Напоминание

Обучение детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования


Автор: Тишкина Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №100
Населённый пункт: Город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Инклюзия
Тема: Обучение детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного

образования

Автор: Тишкина Людмила Геннадьевна

Учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с

нормальным развитием должны иметь возможность получения

образования соответствующего уровня. Общеобразовательное учреждение

МАОУ СОШ №100 г.Нижний Тагил, имеет все возможности для более успешного

и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии.

Это особая форма осуществления пролонгированной социальной

и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются

условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от

позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными

трудностями».

Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной

органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет

специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не

являются умственно отсталыми.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные

учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь

и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием

ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем

адаптации в среде здоровых сверстников.

Для внедрения новшеств в систему образования, с использованием инклюзии в

работе с детьми с ЗПР. Ставиться ряд специальных задач:

- Реализация программного содержания в условиях преемственности работы

учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя- предметника.

- Реализация права ребенка с ЗПР на образование,

коррекцию (компенсацию)недостатков развития с учетом

индивидуальных особенностей и возможностей;

- Оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в

воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.

- Обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и

специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического

комфорта;

- Выстраивание индивидуальных коррекционно — образовательных маршрутов

на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных

возможностей и способностей;

- Сохранение и укрепление физического, психического и психологического

здоровья детей с ЗПР;

Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере

зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях

коррекционно-развивающей деятельности.

Наиболее характерными

особенностями обучающихся

с ЗПР являются

снижение

работоспособности

и повышенная истощаемость;

неустойчивость внимания и

своеобразное поведение

;

недостаточная продуктивность произвольной памяти;

более низкий уровень

развития восприятия

; нарушение

двигательных

способностей

;

отставание в

развитии всех форм мышления

;

дефекты звукопроизношения;

бедный словарный запас;

низкий навык самоконтроля;

незрелость эмоционально-волевой сферы;

ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете,

решении задач;

неудовлетворительный навык каллиграфии.

У

детей

с ЗПР наблюдаются отклонения в

развитии двигательной сферы

,

нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и

координированность непроизвольных движений, трудности переключения и

автоматизации.

Сенсомоторное

развитие идет с запозданием

, поэтому у них вовремя не

формируются адекватные реакции на поступающие воздействия.

Поэтому, одной из важных задач для

детей с задержкой психического развития

является – развитие

мелкой моторики кистей рук

детей

, что непременно

будет

способствовать

их интеллектуальному и речевому

развитию.

Учитывая, что дети с

задержкой психического развития

постоянно испытывают

трудности в общении с взрослыми и сверстниками, подбираются соответствующие

коммуникативные игры и упражнения. И здесь хотелось бы

отметить

: нередко дети

с

задержкой психического развития

стараются избежать речевого общения. В тех

случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым

возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это

обуславливается рядом причин.

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к

прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный

запас, препятствующий формированию высказывания;

Составление поурочного планирования в классе инклюзивного обучения

В поурочном планировании, важно отдельно отразить план деятельности на

уроке для инклюзивного ребенка.

В общий план для класса включится задания для ребенка с ЗПР, нуждающегося в

силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе,

дополнительном внимании. На уроке целесообразно проводить дифференцированное

закрепление нового материала и проведение опроса,

давать

разно уровневое

домашнее задание.

Тема урока записывается общая. С точки зрения дифференциации, выделяя в одном

классе различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по

содержанию, темпу обучения, необходимо помнить, что в результате все дети, в

данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету.

Таким образом, задача при планировании – отразить в ходе урока траекторию

деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с обычными детьми.

На каждом уроке должны быть поставлены три четко определенные

цели:

образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая

.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного

материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и

навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей,

совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными

умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая

цель должна четко ориентировать педагога на развитие

психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и

компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и

психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и

направленной на активизацию тех психических функций, которые будут

максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели

предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих

упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-

волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на несколько

анализаторов.

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей,

имеющих задержку психического развития

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,

пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих

разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к

уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными

мероприятиями.

5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных

заданий;

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7. Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в

нем веры в свои силы.

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны

быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на

уроке длится 15-20 минут.

Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует

большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. В

случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на

данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.

С целью адаптации объема и характера учебного ма

териала

к познавательным

возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно

значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими пор-

циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы

облегчения трудных заданий, такие как:

дополнительные наводящие вопросы;

наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы,

«программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы,

которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении

учебного материала;

приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых

для решения задач;

помощь в выполнении определенных операций;

образцы решения задач;

поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует

стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические

действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению

теоретического материала.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно

переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды

занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся

поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в

занятия игровых моментов.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон

учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен

соответствовать возможностям ученика.

Значительное время необходимо отводить на обучение учащих

ся выполнять

инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря

одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать

инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать.

Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на

первоначальном этапе обучения следующий прием: около уче

ника выкладывают

палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении

одного задания одна палочка отодвигается в сторону.

Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса

является формирование у воспитанников навыков само

стоятельной работы

, умения

организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи

психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал

различной степени трудности и с различным объемом помощи:

задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов

выполнения;

задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

задания контрольного характера и т.д.

Математика

В современных исследованиях указано, что дети с задержкой психического

развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как

следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения

математике

Упражнение на цифровом материале «найди числа»: ребенку предлагается

цифровая таблица с числами (количество цифр изменяется по мере

увеличения объема внимания от занятия к занятию). Первично же таблицы

включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры

разбросаны в случайном порядке.

Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только

я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в

порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой

и называть вслух».

1.

Для коррекции концентрации внимания в слуховой сфере целесообразно

использовать арифметические диктанты. Инструкция: «Сейчас я буду

читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые

вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите

только тогда, когда я вам скажу: «Пишите!»

Рекомендуется предлагать детям самим придумывать задачи и в процессе игры

задавать их друг другу.

На первых этапах педагог предлагает ребенку наиболее доступные для него задачи,

правильное выполнение которых обязательно должно поощряться.

Чем похожи числа:

А) 8 и 81; Б) 76 и 16; В) 31 и 38; Г) 27 и 527; Д) 3 и 23; Е) 74 и 654.

Прочитай числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

А) 4 и 40; Б) 18 и 180; В) 203 и 2030; Г) 7 и 700; Д) 45 и 450; Е) 37 и 73.

Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном

материале. Этим детям долгое время нужно разрешать при решении примеров

пользоваться счетным материалом (палочками), линейкой. Но одновременно

постепенно, но настойчиво, учить с детьми таблицу сложения и вычитания

(умножения).

Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается

карточка с развернутым образцом способа вычисления:

86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43

И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

Надо приучать детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.

Все слова задачи должны быть понятны ученикам.

Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости

величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует

использовать наглядные действия или чертеж.

При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой

объясняется способ решения.

УМЕСТНО при работе с текстовыми задачами использовать карточки-подсказки:

Задача № 3

Из 45 кг картофеля 30 кг отправили в столовую, а остальное расфасовали поровну в 5

пакетов. Сколько килограммов картофеля было в каждом пакете?

Задача № 3

Карточка-подсказка:

Сколько килограммов картофеля осталось?

Что сделали с остальным картофелем?

(«расфасовать» – «разделить поровну»)

Сколько килограммов картофеля было в каждом пакете?

Причем ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает

возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения

задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается.

Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для

него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической

задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка

промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому

закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по

которому ученик сможет решить задачу.

Коррекционные приемы,

используемые на уроках русского языка

При обучении дети с ЗПР испытывают значительные трудности и на уроках

русского языка. Допускают большое количество ошибок, не запоминают

правила, невнимательны на уроках. Для этого можно использовать

следующие приёмы. Яркие дидактические задания. Которые привлекают

внимание ребенка, стимулируют к его выполнению.

Например:

1. и

сключение лишнего:

лесник, лесовоз, лесочек, лестница;

продавец, певец, кузнец, каменщик;

сугроб, мороз, снег, зима.

2. Части и целое.

а) Перья, клюв, хвост, крылья, когти. — Кто это?

Листья, ветки, корень, сучья, крона. — Что это?

б) «Где мы могли бы оказаться?»

Инструменты, пюпитр, ноты, музыканты, дирижер.

3

. Обобщения.

Шкаф, диван...

Дерево, цветок...

Метла, лопата...

На каждом занятии имитируются проблемные ситуации, которые дети должны

решать — сопоставляя, сравнивая звуки, слова, предметы, находя их общие и

отличительные свойства. Можно использовать такие задания на таких этапах урока,

как актуализация знаний, самоопределение к деятельности, также на обобщении

изученного на уроке материала.

При прохождении темы «Антонимы, синонимы» дети могут выполнять следующие

задания:

а) Выберите слова-антонимы (парами):

ссориться, забыть, потерять, найти, конный;

сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;

малый, великий, голодный, сытый, пеший.

б) Исправьте предложения:

Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.

Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

5. Узнайте предмет по описанию.

Лохматый, косолапый, бурый — ...

Хищный, сильный, полосатый — ...

Яркое, теплое, лучистое— ...

Новая, интересная, библиотечная — ...

6. Выберите из трех слов два слова-«неприятели» (антонимы).

Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь, сутки,

день.

7. Подберите к словам слова-«приятели» (синонимы).

здание боец

торопиться лошадь

смелый раньше

прежде дом

конь спешить

солдат храбрый

Приём: Письмо с «дырками». Учитель диктует слово, учащиеся при написании этого

слова пропускают букву безударного гласного звука, например, м .сты, р. ка, гл . за и

т.п. Таким образом, учащиеся учатся определять «опасные места» в слове, т.е.

ставить орфографическую задачу.

Для развития логического мышления можно использовать разнообразные

упражнения:

1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих

частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена.

Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи,

обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро

устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными

предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных

разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро»,

«карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше

предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять

падеж и использовать другие слова).

3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит

в исклю

чении одного предмета

, не имеющего некоторого признака, общего для

остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить

только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово,

«лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как

можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков,

объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

4. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный

предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных

способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для

кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.

Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

При задержке психического развития имеется недостаточный уровень внима-

ния - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.

Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утом-

лении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в

знаниях образуются значительные пробелы

Занятия по формированию внимания проводятся в виде обучения «внимательному

письму» и строятся на материале текстов, содержа

щих разные типы ошибок «по

невнимательности»: подмена или про

пуск слов в предложении, подмена или пропуск

букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Например, детям предлагаются следующие тексты:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде

выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Вешал Ваня

по полю, да вдруг остановился. Грачи вьютгнезда на деревьях. На новогодней елке

висело много игрушек. Охотник вечером с охоты…».

Каждому ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается

инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и

смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на

выполнение задания отводится определенное время.

1.

Выполнение корректурных заданий

способствует развитию концентрации

внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

Перед началом выполнения заданий педагог дает соответствующую установку.

Например: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее

вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое.

После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему

товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки». Такая установка

оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние

внутреннего сосредоточения.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин

(минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются

домашние задания.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы

"А" (можно указать любую букву)». По мере овладения заданием правила

усложняются:

меняются отыскиваемые буквы;

по-разному зачеркиваются и др.;

одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая

подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в

начале занятия.

Опыт работы показывает, что уже через небольшое количество занятий у ребенка с

ЗПР наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях.

1.

«Найди слова»

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут

быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и

без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем

успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения

задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-

ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-

МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-

СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.

Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с

выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при

рассказывании правила.

Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися,

имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при

запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с

предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе,

после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром,

команда, команды, командовать.

Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаю задание на

дом.

Особое внимание уделяю работе над ошибками, заполняя таблицу

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений)

позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания

безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.

Работа с учебником.

Среди всех видов учебной деятельности особое место занимает работа с

учебником. Навыки работы с учебником необходимо прививать с младших классов.

При работе с книгой использую следующие приемы:

1.

соотношение новых знаний с раннее изученным материалом;

2.

выделение непонятных мест в тексте;

3.

постановка вопросов к тексту и ответы на них;

4.

выделение существенного, главной мысли;

5.

составление логических опорных сигналов.

Если тема урока позволяет организовать самостоятельную работу с учебником,

дидактическим пособием, таблицами, со схемой непременно стараюсь этим

воспользоваться.

Самостоятельные работы.

В своей работе практикую проведение разнообразных самостоятельных работ:

обучающих и контролирующих.

Пользуюсь следующими видами самостоятельных работ, которые были

апробированы в моей деятельности.

1) Самостоятельная работа с предварительным разбором. (На уроке проводится

подробный

разбор

задачи

или

упражнения

с

основными

теоретическими

обоснованиями, затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная

задача, затем задание с усложненным элементом.)

2) Решение задач с последующей устной самопроверкой. (Ученики выполняют

задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по образцу, при этом учитель

поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих

вопросов.)

3) Многовариантные задания с готовыми ответами (тесты). Такой вид работы

помогает быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору

неясных ситуаций.

4) Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

5) Самостоятельная работа с комментариями и показом. Такая работа позволяет

обучающимся

не

только

увидеть,

как

надо

решать

данную

задачу,

но

и

самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо

сделать.

6) Работа по заданному алгоритму приучает детей к четкому, последовательному

выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность

обучающихся.

После прохождения параграфа провожу контролирующую самостоятельную

работу. Готовится несколько комплектов упражнений различной степени сложности.

В начале работы всем обучающимся дается карточка с простым заданием. Решив ее,

каждый из них берёт следующую, и так в течение урока. Степень сложности

повышается с каждым следующим заданием. Следующая карточка выдается только

при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока

определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таких уроках

присутствует два соревнования «кто быстрее» и «лучше», что активизирует работу

детей, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и

способных.

Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с

ограниченными возможностями, но и общества в целом. По мнению родителей «… .

Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает

для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы.»

Возможно, это позволяет запустить скрытые компенсаторные резервы организма.

Ученица моего класса стала увереннее в себе, начала активно и с интересом

взаимодействовать с окружающим миром. Все это способствует ее

интеллектуальному и речевому развитию.

Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем

интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ребенка с

помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но

соответствует его способностям. Сегодня вовсе не обязательно обучаться в

специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и

лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это

позволит развить толерантность и ответственность. Как показывает

опыт, инклюзивный подход направлен на более полное взаимодействие всех

участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и персонала).

Совместное сотрудничество создает особую среду и культуру, в которой абсолютно

все будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия

основывается и поддерживается совместно разделяемыми ценностями учеников и

персонала школы, в соответствии с которыми учитывались особенности каждого

ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал

школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости

талантам и особенностям каждого человека.

Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным

общение с детьми с ЗПР, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами

в развитии, как полноценных членов общества.



В раздел образования




Яндекс.Метрика