Напоминание

Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Пенне Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ" "ТЦО" ДО № 2
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район, Рапполово
Наименование материала: Статья
Тема: Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно пространственная среда ДОУ (далее РППс)

предметный мир детства-среда развития специфически детских видов деятельности.

Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном

уровне, вне реальных действий в предметной среде.

Развивающая среда детства- это система, обеспечивающая полноценное развитие

детской деятельности личности ребенка. Она предполагает единство социальных,

предметных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности

ребенка

РППС организована в группе младшего возраста в соответствии с современными 2

сл нормативными требованиями ,3 сл основными принципами организации с

учетом ФГОС, 4 сл в соответствии с требованиями к предметному содержанию.

РПП среда в младшем дошкольном возрасте

Для детей этого возраста – необходимо достаточно большое пространство в группе

для

удовлетворения

потребности

в

двигательной

активности.

Правильно

организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по

душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с

педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь

именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего

пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль

игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное

благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения,

компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в

различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного

обучения и воспитания

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

рабочая; активная, спокойная.

Пространство

группы

следует

организовывать

в

виде

хорошо

разграниченных зон (центры), оснащённых большим количеством развивающих

материалов

(книги,

игрушки,

материалы

для

творчества,

развивающее

оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Все центры имеют условные границы, которые определяются в зависимости

от конкретных задач образовательного момента.

Дети младшего дошкольного возраста - это в первую очередь «деятели».

Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их

развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый

получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх,

двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств

предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности.

В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые

способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом

этого

пространственная

обстановка

организуется

для

одновременной

деятельности 2-3 детей и взрослого.

У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, в

том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо

координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при

пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать

по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-

бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые

пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку

много

оборудования,

примерно

две

трети

пространства

должны

быть

свободными.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать

восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать»

способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов,

четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных

(но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов

можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер

поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и

другие разнообразные свойства.

Для развития сенсорных эталонов у нас в группе существует центр

познавательного развития.

В

данном

центре

кроме

специальных

дидактических

игрушек:

вкладышей, пирамидок, шнуровок, — можно

включать в обстановку

пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие

хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к

коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных

картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и

крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук,

развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с

элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие

конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по-

разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Центр экспериментирования расположен в хорошо освещенной зоне группы и

рядом с уголком природы, а также на небольшом расстоянии от туалетной

комнату, так как для экспериментирования используется вода и необходимый

инвентарь для мытья и уборки, На данном слайде мы видим, как детьми рисуют

на стекле песком пальчиками используя данное оборудование мы решаем

несколько задач в разных областях развития ребенка

-знакомим со свойствами песка

- развитие мелкой моторики

-формируем навыки изобразительной деятельности. В центре природы находиться

у окна , поскольку дети должны узнать условия для роста и развития растений ,

там дети формируют навыки ухода за растениями, наблюдают за ростом и

развитием растений , ведут дневник наблюдения.

Центры сюжетно ролевых игр

Расположен в отдаленной зоне, где дети могут проявлять свои эмоциональные

переживания и полученный опыт о жизни и быте людей не стесняясь оценки

взрослого, оснащение сюжетно ролевых игр соответствует возрасту детей, в

данном возрасте центры сюжетно ролевых игр развернуты, используются

игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи,

грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов можно

заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка,

расширения творческих возможностей игры.

Центр безопасности расположен смежно с центром конструирования: дети

могут из строительного материала построить дорогу, город и использовать

машины и спецтехнику для

закрепления полученных знаний о правилах

безопасности на дорогах и обыграть их .

Дети

младшего

дошкольного

возраста

предпочитают

крупное

игровое

оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами

материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их

надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия,

находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует

развитию его активности, самостоятельности.

В нашей группе центр речевого развития совмещен с центром изобразительной

деятельности , так ка всем известно , что развитие речи н-на кончиках пальцев.

3

Содержание центра меняется в соответствии лексической темой, используется

под

руководством

воспитателя

после

ознакомления

с

темой

на

организационном занятии , а в дальнейшем в самостоятельной деятельности

детей для рассматривания предметных картинок , иллюстрации и затем для

самостоятельной изобразительной деятельности: раскрашивании изображений ,

свободного рисования, лепки.

Центр театрализованной деятельности расположен рядом с центром речевого

развития и музыкальным уголком в центре имеется: большая ширма, маленькая

ширма,

фланелеграф,

куклы

и

игрушки

для

различных

видов

театра

(плоскостной,

стержневой,

кукольный,

перчаточный,

настольный)

для

обыгрывания

сказок.

Дети

используют

музыкальные

инструменты

для

сопровождения театрализованных игр.

А центр ряженья, позволит ребенку изменять свой облик и наблюдать эти

изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных

задач дошкольной образовательной организации.

Оформление патриотических Центров в младшей группе, направленное на

ознакомление детей с понятием «Семья», малая Родина , с русскими народными

промыслами (фольклор), Благодаря материалам, представленным в Центре, у

детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей.

Центр физического развития выделен в отдельную зону, среда

должна

стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться,

познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе

спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное

оборудование. Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться

в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной

активности).

Заключение

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития

всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из

которых не может полноценно развиваться вне предметной организации.

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого

эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Развивающая

среда

способствует

установлению,

утверждению

чувства

уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать

свои

способности,

стимулировать

проявление

им

самостоятельности,

инициативности, творчества.

4

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика