Напоминание

"Методика реализации программ внеурочной деятельности экологической направленности при работе со слепыми и слабовидящими детьми"


Автор: Травина Наталия Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ"Специальной(коррекционной)общеобразовательной школа-интернат№18
Населённый пункт: города Кисловодска
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности с детими с ОВЗ
Тема: "Методика реализации программ внеурочной деятельности экологической направленности при работе со слепыми и слабовидящими детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Травина Наталия Григорьевна

Учитель географии

ГКОУ школы-интернат№18 города Кисловодска

Методика реализации программ внеурочной

деятельности экологической направленности при

работе со слепыми и слабовидящими детьми

Методика

реализации

программ

внеурочной

деятельности

экологической

направленности

при

работе

со

слепыми

и

слабовидящими детьми

Для реализации экологического воспитания детей с ОВЗ важным условием

является положение стандарта об интеграции урочной и внеурочной работы

с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода. В проекте

ФГОС

ООО

отражены

направления

формирования

экологического

мышления с учетом специфики развития личности слепого обучающегося и

системно-деятельностного подхода, определен переход от трансляции

экологических

знаний

к

формированию

экомышления.

Комплексная

программа экологического воспитания формирует у слепых обучающихся

знания

установок,

личностных

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического

здоровья, способствующих познавательному и эмоциональному развитию

ребёнка

Программа экологического воспитания детей с ОВЗ построена на основе

общенациональных

ценностей

российского

общества,

таких,

как

гражданственность,

здоровье,

природа,

экологическая

культура,

безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие

мотивации

и

готовности

слепых

обучающихся

повышать

свою

экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно

придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни,

познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития,

информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение

слепыми

обучающимися

правил

собственной

безопасности

жизнедеятельности

в

предметно-пространственной

среде

с

неблагоприятными

экологическими

и

социально

-экономическими

условиями.

Реализация программы экологического воспитания детей с ОВЗ требует

соблюдения ряда принципов:

Процесс

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни является составной частью общей системы

образования и воспитания слепых

школьников, опирается на

принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности,

преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Основой

формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся

выступает единство интеллектуального, чувственного познания и

эмоционального

отражения

действительности,

в

т.ч.

сочетания

умственного и физического труда, прежде всего через обогащение и

расширение практического опыта с опорой на компенсаторные

возможности.

Успешное освоение слепыми и слабовидящими обучающимися основ

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

базируется на создании образовательной организацией коррекционных

условий, отражающих и удовлетворяющих особые образовательные

потребности учащихся этой группы.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся

является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа

школьников, способствующая освоению знаний основ здорового образа

жизни, активной и успешной социализации ребёнка в образовательном

учреждении, адаптации к предметно-пространственной среде школы и

пришкольного участка, развитие потребности взаимодействия с природной

средой, способность понимать своё состояние, знать способы и варианты

организации режима дня и двигательной активности,

рационального

использования остаточного зрения.

При реализации программы экологического воспитания детей с ОВЗ

необходимо

учитывать

психологические

и

психофизиологические

характеристики обучающихся, особые образовательные потребности слепых,

опираться на зону актуального развития. В своей работе мы исходим из

того,

что

формирование

экологической

культуры

-необходимый

и

обязательный

компонент

образовательно

-воспитательного

процесса,

требующий

соответствующей

экологически

безопасной,

здоровьесберегающей

организации

всей

жизни

образовательного

учреждения,

включая

её

инфраструктуру,

создание

благоприятного

психологического климата, создание без барьерной среды, обеспечение

рациональной организации учебного процесса.

Рассмотрим цели и задачи программы экологического воспитания детей

с ОВЗ.

Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её

реализации

должны

строиться

на

основе

научной

обоснованности,

последовательности,

возрастной

и

социокультурной

адекватности,

информационной

и

действенной

безопасности

и

практической

целесообразности,

в

т.ч.

по

созданию

без

барьерной

предметно-

пространственной

и

социально-коммуникативной

среды

для

слепых

обучающихся выявление наиболее способных к творчеству учащихся и

развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и

коммуникативных способностей.

Цель программы

- развитие экологической культуры

школьника как

качества личности, сохранение, поддержание и укрепление здоровья, в т.ч.

нарушенного зрения, органов осязания и слуха слепых обучающихся, как

одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и

эмоциональному

продвижению

ребёнка,

развитие

пространственно-

ориентировочных

адаптационных

механизмов,

саморазвития

и

самовыражение в достижении планируемых результатов.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура,

экологически безопасное поведение, охрана зрения, органов осязания, слуха.

Задачи программы экологического воспитания детей с ОВЗ:

формировать

основы экологической

культуры

через

освоение

обучающимися элементарных экологических знаний, понимания, что

природа является источником жизни и красоты на примере экологически

сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и

окружающей среды; обогащение нравственно-эстетических чувств и

переживаний, порождённых общением с природой;

сформировать представление о позитивных и негативных факторах,

влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и

негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра

телепередач,

участия

в

азартных

играх;

в

овладении

навыками

использования средств пространственной ориентировки (трость) и

средствами оптической коррекции; сформировать с учетом принципа

информационной и действенной безопасности позитивное отношение,

умение и навыки пользования тростью, освоение умений и навыков

пространственной и социально-бытовой ориентировки, в том числе на

основе использования остаточного зрения; расширять и обогащать

представления, формировать познавательный интерес и бережное

отношение к природе;

познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности,

со способами поиска информации;

обучать

способам

безопасного

поведения

в

различных

видах

деятельности

формировать

компенсаторные

способы

безопасного

выполнения

орудийных,

предметных

действий,

безопасного

передвижения с преодолением естественных и искусственно созданных

препятствий;

прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и

энциклопедиями;

формировать знания и умения осторожного и деликатного обращения с

животными; обучить безопасному поведению в окружающей среде и

элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

сформировать навыки позитивного общения;

В

ходе

работы

мы

выбелили

основные

направления

реализации

программы экологического воспитания детей с ОВЗ.

Экологически

безопасная,

здоровьесберегающая

инфраструктура,

без

барьерная среда для слепого обучающегося в образовательном учреждении

включает:

соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного

учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим

нормам, в т.ч. нормам освещения для учащихся с остаточным зрением всех

мест

жизнедеятельности

слепых

обучающихся,

нормам

пожарной

безопасности, требованиям охраны здоровья, в т.ч. охраны остаточного

зрения, и охраны труда обучающихся;

Основные принципы программы экологического воспитания детей с

ОВЗ

Принцип системности.

Реализация

задач

через

связь

внеурочной

деятельности

с

учебным

процессом.

Принцип гуманизации.

Уважение к личности слепых обучающихся. Создание благоприятных

условий для развития способностей слепых обучающихсядетей.

Принцип опоры .

Учёт интересов и потребностей слепых обучающихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Привлечение

родителей

и

детей

на

всех

этапах

исследовательской

деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи.

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с слепыми

учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось,

изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень

успешности

определяет

самочувствие

человека,

его

отношение

к

окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что

его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более

активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была

искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное

достижение.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

В результате работы по программе курса слепые и слабовидящие

обучающиеся должны знать:

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы,

сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

источники информации (книга, видео курсы, ресурсы Интернета).

В процессе реализации программы экологического воспитания детей с

ОВЗ, учащиеся научились:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе слепых и слабовидящих обучающихся;

пользоваться

словарями,

энциклопедиями

другими

учебными

пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Содержание программы

связано с многими учебными предметами, в

частности математика, литературное чтение, география.

Более 50% занятий проводятся вне аудиторий.



В раздел образования




Яндекс.Метрика