Напоминание

«ГОРОД ПРОФЕССИЙ», возраст детей 7-10 лет


Автор: Паршина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №42
Населённый пункт: п.Шерловая Гора, Забайкальский край
Наименование материала: ПРОГРАММА летнего лагеря дневного пребывания детей
Тема: «ГОРОД ПРОФЕССИЙ», возраст детей 7-10 лет
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42 п.г.т.Шерловая Гора»

«Утверждаю»

директор школы

____________В.Н.Кальдина

« »____________2019 г.

ПРОГРАММА

летнего лагеря дневного пребывания детей

«ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

возраст детей 7-10 лет

п.г.т. Шерловая Гора

2019 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1

.

Название программы

Программа профильной смены «Город профессий»

пришкольного оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием «Солнышко»

2

.

Цель и задачи

программы

Цель:

Создание условий для организованного отдыха учащихся

в летний период, развития личности ребенка, раннего

профориентирования, укрепления физического,

психического и эмоционального здоровья детей.

Задачи:

1.содействовать

формированию

у

воспитанников

ценностного отношения к труду, понимание его роли в

жизни

человека

и

общества

путем

раннего

профориентирования,

2.обеспечить

комплекс

условий,

способствующих

раннему

профориентированию,

сохранению

и

укреплению здоровья, полноценному физическому и

психическому развитию детей и подростков в летний

период,

3.создать условия для самореализации детей, достижения

каждого воспитанника лагеря состояния успешности

через

включение

их

в

различную

деятельность,

приобщение к миру профессий,

4. приобщить воспитанников к творческим видам

деятельности путём погружения в условия творческой и

игровой среды,

5.формировать

культурное

поведение,

санитарно-

гигиеническую

культуру,

навыки

общения

и

толерантности,

6.организовать сотрудничество детей и взрослых на

основе соуправления.

3

.

Адресная

направленность

Учащиеся 1 – 4 классов

4

.

Направленность

программы,

направление

деятельности

Программа профильной смены «Город профессий»

пришкольного оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием «Солнышко» для социально активных детей

имеет творческую направленность и стремится к

созданию в коллективе атмосферы радости, доверия,

стремления к познанию и развитию и реализуется по

четырём направлениям:

- спортивно – оздоровительное

- творческое

- общеинтеллектуальное

- патриотическое

5

.

Сроки реализации

программы

1 – 25 июня 2019 г

6

.

Кадровое

обеспечение

Начальник лагеря – 1

Организатор досуговой деятельности – 1

Воспитатели – 4

Ответственный за спортивную работу – 1

Работники столовой – 3

Медицинский работник – 1

Технический персонал – 2

7

.

Материально –

техническое

обеспечение

Классные комнаты, актовый зал, библиотека, спортивная

площадка, спортивный зал, футбольное поле

В наличии оборудование: настольные игры, мячи,

скакалки, обручи, бадминтон, теннисный стол,

компьютер, проектор.

8

Финансовое

обеспечение

Средства краевого и муниципального бюджетов

9

.

Ожидаемые

результаты

Для детей:

занятость школьников в летнее время,

укрепление здоровья детей в течение летнего отдыха

через спортивно-оздоровительные мероприятия,

информированность школьников о мире профессий, о

практических умениях специалистов определенных

профессий и специальностей,

приобретение определенного элементарного опыта

профессиональных действий в рамках познавательных

игр и мероприятий, занятий по кружкам и мастер-

классам,

формирование навыков безопасного поведения для

себя и окружающих, ориентация воспитанников на

здоровый образ жизни,

получение положительного эмоционального заряда в

целом от летнего отдыха.

Для педагогов:

-Отработка навыков педагогического и делового

общения.

-Отработка методик и форм работы с временным детским

коллективом в условиях лагеря с дневным пребыванием.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каникулярное время в жизни детей– это особая пора – пора отдыха от учебных занятий в

школе, пора максимального количества свободного времени.

Сегодня школьные учреждения одним из своих приоритетных направлений определяют

организацию такого отдыха в каникулы, при котором учащиеся смогли бы не только

отдохнуть, но и воплотить свои собственные планы, обнаружить у себя нераскрытые таланты,

реализовать свои собственные интересы, приобщить к социокультурным ценностям.

Летняя пора для педагогов – особая ответственность. Им необходимо решить непростой

вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы

дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания,

научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения

взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были

реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.

Такой формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня

развития является летний оздоровительный лагерь при МОУ СОШ № 42. Его деятельность

способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но и активной их

социализации,

продолжению

образования,

приобретению

первичных

навыков

в

профессиональной

деятельности,

развитию

художественного,

интеллектуального,

технического, социального творчества. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться,

приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Данная программа «Город профессий» является тематической и реализуется на базе

школы. Тематика лагеря – «Я познаю мир профессий»: раннее профориентирование детей.

Разработка

данной

программы

организации

летнего

каникулярного

отдыха,

оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых детей,

обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет,

необходимостьюиспользования богатого творческого потенциала воспитанников и

педагогов в реализации цели и задач программы.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение

одной лагерной смены (21 день). Контингент воспитанников лагеря – учащиеся в возрасте 7-

10 лет, всего 60 воспитанников (условия участия в программе – заявление родителей или

законных представителей). При составлении программы учитывались традиции и

возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы).

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из

различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Концепция лагеря

В

основе

концепции

летнего

лагеря

эффективнопостроенная

система

по

самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с

целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических

умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и

профессиональное самоопределение личности.

Цель программы

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития

личности ребенка, раннего профориентирования, укрепления физического, психического и

эмоционального здоровья детей.

Задачи программы:

1.

содействовать

формированию

у

воспитанников

ценностного

отношения

к

труду,

понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования,

2.

обеспечить

комплекс

условий,

способствующих

раннему

профориентированию,

сохранению и укреплению здоровья, полноценному физическому и психическому

развитию детей и подростков в летний период,

3.

создать условия для самореализации детей, достижения каждого воспитанника лагеря

состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру

профессий,

4. приобщить воспитанников к творческим видам деятельности путём погружения в условия

творческой и игровой среды,

5. формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру, навыки общения и

толерантности,

6. организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.

Социальный состав учащихся

Всего детей- 60

Из них:

– из малообеспеченных семей – 31

– из числа детей (опекаемых) – 2

– из неполных семей – 18

– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 0

– состоящих на учете в школе – 2

Принципы успешной реализации программы:

внушение ребятам веры в успешность их начинаний,

сотворчество педагогов и ребят,

единство их мира,

свобода выбора ребятами друзей, деятельности, жизненного пути,

свобода выбора педагогами интересующей проблемы, различных форм и методик.

Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива,

примера педагогов, поступков взрослых, в целом – от культуры межличностных отношений.

Принципы программы:

принцип самореализации детей в условиях лагеря: создание успешной ситуации,

добровольное выполнение предлагаемой деятельности, осознание детьми достигнутой

цели, поощрение достигнутого,

принцип включенности воспитанников в социально-значимые отношения: свободный

выбор деятельности и права на информацию, активная смена одного вида деятельности на

другой в рамках дня, смены.

принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления:

приобретение опыта работы в коллективе и самоорганизации в нем, защита члена

коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, умение принимать

коллективное решение, быть ответственным за принятое решение, за свои поступки,

принцип

сочетания

оздоровительных,

развивающих,

воспитательных

и

развлекательных мероприятий: режим дня который позволяет разумно сочетать разные

виды деятельности, взаимосвязь мероприятий в рамках тематического дня,

принцип дифференциации воспитания: построение тематического дня, его содержания

выбора форм и методов воспитания с учетом возрастных и индивидуально-

психологических особенностей детей,

принцип сопричастности: этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и

нужно мне,

принцип личной ответственности: я сам отвечаю за свою работу, свои поступки,

принцип уважения:основа завоевания доверия сверстников и педагогов,

принцип безопасности:

уверенность в отсутствии какой-либо угрозы для жизни и

здоровья.

Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый

участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к

обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.

Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

постановка реальных целей и планирование результатов программы,

заинтересованность

педагогов

и

детей

в

реализации

программы,

благоприятный

психологический климат,

удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы,

творческое сотрудничество взрослых и детей.

Содержание программы

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя

разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и

воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Содержание

программы

реализуется

через

профориентационное,

спортивно-

оздоровительное,

содержательно-досуговое,

организационное

направление

(основным

направлением является профориентационная деятельность, которая прослеживается и в

спортивно-оздоровительной, и содержательно-досуговой работе).

Направление

Содержание

Профориентационный

блок

экскурсионнаядеятельность,

профориентационные игры и мероприятия,

тематические встречи со специалистами предприятий,

профпробы (организация деятельности кружков и мастер-

классов),

театрализация (костюмирование),

информационно-ознакомительные

блоки

«Введение

в

специальность» (показ слайдов о профессиях и специальностях),

познавательно-игровыепрограммы, конкурсы,

конкурсырисунков.

Спортивно-

оздоровительный

блок

осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены,

ежедневный контроль за состоянием здоровья детей,

утренняя гимнастика,

организациязанятий спортом, закаливания,

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени

пребывания в лагере),

развитиенавыков гигиены,

организацияполноценного рационального питания,

приобщениедетей к здоровому образу жизни,

вовлечениедетей

в

активную

спортивно-оздоровительную

деятельность (спортивно-игровые программы, соревнования,

пешеходные экскурсии).

Содержательно-

досуговый блок

расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,

развитие интеллектуальных способностей детей,

развитие мышления, памяти, внимания,

формирование навыков культурного поведения и общения,

выставки рисунков и поделок,

беседы и мероприятия по охране окружающей среды,

организация массовых мероприятий (праздники, игры,

викторины, конкурсы, шоу-программы, коллективно-творческие

дела, просмотр фильмом, экскурсии, экологические рейды).

Организационный

блок

знакомство детей друг с другом, со взрослыми,

обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности,

формирование групповых норм, ценностей и традиций,

оформление отрядного уголка (название отряда, девиз), утреннее

построение, подведение итога дня,

сплочение коллектива (игры).

Содержательная часть блоков направлена на развитие организаторских,

коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, на адаптацию школьников

к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение (изучение

определенных профессий и специальностей: музыканта, эколога, художника, писателя,

хореографа, библиотекаря, спортсмена, пожарного, киномеханика, актера, художника по

костюмам,).

Основным методам организации деятельности лагеря является игра (профессионально-

ориентированного характера, спортивные, интеллектуально-познавательные, сюжетно-

ролевые и другие); состязательность (распространяется на все сферы творческой

деятельности).

Механизм реализации программы

Подготовительный

этап(до открытия

лагеря)

формирование пакета документов,

разработка программ лагеря, мастер-классов, кружков,

мероприятий,маршрутов экскурсий в рамках программы,

создание условий для реализации программы,

установление внешних связей, согласование плана совместной

работы с социальными партнерами: социальными

учреждениями, культуры и дополнительного образования,

предприятиямигорода,

подбор кадров и проведение инструктивных совещаний с

сотрудниками лагеря,

комплектование лагеря, работа с родителями, детьми,

приобретение необходимого инвентаря,

оформление лагеря.

Организационный этап

(1, 2, 3 дни смены)

знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и

гигиеническими требованиями,

приучение детей к доброжелательным и справедливым

взаимоотношениям друг с другом и со старшими,

диагностика интересов и ожиданий детей от лагеря.

Основной этап

(4–19 дни смены)

реализация программы по профориентационной работе,

встречи со специалистами – представителями различных

профессий, экскурсии на предприятия, учреждения поселка,

профпробы – занятия в кружках, мастер-классах,

вовлечение детей в подготовку и проведение

интеллектуальных и художественно-эстетических

мероприятий,

организация и проведение мероприятий по изучению родного

края, охране окружающей среды, спортивного и

профилактического характера,

работа по оздоровлению и физическому развитию детей.

Заключительный этап

(20–21 дни смены)

подведение итогов работы,

диагностика,

рефлексия и анализ,

вручение дипломов, награждение детей.

Актуальность программы «Город профессий» заключается в том, что дети выступают

не «потребителями», соучастниками процесса. Они участвуют в управлении детским

оздоровительным лагерем, создают орган самоуправления.

Таким образом, программа содействует развитию детского самоуправления,

воспитанию социальной активности детей через включение в социально – значимую

деятельность при проведении разноплановых просветительских, спортивных, досуговых,

творческих мероприятий.

Режим работы лагеря

08.00 – 09.00

09.00 – 09.10

09.10 – 09.15

09.15 – 10.00

10.00 – 12.30

12.30 – 13.00

13.00 – 14.00

14.00 – 14.30

14.30 – 14.35

14.35 – 15.00

Приём детей.

Зарядка.

Утренняя линейка.

Завтрак.

Работа по плану лагеря (общественно полезный труд, работа кружков и

секций, познавательные и спортивные мероприятия).

Оздоровительные мероприятия.

Обед.

Работа по плану лагеря (свободное время, занятия по интересам).

Заключительная линейка.

Уход детей домой.

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

1.

начальник лагеря,

2.

воспитатели,

3.

организатор досуговой деятельности

4.

ответственный за спортивную работу

5.

медицинская сестра.

Все участники воспитательного процесса проводят работу с воспитанниками лагеря по

общелагерному плану на смену. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей,

выполнение плана работы, организацию детей для проведения отрядных и лагерных

мероприятий, а также занимаются организацией, подготовкой мероприятий.

Педагогические условия:

отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,

способствующих успешной самореализации детей,

организация различных видов деятельности,

добровольность включения детей в организацию жизни лагеря,

создание ситуации успеха,

систематическое информирование о результатах прожитого дня,

организация различных видов стимулирования.

Методическое обеспечение:

положения, приказы, инструкции, рекомендации,

программа лагеря, план работы,

должностные инструкции всех участников процесса,

проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены,

подбор методических разработок в соответствии с планом работы,

проведение ежедневных планёрок,

разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов,

информационные материалы: схемы, плакаты,

интерактивные видеофильмы, диски, презентации,

журнал учета посещаемости детей,

журнал по технике безопасности,

инструктажи по ТБ,

отрядный журнал, анкеты, опросники,

отрядная газета «Все профессии важны! Все профессии нужны!»,

Материально-техническая база лагеря

Аптечка,

Спортивный инвентарь,

Музыкальный центр, диски,

Компьютер, мультимедийный проектор,

Материалы для проведения профориентационных и кружковых занятий, мастер-классов,

оформления и творчества детей,

Канцелярские принадлежности,

Призы и награды для стимулирования.

Финансовое обеспечение программы

Финансирование лагеря осуществляется за счёт средств муниципального бюджета

города Кандалакши, родительских средств.

Виды диагностики:

индивидуальные беседы, опросы, анкеты,

индивидуальная карта осмотра ребенка с указанием результатов медицинских осмотров,

сдача нормативов, соревнования, эстафеты,

«Дерево настроения» (ежедневная рефлексия дня). Уходя из лагеря дети рисуют на березе

– символе России листочек различным цветом. Цветопись настроения: Зеленый – восторг,

радость, день прошел на «Ура!», жёлтый – спокойствие, светлое настроение, красный

— грусть,

неуверенность,

унылое

настроение.

Преобладающий

цвет

листка

дня

приклеивается на основное «Дерево настроения». Такое дерево помогает создавать

комфортное настроения каждому ребенку и определять его характер.

Отдых школьников в летнем оздоровительном лагере способствует укреплению их

здоровья, физической закалки, восстановлению сил после долгого учебного года, а также это

время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и

осмысления окружающего мира.

Виды поощрения воспитанников

В лагере установлены меры поощрения:

вручение дипломов, грамот,

награждение по номинациям,

награждение «сладкими призами»

Ожидаемые результаты программы:

занятость школьников в летнее время,

укрепление здоровья детей и подростков в течение летнего труда и отдыха через

спортивно-оздоровительные мероприятия,

информированность школьников о мире профессий, о практических умениях специалистов

определенных профессий и специальностей: музыканта, эколога, художника, писателя,

хореографа, библиотекаря, спортсмена, пожарного, актера, художника по костюмам,

приобретение определенного элементарного опыта профессиональных действий в рамках

познавательных игр и мероприятий, занятий по кружкам и мастер-классам (профпробы):

творческие занятия «Фея музыки», «Энергия – Жизнь – Танец», «Волшебная кисточка»,

мастер-класс в технике Оригами «Ох, уж эти забавные животные», игровые программы «В

мире профессий», «Пожарные», «Здоровым быть здорово!», «Правила дорожного

движения»,

формирование навыков безопасного поведения для себя и окружающих, ориентация

воспитанников на здоровый образ жизни,

приобретение новых знаний о родном крае, формирование бережного отношения к своей

малой Родине,

успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст

уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем

вовлечения

их

в

социально-значимую

деятельность,

активизирует

лидерские

и

организаторские качества, будут развиты творческие способности, навыки сотрудничества

и взаимодействия, детская самостоятельность и самодеятельность,

получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для

взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе

лагеря.

Список используемой литературы:

Программное обеспечение:

1.

Программа «Город профессий» летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Литература:

1.

Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М. :

Новая школа, 1994. - 222, [2] с. : ил.

2.

Летний лагерь: вчера и сегодня. М.: ООО «ДОД», № 1, 2008 (Серия «Библиотечка для

учреждений дополнительного образования детей)

3.

Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», М., Центр «Педагогический

поиск».

4.

Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах/Авт.-сост. А. Н.

Никульников – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006. - 199 с. -

(Сценарии игр и праздников).

5.

С игрой круглый год./ М.С. Коган - Новосибирск: Сибирское университетское

издательство, 2006. – 136 с.

6.

Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе./ Л. Соколова – Новосибирск, 2007. –

165 с.

7.

135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы./Обухова Л.А.,

Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. М.: Вако, 2004. – 288 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика