Автор: Вострухина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 «Колокольчик» общеразвивающего вида ГОЩ Московская обл., г. Щелково
Населённый пункт: г. Щелково, Московская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему
«Практика использования методов песочной терапии с
детьми дошкольного возраста»
Впервые идея использования песка в игре была реализована английским детским
психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах XX века с больными и
психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд придавала большое значение
тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшими проективную игру с
различными предметами и куклами. Дети называли этот процесс «строить мир». М.
Ловенфельд так и назвала свою методику - техника построения мира.
Аниматор Кэролин Лиф создала первый «песочный» мультфильм. Ее опыт положил
начало новому виду творчества - рисованию песком. Техника рисования песком на
подсвеченной поверхности стола отличается от игры с песком, где в песочнице с
помощью воды и различных фигурок создаются миры, миниатюрные игрушки (звери,
люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т.д.).
Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим
эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него легко
трансформируются, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие
душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в
творчестве множество граней собственного «я».
Комплект для работы с песком SandArt может применяться воспитателями и
педагогами-психологами в образовательных целях: подготовке к обучению грамоте,
основам изобразительной деятельности; развитии познавательных процессов; расширении
кругозора; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии
воображения и творческих способностей дошкольников.
Рисование песком выступает в качестве эффективного метода коррекционного
воздействия. Например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих
нарушений невротического характера. В других ситуациях песочная терапия может
выступать как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребенка, развивать
его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т.д.
В работе с песком используются следующие методы и формы организации
взаимодействия с детьми:
-песочная терапия, игры с песком;
-игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);
-сказкотерапия (сочинение сказок, разыгрывание придуманного сюжета);
метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением
инновационных технологий).
Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у
детей от 3 до 18 лет. В частности, данную технику можно использовать в работе с детьми,
для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в
себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары,
трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими
разного рода психосоматические заболевания.
Дети, рисующие песком, имеют возможность прикоснуться к глубинному, подлинному
«я», восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение.
Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда данное средство
оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим чувства и
убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной
чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Поэтому перенос традиционных
обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной
стороны, повышается мотивированность ребенка к выполнению заданий. С другой - более
интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Как следствие,
использование песочницы дает комплексный образовательный и терапевтический эффект.
При использовании техники рисования песком с детьми необходимо соблюдать
следующие условия:
1.Адоптировать логику взаимодействия к интересам детей.
2.Работа должна проходить в творческой, доброжелательной обстановке. Важно
создать пространство для самовыражения детей, не устанавливать жестких рамок и
правил.
3.Не стоит предлагать ребенку стандартные решения, важно поддерживать и
побуждать его в поиске своих ответов на вопросы.
4.Можно предлагать детям самостоятельно выбрать положение для работы, например,
работать стоя, получая больше свободы движений.
Терапевтические игровые сеансы с младшими дошкольниками стоит проводить один -
два раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Можно выделить общую структуру
игровых сеансов с песком:
Вводная часть:
-ритуал приветствия и вхождения в работу;
-ознакомление с правилами (напоминание правил) работы с песком
Основная часть:
-упражнения или игры, направленные на развитие разных сторон познавательно-
исследовательской деятельности;
-упражнения на уменьшение (снятие) эмоционального напряжения;
-упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики рук;
-расслабляющие упражнения с использованием музыки
Заключительная часть
-ритуалы прощания и «выхода».
При выборе видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид деятельности.
В среднем и старшем дошкольном возрасте это - игра. Для младших дошкольников-
предметно-манипулятивная деятельность. Чтобы сеанс состоялся, детям необходимо
усвоить правила. Эти правила отрабатываются- включается механизм естественной
регуляции игрового взаимодействии, дети получают опыт преодоления трудностей,
самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.
Рисование песком является прекрасным средством развития и саморазвития детей.
Песок снимает стресс, снижает нервно-психическое напряжение, способствует появлению
положительных эмоций, помогает научиться не бояться совершать ошибки, от которых,
как известно, не застрахован никто.