Напоминание

"Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР старшего дошкольного возраста"


Автор: Степарова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №398 "Ласточка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления

детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»

Актуальность: с учетом государственных стандартов образования ведущее

место принадлежит задаче, направленной на совершенствование процесса обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой

психического

развития.

Своевременное

формирование

и

развитие

логических

операций, стимулирование интеллектуальной активности и оптимизация наглядно-

образного

мышления

у

детей

с

задержкой

психического

развития

качественно

изменяют

развитие

познавательной

сферы

дошкольников

и

составляют

существенную

предпосылку

успешного

усвоения

знаний

в

процессе

школьного

обучения и социализации.

На сегодняшний день актуальным является вопрос об особенностях развития

наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития, а также

необходимость

организации

целенаправленной

коррекционной

работы

по

формированию мыслительных операций у дошкольников данной категории.

Обучение детей с задержкой психического развития чрезвычайно затруднено

вследствие смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка

развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми

расстройствами,

нарушениями

познавательной

сферы,

двигательной

и

речевой

недостаточностью [3].

В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных

видов

мышления,

а

в

частности

и

наглядно-образного,

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

отражены

в

работах

Выготского

Л.С.,

Немова

Р.С.,

Рубинштейна С.Л., Сохина Ф.А., Урунтаевой Г.А., Ядэшко В.И. и др. Проблемой

особенностей

наглядно-образного

мышления

детей

с

задержкой

психического

развития

занимались

У.В.

Ульенкова,

Т.В.

Егорова,

Т.А.

Стрекалова

и

др.

Исследования показывают, что у детей рассматриваемой категории в наибольшей

степени

страдает

формирование

мыслительных

операций,

которые

служат

составляющими наглядно-образного мышления:

-

при

анализе

синтезе

дети

испытывают

существенные

трудности

в

вычленении составных частей предмета, их взаиморасположения, не учитывают

малозаметные детали, при складывании целостного предмета манипулируют его

частями;

- хаотично сравнивают предметы или их изображения по несопоставимым,

несущественным признакам;

-

в

ходе

выполнения

классификации

и

обобщения

дети

не

выделяют

существенные признаки предметов одного класса, не могут объединить их в группу,

назвать обобщающим словом [1].

Следует отметить, что у большинства старших дошкольников с задержкой

психического развития, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному

усилию необходимого для успешного решения поставленной перед ними задачи.

Чаще всего детям мешает поверхностность и ограниченность представлений об

окружающем мире, неумение устанавливать логическую связь предметов и явлений.

Методическое руководство процессом развития наглядно-образного мышления

у старших дошкольников с задержкой психического развития не только возможно,

но

и

является

высокоэффективным

при

организации

специальной

развивающей

работы. Выбор занятий в форме игры обоснован деятельным принципом коррекции,

который определяет деятельность как ведущую силу развития. Игровой процесс

приобретает особое значение для старших дошкольников с задержкой психического

развития, так как в игре у дошкольников легче происходит развитие познавательного

интереса

к

результату

своей

деятельности,

активизируется

речь

в

процессе

выполнения проблемной задачи.

Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой

психического

развития

предполагает

формирование

умения

понимать

и

прослеживать

временные,

причинно

следственные

связи

между

объектами

и

явлениями, а также умения выстраивать простейшие умозаключения на основе

причинно – следственных связей и зависимостей.

Старшие дошкольники с задержкой психического развития – особая категория

детей,

которая

нуждается

в

квалифицированной

коррекции

мыслительной

деятельности.

Система

дидактических

игр

и

упражнений,

построенная

на

использовании разнообразного занимательного материала, эффективно формирует и

развивает

мыслительные

операции

у

старших

дошкольников

с

задержкой

психического развития. В процессе целенаправленной коррекционно-развивающих

занятий

ребенок

обучается

выделять

главное

и

второстепенное,

объединять

предметы по различным основаниям, различать свойства предметов, устанавливать

относительность

границ

между

предметами

и

явлениями

окружающей

действительности,

отражать

в

собственных

речевых

высказываниях

причинно-

следственные отношения.

Новизна исследования заключается в том, что игровой процесс приобретает

особое значение для старших дошкольников с задержкой психического развития, так

как в игре у дошкольников легче происходит развитие познавательного интереса к

результату

своей

деятельности,

активизируется

речь

в

процессе

выполнения

проблемной задачи.

Объект

исследования

наглядно-образное

мышление

детей

старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство развития наглядно-

образного

мышления

детей

с

задержкой

психического

развития

старшего

дошкольного возраста.

Цель исследования: развитие наглядно-образного мышления детей старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у

детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет

происходить наиболее эффективно, если:

1)

регулярно проводить диагностику наглядно-образного мышления детей

старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

2)

проводить

коррекционно-развивающую

работу

со

старшими

дошкольниками

с

задержкой

психического

развития

на

основе

полученных

результатов исследования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

развития.

Задачи:

1. Рассмотреть и выполнить анализ психолого-педагогических источников по

проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с

задержкой психического развития.

2.

Осуществить

диагностическую

программу,

которая

направлена

на

определение

уровня

развития

наглядно-образного

мышления

детей

старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3.

На

основе

результатов

диагностики,

разработать

и

апробировать

коррекционную

программу,

направленную

на

развитие

наглядно-образного

мышления

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

задержкой

психического

развития.

Еще древних мыслителей интересовала проблема развития мышления как

необходимое условие воспитания детей (Сократ, Аристотель, Евпирид, Эпикур).

Исследуя

проблему

мышления,

Л.С.

Выготский

выдвигает

положение

о

двухуровневой диагностике, т. е. определения уровня «зоны актуального развития» и

уровня

«зоны

ближайшего

развития»

[2].

По

мнению

автора

в

развитии

самостоятельности мышления важную роль играют упражнения по укреплению и

развитию

мышления.

Им

было

отмечено,

что

для

развития

мышления

надо

постепенно

усложнять

задания,

потому

что

ребенок,

часто

сначала

с

трудом

решающий задачу, постепенно преодолевает эту трудность и начинает решать ее

самостоятельно.

Д.Б.

Эльконин

подчеркивает

влияние

обучения

на

развитие

мышления, по его мнению, правильно употребляя задания в работе с учащимися,

можно добиться улучшения мышления [4].

Значение игровой деятельности и игровых ситуаций в умственном развитии

детей, в частности развитии мышления у детей дошкольного возраста с задержкой

психического развития очень велико, т.к. у ребенка формирование учебных навыков

строиться через призму игровых элементов. По мнению психологов (К. Ушинский,

Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Запорожец, Д. Эльконин) ребенок в игре и свободен,

и подчинен правилам [4]. Он знакомиться с жизнью в доступной и увлекательной

для него форме. Психологами отмечается, что игровая деятельность имеет тесную

связь с эмоциями, а также психическими процессами, в том числе и с критичностью

мышления, при этом индивид не только познает окружающую действительность, но

и развивается как личность. В игре, даже при решении сложных задач, ребенок легче

находит пути и способы решения.

Процесс

дидактических

игр

воспитывает

у

детей

верное

отношение

к

событиям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, развивает

его знания. В игре дети копируют окружающую жизнь и познают доступные их

восприятию

и

пониманию

факты,

явления

(игры

с

куклой

«Оденем

Катю

на

прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Кроме того дидактические игры

раскрывают сенсорные способности детей с задержкой психического развития, а

игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук.

Дидактические

игры

развивают

мышление

и

речь

детей

с

задержкой

психического развития. Пополняется словарь ребенка, формируется грамотная, речь,

умение верно выражать свои мысли. Многие дидактические игры вызывают интерес

к труду взрослых, желание самим трудиться.

Дидактические

игры

выступают

средством

художественного

воспитания,

воспитания

любви

к

прекрасному.

Игра

вызывает

эмоциональный

подъем,

формирует стабильное самочувствие и тем самым формирует нервную систему [2].

Дидактические

игры

играют

роль

в

нравственном

воспитании

детей

с

задержкой психического развития. В игре дети проявляют социальные чувства,

формируется

способность

коллективного

действия.

У

детей

с

задержкой

психического

развития

формируются

нравственные

представления

о

нормах

поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и

отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в

среде сверстников.

В дидактических играх проявляются черты характера каждого участника, как

положительные,

так

и

отрицательные.

Например,

с

помощью

игр

выявляются

индивидуальные

особенности

детей,

посредством

этих

же

игр

воспитатель

исключает нежелательные проявления в характере воспитанников. Из понимания

значения

дидактических

игр

вытекают

следующие

требования

к

ним:

каждая

дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития

детей и их воспитания.

В дидактической игре присутствует наличие увлекательной задачи, решение

которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм

в

игре

должен

быть

в

согласии

с

занимательностью,

шуткой,

юмором. Увлечение игрой активизирует умственную деятельность, способствует

решению задачи. Дидактическая игра имеет опору на знания, которые уже имеются

у детей с задержкой психического развития, причем не редко в одной игре они

способны применять знания и представления, которые получили раньше на занятиях

по другим разделам программы.

Дидактические

материалы

и

настольно

печатные

игры

должны

быть

красочными,

крупными,

прочными,

им

необходимо

иметь

познавательную

и

доступную составляющую.

Следовательно,

при

грамотном

руководстве

игра

выступает

школой

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

задержкой

психического

развития. Руководя игрой, воспитатель побуждает активное стремление детей что-то

узнавать, искать, проявлять усилие и находить, расширяет духовный мир ребенка. А

это

все

способствует

умственному

и

общему

развитию.

Дидактическая

игра

выступает и способом обучения.

Список литературы:

1.

Башаева Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников. -

Ярославль: Академия развития, 2001. – 256 с.

2.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 325 с.

3.

Гальперин

П.Я.

Психология

как

объективная

наука.

Избранные

психологические труды. 3-е издание. – М.: МПСИ, 2008. – 480 с.

4.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2014. – 384 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика