Напоминание

"Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ"


Автор: Федюкова Дарья Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья "Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ"
Тема: "Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ

Выполнила:

Педагог-психолог

«Реабилитационного центра

для детей и подростков с ОВЗ» г.Уфа

Федюкова Дарья Александровна

О «представительности» рук в коре головного мозга, говорят давно многие

ученые, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в

формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка

начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие

и

точные

движения

кистями

и

пальцами

рук

в

результате

скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую

деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения,

ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную

зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства

зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение

трудовых умений, навыков самообслуживания. Это дети с таким диагнозом,

как детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной

системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных

проводящих

путей

головного

мозга.

Дети

с

тяжёлыми

формами

церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том

числе

ведущими

двигательными

и

чувственными

(сенсорными)

расстройствами.

Причины двигательных нарушений:

- патология тонуса мышц,

- ограничение или невозможность произвольных движений,

- наличие насильственных движений,

- заболевание матери,

- несовместимость матери и плода по резус-фактору,

- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.

У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной

сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека

не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-

двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположений в пространстве.

Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием

импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и

стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках

пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг

ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки

тесно связаны с речью. По мере совершенствования мелкой моторики идет

развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у

которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у

которых имеются различные нарушения.

Нарушение

координации

движений

ручной

моторики

у

детей

с

интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К.

Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения

проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими

движениями.

У детей с ДЦП отмечается:

1. Нарушение координации движения глаз и рук.

2.

Замедленное,

недостаточное,

недифференцированное

зрительное

восприятие,

обусловленное

невозможностью

фиксации

взора

и

прослеживание за предметами.

3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к

патологии восприятия собственных ощущений и движений.

4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.

5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и

звукопроизношения.

6.

Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико –

пространственных

систем,

что

затрудняет

формирование

автоматизированных движений руки.

7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.

8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в

предложениях.

9.

Отмечаются

пространственные

нарушения

и

пространственная

дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .

10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.

11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.

12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при

переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной

недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и

многообразны.

Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего

физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных

движений.

Чтобы

развитие

зрительного,

тактильного,

двигательного

восприятия

по

возможности

приближалось

к

норме,

необходимо

систематически проводить специальную коррекционную работу.

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из

важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного

возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия

образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями

значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка,

оградят его от дополнительных трудностей обучения. Инновационным

компонентом программы является то, что наряду с традиционными формами

работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические

упражнения:

штриховка,

дорисовка

картинки,

графический

диктант,

соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы,

шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) .

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,

ярчетворческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской

руке, тем ребенок умнее…».

Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел

головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на

умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо

развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий

уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима

своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее

ухудшение проблем со здоровьем.



В раздел образования




Яндекс.Метрика