Автор: Тамара Емельяновна Козякова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Дружбинская СОШ
Населённый пункт: Брянская область Карачевский район д.Мазнева
Наименование материала: Проект
Тема: "Математика и здоровье" 5 класс
Раздел: среднее образование
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Тема научно-исследовательской работы
«Математика и здоровье»
Подготовили:
учащиеся 5 класса
Климов Владислав
Зарипова Майрам
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Руководитель:
Козякова Тамара Емельяновна,
учитель математики
первой категории
МБОУ «Дружбинская СОШ»
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ………………………………………………………3
2.Основная часть……………………………………………….. 5
2.1. Гигиенические нормативы веса школьной сумки……….. 5
2.2. Исследование веса портфеля современного школьника… 6
2.3 Способы снижения веса портфеля………………………… 7
3.Заключение…………………………………………………… 9
4.Список литературы…………………………………………… 10
2
ВВЕДЕНИЕ
Тему «Математика и здоровье» для нашего исследовательского проекта
мы выбрали неслучайно, поскольку по статистическим данным в России
происходит
резкое
ухудшение
состояния
здоровья
детей.
30-35%
поступающих в школу уже имеют хронические заболевания.
Выяснить, какой портфель можно назвать «правильным», нам поможет
математика. Почему именно математика? Во-первых, это один из наших
любимых предметов в школе, а во-вторых, именно она учит логически
мыслить, решать разнообразные задачи и, тем самым, помогает в жизни.
Математика и медицина тесно связаны, взаимодействуют друг с
другом, без математических измерений, наблюдений и расчётов невозможно
представить современную медицину.
Актуальность темы
По статистике, если сегодня какое-то количество детей приходит в
школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически не остаётся.
Происходит это по разным причинам: из-за больших предметных
нагрузок,несоблюдения режима дня. Вес портфеля также играет
немаловажную роль вэтом. Медики в один голос утверждают: родители и
учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не
проходит бесследно. Подсчитано: для маленького ребенка носить портфель в
4 килограмма равно-сильно тому, что для взрослого человека каждый день
носить груз в 15-20 кг.
С каждым годом учащиеся школ изучают всё больше и больше
предметов и вынуждены для обучения в школе носить все учебники, тетради
и другие школьные принадлежности в своём рюкзаке.
Считаем, что исследование темы влияния веса портфеля на здоровье
школьника актуально и требует внимания, т.к. ортопедические патологии
(нарушения
осанки,
сколиозы,
плоскостопие)
среди
других
3
заболеваний,выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России,
выходятчуть ли не на первое место.
Статистика показывает: 60% учеников ходят в школу со слишком
тяжёлыми портфелями. Это может плохо сказаться на их здоровье. Ранец для
школьника нужно подбирать таким образом, чтобы он был удобным,
практичным и лёгким сам по себе. Это связано с тем, что излишне тяжёлый
вес портфеля приводит к нарушению осанки.
Проблема: школьники не задумываются об ортопедической спинке
портфеля – необходимом компоненте, облегчающем работу позвоночника, а
следуют только модным тенденциям современности.
Гипотеза:тяжёлый рюкзак причиняет вред позвоночнику школьника;с
помощью
формул
и
математических
расчетов
можно
вычислить
оптимальный вес портфеля.
Цель исследования:определить, соответствует ли фактический вес
портфеля
современных
школьников
санитарно-гигиеническим нормам
и требованиям.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной проблеме.
2.Провести эксперимент на соответствие фактического веса портфеля
современного
школьника
с
санитарно-гигиеническими нормами
и требованиями.
3. Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Объект исследования – человеческий организм, осанка, школьный
портфель.
Предмет исследования – воздействие тяжелого портфеля на здоровье
школьника.
Методы исследования:анализ, опрос, наблюдение, сбор информации
из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.
Результаты исследования помогут понять, сколько должен весить
школьный портфель.
4
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Гигиенические нормативы веса школьной сумки
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У
человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая,
плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной
осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени
согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым.
Она обеспечивает нормальное дыхание, хорошую работу сердца, свободное
кровообращение. Выработке правильной осанки способствуют утренняя
зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее
важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы,
обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной
осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по
времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение
тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и
одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
С
годами
школьные
ранцы
становятся
тяжелее.
Исследования
показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как
правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые
гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества
учебных дисциплин. Издатели не всегда придерживаются гигиенических
рекомендаций в отношении веса учебников, превышая его из коммерческих
соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –
«Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального
профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного
5
пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для
учащихся:
• 1–4-х классов – 300г; 5–6-х классов – 400г;
• 7–8-х классов – 500г; 10–11-х классов – 600г.
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы- 1,5 кг3-4 классы 2,5 кг5-6 классы 3 кг
7-8 классы -3,5 кг9-11 классы 3,5-4 кг
Также вес портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.[3]
2.2 . Исследование веса портфеля современного школьника
По дороге в школу нам часто кажется, что наши портфели просто
неподъёмные. Мы задумались: не вредит ли это нашему здоровью?
Рекомендуемый вес портфеля с принадлежностями не должен
превышать 10% от массы тела, и вычисляется по формуле:
Раздели свой вес на 10
Например, мой вес равен 37 кг.Вес моего портфеля соответственно
должен быть равен 3кг.700гр.(37000/10=3700 грамм или 3кг 700г).
Что же на самом деле? Измерив вес своего портфеля, я определила,
что он превышает рекомендуемую норму на 700 г.
Мы решили провести исследование среди обучающихся, и выяснить,
сколько весят их портфели, и как это отражается на их здоровье (Приложение
2).
Вот основные этапы моей работы:
1. Сначала мы провели анкетирование. (Приложение 1) и получила
следующие результаты.
1. Какой у вас портфель?
Ранец – 20 человек; сумка – 10 человек;
2. Где вы покупали портфель?
В магазине – 5 человек; На рынке – 25 человек.
3. Кто выбирал для вас портфель?
6
Ребенок с родителями – 24 человека; сам – 2 человека;
Родитель – 2 человека; иные – 2 человека.
6. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?
Электронным, легким и небольшим – 21 человек.
Таким же – 9 человек.
7. Занимаетесь ли вы спортом?
Физкультура в школе – 30 человек; утренняя зарядка – 15 человек.
8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
нет –9 человек; да – 21 человек.
2. У медицинского работника нашей школы мы узнали информацию о
весе учеников и состоянии опорно-двигательной системы, в частности, об
осанке. Оказалось, что из 30 человек нарушение осанки имеют 10 человек,
что составляет 33 %. У остальных 20 человек осанка соответствует норме –
67%.
3. Взвесив все ранцы без учебных принадлежностей, выяснили, что у
17 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть
не превышает условного веса 0,7 кг. У 13 человек вес ранца превысил
гигиеническую норму.
Мы думаем, что ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных
патологий в развитии опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой
системы.
Следовательно, родители ребят с правильно подобранными ранцами
побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности, осанки.
4.Были
взвешены
портфели
30
учеников
с
учебными
принадлежностями
и рассчитан оптимальный вес портфеля, проверено
соответствие оптимальному весу портфеля(Приложение 3).
Математические расчёты показали, что у 20 учеников (67%) портфель
тяжелее, чем положено.Этопортфели учеников 3 и 5 классов (Приложение
4).
7
Нарушение осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие
деформации
костного
скелета,
расстройство
нервной
деятельности,
двигательного
аппарата,
головные
боли
и
многие
другие
заболевания.Получается, что 20 испытуемых из 30 из-за ношения тяжёлого
портфеля могут потерять здоровье.
2.3 Способы снижения веса портфеля
Как же облегчить портфель школьника? Изучивразличные источники, я
составила следующие рекомендации «Как снизить вес портфеля»:
1. При выборе портфеля учитывать
его вес, т.к.расхождениеочень
велико, от 0,3кг до 1,3кг.(Он не должен быть тяжелее 700 г).
2.Не носить в школу лишних вещей (игрушки, косметику, планшет,
телефон и т.д.).
3.Изыскать возможность использовать два комплекта учебников: один
пусть хранится и используется в школе, а другой – дома.
4.В кабинетеоставлять школьные принадлежности, необходимые для
уроков технологии и рисования и т.д.
5.В
ближайшем
будущем
перейти
на
более
современные
технологические устройства (электронные учебники).
6.Носить рюкзак на спине, используя обе лямки.
7. Регулярно заниматься физкультурой.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом
нашей
исследовательской
работы стало
выступление
с
докладом «Как снизить вес портфеля»перед учениками школы, которые
принимали участие в эксперименте. Надеюсь, наши рекомендации убедят их
не носить с собой лишние вещи и внимательней относится к своему
здоровью. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления
позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих
тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой
непосильный
груз,
повышает
опасность
травм,
а
утомление
плохо
сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может
включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
В ходе работы над исследованием мы узнали, что школьный портфель
должен быть сшит из облегчённой ткани, оснащён ортопедической спинкой,
покрыт сетчатой тканью, должны быть широкие лямки, светоотражающие
полоски для безопасности.
Вывод: здоровье школьника зависит от вида школьного портфеля и его
веса.
В ходе исследования мы научились:
•
взвешивать предметы на весах,
•
определять одну десятую от веса целого,
•
искать нужную информацию в интернете.
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глейзер Г.И., История математики в школе 4-6 класс, 1981. - 239 с.
2. Никольский С.М., Математика. Школьная энциклопедия..- М:
Большая Российская энциклопедия: Дрофа 1997-527с.
3. Маслова Т.Н., Суходский А.М., Справочник школьника по
математике, 5-11 класс, , 2008. – 614 с.
4. Щетникова Е. А., Влияние веса школьного ранца на осанку ученика
начальной школы // Международный школьный научный вестник. – 2017. –
№ 5-1. – С. 49-53;
5. Интернет - ресурсы
10
Приложение 1.
Анкета
Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.
1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель, пакет)
2. Где вы покупали портфель?
а) В магазине б) На рынке
в) Мне портфель подарили
3. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама б) Мама/папа
в) С родителями вместе г) Родственники
4. По каким признакам вы выбирали портфель?
(Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет б) Форма
в) Размер, вес г) Цена
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки
5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
(Напишите) ______________________________________________
6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах
«электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)?
_________________________________________________________
7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов)
а) Да, я посещаю секцию (укажите какую) ____________
б) Нет в) Я делаю зарядку по утрам
г) Я хожу на физкультуру в школе
8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
а) Постоянно б) Иногда в) Нет, у меня хорошая осанка
9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да б) Нет
10. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?
11
Приложение 2.
Процесс взвешивания портфеля.
Приложение 3
Замеры веса портфелей учащихся 3 класса
№
Вес пустого
портфеля,г
Средний вес
портфеля в течение
недели,кг
Масса
тела, кг
Норма (10%от
веса
ученика),кг
% от веса
ученика
1
400
4,4
24,7
2,47
18
2
400
4
22,1
2,21
18
3
300
4
26,4
2,64
15
4
500
4
25,6
2,56
16
5
400
4
34
3,4
12
Замеры веса портфелей учащихся 5 класса
№
Вес пустого
портфеля,г
Средний вес
портфеля в течение
недели,кг
Масса
тела, кг
Норма (10%от
веса
ученика),кг
% от веса
ученика
1
1000
4,5
30
3
15
2
300
4,7
30
3
16
3
900
5,3
61
6,1
9
4
1300
4,8
30
3
16
5
1000
6
38
3,8
16
12
Замеры веса портфелей учащихся 8 класса
№
Вес пустого
портфеля,г
Средний вес
портфеля в течение
недели,кг
Масса
тела, кг
Норма (10%от
веса
ученика),кг
% от веса
ученика
1
600
5
53
5,3
9
2
500
6,2
63
6,3
10
3
1300
4,3
56
5,6
8
4
800
7
56
5,6
12,5
5
1200
5,6
59
5,9
9,5
6
400
4,4
57
5,7
8
13
Приложение 4
Портфели обучающихся МОБУ Дружбинской СОШ
14