Автор: Степарова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №398 "Ласточка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления
детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Актуальность: с учетом государственных стандартов образования ведущее
место принадлежит задаче, направленной на совершенствование процесса обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой
психического
развития.
Своевременное
формирование
и
развитие
логических
операций, стимулирование интеллектуальной активности и оптимизация наглядно-
образного
мышления
у
детей
с
задержкой
психического
развития
качественно
изменяют
развитие
познавательной
сферы
дошкольников
и
составляют
существенную
предпосылку
успешного
усвоения
знаний
в
процессе
школьного
обучения и социализации.
На сегодняшний день актуальным является вопрос об особенностях развития
наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития, а также
необходимость
организации
целенаправленной
коррекционной
работы
по
формированию мыслительных операций у дошкольников данной категории.
Обучение детей с задержкой психического развития чрезвычайно затруднено
вследствие смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка
развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми
расстройствами,
нарушениями
познавательной
сферы,
двигательной
и
речевой
недостаточностью [3].
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных
видов
мышления,
а
в
частности
и
наглядно-образного,
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
отражены
в
работах
Выготского
Л.С.,
Немова
Р.С.,
Рубинштейна С.Л., Сохина Ф.А., Урунтаевой Г.А., Ядэшко В.И. и др. Проблемой
особенностей
наглядно-образного
мышления
детей
с
задержкой
психического
развития
занимались
У.В.
Ульенкова,
Т.В.
Егорова,
Т.А.
Стрекалова
и
др.
Исследования показывают, что у детей рассматриваемой категории в наибольшей
степени
страдает
формирование
мыслительных
операций,
которые
служат
составляющими наглядно-образного мышления:
-
при
анализе
–
синтезе
дети
испытывают
существенные
трудности
в
вычленении составных частей предмета, их взаиморасположения, не учитывают
малозаметные детали, при складывании целостного предмета манипулируют его
частями;
- хаотично сравнивают предметы или их изображения по несопоставимым,
несущественным признакам;
-
в
ходе
выполнения
классификации
и
обобщения
дети
не
выделяют
существенные признаки предметов одного класса, не могут объединить их в группу,
назвать обобщающим словом [1].
Следует отметить, что у большинства старших дошкольников с задержкой
психического развития, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному
усилию необходимого для успешного решения поставленной перед ними задачи.
Чаще всего детям мешает поверхностность и ограниченность представлений об
окружающем мире, неумение устанавливать логическую связь предметов и явлений.
Методическое руководство процессом развития наглядно-образного мышления
у старших дошкольников с задержкой психического развития не только возможно,
но
и
является
высокоэффективным
при
организации
специальной
развивающей
работы. Выбор занятий в форме игры обоснован деятельным принципом коррекции,
который определяет деятельность как ведущую силу развития. Игровой процесс
приобретает особое значение для старших дошкольников с задержкой психического
развития, так как в игре у дошкольников легче происходит развитие познавательного
интереса
к
результату
своей
деятельности,
активизируется
речь
в
процессе
выполнения проблемной задачи.
Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой
психического
развития
предполагает
формирование
умения
понимать
и
прослеживать
временные,
причинно
–
следственные
связи
между
объектами
и
явлениями, а также умения выстраивать простейшие умозаключения на основе
причинно – следственных связей и зависимостей.
Старшие дошкольники с задержкой психического развития – особая категория
детей,
которая
нуждается
в
квалифицированной
коррекции
мыслительной
деятельности.
Система
дидактических
игр
и
упражнений,
построенная
на
использовании разнообразного занимательного материала, эффективно формирует и
развивает
мыслительные
операции
у
старших
дошкольников
с
задержкой
психического развития. В процессе целенаправленной коррекционно-развивающих
занятий
ребенок
обучается
выделять
главное
и
второстепенное,
объединять
предметы по различным основаниям, различать свойства предметов, устанавливать
относительность
границ
между
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности,
отражать
в
собственных
речевых
высказываниях
причинно-
следственные отношения.
Новизна исследования заключается в том, что игровой процесс приобретает
особое значение для старших дошкольников с задержкой психического развития, так
как в игре у дошкольников легче происходит развитие познавательного интереса к
результату
своей
деятельности,
активизируется
речь
в
процессе
выполнения
проблемной задачи.
Объект
исследования
–
наглядно-образное
мышление
детей
старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство развития наглядно-
образного
мышления
детей
с
задержкой
психического
развития
старшего
дошкольного возраста.
Цель исследования: развитие наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет
происходить наиболее эффективно, если:
1)
регулярно проводить диагностику наглядно-образного мышления детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
2)
проводить
коррекционно-развивающую
работу
со
старшими
дошкольниками
с
задержкой
психического
развития
на
основе
полученных
результатов исследования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
развития.
Задачи:
1. Рассмотреть и выполнить анализ психолого-педагогических источников по
проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития.
2.
Осуществить
диагностическую
программу,
которая
направлена
на
определение
уровня
развития
наглядно-образного
мышления
детей
старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3.
На
основе
результатов
диагностики,
разработать
и
апробировать
коррекционную
программу,
направленную
на
развитие
наглядно-образного
мышления
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
задержкой
психического
развития.
Еще древних мыслителей интересовала проблема развития мышления как
необходимое условие воспитания детей (Сократ, Аристотель, Евпирид, Эпикур).
Исследуя
проблему
мышления,
Л.С.
Выготский
выдвигает
положение
о
двухуровневой диагностике, т. е. определения уровня «зоны актуального развития» и
уровня
«зоны
ближайшего
развития»
[2].
По
мнению
автора
в
развитии
самостоятельности мышления важную роль играют упражнения по укреплению и
развитию
мышления.
Им
было
отмечено,
что
для
развития
мышления
надо
постепенно
усложнять
задания,
потому
что
ребенок,
часто
сначала
с
трудом
решающий задачу, постепенно преодолевает эту трудность и начинает решать ее
самостоятельно.
Д.Б.
Эльконин
подчеркивает
влияние
обучения
на
развитие
мышления, по его мнению, правильно употребляя задания в работе с учащимися,
можно добиться улучшения мышления [4].
Значение игровой деятельности и игровых ситуаций в умственном развитии
детей, в частности развитии мышления у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития очень велико, т.к. у ребенка формирование учебных навыков
строиться через призму игровых элементов. По мнению психологов (К. Ушинский,
Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Запорожец, Д. Эльконин) ребенок в игре и свободен,
и подчинен правилам [4]. Он знакомиться с жизнью в доступной и увлекательной
для него форме. Психологами отмечается, что игровая деятельность имеет тесную
связь с эмоциями, а также психическими процессами, в том числе и с критичностью
мышления, при этом индивид не только познает окружающую действительность, но
и развивается как личность. В игре, даже при решении сложных задач, ребенок легче
находит пути и способы решения.
Процесс
дидактических
игр
воспитывает
у
детей
верное
отношение
к
событиям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, развивает
его знания. В игре дети копируют окружающую жизнь и познают доступные их
восприятию
и
пониманию
факты,
явления
(игры
с
куклой
«Оденем
Катю
на
прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Кроме того дидактические игры
раскрывают сенсорные способности детей с задержкой психического развития, а
игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук.
Дидактические
игры
развивают
мышление
и
речь
детей
с
задержкой
психического развития. Пополняется словарь ребенка, формируется грамотная, речь,
умение верно выражать свои мысли. Многие дидактические игры вызывают интерес
к труду взрослых, желание самим трудиться.
Дидактические
игры
выступают
средством
художественного
воспитания,
воспитания
любви
к
прекрасному.
Игра
вызывает
эмоциональный
подъем,
формирует стабильное самочувствие и тем самым формирует нервную систему [2].
Дидактические
игры
играют
роль
в
нравственном
воспитании
детей
с
задержкой психического развития. В игре дети проявляют социальные чувства,
формируется
способность
коллективного
действия.
У
детей
с
задержкой
психического
развития
формируются
нравственные
представления
о
нормах
поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и
отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в
среде сверстников.
В дидактических играх проявляются черты характера каждого участника, как
положительные,
так
и
отрицательные.
Например,
с
помощью
игр
выявляются
индивидуальные
особенности
детей,
посредством
этих
же
игр
воспитатель
исключает нежелательные проявления в характере воспитанников. Из понимания
значения
дидактических
игр
вытекают
следующие
требования
к
ним:
каждая
дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития
детей и их воспитания.
В дидактической игре присутствует наличие увлекательной задачи, решение
которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм
в
игре
должен
быть
в
согласии
с
занимательностью,
шуткой,
юмором. Увлечение игрой активизирует умственную деятельность, способствует
решению задачи. Дидактическая игра имеет опору на знания, которые уже имеются
у детей с задержкой психического развития, причем не редко в одной игре они
способны применять знания и представления, которые получили раньше на занятиях
по другим разделам программы.
Дидактические
материалы
и
настольно
–
печатные
игры
должны
быть
красочными,
крупными,
прочными,
им
необходимо
иметь
познавательную
и
доступную составляющую.
Следовательно,
при
грамотном
руководстве
игра
выступает
школой
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
задержкой
психического
развития. Руководя игрой, воспитатель побуждает активное стремление детей что-то
узнавать, искать, проявлять усилие и находить, расширяет духовный мир ребенка. А
это
все
способствует
умственному
и
общему
развитию.
Дидактическая
игра
выступает и способом обучения.
Список литературы:
1.
Башаева Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников. -
Ярославль: Академия развития, 2001. – 256 с.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 325 с.
3.
Гальперин
П.Я.
Психология
как
объективная
наука.
Избранные
психологические труды. 3-е издание. – М.: МПСИ, 2008. – 480 с.
4.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2014. – 384 с.