Автор: Евграфова Ольга Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени выдающегося земляка дважды Героя Советского Союза Афанасия Петровича Шилина»
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках физической культуры в школе
Раздел: полное образование
МБОУ города Костромы
«СОШ №38»
Учитель физической культуры:
Евграфова Ольга Николаевна
Духовно – нравственное воспитание на уроках
физической культуры в школе
«Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви,
ни чести – ничего, чем человек есть человек»
В.Белинский
Воспитание
в
школе
–
это
определённое,
целенаправленное,
систематическое воздействие на сознание, чувства и волю учащихся.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть в этом процессе.
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов
воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство
физического и духовного развития человека, а также закономерности
организации всей социальной системы физического воспитания.
Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное
средство
социального
становления
личности,
активного
совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также
двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт
выступают
важнейшим
условием,
а физическое
воспитание
важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка
на
разностороннее
развитие
личности
предполагает овладение
учащимися, с одной стороны, основами физической культуры,
слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое
развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и
навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные
способы
(умения)
осуществлять физкультурно-оздоровительную
и
спортивную
деятельность,
а
с
другой
формирование
интеллектуальной,
волевой
и
эмоциональной
сфер
учащихся,
их
эстетических представлений и потребностей.
Я считаю, что уроки физической культуры создают исключительные
условия для воспитания обучающихся. В играх и упражнениях раскрывается
характер обучающихся. Именно здесь развиваются чувства коллективизма и
патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит
становление
духовных
и
физических
качеств
личности.
На
уроках
физической культуры, во внеклассной работе, участии в соревнованиях
формируются положительные черты характера, нравственные качества.
Уроки
физической
культуры
способствуют
формированию
у
школьников навыков культурного поведения. На уроках и внеклассных
занятиях по физической культуре создаются возможности и для воспитания
гигиенических привычек, привычки заботится об окружающих, считаться с
ними, привычки быть опрятным и подтянутым.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела
ребёнка
в
тесном,
органичном
единстве
с
умственным,
трудовым,
эмоционально – нравственным, эстетическим воспитанием.
Важное значение в содержании физического воспитания имеет
формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и
укреплении своих физических сил и здоровья, развитие нравственных
качеств.
Совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ученик
переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать
нравственные поступки. Задача учителя состоит в том, чтобы создать
условия для упражнений ученика в нравственном поведении. Постепенно
такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек
очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не
уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека
это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном
уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки.
Одно дело, когда человек, сталкивается с нравственным выбором, поступает
согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо
выполнить свой долг перед другими людьми. Если человек не совершает
поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворенности
собой, его «грызет совесть». Очень важно учить детей радоваться радостью
других, учить их сопереживать. Задача учителя – постепенно приучать детей
к такому анализу.
Добиться успеха в воспитании и обучении школьников невозможно без
культурного,
духовно-нравственного
воздействия,
без
умелого
использования методики воспитательного процесса, и физическая культура
является неотъемлемой его процесса.
Задачи духовно-нравственного воспитания на уроках физической
культуры тесно взаимосвязаны между собой. Основной задачей является
формирование понимания отношения к здоровью и здоровому образу жизни,
но без воспитания патриотизма и гражданственности, трудолюбия
и
творческого отношения к жизни, природе и окружающей среде, прекрасному,
представлений об эстетических идеалах и ценностях может привести к
безразличию к людям, жизни.
Об
актуальности
духовно-
нравственного
воспитания
в
школе,
свидетельствуют
многие
кризисные
явления
современной
жизни:
наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной
морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания,
слабая
физическая
подготовленность
и
др.
Слово
«духовность»
употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу
незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой
деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное
убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым,
милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать
и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности,
все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном
единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека,
способного
к
принятию
ответственных
решений,
к
проявлению
нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Чему и готовят
учителя на уроках физической культуры и не только. Взаимодействие кафедр
в целом и образуют некую структуру в воспитания тех или иных качеств.
Использование средств физического воспитания в формировании
духовно-нравственных и морально-волевых качеств – один из наиболее
эффективных путей подготовки учащихся к последующей жизни в обществе
вне школы. Актуальность проблемы обусловлена тем, что у части
выпускников
оказываются
слабо
сформированными
такие
важные
личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность,
милосердие, доброта, умение прощать, смелость, настойчивость, чувство
коллективизма и др. Всё это говорит о том, что учителя физической культуры
необходимо уделять как можно больше внимания этой стороне воспитания.
Причём начинать целенаправленную работу в этом направлении необходимо
с младшего школьного возраста.
В физическом воспитании имеется немало средств и методов,
содействующих формированию духовно-нравственных и морально-волевых
качеств личности, которые с успехом могут быть использованы в процессе
обучения.
Из опыта своей работы знаю, как не просто бывает соединить в уроке
задачи обучения и воспитания учащихся. Главными задачами духовно-
нравственного и морально-волевого воспитания является: гармоничное
духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов
нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем,
укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
Усвоение
лучших
моральных
и
нравственных
принципов,
выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение
исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.
Жить по принципу: «В здоровом теле, здоровый ДУХ!»
Под физической культурой личности понимается совокупность свойств
человека,
которые
приобретаются
в
процессе
занятий
физическими
упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и
гармонично совершенствовать свою физическую природу, вести здоровый
образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познает себя, других
людей и окружающий мир. У него активно развивается инициатива,
самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и
способы
мышления,
индивидуальные
черты
характера,
критическое
отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти
положительные
свойства,
приобретаемые
в
результате
физкультурной
деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную
личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую,
отражающую высокий уровень общей культуры человека. Физическая
культура помогает противостоять таким вредным привычкам, как курение,
употребление алкоголя и наркотиков.
Рассмотрим подробнее о положительном влиянии занятий физической
культурой на формирование такого качества, как сила воли. Воспитание силы
воли человека возможно при различных видах физических упражнений.
Остановимся на комплексе утренней гимнастики. Его выполнение требует от
человека известной дисциплины (подъем в определенное время и т.д.) С
другой стороны, повторение зарядки каждый день в одни и те же часы
вырабатывает стабильность в поведении и поступках. Таким образом,
воспитывается не только сила воли, но и привычка к ежедневному
обязательному труду. Психологи спорта определили волевые качества,
которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе
их деятельности препятствий. Это – целеустремленность, настойчивость и
упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность,
терпимость, выдержка и самообладание. «Воля наша, как и наши мускулы,
крепнет
от
постоянно
усиливающейся
деятельности:
не
давая
им
упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.»
К.Д. Ушинский
В ходе решения задач физической культуры, когда основные усилия
направлены на полноценное укрепление здоровья, на способность управлять
движениями своего тела, одновременно формируют также качества, как
настойчивость, смелость, решительность, самодисциплина и дисциплина,
взаимовыручка,
умение
жить
в
коллективе.
Это
в
большей
мере
нравственные качества, качества духовной личности. Особенно ценны в этом
подвижные и спортивные игры. Помня о необходимости воспитывать у
обучающихся настойчивость и умение преодолевать трудности, учитель
сознательно создает условия, при которых усложняются упражнения и их
выполнение. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное
выполнение заданий, творческий подход, воспитывает у детей чувство
дружбы, товарищества, коллективизма.
Заключение.
Решив все эти задачи на уроке физической культуры, мы видим, что
связь
между
здоровьем
и
духовно-нравственным
воспитанием
носит
взаимообразный
характер.
М.Монтель
писал:
«Здоровье
–
это
драгоценность, и при этом единственная, ради которой действительно стоит
не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать
ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость,
мудрость, знания и добродетель”. Здоровье начинается с сильного тела,
способствует эмоциональной устойчивости, приводит к ясному интеллекту,
мудрости, открытию души и духа. И первой ступенью на этом пути является
урок физической культуры.
Литература:
1.
А.В.Тарасов «Путь к себе», М., 2003 г.
2.
Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
3.
Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. Сериков В.
В. Общая педагогика. Волгоград. Перемена. 2004
4.
Беляева В.А., Кухтин A.A. Духовно-нравственное воспитание личности в школе.
2007.