Автор: Шальнова Альбина Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Хайрюзовская СОШ"
Населённый пункт: с. Усть-Хайрюзово, Камчатский край
Наименование материала: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ физкультурно-оздоровительной направленности
Тема: «Спортивные игры»
Раздел: среднее образование
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кружка
«Спортивные игры»
физкультурно-оздоровительной направленности.
Для учащихся 8-14 лет,
Пояснительная записка
Учебная программа кружка дополнительного образования «Спортивные игры»
составлена в соответствии с
1.
Законом РФ «Об образовании» и типовым положением об образовательном
учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства
РФ от 07.03.1995 №233), 2. нормативными документами Государственного
комитета РФ по физической культуре и спорту, нормами СанПиН
(
Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от
29.06.2011)
1.
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях») ;
2.
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников
»;
3.
Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений»;
4.
Учебным планом МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ»
Содержание учебно-тренировочной работы в кружке отвечает требованиям
данной программы с учетом местных условий, материально-технической базы школы.
Цель: Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение
здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья, воспитание личностных качеств, освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной
техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными
играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в
соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями
занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом
основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
В течение учебного года проводятся соревнования на первенство школы по
видам спорта, предусмотренным программой.
Образовательный процесс кружка дополнительного образования - (0.25 ставки)
рассчитан на обучающихся 8 - 14 лет. Количественный состав 15 учащихся,
максимальный численный состав определяется общепринятыми санитарно –
гигиеническими нормами и требованиями Т.Б. Это позволит уделить внимание
каждому занимающемуся и дать полный объем знаний и умений, предусмотренных
программой. Особенностью данной программы является деление на группы, т.к.
желающих заниматься в секции больше, чем требуют санитарные нормы.
В группах собираются дети с разным уровнем физического развития и
подготовленности. Занятия проходят два раза в неделю, общая загруженность - 2
академических часа. Годовой цикл (68 занятий в год)
Таблица №1
Продолжительность
занятий
Периодичность в неделю Кол-во занятий в год
2 академических часа
2 раза
68
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание
обучающихся заниматься в кружке. Обязательным условием является прохождение
медицинского осмотра
Занятия в кружке имеет оздоровительное и закаливающее значение (при
благоприятных погодных условиях запланированы на свежем воздухе). Программа
ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее
возможности в семье и школе, предоставляет учащемуся право усвоить тот уровень
программного материала, который ему доступен.
Программа обучения
направлена на ознакомление баскетбола, волейбола,
флорбола, мини-футбола, подвижных игр, ОРУ. СПУ, укрепление здоровья и
закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям, создание
базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Формы организации учебного занятия
Фронтальная (упражнения выполняются одновременно или посменно всеми
занимающимися в одной или двух шеренгах)
Поточная (выполнение одного и того же задания одновременно или посменно
всеми учениками, расположенными в одну шеренгу)
Проходная (выполняются упражнения при передвижении учащихся
одновременно с использованием всей площади спортивного зала)
Групповая ( распределение учащихся по группам с учетом физической
подготовленности, задания для каждой группы дифференцированы)
Индивидуальные задания (предполагает самостоятельное выполнение
заданий каждым учеником)
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, указание, беседа, анализ результатов и действий)
Наглядный ( показ спортивных упражнений, элементов, презентаций),
использование метода ориентирования: линии разметки, зрительные и звуковые
сигналы.
Практические ( включают в себя разучивание техники и тактики)
Метод игровой, соревновательный, круговой тренировки
Таблица №2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование темы
Количество занятий
Всего
1
Теоретические сведения. Техника
безопасности во время занятий
В процессе занятий
2
Волейбол
20
3
Флорбол
14
4
Баскетбол
20
5
Мини-футбол
14
6
ОРУ, СПУ
В процессе занятий
7
Подвижные игры
В процессе занятий
8
Контрольные упражнения и
спортивные соревнования.
По плану
ИТОГО
68
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретические сведения (в процессе занятий):
план работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение
упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена и закаливание
.
(в процессе занятий): Режим дня и режим питания,
гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка
.
(в процессе занятий):
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам спорта. Оборудование и
инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий
.
(в процессе занятий): Правила
пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа
безопасности во время занятий. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований.
(в процессе занятий): Судейство
соревнований в отдельных видах упражнений.
Общая физическая и специальная подготовка
.
(в процессе занятий):
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с партнером, с предметами
(набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами
различного диаметра, скакалками). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы
препятствий. Упражнения для развития быстроты движений, для развития
специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости.
Спортивные игры
В качестве базовых спортивных игр предусмотрены; баскетбол,
волейбол ,флорбол, мини-футбол. По своему воздействию спортивная игра является
наиболее комплексным и универсальным средством развития учащихся.
Баскетбол: правила игры, передвижения с мячом и без, остановка шагом и
прыжком, поворот на месте, передачи мяча на месте и в движении, ведение мяча,
броски мяча в корзину, перехват, вырывание, забивание мяча. Целесообразное
использование технических и тактических приемов. Участие в соревнованиях.
Волейбол: стойки и передвижения, подачи мяча, прием передача двумя
руками сверху, снизу, нападающий удар, блок. Тактика защиты, нападения. Правила
игры, участие в соревнованиях по пионерболу, с элементами волейбола, волейболу.
Мини-футбол: Ведение мяча. Передача мяча в парах. Старты из различных
положений. Передвижения спиной вперед. Ускорения. Ведение мяча внешней и
внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления, с пассивным
сопротивлением защитника. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника.
Обводка с помощью обманных движений (финтов). Судейская практика.
Передвижения и прыжки. Удары по мячу серединой подъема. Учебная игра.
Соревнования на первенство школы по мини-футболу. Самостоятельное судейство.
Флорбол: удары по мячу клюшкой, обводка, удары на точность, ведение
мяча, финты. Групповые тактические действия в нападении, защите. Правила игры
во флорбол. Учебная игра, участие в соревнованиях.
Подвижные игры в процессе занятий: Игры с мячом, с беговыми
упражнениями, с прыжками, с метанием, с сопротивлением, на внимание, на
координацию: «Гонки мячей», «Салки», «Пятнашки», «Невод», «Метко в цель»,
«Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Мяч капитану»,
«Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту» , «Вызывай
смену», «Борьба за мяч», «Перетягивание каната».
Контрольные упражнения и спортивные соревнования
.
Согласно
плану спортивных мероприятий.
Основные требования к уровню подготовки
Учащийся должен уметь: уметь выполнять ловлю, передачу, броски мяча, удары
по мячу;
- уметь выполнять стойки и перемещения с мячом и без мяча;
- демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия;
- выполнять игровые задания, играть по правилам, принимать участие в
соревнованиях.
Физическая подготовленность: показывать соответствующий уровень основных
физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных
возможностей учащихся (таб.№3 ).
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
- самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики, закаливающие
процедуры;
- применять физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения
физической работоспособности;
- соблюдать правила контроля и безопасности во время выполнения упражнений.
№3
Контрольные тесты .
№
Контрольные
упр-ия
Клас
с
Уровень физической подготовленности
высокий
средний
низкий
М
Д
М
Д
М
Д
1
Ведение
мяча
с
обводкой
стоек
(через
3
м).
Отрезок
15
м.
туда и обратно
2-3
10
11
10,5
11,5
11
12
4-5
8,8
9,8
9,0
10
9,3
10,3
6-7
8,5
9,5
8,8
9,7
9,0
10
2
Челночный
бег
3х10м
2-3
8,5
9,0
8,9
9,2
9,2
9,4
4-5
8,3
8,6
8,5
8,8
8,8
9,0
6-7
8,3
8,5
8,4
8,7
8,7
9,0
3
Бег 6 мин.
2-3
1200
1100
900
850
900
700
4-5
1250
1150
1000
1000
950
750
6-7
1300
1150
1100
1050
1000
800
4
Соревнования
Активное участие в спортивно-массовых
соревнованиях, самостоятельное судейство.
Ожидаемые результаты работы кружка «Спортивные игры»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред
физическому и психическому здоровью;
Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности:
- выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и
здоровья,
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Условия реализации программы:
Спортивный зал: 23*11,20,
2 раздевалки с душевыми кабинками, туалетом, индивидуальными шкафчиками,
инструкторская, 2 зоны хранения инвентаря и оборудования.
Материально – техническое обеспечение:
Канат для перетягивания – 1 , мат гимнастический - 10, мячи разные ( баскетбольные,
волейбольные, футбольные, резиновые, мячи для метания) - 60 ,обручи - 20,
перекладина - 4, планка для прыжков – 1, гантели нарезные 14, силовые тренажеры-
2, доска для пресса-1, тренажер для пресса-1, гимнастическая перекладина
универсальная-5, , зона приземления-1, стойка для прыжков в высоту – 2,
медицинбол-10, барьеры-20, ворота хоккейные-1 пара, коврики гимнастические-10,
крепления лыжные-35, канат для лазания-1, канат для перетягивания-1, оборудование
для веселых стартов: «Лодочки»-2 пары, «Танчики»-1 пара, «Гигантские лыжи»-2
пары, «Ласты»-2 пары, сенсорные мячи-4, конусы разметочные-15, оборудование для
флорбола, тележка для перевозки спортинвентаря-1,
Используемая методическая литература.
1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 2013г.
1.
Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2010г.- Волгоград:Учитель-Аст.
3.
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного
образования» - М: школ.пресс, 2012г.