Автор: Уланова Галина Михайловна
Должность: учитель профильного труда
Учебное заведение: "КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Кикнур",
Населённый пункт: Кировской области пгт Кикнур
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся через использование компьютерных технологий на уроках швейного дела»
Раздел: среднее образование
« Развитие творческих способностей обучающихся через использование
компьютерных технологий на уроках швейного дела»
Главной задачей своей педагогической деятельности считаю помочь ученику
найти своё место в жизни, стать личностью свободной, ответственной и
творчески развитой. Поэтому при обучении учащихся большое внимание
уделяю на развитие способностей ребёнка, выработки уверенности в своих
силах; учу работать самостоятельно и творчески.
Принципы, на которых строю свою работу:
личностно – ориентированный подход;
развивающее обучение;
дифференцированный подход;
мотивация познавательной деятельности;
рефлексия и самоконтроль.
В
настоящее
время
особенно
остро
встаёт
вопрос
о
повышении
эффективности адаптации и последующей интеграции в современном
обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим
особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном
применении ИКТ. Над своей методической темой « Развитие творческих
способностей обучающихся через использование компьютерных технологий
на уроках швейного дела» я работаю четвертый год. Так как при обучении с
помощью компьютера и на основе компьютера создается особый процесс
взаимодействия и сотрудничества, в основу которого должна быть положена
личная заинтересованность обучающегося в получении новых знаний и
возможностей
общения
через
компьютерные
сети,
и
выполнение
обучающимся практически значимой работы. Цели применения ИКТ: -
владение информационными
телекоммуникационными
технологиями;
-
формирование
общеучебных
и
общекультурных
навыков
работы
с
информацией. К задачам ИКТ в коррекционном обучении относят:
-развитие психических функций;
- знакомство с информационными процессами;
- развитие творческих способностей;
- формирование основных навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных способностей.
Достоинства применения ИКТ:
- работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и
усиливает мотивацию обучения;
-резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
-повышается производительность труда учителя и учащихся;
-устанавливается логика подачи учебного материала, что положительно
сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
-расширяет возможности представления учебной информации.
-часть наглядных демонстрационных пособий и модулей можно хранить
в цифровом варианте и при необходимости выводить на большой экран;
-изменяется отношение к компьютеру как дорогой и увлекательной
игрушке,
обучающиеся
начинают
воспринимать
его
в
качестве
универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой
деятельности.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При
этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя,
объекта обучения, рабочего инструмента, игровой среды. Информационные
технологии на уроках швейного дела я использую в разных вариантах. Так
как
есть
возможность
в
кабинете
использовать
мультимедийное
оборудование, то в своей работе я в основном использую мультимедийные
презентации, так как зрение – это важнейший вид памяти, который несет
немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.
Мультимедийная презентация дает возможность подать информацию в
максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В своей работе я
использую прикладные программы: Excel – для составления таблиц, расчета
расхода ткани. Power Point - создание наглядных презентаций к урокам,
мастер – классам. Рaint- составление эскиза для лоскутного шитья. Smart
Notebook - составление мультимедийных презентаций. С 5 класса, учащиеся
при помощи ИКТ начинают подробно знакомиться с профессией швея.
Начинают изучать свойства тканей, виды ручных швов. Информация о
прядильном,
ткацком
и
швейном
производстве,
о
современном
оборудовании, о новых направлениях моды, разнообразии и ассортименте
новых материалов и многое другое доступно показать и рассказать только с
использованием ИКТ. Например, на уроках профессионально – трудового
обучения в 5 классе тема «Швейная машина» предполагает использование
презентации об истории создания швейной машины; устройстве и видах
швейных машин. Сведения о волокнах учащиеся получают из видеофильмов.
В 5 и 6 классе по темам: «Хлопчатобумажное и льняное волокно» доходчиво
показываю слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон
льна и хлопка». Любое знакомство с изделиями начинаю с презентаций,
включающих историю изделия, способы и технологии обработки. Изучение
таких тем, как пошив разного ассортимента одежды в 8-9 классе
предполагает использование видеороликов или презентаций об истории
развития одежды, что способствует активизации обучающихся на учебный
процесс,
формирует
познавательные
способности,
развивает
чувство
прекрасного.
Здесь
появляется
возможность
познакомить
девочек
с
российскими модельерами, а так же с творческой деятельностью зарубежных
кутюрье. При изучение темы «Оборудование современного швейного
производства» в 9 классе учащиеся знакомятся с видами швейных машин,
способами работы на них при помощи видеороликов, тем самым проводится
виртуальная экскурсия на швейную фабрику, что более наглядно позволяет
подать
информацию
учащимся.
С
9
класса
происходит
знакомство
обучающихся с условиями приёма выпускников в профессиональные
училища или на работу, где рассказываю и показываю, как правильно
оформить заявление, какие документы подготовить и где их можно получить.
Презентации или видеоролики предоставляют возможность обучающимся
более
подробно
и
доступно
ознакомиться
с
профессиями,
которые
предназначены для выпускников специальных (коррекционных) школ. При
повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через
работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам
«Оборудование», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».
С целью контроля знаний использую различные тестовые задания, что
позволяет учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. Из опыта
своей
работы
могу
отметить,
что
использование
ИКТ
на
уроках
профессионально - трудового обучения, позволяет формировать и развивать
у обучающихся такие ключевые компетенции как учебно- познавательные,
информационные, коммуникативные, общекультурные. Использование на
уроках ИКТ показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что
просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного
года.
Улучшилась
результативность
обучения,
повысился
интерес
к
предмету.