Автор: Паршина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №42
Населённый пункт: п.Шерловая Гора, Забайкальский край
Наименование материала: ПРОГРАММА летнего лагеря дневного пребывания детей
Тема: «ГОРОД ПРОФЕССИЙ», возраст детей 7-10 лет
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42 п.г.т.Шерловая Гора»
«Утверждаю»
директор школы
____________В.Н.Кальдина
« »____________2019 г.
ПРОГРАММА
летнего лагеря дневного пребывания детей
«ГОРОД ПРОФЕССИЙ»
возраст детей 7-10 лет
п.г.т. Шерловая Гора
2019 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
.
Название программы
Программа профильной смены «Город профессий»
пришкольного оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием «Солнышко»
2
.
Цель и задачи
программы
Цель:
Создание условий для организованного отдыха учащихся
в летний период, развития личности ребенка, раннего
профориентирования, укрепления физического,
психического и эмоционального здоровья детей.
Задачи:
1.содействовать
формированию
у
воспитанников
ценностного отношения к труду, понимание его роли в
жизни
человека
и
общества
путем
раннего
профориентирования,
2.обеспечить
комплекс
условий,
способствующих
раннему
профориентированию,
сохранению
и
укреплению здоровья, полноценному физическому и
психическому развитию детей и подростков в летний
период,
3.создать условия для самореализации детей, достижения
каждого воспитанника лагеря состояния успешности
через
включение
их
в
различную
деятельность,
приобщение к миру профессий,
4. приобщить воспитанников к творческим видам
деятельности путём погружения в условия творческой и
игровой среды,
5.формировать
культурное
поведение,
санитарно-
гигиеническую
культуру,
навыки
общения
и
толерантности,
6.организовать сотрудничество детей и взрослых на
основе соуправления.
3
.
Адресная
направленность
Учащиеся 1 – 4 классов
4
.
Направленность
программы,
направление
деятельности
Программа профильной смены «Город профессий»
пришкольного оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием «Солнышко» для социально активных детей
имеет творческую направленность и стремится к
созданию в коллективе атмосферы радости, доверия,
стремления к познанию и развитию и реализуется по
четырём направлениям:
- спортивно – оздоровительное
- творческое
- общеинтеллектуальное
- патриотическое
5
.
Сроки реализации
программы
1 – 25 июня 2019 г
6
.
Кадровое
обеспечение
Начальник лагеря – 1
Организатор досуговой деятельности – 1
Воспитатели – 4
Ответственный за спортивную работу – 1
Работники столовой – 3
Медицинский работник – 1
Технический персонал – 2
7
.
Материально –
техническое
обеспечение
Классные комнаты, актовый зал, библиотека, спортивная
площадка, спортивный зал, футбольное поле
В наличии оборудование: настольные игры, мячи,
скакалки, обручи, бадминтон, теннисный стол,
компьютер, проектор.
8
Финансовое
обеспечение
Средства краевого и муниципального бюджетов
9
.
Ожидаемые
результаты
Для детей:
занятость школьников в летнее время,
укрепление здоровья детей в течение летнего отдыха
через спортивно-оздоровительные мероприятия,
информированность школьников о мире профессий, о
практических умениях специалистов определенных
профессий и специальностей,
приобретение определенного элементарного опыта
профессиональных действий в рамках познавательных
игр и мероприятий, занятий по кружкам и мастер-
классам,
формирование навыков безопасного поведения для
себя и окружающих, ориентация воспитанников на
здоровый образ жизни,
получение положительного эмоционального заряда в
целом от летнего отдыха.
Для педагогов:
-Отработка навыков педагогического и делового
общения.
-Отработка методик и форм работы с временным детским
коллективом в условиях лагеря с дневным пребыванием.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каникулярное время в жизни детей– это особая пора – пора отдыха от учебных занятий в
школе, пора максимального количества свободного времени.
Сегодня школьные учреждения одним из своих приоритетных направлений определяют
организацию такого отдыха в каникулы, при котором учащиеся смогли бы не только
отдохнуть, но и воплотить свои собственные планы, обнаружить у себя нераскрытые таланты,
реализовать свои собственные интересы, приобщить к социокультурным ценностям.
Летняя пора для педагогов – особая ответственность. Им необходимо решить непростой
вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы
дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания,
научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения
взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были
реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.
Такой формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня
развития является летний оздоровительный лагерь при МОУ СОШ № 42. Его деятельность
способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но и активной их
социализации,
продолжению
образования,
приобретению
первичных
навыков
в
профессиональной
деятельности,
развитию
художественного,
интеллектуального,
технического, социального творчества. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться,
приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Данная программа «Город профессий» является тематической и реализуется на базе
школы. Тематика лагеря – «Я познаю мир профессий»: раннее профориентирование детей.
Разработка
данной
программы
организации
летнего
каникулярного
отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых детей,
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет,
необходимостьюиспользования богатого творческого потенциала воспитанников и
педагогов в реализации цели и задач программы.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение
одной лагерной смены (21 день). Контингент воспитанников лагеря – учащиеся в возрасте 7-
10 лет, всего 60 воспитанников (условия участия в программе – заявление родителей или
законных представителей). При составлении программы учитывались традиции и
возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы).
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Концепция лагеря
В
основе
концепции
летнего
лагеря
–
эффективнопостроенная
система
по
самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с
целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических
умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и
профессиональное самоопределение личности.
Цель программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития
личности ребенка, раннего профориентирования, укрепления физического, психического и
эмоционального здоровья детей.
Задачи программы:
1.
содействовать
формированию
у
воспитанников
ценностного
отношения
к
труду,
понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования,
2.
обеспечить
комплекс
условий,
способствующих
раннему
профориентированию,
сохранению и укреплению здоровья, полноценному физическому и психическому
развитию детей и подростков в летний период,
3.
создать условия для самореализации детей, достижения каждого воспитанника лагеря
состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру
профессий,
4. приобщить воспитанников к творческим видам деятельности путём погружения в условия
творческой и игровой среды,
5. формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру, навыки общения и
толерантности,
6. организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.
Социальный состав учащихся
Всего детей- 60
Из них:
– из малообеспеченных семей – 31
– из числа детей (опекаемых) – 2
– из неполных семей – 18
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 0
– состоящих на учете в школе – 2
Принципы успешной реализации программы:
внушение ребятам веры в успешность их начинаний,
сотворчество педагогов и ребят,
единство их мира,
свобода выбора ребятами друзей, деятельности, жизненного пути,
свобода выбора педагогами интересующей проблемы, различных форм и методик.
Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива,
примера педагогов, поступков взрослых, в целом – от культуры межличностных отношений.
Принципы программы:
принцип самореализации детей в условиях лагеря: создание успешной ситуации,
добровольное выполнение предлагаемой деятельности, осознание детьми достигнутой
цели, поощрение достигнутого,
принцип включенности воспитанников в социально-значимые отношения: свободный
выбор деятельности и права на информацию, активная смена одного вида деятельности на
другой в рамках дня, смены.
принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления:
приобретение опыта работы в коллективе и самоорганизации в нем, защита члена
коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, умение принимать
коллективное решение, быть ответственным за принятое решение, за свои поступки,
принцип
сочетания
оздоровительных,
развивающих,
воспитательных
и
развлекательных мероприятий: режим дня который позволяет разумно сочетать разные
виды деятельности, взаимосвязь мероприятий в рамках тематического дня,
принцип дифференциации воспитания: построение тематического дня, его содержания
выбора форм и методов воспитания с учетом возрастных и индивидуально-
психологических особенностей детей,
принцип сопричастности: этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и
нужно мне,
принцип личной ответственности: я сам отвечаю за свою работу, свои поступки,
принцип уважения:основа завоевания доверия сверстников и педагогов,
принцип безопасности:
уверенность в отсутствии какой-либо угрозы для жизни и
здоровья.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый
участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к
обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
постановка реальных целей и планирование результатов программы,
заинтересованность
педагогов
и
детей
в
реализации
программы,
благоприятный
психологический климат,
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы,
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Содержание программы
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя
разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и
воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Содержание
программы
реализуется
через
профориентационное,
спортивно-
оздоровительное,
содержательно-досуговое,
организационное
направление
(основным
направлением является профориентационная деятельность, которая прослеживается и в
спортивно-оздоровительной, и содержательно-досуговой работе).
Направление
Содержание
Профориентационный
блок
экскурсионнаядеятельность,
профориентационные игры и мероприятия,
тематические встречи со специалистами предприятий,
профпробы (организация деятельности кружков и мастер-
классов),
театрализация (костюмирование),
информационно-ознакомительные
блоки
«Введение
в
специальность» (показ слайдов о профессиях и специальностях),
познавательно-игровыепрограммы, конкурсы,
конкурсырисунков.
Спортивно-
оздоровительный
блок
осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены,
ежедневный контроль за состоянием здоровья детей,
утренняя гимнастика,
организациязанятий спортом, закаливания,
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени
пребывания в лагере),
развитиенавыков гигиены,
организацияполноценного рационального питания,
приобщениедетей к здоровому образу жизни,
вовлечениедетей
в
активную
спортивно-оздоровительную
деятельность (спортивно-игровые программы, соревнования,
пешеходные экскурсии).
Содержательно-
досуговый блок
расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,
развитие интеллектуальных способностей детей,
развитие мышления, памяти, внимания,
формирование навыков культурного поведения и общения,
выставки рисунков и поделок,
беседы и мероприятия по охране окружающей среды,
организация массовых мероприятий (праздники, игры,
викторины, конкурсы, шоу-программы, коллективно-творческие
дела, просмотр фильмом, экскурсии, экологические рейды).
Организационный
блок
знакомство детей друг с другом, со взрослыми,
обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности,
формирование групповых норм, ценностей и традиций,
оформление отрядного уголка (название отряда, девиз), утреннее
построение, подведение итога дня,
сплочение коллектива (игры).
Содержательная часть блоков направлена на развитие организаторских,
коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, на адаптацию школьников
к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение (изучение
определенных профессий и специальностей: музыканта, эколога, художника, писателя,
хореографа, библиотекаря, спортсмена, пожарного, киномеханика, актера, художника по
костюмам,).
Основным методам организации деятельности лагеря является игра (профессионально-
ориентированного характера, спортивные, интеллектуально-познавательные, сюжетно-
ролевые и другие); состязательность (распространяется на все сферы творческой
деятельности).
Механизм реализации программы
Подготовительный
этап(до открытия
лагеря)
формирование пакета документов,
разработка программ лагеря, мастер-классов, кружков,
мероприятий,маршрутов экскурсий в рамках программы,
создание условий для реализации программы,
установление внешних связей, согласование плана совместной
работы с социальными партнерами: социальными
учреждениями, культуры и дополнительного образования,
предприятиямигорода,
подбор кадров и проведение инструктивных совещаний с
сотрудниками лагеря,
комплектование лагеря, работа с родителями, детьми,
приобретение необходимого инвентаря,
оформление лагеря.
Организационный этап
(1, 2, 3 дни смены)
знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и
гигиеническими требованиями,
приучение детей к доброжелательным и справедливым
взаимоотношениям друг с другом и со старшими,
диагностика интересов и ожиданий детей от лагеря.
Основной этап
(4–19 дни смены)
реализация программы по профориентационной работе,
встречи со специалистами – представителями различных
профессий, экскурсии на предприятия, учреждения поселка,
профпробы – занятия в кружках, мастер-классах,
вовлечение детей в подготовку и проведение
интеллектуальных и художественно-эстетических
мероприятий,
организация и проведение мероприятий по изучению родного
края, охране окружающей среды, спортивного и
профилактического характера,
работа по оздоровлению и физическому развитию детей.
Заключительный этап
(20–21 дни смены)
подведение итогов работы,
диагностика,
рефлексия и анализ,
вручение дипломов, награждение детей.
Актуальность программы «Город профессий» заключается в том, что дети выступают
не «потребителями», соучастниками процесса. Они участвуют в управлении детским
оздоровительным лагерем, создают орган самоуправления.
Таким образом, программа содействует развитию детского самоуправления,
воспитанию социальной активности детей через включение в социально – значимую
деятельность при проведении разноплановых просветительских, спортивных, досуговых,
творческих мероприятий.
Режим работы лагеря
08.00 – 09.00
09.00 – 09.10
09.10 – 09.15
09.15 – 10.00
10.00 – 12.30
12.30 – 13.00
13.00 – 14.00
14.00 – 14.30
14.30 – 14.35
14.35 – 15.00
Приём детей.
Зарядка.
Утренняя линейка.
Завтрак.
Работа по плану лагеря (общественно полезный труд, работа кружков и
секций, познавательные и спортивные мероприятия).
Оздоровительные мероприятия.
Обед.
Работа по плану лагеря (свободное время, занятия по интересам).
Заключительная линейка.
Уход детей домой.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
1.
начальник лагеря,
2.
воспитатели,
3.
организатор досуговой деятельности
4.
ответственный за спортивную работу
5.
медицинская сестра.
Все участники воспитательного процесса проводят работу с воспитанниками лагеря по
общелагерному плану на смену. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей,
выполнение плана работы, организацию детей для проведения отрядных и лагерных
мероприятий, а также занимаются организацией, подготовкой мероприятий.
Педагогические условия:
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
способствующих успешной самореализации детей,
организация различных видов деятельности,
добровольность включения детей в организацию жизни лагеря,
создание ситуации успеха,
систематическое информирование о результатах прожитого дня,
организация различных видов стимулирования.
Методическое обеспечение:
положения, приказы, инструкции, рекомендации,
программа лагеря, план работы,
должностные инструкции всех участников процесса,
проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены,
подбор методических разработок в соответствии с планом работы,
проведение ежедневных планёрок,
разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов,
информационные материалы: схемы, плакаты,
интерактивные видеофильмы, диски, презентации,
журнал учета посещаемости детей,
журнал по технике безопасности,
инструктажи по ТБ,
отрядный журнал, анкеты, опросники,
отрядная газета «Все профессии важны! Все профессии нужны!»,
Материально-техническая база лагеря
Аптечка,
Спортивный инвентарь,
Музыкальный центр, диски,
Компьютер, мультимедийный проектор,
Материалы для проведения профориентационных и кружковых занятий, мастер-классов,
оформления и творчества детей,
Канцелярские принадлежности,
Призы и награды для стимулирования.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование лагеря осуществляется за счёт средств муниципального бюджета
города Кандалакши, родительских средств.
Виды диагностики:
индивидуальные беседы, опросы, анкеты,
индивидуальная карта осмотра ребенка с указанием результатов медицинских осмотров,
сдача нормативов, соревнования, эстафеты,
«Дерево настроения» (ежедневная рефлексия дня). Уходя из лагеря дети рисуют на березе
– символе России листочек различным цветом. Цветопись настроения: Зеленый – восторг,
радость, день прошел на «Ура!», жёлтый – спокойствие, светлое настроение, красный
— грусть,
неуверенность,
унылое
настроение.
Преобладающий
цвет
листка
дня
приклеивается на основное «Дерево настроения». Такое дерево помогает создавать
комфортное настроения каждому ребенку и определять его характер.
Отдых школьников в летнем оздоровительном лагере способствует укреплению их
здоровья, физической закалки, восстановлению сил после долгого учебного года, а также это
время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и
осмысления окружающего мира.
Виды поощрения воспитанников
В лагере установлены меры поощрения:
вручение дипломов, грамот,
награждение по номинациям,
награждение «сладкими призами»
Ожидаемые результаты программы:
занятость школьников в летнее время,
укрепление здоровья детей и подростков в течение летнего труда и отдыха через
спортивно-оздоровительные мероприятия,
информированность школьников о мире профессий, о практических умениях специалистов
определенных профессий и специальностей: музыканта, эколога, художника, писателя,
хореографа, библиотекаря, спортсмена, пожарного, актера, художника по костюмам,
приобретение определенного элементарного опыта профессиональных действий в рамках
познавательных игр и мероприятий, занятий по кружкам и мастер-классам (профпробы):
творческие занятия «Фея музыки», «Энергия – Жизнь – Танец», «Волшебная кисточка»,
мастер-класс в технике Оригами «Ох, уж эти забавные животные», игровые программы «В
мире профессий», «Пожарные», «Здоровым быть здорово!», «Правила дорожного
движения»,
формирование навыков безопасного поведения для себя и окружающих, ориентация
воспитанников на здоровый образ жизни,
приобретение новых знаний о родном крае, формирование бережного отношения к своей
малой Родине,
успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст
уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем
вовлечения
их
в
социально-значимую
деятельность,
активизирует
лидерские
и
организаторские качества, будут развиты творческие способности, навыки сотрудничества
и взаимодействия, детская самостоятельность и самодеятельность,
получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для
взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе
лагеря.
Список используемой литературы:
Программное обеспечение:
1.
Программа «Город профессий» летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Литература:
1.
Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М. :
Новая школа, 1994. - 222, [2] с. : ил.
2.
Летний лагерь: вчера и сегодня. М.: ООО «ДОД», № 1, 2008 (Серия «Библиотечка для
учреждений дополнительного образования детей)
3.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», М., Центр «Педагогический
поиск».
4.
Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах/Авт.-сост. А. Н.
Никульников – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006. - 199 с. -
(Сценарии игр и праздников).
5.
С игрой круглый год./ М.С. Коган - Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2006. – 136 с.
6.
Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе./ Л. Соколова – Новосибирск, 2007. –
165 с.
7.
135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы./Обухова Л.А.,
Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. М.: Вако, 2004. – 288 с.