Автор: Андросова Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Принцевская СОШ"
Населённый пункт: село Принцевка Белгородская область
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка
учителя МОУ «Принцевская СОШ»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов.
«Русский язык»
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цели урока: создать условия для развития у учащихся ключевых
компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности,
определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности;
умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной
(нахождение, переработка, использование информации для решения
учебных ситуаций и задач), коммуникативной (учиться работать в паре,
взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
Задачи:
обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать
учебный материал, определять собственные и нарицательные имена
существительные; развивающая – учить анализировать учебную задачу,
правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;
воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке
проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и
ситуаций
Тип урока: « открытие новых знаний»
Планируемые результаты: Предметные: научиться дифференцировать
имена существительные собственные и нарицательные.
Коммуникативные:
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
осознавать самого себя как движущую силу своего
научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской
деятельности (анализу), конструированию.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.
Мотивация
к
деятельност
и
Цель:
включение
учащихся в
деятельност
ь на
личностно –
значимом
уровне
Включение в деловой ритм
Здравствуйте, ребята!
Очень рада прийти в
приветливый ваш класс.
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Я знаю: каждый в классе –
гений.
Но без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших
мнений,
Мы вместе сочиним урок.
- Как видите, у меня настроение
просто отличное. Я хочу
подарить вам интересный урок.
А вы готовы к уроку?
Настроились ли на получение
новых знаний? Я желаю вам,
чтобы на уроке вы узнали много
нового, научились помогать
друг другу и шли к новым
Подготовка класса к
уроку
Ответы учащихся
Самоопреде
ление (Л)
Планирован
ие учебного
сотрудниче
ства с
учителем и
сверстника
ми (К)
открытиям с хорошим
настроением.
2. Проверка
домашнего
задания.
(Фронтальный опрос)
Прочитайте выразительно
отрывок из стихотворения
С.Есенина:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
1.
Назовите имена
существительные,
докажите правильность
своего ответа.
2.
Назовите грамматические
основы предложений.
3.
Дайте характеристику
предложений.
4.
Укажите слова,
употреблённые в
переносном значении,
назовите приём
(олицетворение,
метафора).
1.Берёзки, косы,
серёжки, росы –
отвечают на вопрос
ЧТО?, обозначают
предмет,
употреблены в
форме мн.ч.
2.Берёзки
улыбнулись,
растрепали.
Серёжки шелестят,
росы горят.
Планирован
ие учебного
сотрудниче
ства (К)
Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков
( П)
3.
Актуализац
ия и пробное
учебное
действие
Слайд 5. Заполните пропуски:
Имя существительное – это
_____часть речи, которая
обозначает _______, отвечает на
вопросы_____,
например,________.
Имя
существительное –
это
самостоятельная
часть речи, которая
обозначает
Анализ
языкового
материала
(П)
Цель:
повторение
изученного
материала,
необходимог
о для «
открытия
нового
знания»
Имена существительные
относятся к одному из трёх
родов:_____, _____и_____,
например,______. Имена
существительные изменяются
по ____ и по______.
Слайд 6.
(Р,р)ека (М,м)ихаил
(Г,г)ора
(Л,л)ермонтов
(Л,л)ицей (Е,е)вропа
(Г,г)ород (М,м)осква
(К,к)нига (Е,е)нисей
(П,п)исатель (Б,б)айкал
(Д,д)орога (М,м)ухтар
(М,м)альчик (А,а)лексей
- Прочитайте слова в левом и
правом столбике. Что в них
общего?
предмет, отвечает
на вопросы кто?
что? например,
человек, волна.
Имена
существительные
относятся к одному
из трёх родов:
мужскому,
женскому и
среднему,
например,
мальчик, девочка,
небо. Имена
существительные
изменяются по
числам и по
падежам.
Имена
существительные.
В левом столбике
слова отвечают на
вопрос ЧТО?, в
правом – на вопрос
КТО?
(Формулировка
темы и цели урока)
Ответы учащихся.
Чем отличаются слова левого и
правого столбика?
Как называются такие
существительные? Как они
пишутся?
Расскажите всё, что вы знаете
по этой теме.
- Какое задание можно
выполнить с этими словами?
(Работа в парах).
- с какими именами
собственными мы работали?
(названия городов, рек, озёр,
имена и фамилии людей,
клички животных.
- Подберите общее понятие к
названиям рек, городов, морей,
океанов, стран?
(географические названия).
- Сформулируйте правило
написания таких слов.
Соединить слова из
левого и правого
столбика.
Слайд 7. Писатель
Михаил Юрьевич
Лермонтов, город
Москва, река
Енисей, мальчик
Алексей (запись в
тетрадь),
объяснение
написания слов.
Ответы учащихся.
4.
Открытие
нового
знания.
Слайд 8. Тема нашего урока
«Собственные и
нарицательные имена
существительные». Найдите в
учебнике теоретические
сведения о данных
существительных (стр.234).
Слайд 9. Нарицательные
Учащиеся находят
правило написания
имён собственных и
нарицательных,
изучают правило,
Контроль
( Р)
Оценка ( Р)
Коррекция
( Р)
Умение
структуриро
имена существительные —
это разряд существительных,
служащих обобщёнными
наименованиями ряда
однородных, однотипных
предметов и явлений.
Собственные имена
существительные — это слова,
называющие единичные
предметы, выделенные из ряда
однородных. Названия
журналов, газет, книг, фильмов
пишутся не только с большой
буквы, но и заключаются в
кавычки: киножурнал
«Ералаш», газета «Смена».
рассказывают друг
другу.
вать знания,
выбор
наиболее
эффективны
х способов
решения
задач
( П)
общеучебн
ые).
5.
Первичное
закрепление
Цель:
проговарива
ние и
закрепление
нового
знания;
выявление
пробелов
первичного
осмысления
Учитель устанавливает
осознанность восприятия и
предлагает задания для
закрепления.
Задание 1. Запишите в тетрадь,
применяя изученное правило.
Карточка 1
Былина (И,и)лья (М,м)уромец,
(С,с)казка (К,к)расная
(Ш,ш)апочка, (Л,л)ев
(Н,н)иколаевич (Т,т)олстой,
(С,с)ело (П,п)ринцевка, (Р,р)ека
(О,о)скол, (Г,г)ород
(Б,б)елгород, (П,п)рохоровское
Ответы учащихся (с
объяснением)
Слайд 10. Былина
Илья Муромец,
сказка «Красная
Шапочка», Лев
Николаевич
Толстой, село
Принцевка, река
Оскол, город
Белгород,
Прохоровское поле,
игра «Умники и
умницы».
изученного
материала;
проведение
коррекции.
(П,п)оле, (И,и)гра (У,у)мники и
(У,у)мницы.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Задание 2. Работа с текстом
(устно)
Прочитайте текст, укажите
имена собственные, что они
обозначают.
Карточка 2
Михаил Васильевич Ломоносов
родился в 1711 году в
Архангельской губернии, в
крестьянской семье. Мальчик
рано научился читать. Ему
страстно хотелось учиться
дальше. Михаил Ломоносов
отправился в Москву пешком с
обозом рыбы.
В Москве он выдал себя за
сына дворянина и поступил в
Славяно-греко-латинскую
Слайд 11
Михаил Васильевич
Ломоносов,
Архангельская
губерния, Москва,
Славяно-греко-
латинская академия,
Германия,
Московский
университет,
Ломоносовский
проспект.
академию, а затем его послали в
Германию для изучения горного
дела и химии… Имя
Ломоносова носит Московский
университет, основателем
которого он был. Одна из самых
больших улиц в Москве
называется Ломоносовский
проспект.
6
Самостояте
льная
работа с
самопровер
кой по
эталону
Цель:
контроль
знаний
Тест по теме.
1.Укажите имя
существительное собственное:
1) (А,а)втор 2) (Г,г)азета
3) (Б,б)локнот 4) (Р,р)оссия
2. Укажите имя
существительное
нарицательное:
1) (К,к)осмос 2) (В,в)олга
3) (Л,л)ена 4) (В,в)оронеж
3. Укажите имя собственное,
которое необходимо заключать
в кавычки:
1) город Смоленск 2) журнал
Переменка 3) столица России
4) планета Марс
4. Укажите имя собственное,
которое пишется без кавычек:
Самостоятельная
работа.
Осуществляют
самопроверку,
сравнивая с
эталоном.
Слайд 12.
1.
4
2.
1
3.
2
4.
2
5.
Сказка
«Русалочка»
Журнал «Юность»,
конфеты
«Славянка», кот
Баюн, собака
Жучка, игра
«Салки».
Контроль
Коррекция
(К)
1) повесть Чук и Гек 2)
рассказ об Иване, крестьянском
сыне 3) сказка Теремок 4)
кафе Чародейка
5. Соедините слова в
словосочетания:
сказка «Салки»
журнал Жучка
конфеты Баюн
кот «Русалочка»
собака «Юность»
игра «Славянка»
7.
Рефлексия
деятельност
и
Цель:
закрепление
и коррекция
способов
действия.
Организует рефлексию.
- Ребята, достигли вы цели,
которую ставили в начале
урока?
- Чему научились на уроке?
- Какую отметку вы себе
поставите?
Учитель даёт
дифференцированное задание
на дом. Слайд 13.
Учитель оценивает работу
учащихся на уроке.
Учащиеся
осуществляют
самооценку,
соотносят цель и
результаты, степень
их соответствия.
Домашнее задание:
выполнить упр.722
– на «5» -
выполнить по
заданию, кому
сложно – привести
по 3 примера на
каждое задание.
Умение
выражать
свои мысли
( К)
Рефлексия
( Л)