Автор: Лоренц Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: "Здоровьесберегающие технологии"
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей
Раздел: начальное образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
МБОУ СОШ №3
Учитель начальных классов
ЛОРЕНЦ И.В.
2020г.
1.
Пальчиковые игры.
Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Перед
работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж для пальцев.
Дети поочерёдно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших
пальцев под счёт.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Затем хлопают в ладоши.)
Вышли пальцы погулять.
(После этого идёт поочерёдный массаж пальцев)
Этот пальчик самый сильный,
Самый главный и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый,
А мизинчик хоть и мал –
Очень ловок и удал.
Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их. При этом пальцы хорошо
разогреты, и ребята с удовольствием приступают к работе.
Пальчиковые игры со словами развивают мелкую моторику, помогают через нервные
окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно
влиять на работу внутренних органов.
Стук, стук, тук, стук,
Разомкну я кулачок!
Буду пальчики считать.
Раз, два, три, четыре, пять!
-Пальчик, пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик – бух в кровать.
Этот пальчик уж уснул.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик спит давно.
Все спят.
Пальчики проснулись!
(Повторить те же действия с другой рукой.)
Каждый пальчик хочет спать.
Этот пальчик лёг в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот пальчик на бочок.
Встали пальчики. Ура!
Всем играть опять пора!
Полезны для развития мелкой мускулатуры и такие пальчиковые игры:
«Многоножки».
Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к
противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В
движении принимают участие все пять пальцев.
«Двуножки».
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только два пальца:
указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать «гонки» между
«двуножками» левой и правой руки или между «двуножками» соседей по парте.
2. Игры и упражнения на релаксацию.
Для снятия мышечного напряжения во время урока можно провести следующие
упражнения . Дети стоят врассыпную и качают руками вперёд, назад, слегка пружиня ноги
в коленях.
Всё лето качели качались и пели,
И мы на качелях на небо летели!
(Качание усиливается.)
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
(Спокойная ходьба.)
Лежат на качелях два жёлтых листка,
И ветер качает качели слегка.
(Покачивание туловище)
Сидя в удобной позе, они слушают и выполняют то, о чём говорится в тексте.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза, проснуться.
Хорошо снимают усталость на уроке такие упражнения:
1.
Сделать вдох, пауза, выдох (повторять в течение 1 – 2-х минут).
2.
Написать в воздухе носом и подбородком (коленом, плечом, головой) цифры от 1
до 10 под диктовку: пишем цифру1, пишем цифру 2,3… Можно писать буквы,
имена, добрые слова, названия рек, рисовать контуры животных и другие
предметы.
3.
Стряхнуть кистями рук воображаемую воду.
4.
С закрытыми глазами разложить по парте кружки, квадраты, треугольники и так
далее.
5.
Завершить паузу в покое с закрытыми глазами под музыку, вызывая образные
представления.
Для снятия умственного напряжения, снятия усталости
и утомления хорошо
использовать фольклорные материалы. Они способствуют развитию внимания,
памяти, воспитывают умение считаться с интересами товарищей.
«Дядя Трифон».
Хоровод движется по кругу под песню. В центре водящий – «Трифон».
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так!
После этих слов «Трифон» показывает движение или позу – все повторяют. Кто не смог
повторить, того «Трифон» отправляет на своё место, а сам становится в хоровод.
«Коза».
Хоровод движется по кругу. В центре «коза», она движется по кругу в другую сторону.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножкам подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
Головой покачаем,
И снова начинаем.
«Коза встаёт на место того, кому уступает свою роль. Игра повторяется.
Хороводные игры «Заинька», «Золотые ворота», «Меланья», «А мы просо сеяли» и
другие.
3. Подвижные игры на внимание.
Игра «маленькие» - «большие».
Учитель произносит слова: «маленькие», «большие» и опускает или поднимает руки.
Дети приседают или встают. Но движения не всегда совпадают со словами. Поэтому
особенно внимательно надо следить за словами.
«Встать по пальцам».
Все сидят, педагог, отвернувшись от класса, поднимает над головой несколько
пальцев на одной или на обеих руках и вслух считает до трёх, после чего произносит:
«Замри!» Он поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько
учеников, сколько было показано на пальцах.
«Кричалки – шепталки – молчалки».
Игра
регулирует
поведение
возбуждённых
детей,
успокаивает
их,
развивает
наблюдательность, умение действовать по правилам. Из разноцветного картона
сделать три силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Когда учитель поднимает
красную ладонь – «кричалку» - можно кричать , шуметь; жёлтую ладонь – «шепталку»
- можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь – «молчалку» = дети должны
замереть на месте. Заканчивать игру следует «молчалкой».
4. Подвижные дидактические игры.
Среди дидактических игр есть немало подвижных, которые помогают не только
усвоению и закреплению изученного материала, но и активизируют внимание детей,
снимают
психическое
и
физическое
напряжение,
восполняют
потребность
в
движении.
«Лучший счётчик».
На доске написан пример на порядок выполнения действий. Все дети считают устно,
стоя у доски или в другом удобном для них месте в классе. Ученик, решивший
пример, подходит к учителю и шепчет ему или записывает на листе бумаги. Если ответ
правильный ученик садится на своё место.
«Вызов номеров».
У всех учеников карточки с примерами. Учитель называет или показывает число.
Выходят или встают перед классом те, у кого на карточке пример с названным
ответом.
«Пересадки».
Учитель задаёт вопросы по изученной теме. Первый правильно ответивший ученик
пересаживается на свободное место в классе. Второй – на место первого, третий – на
место второго и так далее.
«Живые буквы».
У каждого ученика по одной или несколько букв. Учитель называет слово, к доске
выходят те ученики, буква которых входит в слово, и выстраиваются в соответствии с
порядком букв в слове.
«Угадай букву».
Ученик стоит перед классом и пишет рукой в воздухе букву или цифру, а остальные
дети её отгадывают.
5.Профилактика близорукости.
У учеников начальной школы органы зрения находятся в стадии интенсивного развития.
Поэтому учитель должен помочь ребёнку сохранить хорошее зрение. Для достижения
этой цели необходимо проводить упражнения для глаз.
Для укрепления и тренировки мышц глаз, для улучшения зрения полезны следующие
упражнения:1) Посмотреть вверх, вниз (7 раз). Закрыть глаза; 2) Посмотреть поочерёдно
налево, направо (7 раз). Закрыть глаза и так далее.
«Весёлые человечки».
На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены, выполняющие
разные гимнастические упражнения. Учитель показывает карточки, дети стоят и
повторяют движения человечков.
6. Заключение.
Физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны. Народная
мудрость выразила это в пословице «В здоровом теле – здоровый дух». Физическая
активность благотворно влияет на психическую деятельность человека, способствует
повышению тонуса, улучшению умственной деятельности и творческих возможностей.
7.Литература.
Минутки здоровья на уроках в начальной школе./Авторы – составители В.Н. Малютина,
Т.А. Семёнова - Вологда: Издательский центр ВИРО,2006г.