Напоминание

«Мифологическая основа образа птицы в творчестве В. Хлебникова»


Автор: Евстафьева Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Мифологическая основа образа птицы в творчестве В. Хлебникова»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Научно – исследовательская работа по литературе

«Мифологическая основа образа птицы

в творчестве В. Хлебникова»

Г. Стерлитамак, 2020г

1

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Глава I. Образ птицы в представлении древних

людей……………………….......................................................................4

§ 1. Образ птицы в

мифологии………………………………………………….......................4

§ 2. Образ птицы в русском

фольклоре……………………………………….......................................7

Глава II. Образ птицы в лирике

В.Хлебникова……………………………………………………………8

§ 1. Образ ворона в творчестве

В.Хлебникова……………………………………………………………8

§ 2. Образ орла в творчестве

В.Хлебникова……………………………………………………………9

§ 3. Образ голубя в творчестве

В.Хлебникова……………………………................................................10

§ 4. Образ лебедя в творчестве

В.Хлебникова……………………………................................................11

Заключение………………………………………………………………

12Список литературы…………………………………………………...…

12

2

Приложение……………………………………………………………...13

«Мифологическая основа образа птицы

в творчестве В. Хлебникова»

Введение

Еще с древнейших времен человек проявлял особое отношение

к птице. Наблюдая за птичьим полетом, наши предки восхищались

красотой, вольностью этих существ. Именно птицы в сознании людей

стали доминантой свободы, счастья, высшей справедливости, которой

им порой так не хватало в обыденной жизни.

Велимир Хлебников – это один из крупнейших, самобытных

писателей русской литературы двадцатого столетия, который не раз

обращался к образу птицы в своем творчестве.

В ходе исследования я выдвинула гипотезу, что образ птицы

в стихотворениях Хлебникова имеет мифологическую основу.

Цель нашей работы – исследовать значение образа птицы в

лирических произведениях В. Хлебникова, выявить особенности

авторской трактовки образов птиц.

Задачи:

Изучить теоретические сведения по теме;

Перечитать, проанализировать лирические произведения В.

Хлебникова, в которых встречается образ птицы.

Объект исследования:

творчество выдающегося русского

поэта и прозаика В. Хлебникова.

Предмет исследования: образ птицы в лирике В. Хлебникова.

Методы исследования:

чтение и исследование литературы, теоретических сведений

3

сопоставление и наблюдение;

обобщение и систематизация данных.

Выбранная

тема

научного

исследования актуальна.

Это

объясняется, прежде всего, тем, что в последние годы усиливается

интерес литературоведов к изучению творчества поэтов рубежа XIX-

XX веков, в том числе и творчества Велимира Хлебникова.

Мы

надеемся,

что

результаты

нашего

труда

будут

иметь практическую направленность, собранные материалы могут

использоваться и учителем на уроке, и учащимися при выполнении

домашнего задания.

Глава I. Образ птицы в представлении древних людей

§ 1. Образ птицы в мифологии

Совокупность мифов какого-либо народа представляет собой

мифологию.

В

различных

мифологиях

народов

мира

можно

обнаружить образ птицы. Мифологическая основа образа птицы

это традиционный мифологический образ, который имеет свои

специфические особенности в разных мифологиях.

Птица Бенну

(приложение 1)

Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса.

В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над

поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который

нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно

этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно,

птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым

оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с

богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы

4

Бенну

стал

обозначать

самого

бога

солнца,

который

часто

изображался в короне.

Анзуд (приложение 2)

Анзуд это древняя шумерская птица с телом орла и головой

льва. Она была настолько огромной, что единственным деревом,

достаточно большим, чтобы выдержать её гнездо было дерево,

которое опиралось на семь верховий реки бога солнца, Уту (Utu).

Полёт Анзуда был способен поднять огромные песчаные и пыльные

бури, её крик заставлял весь мир сотрясаться и даже боги считали её

почти непобедимой угрозой.

Гаруда (приложение 3)

В индуистской мифологии Гаруда это птица, принадлежащая

богу Вишну, которая достаточно большая для того, чтобы он на ней

ездил и настолько ярко окрашенная, что её часто ошибочно

принимают за бога огня. Несмотря на то, что она не была создана как

бог, ей часто поклоняются как таковому.

Гамаюн (приложение 4)

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям

божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен

слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на

карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон

рекою-океаном. Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит

смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении

земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По

древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост (приложение 5)

5

Согласно

древнегреческому

мифу,

Алкиона,

супруга

фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и

была

превращена

в

птицу,

названную

по

ее

имени

алкион

(зимородок). Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.

Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь.

Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете,

но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин.

Сирин (приложение 6)

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с

названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и

Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина

подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной

красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо

всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и

умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос

Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Стратим (приложение 7)

Стародавние

сказания

утверждают,

что

Стратим-птица

-

прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно

Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря.

И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется,

колышется.

Феникс (приложение 8)

(возможно от греч. «пурпурный, багряный») − мифологическая

птица,

обладающая

способностью

сжигать

себя.

Известна

в

мифологиях разных культур.

6

Жар – птица (приложение 9)

Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной

фантазии - Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других

сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на

павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в

золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья

способны светить во тьме и поражают человеческое зрение.

Значения птиц в восточнославянской мифологии (приложение 10)

§ 2. Образ птицы в русском фольклоре

в пословицах и поговорках

Птица не сеет, не жнет, а сыта живет.

Птичка − невеличка, а ноготок востер.

Гусь за море полетел; гусь, а не лебедь, и назад прилетел.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей - всякому путь свой.

Бела, как колпица, как лебедь.

Всем птицам птица - орел.

Лев мышей не давит, орел мух не ловит.

На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.

в народных приметах

Домашняя птица ощипывается к ненастью, а вольная – к ведру.

Птица залетает в дом – к беде.

Высокий полёт коршуна означает радость.

Высокий полёт журавля – неприятные вести.

Полёт орла – письмо от милого.

Вороны каркают – к дурным вестям.

Сова кричит – к печали, ахает – к новости, пишет – к весточке.

7

в загадках

Рук нет, а дом строить умеет. (Ласточка)

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал. (Гусь)

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух)

Начальник невелик, а долго спать не велит. (Жаворонок)

Выводы: Из глубины веков народное искусство донесло до нас

яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и

бытом. По наследству от предков остались в наших домах вышитые

самыми причудливыми рисунками и фигурками птиц полотенца-

рушники, накидки на подушки, платки, горделиво стоят птицы-ковши,

расписные подносы… В ходе исследования я выяснил, что образ

птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном

искусстве.

Фигурка

птицы

символизировала

семейный

очаг

и

способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство.

Глава II. Образ птицы в лирике В. Хлебникова

§ 1. Образ ворона в творчестве В. Хлебникова

Ворон считался птицей-вестником Аполлона и Афины, был

связан с солнечным культом Митры. Сообщается, что его оперение

поначалу было белым, но Аполлон в наказание за его болтливость

сделал его черным. Как нескромный болтун, ворон не мог оставаться

спутником богини Афины: она выбрала на его место сову.

Из-за черноты ворона считали символом хаоса и хаотической

тьмы, предшествовавшему свету творения. В целом, черный ворон –

птица

недоброго предзнаменования, но ворон с белым пером –

хороший знак.

8

В стихотворениях «Ночной бал» (1922),

«Святче божий!»

(1922),

ворон является олицетворением смерти, предвестник горя,

трагедии. В этом плане акцентируется внимание на цвет – черный:

Каркнет ворон на юру.

Все за то, пока в бору

Роса пала над покойником,

Ты стоял лесным разбойником.

§ 2. Образ орла в творчестве В. Хлебникова

Орел − символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия;

одно из наиболее распространённых обожествляемых животных –

символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира.

Для всех славянских народов орел – царь-птица, олицетворение

гордого могущества и вольности. Бог-громовник Перун чаще всего

воплощался в нем.

В

стихотворении «Крымское» (конец

1908)

образ

орла

приравнивается к богу и «крик невидимых орлов» – это крик богов.

Тучи, молнии, дождь, гром – являются необходимым атрибутом этой

птицы

как

принадлежащей

Перуну. Орел

птица

Перуна

Громовержца.

О, этот туч в сеть мигов лов!

И крик невидимых орлов!

Отсюда далеко все видно в воде.

Где глазами бесплотных тучи прошли.

Перед нами возникает образ языческого бога. Автор напоминает

нам, что эти боги были, они не забыты, «старая власть жива». Этот

бог – Перун, он с неба смотрит на нас, это мы чувствуем, видя его

9

посланника, его птицу – орла, летающего кругами, знаменующими

неизменность бытия.

В

стихотворении «Праотец» (1920)

мы

видим

перекличку

образа орла с образом бога. Здесь мы окунаемся в историю. Автор

дает описание древнего человека, охотника.

Орел выступает здесь как божественная птица. Его перья

используются для создания

острометных, молниеносных стрел.

Стрела трансформируется в орла.

§ 3. Образ голубя в творчестве В. Хлебникова

В христианской традиции голубь символизирует святой дух

(иногда голубь и нимб или семь голубей); голубь и лилия –

благовещение; двенадцать голубей ассоциируется с апостолами. У

древних евреев голубь – образ искупления. Голубь и ветвь оливы

воплощают мир, обновленную жизнь, знак, данный Ною. В Китае с

голубем связывают идею долголетия».

В стихотворении «Харьковское Оно» (Лето 1918) мы видим

противопоставление темного и светлого. Голубь выступает как

олицетворение светлого. «Оно» выступает в роли темных сил, несет в

себе какой-то вред, беду.

Голубь выступает в роли жертвы:

Где белое, белое – милая боль,

Точно грыз голубя милого хорь.

В стихотворении «Над глухонемой отчизной: «Не

убей!»» (1919) голубь как птица мира противопоставляется войне.

§ 4. Образ лебедя в творчестве В. Хлебникова

10

Лебедь – птица печали, противостоящая орлу и соколу.

Красавец лебедь – символ верности и любви в браке. С ним связывают

чистоту, изящество, поэзию. Белый цвет пера у лебедей возникает из-

за полного отсутствия пигментов. В бородках перьев у него имеются

микроскопические

полости,

заполненные

воздухом.

Свет

преломляется в них, и создается иллюзия снежной белизны оперения.

Еще один образ славянского фольклора – царевна лебедь

Песня умирающего лебедя – это песня поэта, а его белизна –

искренность. Лебеди с золотыми или серебряными цепями вокруг шеи

олицетворяют сверхъестественный облик божеств.

В

стихотворении «Бех»

(басня)

(1913) лебедь

ассоциирует

воскрешение. В некоторых мифологиях лебедь является символом

смерти. В стихотворении речь идет о битве, мы попадаем в историю,

во времена татаро-монгольского нашествия. Лебедь как птица печали

смотрит на все это с небес и являет собой воспоминания о прошлом.

В

стихотворении

«Сегодня

строгою

боярыней

Бориса

Годунова» (1916, 1922) образ лебедя выступает как сравнение.

Боярыней

Бориса

Годунова

является

Ксения,

образ

лебедя

символизирует ее чистоту.

Проанализировав стихотворения с образом лебедя,

делаем

вывод, что в них он выступает в основном как птица печали, птица,

скорбящая о прошлом или настоящем. Также как птица верности,

покорности и преданности. В одном случае автор использует образ

лебедя для сравнения с человеком, чтоб показать нам чистоту и

непорочность данного образа.

Заключение

11

В первую очередь образ птицы в творчестве Хлебникова

реализует связь

между реальным и мифологическим (прежде

всего – славянским) мирами.

Отражает особенности данной

мифологии, передает традиции, обряды и образы славян.

С другой стороны, Хлебников наполняет все эти образы

собственно авторским содержанием.

Велимир

Хлебников

в

своих

стихотворениях

воссоздает

славянскую мифологию. Он предоставляет читателю возможность

окунуться в мир мифологии за счет конкретных образов, искусно

подобранных и изображенных в его лирике.

Список литературы

Афанасьев А. Происхождение мифа: Статьи по фольклору,

этнографии и мифологии. – М., 1996.

Волошина Т. А. Языческая мифология славян. – Ростов-на-

Дону, 1996.

Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. –

Нижний Новгород, 1996.

Синельченко В. Н., Петрова М. Б. В мире мифов и легенд. –

Спб., 1998.

Хлебников В. Творения. – М., 1986.

Приложение 1

12

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая

вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность

возрождаться означала, что её также

связывали

с

Осирисом

(Osiris),

мертвыми

и

идеей

воскрешения.

Первоначальная

птица

Бенну,

которая

сотворила

мир,

была

рождена из пламени в кроне дерева

Персея, которое росло на вершине обелиска. Более поздние рассказы

наделяют птицу Бенну ещё большим количеством характеристик,

присущих фениксу - Геродот (Herodotus) рассказывает историю о

птице Бенну, которая жила на протяжении 500 лет, прежде чем

загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь

богу солнца.

Приложение 2

Оригинальные рассказы об Анзуде являются одними

из старейших известных «боевых мифов», в которых на героя

возложена

задача

отправиться

на

поиски,

и

сразиться

с

грозным

противником. Эпос об Анзуде и Энлиле

относится к периоду до 1200 года до

нашей эры. Анзуд также отображается в

гораздо более позднем фольклоре Израиля, где ему приносятся

жертвоприношения, чтобы его успокоить.

Приложение 3

13

Гаруду также можно найти в японской мифологии, где она известна

как

Карура.

Некоторые

изображения Каруры показывают

существо,

которое

является

частично человеком и частично

птицей,

и

часто

обладает

многочисленными

руками,

крыльями, и перьями. Интересно

то, что некоторые индуистские и японские изображения Гаруда и

Каруры практически идентичны. В Японии она почти всегда

изображена держащей флейту или играющей на ней. В качестве

Гаруды, она обычно обладает телом, руками, и ногами человека и

крыльями, головой и когтями орла, с блестящими золотыми перьями.

Приложение 4

Гамаюн. На восточной стороне означен «остров Макарийский,

первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его

так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и

Феникс и благоухание износят чудное».

Приложение 5

Алконост несет яйца «на крае моря»,

но не высиживает их, а погружает в

морскую глубину. В эту пору семь

дней стоит безветренная погода -

пока

не

вылупятся

птенцы.

Славянский

миф

об

Алконосте

14

сходен

с

древнегреческим

сказанием

о

девушке

Алкионе,

превращенной богами в зимородка.

Приложение 6

По другой версии Сирин лишь более позднее имя русалок,

которых мы встречаем в работах народных мастеров.

Для нас значение слова «русалка» в достаточной степени

определенно. Женщина с рыбьим хвостом, живущая в реках,

греческие сирены, гоголевские русалки вошли в наше сознание

настолько, что совсем вытеснили другое значение слова «русалка».

Приложение 7

Но

уж

если

взлетает

Стратим-птица, тут уж такие валы

вздымаются, что потопляет море

корабли,

разверзает

бездны

глубочайшие и смывает с берегов

города и леса. В этом смысле она

подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою

выбраться с безлюдного острова и долететь до земли - за то, что он

спасает и милует ее птенцов.

Приложение 8

Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным

оперением.

Предвидя

смерть,

сжигает

себя

в

собственном

15

гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа −

возрождается из пепла.

Приложение 9

Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее

излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает

жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную

молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней

охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в

своих произведениях.

Приложение 10

Значения птиц в восточнославянской мифологии

Аист.

Он приносит людям младенцев. Считалось, что

они вытаскивают грудных детей из моря и,

подлетев

к

дому,

бросают

внутрь

через

дымоход. Гнездо аиста на крыше дома – к

счастью и многодетности.

Голубь.

С ним соединилось представление о счастье и

любви. Давно известна миротворческая роль

этой птицы, в колыбельных песнях часто

упоминается о голубе, который воркует и

успокаивает ребёнка.

16

Жаворонок.

С прилётом жаворонков славяне связывали

приход весны. Считалось, что в образе этих

птиц раз в году души предков навещают

родную сторонку. Широко был распространён

обычай печь в начале весны «жаворонков» из

теста.

Воробей.

Птица,

символизирующая

ловкость,

проворность и связывавшаяся в народных

представлениях с воровством. В фольклоре

воробей наделяется мужской символикой.

Ласточка.

Её, как и голубя, любит Бог. По поверьям,

счастье поселялось в том доме, под стрехой

которого

ласточка

свила

своё

гнездо.

Считалось, что ласточки приносят на своих

крыльях весну на землю.

17

Лебедь.

Эти

птицы

исполняют

трудные,

сверхъестественные

задачи

и

заставляют

подчиняться

себе

саму

природу.

Лебедь

известен своей верностью, и только лебедь

перед смертью взмывает к солнцу, поёт свою

последнюю песню и падает на землю.

Сова.

Ночная гуляка величается в сказках разумною

головушкой, залесною барышней. С ней всегда

соединялось представление о мудрости. Любит

жить в глухом лесу, сторожит клады, дружит с

мудрецами.

Ворон.

Самая мудрая и вещая птица. В волшебных

сказках он добывает живую и мёртвую воду,

представляет ветер. Ворон живёт 300 лет и

владеет тайнами.

18

Сокол.

По легендам, именно птица-сокол принесла на

землю огонь. Сокол больше духовная птица, он

помогает человеку, особенно воину. Не зря

русский воин часто на шлеме носил соколиные

перья.

Орёл.

Божья птица, царь-птица, владыка небес. Все

орлы

происходят

от

царей.

Они

распоряжаются, кому быть в небесах, а кому

нет. Орлы связаны с небесными стихиями и

управляют ими. Убивать орла запрещено.

Кукушка.

Она не вьёт гнезда, а подбрасывает свои яйца в

чужие гнёзда, потому она ассоциируется с

бездомной, не имеющей семьи женщиной,

наказанной за какую-то провинность богом или

родителями.

Петух.

Символ

плодородия.

Считается

опекуном

хозяина.

Он является одним из основных

атрибутов свадебного обряда. По окончании

жатвы резали петуха.

19

20



В раздел образования




Яндекс.Метрика