Напоминание

"Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста"


Автор: Вострухина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 «Колокольчик» общеразвивающего вида ГОЩ Московская обл., г. Щелково
Населённый пункт: г. Щелково, Московская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему

«Практика использования методов песочной терапии с

детьми дошкольного возраста»

Впервые идея использования песка в игре была реализована английским детским

психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах XX века с больными и

психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд придавала большое значение

тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшими проективную игру с

различными предметами и куклами. Дети называли этот процесс «строить мир». М.

Ловенфельд так и назвала свою методику - техника построения мира.

Аниматор Кэролин Лиф создала первый «песочный» мультфильм. Ее опыт положил

начало новому виду творчества - рисованию песком. Техника рисования песком на

подсвеченной поверхности стола отличается от игры с песком, где в песочнице с

помощью воды и различных фигурок создаются миры, миниатюрные игрушки (звери,

люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т.д.).

Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим

эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него легко

трансформируются, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие

душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в

творчестве множество граней собственного «я».

Комплект для работы с песком SandArt может применяться воспитателями и

педагогами-психологами в образовательных целях: подготовке к обучению грамоте,

основам изобразительной деятельности; развитии познавательных процессов; расширении

кругозора; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии

воображения и творческих способностей дошкольников.

Рисование песком выступает в качестве эффективного метода коррекционного

воздействия. Например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих

нарушений невротического характера. В других ситуациях песочная терапия может

выступать как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребенка, развивать

его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т.д.

В работе с песком используются следующие методы и формы организации

взаимодействия с детьми:

-песочная терапия, игры с песком;

-игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);

-сказкотерапия (сочинение сказок, разыгрывание придуманного сюжета);

метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением

инновационных технологий).

Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у

детей от 3 до 18 лет. В частности, данную технику можно использовать в работе с детьми,

для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в

себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары,

трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими

разного рода психосоматические заболевания.

Дети, рисующие песком, имеют возможность прикоснуться к глубинному, подлинному

«я», восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение.

Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда данное средство

оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим чувства и

убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной

чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Поэтому перенос традиционных

обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной

стороны, повышается мотивированность ребенка к выполнению заданий. С другой - более

интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Как следствие,

использование песочницы дает комплексный образовательный и терапевтический эффект.

При использовании техники рисования песком с детьми необходимо соблюдать

следующие условия:

1.Адоптировать логику взаимодействия к интересам детей.

2.Работа должна проходить в творческой, доброжелательной обстановке. Важно

создать пространство для самовыражения детей, не устанавливать жестких рамок и

правил.

3.Не стоит предлагать ребенку стандартные решения, важно поддерживать и

побуждать его в поиске своих ответов на вопросы.

4.Можно предлагать детям самостоятельно выбрать положение для работы, например,

работать стоя, получая больше свободы движений.

Терапевтические игровые сеансы с младшими дошкольниками стоит проводить один -

два раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Можно выделить общую структуру

игровых сеансов с песком:

Вводная часть:

-ритуал приветствия и вхождения в работу;

-ознакомление с правилами (напоминание правил) работы с песком

Основная часть:

-упражнения или игры, направленные на развитие разных сторон познавательно-

исследовательской деятельности;

-упражнения на уменьшение (снятие) эмоционального напряжения;

-упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

моторики рук;

-расслабляющие упражнения с использованием музыки

Заключительная часть

-ритуалы прощания и «выхода».

При выборе видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид деятельности.

В среднем и старшем дошкольном возрасте это - игра. Для младших дошкольников-

предметно-манипулятивная деятельность. Чтобы сеанс состоялся, детям необходимо

усвоить правила. Эти правила отрабатываются- включается механизм естественной

регуляции игрового взаимодействии, дети получают опыт преодоления трудностей,

самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.

Рисование песком является прекрасным средством развития и саморазвития детей.

Песок снимает стресс, снижает нервно-психическое напряжение, способствует появлению

положительных эмоций, помогает научиться не бояться совершать ошибки, от которых,

как известно, не застрахован никто.



В раздел образования




Яндекс.Метрика