Автор: Шитикова Ольга Васильевна
Должность: заместитель заведующей по вмр
Учебное заведение: ГБ ДОУ НАО "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар, НАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
на тему «Основные компоненты готовности детей к школе»
Цели:
-повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе;
-формирование навыков позитивного общения воспитателей, умения работать в
коллективе;
- повышение профессионального мастерства, возможности продемонстрировать свои
знания.
Ход игры
В.: Сегодня, мы приглашаем Вас поучаствовать в интеллектуальной игре «Что? Где?
Когда?» на тему «Основные компоненты готовности детей к школе».
(звучит музыка из телевиз. программы - игра «Что? Где? Когда?)
В.: Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школьному
обучению. Основная работа по подготовке ребенка к школе ложится на плечи
воспитателей. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена этой теме.
- Мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр «Что? Где? Когда?». У нас две
команды: «Знатоки» и «Опытные знатоки». Первая команда участвует во всех раундах
игры. Вторая команда будет наблюдателем игры, а также может придти на помощь при
необходимости к своим молодым коллегам.
(представление команды знатоков, выборы капитана команды, магистры (стажисты) в
команде наблюдателей «Опытные знатоки»)
В.: Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию «Блицтурнир».
- Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе.
(ответ знатоков)
- Внимание! Правильный ответ.
(интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая)
- Назовите еще один компонент готовности к школе, который не относится к
психологической готовности. /ответ знатоков/
- Внимание! Правильный ответ - (физическая)
1-й раунд /крутится волчок/
Вопрос «Физическая готовность к школе»
В.: Итак, против знатоков играет инструктор по физ. воспитанию.
Инструктор по физк.: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье
дошкольников – главная задача взрослых. Вопрос: раскройте важность физической
готовности ребенка к обучению в школе.
/ Минута на размышление – обсуждение вопроса. Ответ на вопрос./
В.: Внимание! Правильный ответ.
Инструктор по физо: Обучение в школе потребует от ребенка большой физической
нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети
отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость,
силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для
достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие дети, физически
ослабленные дети ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных
способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо
укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
В.: Уважаемы знатоки, спасибо за правильный, подробный ответ. Будем стараться, чтобы
наши дети были здоровыми.
2-й раунд /крутится волчок/
Вносится «Черный ящик»
В.: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел
стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
(Минута на размышление. Ответ знатоков.)
В.: Внимание! Правильный ответ: карандаш.
3-й раунд /крутится волчок/
Вопрос «Интеллектуальная готовность к школе»
В.: Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского сада /фотография/.
Внимание – слушаем вопрос. (звучит аудиовопрос)
Родитель: Уважаемые знатоки, моя дочь посещает подготовительную группу детского
сада. В июне ей исполнится 6 лет. Она не умеет писать и читать, знает только буквы,
совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже
бегло читают. Я хотела бы отдать дочь в школу, но опасаюсь, что она не готова к
обучению. Скажите, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может
быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте.
/Минута на размышление. Ответ знатоков/
В.: Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что именно
интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности к школе, а ее
основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно.
Для ребенка, поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор,
миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения.
Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего
в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а
стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой.
Бывает, что и в семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
4-й раунд /крутится волчок/
«Музыкальная пауза» - звучат песни о школе.
В.: Дать правильное название песен, прослушав 1-й куплет.
/Минута на размышление. Ответ знатоков./
В.: Внимание! Правильный ответ. Прозвучали песни: «Двойка», «Дважды два четыре»
«Перемена», «Чему учат в школе».
5-й раунд /крутится волчок/
Вопрос «Социально-личностная готовность»
В.: Итак, против знатоков играет воспитанница детского сада /фотография/. Звучит
аудиовопрос. Внимание!
/интервью с ребенком/
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать?
- Если играть в школу, кем ты будешь – учителем или учеником? Почему?
- Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему?
- Как ты думаешь, где лучше – в детском саду или в школе? Почему?
В.: Оцените ответы ребенка, как вы думаете, готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
/Минута на размышление. Ответ знатоков./
В.: Внимание! Правильный ответ.
- Девочка имеет общее представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако
у ребенка не сформирована социальная позиция школьника (девочку в школе привлекает
не обучение, а внешняя сторона «там красиво»), игровая деятельность пока преобладает
над учебной. Ребенок будет готов к обучении., т.к. есть еще время до школы.
У детей должно быть сформировано положительное отношение к школе, учебной
деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний,
навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована социальная позиция
школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях, школе, читать книги,
организовывать просмотры видеофильмов, экскурсии в школу. Это создаст у них
положительную установку на учебу в школе.
6-й раунд /крутится волчок/
Вопрос «Эмоционально-волевая готовность»
В.: Итак, против знатоков играет воспитатель детского сада.
Воспитатель: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассмотреть показатели готовности
ребенка к школе и выбрать те, которые соответствуют только развитию волевых качеств.
Правильный ответ обозначьте галочкой (раздает перфокарты).
Перфокарта «Эмоционально – волевая сфера»
1
Ребенок доводит начатое дело до конца
2
Внимательно слушает задание, выполняет его в соответствии с
инструкцией взрослого
3
Усидчивый
4
Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10
5
Ребенок способен слушать других , не перебивая
6
Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии
7
Умеет контролировать свои эмоции
8
Ребенок позитивно настроен на обучение в школе
9
Ребенок способен самостоятельно выполнять задание
(Минута на размышление. Ответ знатоков)
В.: Внимание! Правильный ответы под номерами 1,2,3,5,7,9.
Вопрос 4. «Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10»
относится к интеллектуальной готовности.
Вопрос 5. «Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии» относится к
физической готовности.
Вопрос 8. «Ребенок позитивно настроен на обучение в школе» относится к социально-
личностной готовности.
Итоговое задание
В.: Уважаемые знатоки, давайте подведем итоги нашей встречи и выполним
заключительное задание. Перед вами представлены четыре компонента школьной
зрелости, о которой шла речь на продолжении всей игры и карточки с основными
характеристиками данных готовностей. Вы должны расположить предложенные карточки
в таблице на магнитной доске в соответствии с характеристиками каждой готовности.
Пример таблицы с правильными ответами
Интеллектуальная
готовность
Социал.-личностная
готовность
Эмоцион.-волевая
готовность
Физическая
готовность
Любознательность
Желание получать
новые знания
Усидчивость
Работоспособность
Запас элементарных
сведений об
окружающем мире
Позитивное
отношение к школе,
учителям, учебной
деятельности
Умение
контролировать свои
эмоции
Физически и
психически развит
Способность к
обобщению и
классификации
Осознание себя
будущим учеником
Стремление доводить
начатое до конца
Достаточно развиты
двигательные умения
и навыки
В.: Уважаемые знатоки, вы отлично справились с заданием. Надеемся, что предложенная
тема была интересной, а информация, которую вы получили, окажется для вас полезной.
И самый последний вопрос нашей встречи: Какой символ мудрости игры «Что? Где?
Когда?»? /сова/
Большое спасибо всем участникам!