Напоминание

"Математика и здоровье" 5 класс


Автор: Тамара Емельяновна Козякова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Дружбинская СОШ
Населённый пункт: Брянская область Карачевский район д.Мазнева
Наименование материала: Проект
Тема: "Математика и здоровье" 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Дружбинская СОШ»

Тема научно-исследовательской работы

«Математика и здоровье»

Подготовили:

учащиеся 5 класса

Климов Владислав

Зарипова Майрам

МБОУ «Дружбинская СОШ»

Руководитель:

Козякова Тамара Емельяновна,

учитель математики

первой категории

МБОУ «Дружбинская СОШ»

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение ………………………………………………………3

2.Основная часть……………………………………………….. 5

2.1. Гигиенические нормативы веса школьной сумки……….. 5

2.2. Исследование веса портфеля современного школьника… 6

2.3 Способы снижения веса портфеля………………………… 7

3.Заключение…………………………………………………… 9

4.Список литературы…………………………………………… 10

2

ВВЕДЕНИЕ

Тему «Математика и здоровье» для нашего исследовательского проекта

мы выбрали неслучайно, поскольку по статистическим данным в России

происходит

резкое

ухудшение

состояния

здоровья

детей.

30-35%

поступающих в школу уже имеют хронические заболевания.

Выяснить, какой портфель можно назвать «правильным», нам поможет

математика. Почему именно математика? Во-первых, это один из наших

любимых предметов в школе, а во-вторых, именно она учит логически

мыслить, решать разнообразные задачи и, тем самым, помогает в жизни.

Математика и медицина тесно связаны, взаимодействуют друг с

другом, без математических измерений, наблюдений и расчётов невозможно

представить современную медицину.

Актуальность темы

По статистике, если сегодня какое-то количество детей приходит в

школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически не остаётся.

Происходит это по разным причинам: из-за больших предметных

нагрузок,несоблюдения режима дня. Вес портфеля также играет

немаловажную роль вэтом. Медики в один голос утверждают: родители и

учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не

проходит бесследно. Подсчитано: для маленького ребенка носить портфель в

4 килограмма равно-сильно тому, что для взрослого человека каждый день

носить груз в 15-20 кг.

С каждым годом учащиеся школ изучают всё больше и больше

предметов и вынуждены для обучения в школе носить все учебники, тетради

и другие школьные принадлежности в своём рюкзаке.

Считаем, что исследование темы влияния веса портфеля на здоровье

школьника актуально и требует внимания, т.к. ортопедические патологии

(нарушения

осанки,

сколиозы,

плоскостопие)

среди

других

3

заболеваний,выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России,

выходятчуть ли не на первое место.

Статистика показывает: 60% учеников ходят в школу со слишком

тяжёлыми портфелями. Это может плохо сказаться на их здоровье. Ранец для

школьника нужно подбирать таким образом, чтобы он был удобным,

практичным и лёгким сам по себе. Это связано с тем, что излишне тяжёлый

вес портфеля приводит к нарушению осанки.

Проблема: школьники не задумываются об ортопедической спинке

портфеля – необходимом компоненте, облегчающем работу позвоночника, а

следуют только модным тенденциям современности.

Гипотеза:тяжёлый рюкзак причиняет вред позвоночнику школьника;с

помощью

формул

и

математических

расчетов

можно

вычислить

оптимальный вес портфеля.

Цель исследования:определить, соответствует ли фактический вес

портфеля

современных

школьников

санитарно-гигиеническим нормам

и требованиям.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной проблеме.

2.Провести эксперимент на соответствие фактического веса портфеля

современного

школьника

с

санитарно-гигиеническими нормами

и требованиями.

3. Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Объект исследования – человеческий организм, осанка, школьный

портфель.

Предмет исследования – воздействие тяжелого портфеля на здоровье

школьника.

Методы исследования:анализ, опрос, наблюдение, сбор информации

из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.

Результаты исследования помогут понять, сколько должен весить

школьный портфель.

4

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Гигиенические нормативы веса школьной сумки

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У

человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая,

плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной

осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени

согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым.

Она обеспечивает нормальное дыхание, хорошую работу сердца, свободное

кровообращение. Выработке правильной осанки способствуют утренняя

зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее

важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы,

обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной

осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по

времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение

тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и

одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.

С

годами

школьные

ранцы

становятся

тяжелее.

Исследования

показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как

правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые

гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества

учебных дисциплин. Издатели не всегда придерживаются гигиенических

рекомендаций в отношении веса учебников, превышая его из коммерческих

соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –

«Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального

профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного

5

пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для

учащихся:

• 1–4-х классов – 300г; 5–6-х классов – 400г;

• 7–8-х классов – 500г; 10–11-х классов – 600г.

Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1-2 классы- 1,5 кг3-4 классы 2,5 кг5-6 классы 3 кг

7-8 классы -3,5 кг9-11 классы 3,5-4 кг

Также вес портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.[3]

2.2 . Исследование веса портфеля современного школьника

По дороге в школу нам часто кажется, что наши портфели просто

неподъёмные. Мы задумались: не вредит ли это нашему здоровью?

Рекомендуемый вес портфеля с принадлежностями не должен

превышать 10% от массы тела, и вычисляется по формуле:

Раздели свой вес на 10

Например, мой вес равен 37 кг.Вес моего портфеля соответственно

должен быть равен 3кг.700гр.(37000/10=3700 грамм или 3кг 700г).

Что же на самом деле? Измерив вес своего портфеля, я определила,

что он превышает рекомендуемую норму на 700 г.

Мы решили провести исследование среди обучающихся, и выяснить,

сколько весят их портфели, и как это отражается на их здоровье (Приложение

2).

Вот основные этапы моей работы:

1. Сначала мы провели анкетирование. (Приложение 1) и получила

следующие результаты.

1. Какой у вас портфель?

Ранец – 20 человек; сумка – 10 человек;

2. Где вы покупали портфель?

В магазине – 5 человек; На рынке – 25 человек.

3. Кто выбирал для вас портфель?

6

Ребенок с родителями – 24 человека; сам – 2 человека;

Родитель – 2 человека; иные – 2 человека.

6. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?

Электронным, легким и небольшим – 21 человек.

Таким же – 9 человек.

7. Занимаетесь ли вы спортом?

Физкультура в школе – 30 человек; утренняя зарядка – 15 человек.

8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?

нет –9 человек; да – 21 человек.

2. У медицинского работника нашей школы мы узнали информацию о

весе учеников и состоянии опорно-двигательной системы, в частности, об

осанке. Оказалось, что из 30 человек нарушение осанки имеют 10 человек,

что составляет 33 %. У остальных 20 человек осанка соответствует норме –

67%.

3. Взвесив все ранцы без учебных принадлежностей, выяснили, что у

17 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть

не превышает условного веса 0,7 кг. У 13 человек вес ранца превысил

гигиеническую норму.

Мы думаем, что ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных

патологий в развитии опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой

системы.

Следовательно, родители ребят с правильно подобранными ранцами

побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности, осанки.

4.Были

взвешены

портфели

30

учеников

с

учебными

принадлежностями

и рассчитан оптимальный вес портфеля, проверено

соответствие оптимальному весу портфеля(Приложение 3).

Математические расчёты показали, что у 20 учеников (67%) портфель

тяжелее, чем положено.Этопортфели учеников 3 и 5 классов (Приложение

4).

7

Нарушение осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие

деформации

костного

скелета,

расстройство

нервной

деятельности,

двигательного

аппарата,

головные

боли

и

многие

другие

заболевания.Получается, что 20 испытуемых из 30 из-за ношения тяжёлого

портфеля могут потерять здоровье.

2.3 Способы снижения веса портфеля

Как же облегчить портфель школьника? Изучивразличные источники, я

составила следующие рекомендации «Как снизить вес портфеля»:

1. При выборе портфеля учитывать

его вес, т.к.расхождениеочень

велико, от 0,3кг до 1,3кг.(Он не должен быть тяжелее 700 г).

2.Не носить в школу лишних вещей (игрушки, косметику, планшет,

телефон и т.д.).

3.Изыскать возможность использовать два комплекта учебников: один

пусть хранится и используется в школе, а другой – дома.

4.В кабинетеоставлять школьные принадлежности, необходимые для

уроков технологии и рисования и т.д.

5.В

ближайшем

будущем

перейти

на

более

современные

технологические устройства (электронные учебники).

6.Носить рюкзак на спине, используя обе лямки.

7. Регулярно заниматься физкультурой.

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогом

нашей

исследовательской

работы стало

выступление

с

докладом «Как снизить вес портфеля»перед учениками школы, которые

принимали участие в эксперименте. Надеюсь, наши рекомендации убедят их

не носить с собой лишние вещи и внимательней относится к своему

здоровью. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления

позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих

тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой

непосильный

груз,

повышает

опасность

травм,

а

утомление

плохо

сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может

включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

В ходе работы над исследованием мы узнали, что школьный портфель

должен быть сшит из облегчённой ткани, оснащён ортопедической спинкой,

покрыт сетчатой тканью, должны быть широкие лямки, светоотражающие

полоски для безопасности.

Вывод: здоровье школьника зависит от вида школьного портфеля и его

веса.

В ходе исследования мы научились:

взвешивать предметы на весах,

определять одну десятую от веса целого,

искать нужную информацию в интернете. 

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глейзер Г.И., История математики в школе 4-6 класс, 1981. - 239 с.

2. Никольский С.М., Математика. Школьная энциклопедия..- М:

Большая Российская энциклопедия: Дрофа 1997-527с.

3. Маслова Т.Н., Суходский А.М., Справочник школьника по

математике, 5-11 класс, , 2008. – 614 с.

4. Щетникова Е. А., Влияние веса школьного ранца на осанку ученика

начальной школы // Международный школьный научный вестник. – 2017. –

№ 5-1. – С. 49-53;

5. Интернет - ресурсы

10

Приложение 1.

Анкета

Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.

1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель, пакет)

2. Где вы покупали портфель?

а) В магазине б) На рынке

в) Мне портфель подарили

3. Кто выбирает для вас портфель?

а) Я сам/сама б) Мама/папа

в) С родителями вместе г) Родственники

4. По каким признакам вы выбирали портфель?

(Можно отметить несколько признаков)

а) Цвет б) Форма

в) Размер, вес г) Цена

д) Наличие у портфеля ортопедической спинки

5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?

(Напишите) ______________________________________________

6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах

«электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)?

_________________________________________________________

7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов)

а) Да, я посещаю секцию (укажите какую) ____________

б) Нет в) Я делаю зарядку по утрам

г) Я хожу на физкультуру в школе

8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?

а) Постоянно б) Иногда в) Нет, у меня хорошая осанка

9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?

а) Да б) Нет

10. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?

11

Приложение 2.

Процесс взвешивания портфеля.

Приложение 3

Замеры веса портфелей учащихся 3 класса

Вес пустого

портфеля,г

Средний вес

портфеля в течение

недели,кг

Масса

тела, кг

Норма (10%от

веса

ученика),кг

% от веса

ученика

1

400

4,4

24,7

2,47

18

2

400

4

22,1

2,21

18

3

300

4

26,4

2,64

15

4

500

4

25,6

2,56

16

5

400

4

34

3,4

12

Замеры веса портфелей учащихся 5 класса

Вес пустого

портфеля,г

Средний вес

портфеля в течение

недели,кг

Масса

тела, кг

Норма (10%от

веса

ученика),кг

% от веса

ученика

1

1000

4,5

30

3

15

2

300

4,7

30

3

16

3

900

5,3

61

6,1

9

4

1300

4,8

30

3

16

5

1000

6

38

3,8

16

12

Замеры веса портфелей учащихся 8 класса

Вес пустого

портфеля,г

Средний вес

портфеля в течение

недели,кг

Масса

тела, кг

Норма (10%от

веса

ученика),кг

% от веса

ученика

1

600

5

53

5,3

9

2

500

6,2

63

6,3

10

3

1300

4,3

56

5,6

8

4

800

7

56

5,6

12,5

5

1200

5,6

59

5,9

9,5

6

400

4,4

57

5,7

8

13

Приложение 4

Портфели обучающихся МОБУ Дружбинской СОШ

14



В раздел образования




Яндекс.Метрика