресс, 2003.

17.

Корепанова

М.В.,

Липчанская

И.А.,

Контроль

функционирования

и

развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

18. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М. 2005. С. – 264

19. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.

2005. с.-152.

20. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно –

аналитической деятельности.// Управление ДОУ. – 2005.- № 2.- с.10-12.

21. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении:

опыт, технологии. – Волгоград, 1994.

22. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. –

Волгоград, 1995. – С. 65-77.

23.

Никишина

И.В.

Технология

управления

методической

работой.

Волгоград, 1996. - С. 94 – 106.

24. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в

системе методической работы. – Волгоград, 1993.

25.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных

образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.

26. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального

учреждения. М. 2004. с.-160.

27.

Позняк

Л.

Заведующий

в

системе

управления

ДОУ.//

Дошкольное

воспитание. 1993.№1 с.-55.

28. Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. с.-4-5.

29. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.,

Академия, 1999.

30. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Р. н\ Дону. 1997.

с. – 512.

31. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1996. – 336 с.

32. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003.

33. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.

34. Фалюшина Л.И. Управление ДОУ. М. 2003. с.-80.

35. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.

– М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.

36. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. –

М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.

37. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Р.н. / Дону.

2004. с. – 608.



В раздел образования




Яндекс.Метрика