Автор: Федюкова Дарья Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья "Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ"
Тема: "Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование
Развитие мелкой моторики для детей с ОВЗ
Выполнила:
Педагог-психолог
«Реабилитационного центра
для детей и подростков с ОВЗ» г.Уфа
Федюкова Дарья Александровна
О «представительности» рук в коре головного мозга, говорят давно многие
ученые, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в
формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка
начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие
и
точные
движения
кистями
и
пальцами
рук
в
результате
скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую
деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения,
ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную
зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства
зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение
трудовых умений, навыков самообслуживания. Это дети с таким диагнозом,
как детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной
системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных
проводящих
путей
головного
мозга.
Дети
с
тяжёлыми
формами
церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том
числе
ведущими
–
двигательными
и
чувственными
(сенсорными)
расстройствами.
Причины двигательных нарушений:
- патология тонуса мышц,
- ограничение или невозможность произвольных движений,
- наличие насильственных движений,
- заболевание матери,
- несовместимость матери и плода по резус-фактору,
- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.
У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной
сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека
не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно
лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-
двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,
величине предметов, их расположений в пространстве.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием
импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и
стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках
пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг
ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки
тесно связаны с речью. По мере совершенствования мелкой моторики идет
развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у
которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у
которых имеются различные нарушения.
Нарушение
координации
движений
ручной
моторики
у
детей
с
интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К.
Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения
проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими
движениями.
У детей с ДЦП отмечается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2.
Замедленное,
недостаточное,
недифференцированное
зрительное
восприятие,
обусловленное
невозможностью
фиксации
взора
и
прослеживание за предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к
патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и
звукопроизношения.
6.
Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико –
пространственных
систем,
что
затрудняет
формирование
автоматизированных движений руки.
7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.
8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в
предложениях.
9.
Отмечаются
пространственные
нарушения
и
пространственная
дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .
10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при
переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной
недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и
многообразны.
Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего
физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных
движений.
Чтобы
развитие
зрительного,
тактильного,
двигательного
восприятия
по
возможности
приближалось
к
норме,
необходимо
систематически проводить специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из
важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия
образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями
значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка,
оградят его от дополнительных трудностей обучения. Инновационным
компонентом программы является то, что наряду с традиционными формами
работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические
упражнения:
штриховка,
дорисовка
картинки,
графический
диктант,
соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы,
шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) .
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,
ярчетворческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее…».
Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел
головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на
умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо
развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий
уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима
своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее
ухудшение проблем со здоровьем.