Напоминание

Организация условий для конструирования и художественного труда в ДОО


Автор: Власова Татьяна Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №5 "Сказка"
Населённый пункт: город Озеры, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация условий для конструирования и художественного труда в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация условий для конструирования и

художественного труда в ДОО

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный)

и крупный (напольный) строительный материал, а так же конструкторы, имеющие

различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек –

вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно

сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего

дошкольного возраста. Кроме этого, необходимы различные дополнительные

материалы и игрушки.

Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть

деталей уходит на изготовление перекрытий, а ограниченное их количество не

позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, воспитатель

предлагает детям использовать различные по конфигурации пластины (квадратные,

круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры,

плотного картона и других материалов. Размер подбирают произвольно. Необходимо

только учитывать, чтобы пластины для мелкого строительства умещались в обычный

ящик от строительного материала, а крупные пластины не превышали по длине самую

длинную деталь в наборе.

Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из круглых

длинных палок (черенков), нарезая на отрезки разной длины. Широко используются

детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для

украшения построек).

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Здания»,

«Мосты», «Транспорт») в качестве образцов используются рисунки, иллюстрации,

фотографии, чертежи, схемы. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в

чертеже»; изображения сложных построек, показывающие ребенку этапы их

сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др.

В старших группах организуются уголки художественного труда, где имеются шкафы,

стеллажи или полки.

На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок

(народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и

др.). На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и

картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей,

карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем – все для работы с использованным

материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат,

проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.). Далее, на

отдельной полке, располагается все необходимое для шитья (только в

подготовительных к школе группах): одна-две швейные детские машинки; коробка с

набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей;

альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др. И наконец, на самой нижней

полке раскладывается природный материал (шишки, веточки, желуди, каштаны,

ракушки, перышки и т.д.).

Организуя работу по конструированию и художественному труду, воспитатель должен

помнить, что в целях охраны жизни и здоровья детям не предлагают мех, шагреневую

(бархатную) бумагу, проволоку без оболочки, канцелярский (конторский) клей,

коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые

растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, коробки из-под сигарет,

папирос, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок,

хранящихся у воспитателя).

В работе с детьми прежде всего старайтесь создать обстановку ожидания радостного и

интересного, связанного с конструированием: «Скоро нам привезут новые

строительные наборы и конструкторы. Что бы вы хотели из них построить?».

Давайте детям понять, что вас очень интересует конструирование. Сами включайтесь в

игры детей или просто садитесь и начинайте с ними строить.

Как в любой другой деятельности, в конструировании нельзя обойтись без анализа: без

этого дети не научатся отличать оригинальное, видеть в сооружениях недостатки

конструкции, которые сказываются на ее прочности, или ее достоинства. Но делать это

надо тактично и доброжелательно, заинтересованно и дружески. Тут важен прежде

всего личный пример взрослого. «Посмотрите на Олину постройку. Мне нравится, что

в ней хорошо сочетаются детали по форме, она по-своему сделала перекрытия. Но я

бы не стала использовать эти детали для фундамента, а поставила бы их по-другому.

Мне кажется, что в этом случае дом будет устойчивее. А как ты считаешь?».

Конечно, в любой группе у вас будут ребята со слабыми конструкторскими

способностями, а в связи с этим и интерес к деятельности у них может быть слабым.

Надо стремиться их заинтересовать. Чаще вместе с ними стройте, рассматривайте

иллюстрации, побуждайте к самостоятельности, подключайте к детям, у которых

строительство ладится.

Работу с детьми необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Задания предлагайте заранее, зная возможности каждого дошкольника.

Давая однотипные задания, всегда можно дифференцировать их с учетом сложности.

Например, всем предлагать конструирование по чертежам, но одним давать чертеж

посложнее, а другим попроще; все выкладывают по контуру, но одним можно дать

больше деталей выложить, другим меньше и т.д. Зная, что из подгруппы только один

или два ребенка справятся с заданием, все равно давайте его как коллективное. При

оценке всегда подчеркивайте общие усилия ребят, помощь друг другу. Именно этот

прием особенно стимулирует взаимообучение.

Работа приведет к большому успеху, если сумеете подключить к ней родителей.

Хорошо, если они будут в курсе того, чем вы занимаетесь с детьми. Надо чаще

предлагать им изготовлять различные материалы и пособия, чаще показывать им

результаты детской деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика