Автор: Жирнова Алёна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: г. Покров Петушинского района Владимирской области
Наименование материала: Из опыта работы педагога дополнительного образования
Тема: "Пластико - хореографическая программа в системе дополнительного образования детей и юношества"
Раздел: дополнительное образование
1
Мы рассмотрим одну из форм культурно- досуговых программ,
достаточно
новое
явление
современную
пластико-
хореографическую
программу и ее действенную работу в системе ДОД.
Для начала разберемся и поясним основные понятия и направления:
Культурно- досуговая программа - это универсальная и разноплановая
форма
художественного
действия,
разыгрываемого
перед
публикой:
театрализованные представления, праздники, гала- концерты и просто
разнообразные концерты, литературно – музыкальные композиции, игровые
и конкурсные программы, ток шоу и т. д.
Культурно- досуговой программе свойственны: яркая образность,
зрелищность, эстетика. Всё, что связано с КДП стимулирует зрителя на
эмоции, способствует возникновению коллективных эмоций, организуют
общение зрителей между собой и участниками программы. Организация
общения людей разных по возрасту, образованию и интересам является
важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию.
Познакомившись
с
определением
направления-
КДП,
отчетливо
понимаешь, что она тесно связана с системой ДОД, так как явно
прослеживается схожесть в содержании задачах у этих направлений.
Предметом моего доклада сегодня выступает искусство движения в
разных его проявлениях, а точнее пластика тела и хореография, которые
неразрывно связаны с музыкой, искусством, литературой и образованием.
Танец существовал и существует в культурных традициях
всех
человеческих обществ. За долгую историю человечества
он изменялся,
отражая культурное развитие. Коснувшись истории, можно сказать, что ещё
в
древности
появились
первые
виды
культуры,
выразившихся
в
импровизированных спектаклях и танцах. Танец являл собой не только вид
2
развлечения,
но
и
непосредственного
общения.
На
данный
момент
существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Учреждения
дополнительного
образования
детей
направлено
на
развитие
мотивации
личности
к
познанию
и
творчеству.
В
стенах
учреждения
реализуются
образовательные
программы
дополнительных
направлений, которые работают в интересах личности ребенка.
Социальный заказ на танцевальные программы в культурно-досуговой
деятельности повлек за собой создание новой и интересной формы
культурно-досуговой
программы,
основным
выразительным
средством
которой является танец. Пластико-хореографическая программа – новая
ступень
в
развитии
культурно-досуговой
деятельности
и
новый
танцевальный жанр современных шоу-программ.
Ни одна шоу-программа в наше время не обходится без танца. Танец –
особая иллюстрация музыки. Танец в любой шоу-программе играет
несколько ролей:
дополнительное выразительное средство
(выступление
музыкальных исполнителей, открытие шоу, закрытие шоу-программы,
иллюстрация музыкальных произведений); основное выразительное средство
(танец несет в себе в первую очередь режиссерский замысел, дополняя тему
и идею танцевальной шоу-программы); а так же танцевальный номер, как
часть шоу-программы.
Пластико-хореографическая программа – это соединение (синтез)
разных выразительных средств в единое действие, подкрепленное смысловой
нагрузкой,
которое
является
массовой
формой
культурно-досуговых
программ.
Пластико-хореографические программы можно разделить на виды по
их содержанию:
Содержательно-психологические:
мюзикл, балет,
танцевальный спектакль, художественное танцевальное кино,
3
музыкальное кино (кино-мюзикл), музыкальный клип с
использованием хореографии;
Развлекательно-содержательный:
танцевальная шоу-
программа, концерт, танцевальная телевизионная программа,
танцевальное реалити-шоу, проект танцевального шоу-коллектива,
балет на льду;
Откровенно развлекательный:
кабаре, мюзик-холл,
некоторые разновидности карнавала, танцевальный вечер, дискотека,
стриптиз-шоу, нон-стоп шоу в ночных клубах;
Коммуникационный
- все формы конкурсных программ и
спортивных соревнований, (танцевальный конкурс, фестиваль,
конвенция, баттл), а также танцевальные семинары и мастер-классы
от профессионалов, обучающие танцевальные фильмы, танцевальные
лагеря.
Любая форма КДП, в том числе и ПХП направлена на численную и
разноплановую аудиторию. А когда именно стоит начать вовлечение зрителя
в действие? в момент формирования круга интересов и определения
предпочтений- это детство и юношество.
Система
ДОД
дает
возможность
детям
быть
не
только
задействованными в качестве зрителя, но стать вовлеченными в качестве
исполнителя в действие, которое обогатит их духовно и раскроет творчески.
Это
возможно
благодаря
реализации
профильной
образовательной
программы педагога дополнительного образования в системе ДОД.
Не секрет, что процент занимающихся детей в коллективах к
подростковому возрасту снижается- первостепенной задачей педагогов
является разработка и создание актуальных образовательных программ в
системе ДОД.
4
Современной молодежи требуются танцевальные образовательные
программы, которые позволят им максимально приблизиться к танцевальной
культуре и обогатить себя новейшими знаниями в области современного
танца. Требуются образовательные программы в которых ребенок- подросток
будет сам себе интересен.
Художественно-
эстетическое
направление
многогранно.
Личный
педагогический опыт по современной хореографии в системе ДОД показал,
что современный подросток нуждается в ценностно- смысловой мотивации к
занятиям. Данная мотивация не возможно без учета интересов современной
молодежи, которые формируются под влиянием моды, через средства
массовой информации. Не стоит порицать и осуждать подростка за
увлечения модой в одежде, в стереотипах группового поведения, в музыке, в
нравственных
и
эстетических
предпочтениях,
ведь
в
наших
силах
откорректировать и перенаправить нашу детско-юношескую аудиторию. С
учетом особенностей современности, программа направлена на развитие
эстетических ценностей, творческого мышления и художественного вкуса
молодежи.
Развитый
художественно-
эстетический
вкус
способствует
формированию ценностных ориентаций. Учение может приобрести для
ребенка новый личностный смысл- стать деятельностью по самообразованию
и самосовершенствованию.
Танцевальная среда в России развивается быстрыми темпами и
включает
в
себя
большое
количество
поклонников
современного
танцевального искусства. Это происходит не случайно, ведь в связи с
появлением в конце XX и начале XXI века новых современных танцевальных
направлений (хип-хоп, хаус, крамп, би-боинг, рагга-джем, денс холл, клубная
латина, стрит-джаз и др.) начали образовываться танцевальные молодежные
объединения и именно сейчас то время, когда требуется организовать их
досуг в правильном русле с учетом их потребностей и интересов, направить и
приобщить к здоровому образу жизни и полезному времяпровождению.
5
Культура «уличных» современных направлений, раскрывающаяся в
современных пластико-хореографических программах, несет в себе так же
психофизические и воспитательно-педагогические аспекты, направленные на
развитие творческой личности. А когда как не в юношеском- подростковом
возрасте привить в себе тягу к прекрасному, сформировать общую культуру
своих интересов, привить тягу к культурным содержательным формам досуга
и воспитать тягу к духовному обогащению.
На данный момент самым актуальным и востребованным видом танца
является современный танец, тот, с помощью которого исполнитель может
разговаривать и именно поэтому, современные пластико-хореографические
программы так востребованы в наши дни. Благодаря системе ДОД у
юношества есть возможность быть частью большого, красивого действия.