Автор: Травина Наталия Григорьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ"Специальной(коррекционной)общеобразовательной школа-интернат№18
Населённый пункт: города Кисловодска
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности с детими с ОВЗ
Тема: "Методика реализации программ внеурочной деятельности экологической направленности при работе со слепыми и слабовидящими детьми"
Раздел: среднее образование
Травина Наталия Григорьевна
Учитель географии
ГКОУ школы-интернат№18 города Кисловодска
Методика реализации программ внеурочной
деятельности экологической направленности при
работе со слепыми и слабовидящими детьми
Методика
реализации
программ
внеурочной
деятельности
экологической
направленности
при
работе
со
слепыми
и
слабовидящими детьми
Для реализации экологического воспитания детей с ОВЗ важным условием
является положение стандарта об интеграции урочной и внеурочной работы
с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода. В проекте
ФГОС
ООО
отражены
направления
формирования
экологического
мышления с учетом специфики развития личности слепого обучающегося и
системно-деятельностного подхода, определен переход от трансляции
экологических
знаний
к
формированию
экомышления.
Комплексная
программа экологического воспитания формирует у слепых обучающихся
знания
установок,
личностных
ориентиров
и
норм
поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического
здоровья, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
ребёнка
Программа экологического воспитания детей с ОВЗ построена на основе
общенациональных
ценностей
российского
общества,
таких,
как
гражданственность,
здоровье,
природа,
экологическая
культура,
безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие
мотивации
и
готовности
слепых
обучающихся
повышать
свою
экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно
придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни,
познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития,
информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение
слепыми
обучающимися
правил
собственной
безопасности
жизнедеятельности
в
предметно-пространственной
среде
с
неблагоприятными
экологическими
и
социально
-экономическими
условиями.
Реализация программы экологического воспитания детей с ОВЗ требует
соблюдения ряда принципов:
Процесс
формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного образа жизни является составной частью общей системы
образования и воспитания слепых
школьников, опирается на
принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности,
преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Основой
формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся
выступает единство интеллектуального, чувственного познания и
эмоционального
отражения
действительности,
в
т.ч.
сочетания
умственного и физического труда, прежде всего через обогащение и
расширение практического опыта с опорой на компенсаторные
возможности.
Успешное освоение слепыми и слабовидящими обучающимися основ
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
базируется на создании образовательной организацией коррекционных
условий, отражающих и удовлетворяющих особые образовательные
потребности учащихся этой группы.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся
является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа
школьников, способствующая освоению знаний основ здорового образа
жизни, активной и успешной социализации ребёнка в образовательном
учреждении, адаптации к предметно-пространственной среде школы и
пришкольного участка, развитие потребности взаимодействия с природной
средой, способность понимать своё состояние, знать способы и варианты
организации режима дня и двигательной активности,
рационального
использования остаточного зрения.
При реализации программы экологического воспитания детей с ОВЗ
необходимо
учитывать
психологические
и
психофизиологические
характеристики обучающихся, особые образовательные потребности слепых,
опираться на зону актуального развития. В своей работе мы исходим из
того,
что
формирование
экологической
культуры
-необходимый
и
обязательный
компонент
образовательно
-воспитательного
процесса,
требующий
соответствующей
экологически
безопасной,
здоровьесберегающей
организации
всей
жизни
образовательного
учреждения,
включая
её
инфраструктуру,
создание
благоприятного
психологического климата, создание без барьерной среды, обеспечение
рациональной организации учебного процесса.
Рассмотрим цели и задачи программы экологического воспитания детей
с ОВЗ.
Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её
реализации
должны
строиться
на
основе
научной
обоснованности,
последовательности,
возрастной
и
социокультурной
адекватности,
информационной
и
действенной
безопасности
и
практической
целесообразности,
в
т.ч.
по
созданию
без
барьерной
предметно-
пространственной
и
социально-коммуникативной
среды
для
слепых
обучающихся выявление наиболее способных к творчеству учащихся и
развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и
коммуникативных способностей.
Цель программы
- развитие экологической культуры
школьника как
качества личности, сохранение, поддержание и укрепление здоровья, в т.ч.
нарушенного зрения, органов осязания и слуха слепых обучающихся, как
одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному
продвижению
ребёнка,
развитие
пространственно-
ориентировочных
адаптационных
механизмов,
саморазвития
и
самовыражение в достижении планируемых результатов.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура,
экологически безопасное поведение, охрана зрения, органов осязания, слуха.
Задачи программы экологического воспитания детей с ОВЗ:
формировать
основы экологической
культуры
через
освоение
обучающимися элементарных экологических знаний, понимания, что
природа является источником жизни и красоты на примере экологически
сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды; обогащение нравственно-эстетических чувств и
переживаний, порождённых общением с природой;
сформировать представление о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и
негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра
телепередач,
участия
в
азартных
играх;
в
овладении
навыками
использования средств пространственной ориентировки (трость) и
средствами оптической коррекции; сформировать с учетом принципа
информационной и действенной безопасности позитивное отношение,
умение и навыки пользования тростью, освоение умений и навыков
пространственной и социально-бытовой ориентировки, в том числе на
основе использования остаточного зрения; расширять и обогащать
представления, формировать познавательный интерес и бережное
отношение к природе;
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности,
со способами поиска информации;
обучать
способам
безопасного
поведения
в
различных
видах
деятельности
формировать
компенсаторные
способы
безопасного
выполнения
орудийных,
предметных
действий,
безопасного
передвижения с преодолением естественных и искусственно созданных
препятствий;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и
энциклопедиями;
формировать знания и умения осторожного и деликатного обращения с
животными; обучить безопасному поведению в окружающей среде и
элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
сформировать навыки позитивного общения;
В
ходе
работы
мы
выбелили
основные
направления
реализации
программы экологического воспитания детей с ОВЗ.
Экологически
безопасная,
здоровьесберегающая
инфраструктура,
без
барьерная среда для слепого обучающегося в образовательном учреждении
включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного
учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим
нормам, в т.ч. нормам освещения для учащихся с остаточным зрением всех
мест
жизнедеятельности
слепых
обучающихся,
нормам
пожарной
безопасности, требованиям охраны здоровья, в т.ч. охраны остаточного
зрения, и охраны труда обучающихся;
Основные принципы программы экологического воспитания детей с
ОВЗ
Принцип системности.
Реализация
задач
через
связь
внеурочной
деятельности
с
учебным
процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности слепых обучающихся. Создание благоприятных
условий для развития способностей слепых обучающихсядетей.
Принцип опоры .
Учёт интересов и потребностей слепых обучающихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение
родителей
и
детей
на
всех
этапах
исследовательской
деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с слепыми
учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось,
изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень
успешности
определяет
самочувствие
человека,
его
отношение
к
окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что
его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более
активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была
искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное
достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
В результате работы по программе курса слепые и слабовидящие
обучающиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы,
сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, видео курсы, ресурсы Интернета).
В процессе реализации программы экологического воспитания детей с
ОВЗ, учащиеся научились:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе слепых и слабовидящих обучающихся;
пользоваться
словарями,
энциклопедиями
другими
учебными
пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Содержание программы
связано с многими учебными предметами, в
частности математика, литературное чтение, география.
Более 50% занятий проводятся вне аудиторий.