Автор: Ольга Евгеньевна Оленина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО Кинель- Черкасский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: п.Подгорный Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Праздник хлеба"
Раздел: начальное образование
Фольклорный праздник «Русский каравай»
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде
хлебороба;
воспитывать
чувство
бережливого
отношения
к
хлебу,
уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной
земле.
Предварительная подготовка:
Разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск
загадок.
Плакаты с пословицами и поговорками о хлебе. На столах, покрытых
рушниками,
старинными
скатертями
–всевозможнаявыпечка,
снопы
пшеницы, старинные орудия труда. Оборудование: экран, мультимедийный
проектор, компьютер, музыкальный центр, записи песен «Песня о хлебе».
Ход праздника:
Звучит песня «У моей России длинные косички»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!Милости просим к нам на праздник,
уважаемые коллеги, ребята. Ох и много праздников на Руси раньше было.
Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые
праздники были во второй половине лета и осенью, когда люди, убрав
урожай, делали заготовки на зиму.
Ведущий 2
А вот чему будет посвящен сегодняшний праздник, вы сами скажите, отгадав
загадку.
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато,
И кисло, и пресно,
И красно, и кругло
И легко, и мягко, и твердо и ломко
И черно и бело,И всем людям мило. (каравай)
Ведущий 1:
Такую загадку придумал русский народ о каравае – круглом хлебе. Издревле
хлеб берегли, в его честь слагали гимны, говорили о нем, как о живом
существе: хлеб-кормилец, хлеб –батюшка. Наши предки, восточные славяне,
считали каравай символом плодородия, использовали его в различных
обрядах.
Приготовление
каравая
было
связано
со
множеством
торжественных действий. В свадебных обрядах каравай, разломленный на
две половинки, воплощал жениха и невесту, им встречали послов других
государств.
Настоящий обрядовый каравай украшался изображением
миртового дерева и фигурками птиц и животных.
Ведущий 2: С тех незапамятных времен дошел до нас обычай встречать
дорогих гостей хлебом- караваем. Он стал символом доброго, мирного труда,
символом достатка и счастья. И этим счастьем спешат поделиться со всеми.
Стих.
Каравай земли и неба на твоём столе.
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке - держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
Ведущий 1:
В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и
боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от
покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме
различных депутаций. Побежденные города подносили завоевателям хлеб-
соль. «Хлеб –соль величай!»- наказывали праотцы. Святое отношение к
хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы
вырастить хлеб надо вложить много труда: вспахать землю, посадить
семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она
излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину
говорили: «Зерно в колосу- торопись жать полосу».
Ведущий 2:
Как вы думаете ребята, что такое «жито»?
(Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)
Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя
молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного
снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли
в дом с песнями и ставили в красный угол под иконами.
1-ый мальчик.
Эх, у нашего Тита
Богатое жито.
Из колоса – горстка,
Из снопика – мера.
Семьсот молодцов это поле обжали,
На сотне подвод это жито убрали.
У Тита – добра - золотая гора.
2-ой мальчик
Да, сейчас день прозевал.- урожай потерял.
3- ий мальчик:
Если идет работа – спать неохота.
4ый мальчик:
Жать - не дремать! А после жатвы частушку запевать!
Дети исполняют частушки
Ведущий 1:
Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта
миллионов людей во всем мире. Но все ли из вас знают, каким нелегким
трудом достается хлеб?
Все ли представляют себе, что, подобно капле воды, отражающей солнце, он
вобрал труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдет речь на нашем
празднике.
Ведущий 2:
Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс лет. Давным-
давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между
камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши.
Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные
зерна с водой.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли
хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари
подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников,
блинников.
Ведущий 1:
По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть не
срезанных колосьев, перевязывали их лентами- «завязывали бороду» и
приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу,
потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие,
«бороду» украшали лентами.
Играет музыка, девочки подходят к снопу, украшают его лентами,
танцуют.
Ведущий 1:
Уже мы вьем, вьем бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На ниве великой,
На полосе широкой,
Да на горе высокой,
На землицена пахотной
Вейся, вейся , борода,
Бородушка , вейся, сусек, наполняйся.
Ведущий 2:
К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю,
испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась
к трапезе. Резал каравай самый уважаемый человек в семье. Резал его стоя,
тонкими ломтиками, не спеша, прижимая к груди.
Ведущий 1:
Есть семьи где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют.
Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к нему.
В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев,
связанных с хлебом. Например:
· Хлеб из рук выпадает - значит гость торопится.
· Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отъезду одного из членов семьи.
· Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным
шпагатом к притолоке – и этот «страстной» хлеб не пускал в дом злых духов.
Ведущий 1:
Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно
недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а
многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать,
обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Чтец:
Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
Чтец 2:
Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,Кто сеял хлеб, растил и пек его!
Чтец 3:
Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь как безудержный прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Ведущий 2:
А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и
всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы,
поговорки и загадки о хлебе.
Объявляю конкурс « Хлеб – всему голова».(Дети говорят пословицы,
отгадывают загадки).
Ведущий 2:
А теперь поиграем. У нас есть две команды : «Колосок» и «Зёрнышко».
Приглашаю ребят сюда. Игровой конкурс.
Ведущий 1:
Пришла пора провести «Хлебную» викторину. У меня в руках чаша. В ней
листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить к вам, вы будете брать
листочки, читать вопросы и отвечать. Если не сможете дать правильного
ответа, на помощь к вам придут друзья и воспитатели.
2. Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным
хлебом? (черный ржаной хлеб)
3. Как называют хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово пир
первоначально означало праздничный хлеб, отсюда – «пирог».)
4. Что такое «сусек»? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)
5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка …» (с полпуда).
6. Загадаю загадку, закину на грядку: моя загадка в рост пойдет калачом
взойдет.
7. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? ( Блины)
8. О чем эта загадка: «из-под липова куста бьет метелица густа»? ( Муку
сеют.)
9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме …» ( тоска)
10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик
пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу
мять да таскать»? ( Сивка-бурка)
13. Кто не велел в сказке садиться на пенек и есть пирожок? ( Маша)
14. О чем загадка?
Согнут в дугу –
Летом на лугу,
Зимой на крюку. ( Серп)
По окончанию выходит девочка. В ее руках рушник с караваем.
Девочка:
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Мальчик:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Песня «Хлеб и соль» исполняют дети.
Припев:
Хлеб и соль, хлеб и соль наш земной поклон.
Хлеб и соль, хлеб и соль вышитый узор.
Хлеб и соль, хлеб и соль мы подносим вам.
Хлеб и соль, хлеб и соль дорогим гостям! ( 2 раза)
Куплет: Солнце всходит, дарит радость тут.
Озаряя неба тишину,
И затихли трели соловья,
Лето улетело в тёплые края.
Где-то в поле колоски шумят,
край любимый, журавли летят.
И плывут высоко дивною красой
Песни величавые над землёй!
Припев.
С давних пор у нас так повелось:
Если в дом приходит добрый гость
Каравай душистый дарим мы,
В нём душа народа и тепло земли.
Припев.
Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. А сейчас – «к
чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте ребята гостей к столу.
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Частушки
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Папка новые сошьет
Или эти подошьет.
Я не папкина,
Я не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
Шел деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку – встали.
Встали, пробудилися.
Окна растворилися.
Пойду плясать –
Дома нечего кусать:
Сухари да корки,
На ногах опорки.
Чаек пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила – Накухарничала.
Ходит Ваня по деревне,
Ходит, улыбается.
Оказалось, зубы вставил
Рот не закрывается.
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала –
Надломила спинушку.
Жали жито, жали,
Жали, не ленились,
А обжавши нивку,
Пели, веселились.
Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
В нашем центре вечера.
Отгадайте загадки:
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
(колос)
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".
(Комбайн)
"Ходит полем из края в край, режет черный каравай".
(Плуг)
"Всем нужен, а не всякий сделает"
(Хлеб)
"Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит".
(трактор)
Зубасты, а не кусаются (грабли)
Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на лягу. (коса)
Месяц-новец
Днем на поле блестел,
И комковато, и ноздревато, и кисло,
И ломко, а всех милей. (хлеб)
В поле едет на спине,
А по полю на ногах. (соха)
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)