Напоминание

Форма подготовки к зимнему сочинению на примере произведения малого жанра. 2020-2021


Авторы: Безукладникова Тамара Сергеевна, Пульникова Светлана Викторовна
Должность: учителя литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Перми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Форма подготовки к зимнему сочинению на примере произведения малого жанра. 2020-2021
Раздел: среднее образование





Назад




Форма подготовки к зимнему сочинению 2020-2021 учебного года

на примере произведения малого жанра.

А.В. Геласимов. Рассказ «Нежный возраст»

Для привлечения достаточного и разнообразного литературного материала при подготовке учащихся

к

зимнему

сочинению

возникает

необходимость

обращения

к

произведениям

малого

жанра.

Чтобы

систематизировать литературный материал, мы используем форму кластера.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые

единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой

изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания

художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к пониманию

текстов.

На примере рассказа А.В. Геласимова «Нежный возраст» мы покажем, как составляем литературный

кластер по тематическому направлению «Время перемен».

Одноклассники:

друзей нет

(в школе «одни

дебилы» Гидроцефалы.

Фракийские племена. Буйный

расцвет дебилизма»

)

Возраст героя?

(нет точного

указания – «нежный возраст»,

т.е. подростковый - возраст

осознанного осмысления жизни

Агрессивен, циничен, груб,

не доводит дело до конца

Ученик престижной школы,

занимается теннисом и

плаванием, имеет дорогие

вещи

Ровесники на улице

(их мнение важно)

Учителя

(«учителей надо разгонять

палкой»)

Автор дневника

Родители

(внешне благополучная семья; на

стадии развода; ругаются всю ночь,

«дома автомат тоже не помешал

бы»; отец ударил сына, герой

называет отца жмотом)

Октябрина Михайловна

(поначалу «Старуха», после

«единственный друг»)

Кошки, книги, ученики,

старые фильмы, музыка,

бывший директор

музыкальной школы

Автор дневника

Октябрина

Михайловна

Преподносит герою уроки: помогает

понять родителей, одноклассников,

дворовых ребят («пока не обнажился

скелет…»)

Что их

объединяет?

«Время

перемен»

«ей трудно, её жалко»; смотрит фильм,

чтобы её не обманывать; читает книгу,

которую она посоветовала прочитать

Начинает понимать родителей (

«Октябрина Михайловна

говорит, что у детей проблемы с родителями оттого, что дети не

успевают застать

своих родителей в нормальном

возрасте. Пока те

еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается

драма»),

меняет отношение к Семёнову

Меняется отношение к

окружающему миру, меняется он

сам…

«Интересно, сколько стоит хороший

автомат? Мне бы в нашей школе он

пригодился… Дома тоже автомат бы

не помешал», «Берёшь автомат и

стреляешь в лоб. Одиночным выстрелом»,

«Достали» все.

Меняется речь (жаргонизмы, сленг,

грубовато-экспрессивная лексика

постепенно исчезают)

Понимает, что есть доброта, любовь,

красота, уважение, понимание, надежда.

ПЕРЕМЕНЫ В НЁМ!

Пишет дневник. Почему?

Никто не понимает, не с кем

поговорить, нет родственной

души

Произведение «Нежный возраст» можно использовать для подготовки к сочинению и по другим

тематическим направлениям.

«Я и другие»:

Проблема взаимоотношения родителей и детей.

Проблема отсутствия взаимопонимания.

Проблема нравственной глухоты, насилия, жестокости.

Проблема одиночества.

«Разговор с собой» (Человек и его «я»):

Ложность принципов общества, в котором находится человек (герой противопоставляет себя, находит

свой путь).

Для систематизации и визуализации материала по данным тематическим направлениям тоже

можно использовать приём кластера.



В раздел образования




Яндекс.Метрика