Автор: Власова Татьяна Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №5 "Сказка"
Населённый пункт: город Озеры, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация условий для конструирования и художественного труда в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Организация условий для конструирования и
художественного труда в ДОО
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный)
и крупный (напольный) строительный материал, а так же конструкторы, имеющие
различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек –
вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно
сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего
дошкольного возраста. Кроме этого, необходимы различные дополнительные
материалы и игрушки.
Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть
деталей уходит на изготовление перекрытий, а ограниченное их количество не
позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, воспитатель
предлагает детям использовать различные по конфигурации пластины (квадратные,
круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры,
плотного картона и других материалов. Размер подбирают произвольно. Необходимо
только учитывать, чтобы пластины для мелкого строительства умещались в обычный
ящик от строительного материала, а крупные пластины не превышали по длине самую
длинную деталь в наборе.
Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из круглых
длинных палок (черенков), нарезая на отрезки разной длины. Широко используются
детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для
украшения построек).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Здания»,
«Мосты», «Транспорт») в качестве образцов используются рисунки, иллюстрации,
фотографии, чертежи, схемы. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в
чертеже»; изображения сложных построек, показывающие ребенку этапы их
сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др.
В старших группах организуются уголки художественного труда, где имеются шкафы,
стеллажи или полки.
На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок
(народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и
др.). На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и
картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей,
карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем – все для работы с использованным
материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат,
проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.). Далее, на
отдельной полке, располагается все необходимое для шитья (только в
подготовительных к школе группах): одна-две швейные детские машинки; коробка с
набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей;
альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др. И наконец, на самой нижней
полке раскладывается природный материал (шишки, веточки, желуди, каштаны,
ракушки, перышки и т.д.).
Организуя работу по конструированию и художественному труду, воспитатель должен
помнить, что в целях охраны жизни и здоровья детям не предлагают мех, шагреневую
(бархатную) бумагу, проволоку без оболочки, канцелярский (конторский) клей,
коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые
растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, коробки из-под сигарет,
папирос, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок,
хранящихся у воспитателя).
В работе с детьми прежде всего старайтесь создать обстановку ожидания радостного и
интересного, связанного с конструированием: «Скоро нам привезут новые
строительные наборы и конструкторы. Что бы вы хотели из них построить?».
Давайте детям понять, что вас очень интересует конструирование. Сами включайтесь в
игры детей или просто садитесь и начинайте с ними строить.
Как в любой другой деятельности, в конструировании нельзя обойтись без анализа: без
этого дети не научатся отличать оригинальное, видеть в сооружениях недостатки
конструкции, которые сказываются на ее прочности, или ее достоинства. Но делать это
надо тактично и доброжелательно, заинтересованно и дружески. Тут важен прежде
всего личный пример взрослого. «Посмотрите на Олину постройку. Мне нравится, что
в ней хорошо сочетаются детали по форме, она по-своему сделала перекрытия. Но я
бы не стала использовать эти детали для фундамента, а поставила бы их по-другому.
Мне кажется, что в этом случае дом будет устойчивее. А как ты считаешь?».
Конечно, в любой группе у вас будут ребята со слабыми конструкторскими
способностями, а в связи с этим и интерес к деятельности у них может быть слабым.
Надо стремиться их заинтересовать. Чаще вместе с ними стройте, рассматривайте
иллюстрации, побуждайте к самостоятельности, подключайте к детям, у которых
строительство ладится.
Работу с детьми необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Задания предлагайте заранее, зная возможности каждого дошкольника.
Давая однотипные задания, всегда можно дифференцировать их с учетом сложности.
Например, всем предлагать конструирование по чертежам, но одним давать чертеж
посложнее, а другим попроще; все выкладывают по контуру, но одним можно дать
больше деталей выложить, другим меньше и т.д. Зная, что из подгруппы только один
или два ребенка справятся с заданием, все равно давайте его как коллективное. При
оценке всегда подчеркивайте общие усилия ребят, помощь друг другу. Именно этот
прием особенно стимулирует взаимообучение.
Работа приведет к большому успеху, если сумеете подключить к ней родителей.
Хорошо, если они будут в курсе того, чем вы занимаетесь с детьми. Надо чаще
предлагать им изготовлять различные материалы и пособия, чаще показывать им
результаты детской деятельности.