Автор: Лучкина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: Ельня
Наименование материала: конспект открытого занятия в подготовительной группе
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад «Солнышко».
Конспект открытого занятия в
подготовительной группе
на тему «Моя семья».
Воспитатель:
Лучкина Людмила Анатольевна.
2018г.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
по теме «Моя семья».
Цель: формировать представления детей о семье как о людях,
которые живут вместе.
Задачи. Образовательные: систематизировать знания детей о
семье; закреплять представления о родственных отношениях, о
родословной как истории семьи, о генеологическом древе;
активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о
своей семье; закреплять умения согласовывать прилагательные с
именами существительными в роде и числе; закреплять знания и
понимание русских пословиц и поговорок о семье; использовать
в речи антонимы; упражнять в образовании сложных
прилагательных.
Развивающие: развивать у детей интерес к истории своей семьи;
связную речь; закреплять умение выразительно декламировать
стихи.
Воспитательные: воспитывать любовь и заботливое отношение к
своим родным, близким, желание оказывать помощь.
Предварительная работа:
*Беседы: «Наша дружная семья», «Семейные традиции».
*Рассматривание семейных альбомов.
*Изготовление генеологических древ.
*Заучивание пословиц и поговорок о семье.
*Выставка рисунков на тему «Моя семья».
Материалы и оборудование: ребус «7я», генеологические древа
семей, мяч, сумка, метла, выставка рисунков на тему «Моя семья
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Восп-ль: ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите
свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете?
(Ответы детей).
А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с
другом, взявшись за руки.
-Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнём
наше занятие.
2.-
А чтоб узнать, о чём сегодня пойдёт речь, нужно отгадать
загадку.
(Воспитатель показывает на листе бумаги формата А 4
Ребус
«7я»
) .
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре 7 добавлю Я-
Что получится? - Семья!
-Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье.
Но прежде я предлагаю вам, ребята, подумать и ответить на
такие вопросы:
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё»?
(Имя).
«Чем отличаются люди из разных семей»?
(Фамилией).
-Кроме имени и фамилии, человеку при рождении даётся
отчество.
И сейчас я предлагаю вам представиться нашим гостям. Назвать
свою фамилию, имя, отчество.
(Дети представляются).
-В семейном кругу мы с вами живём,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
-Так что же такое, дети, семья и зачем она нужна?
Дети поочерёдно:
1.Семья-это счастье, любовь и удача.
2.Семья - летом поездки на дачу.
3.Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, веселье, вниманье,
Мечты о хорошем и пониманье.
4.Семья – это труд, друг о друге забота,
5. Семья – это много домашней работы.
6. Семья - это важно!
Семья – сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
(Дети присаживаются на стульчики).
Восп –ль: -ребята, а кто живёт в семье? Назовите членов семьи.
(Дети перечисляют).
Восп – ль: Действительно, семья – это близкие нам люди: мама,
папа, бабушка, дедушка, братишка, сестрёнка,
(восп – ль показывает иллюстрации)
которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают
внимание, заботу, любят друг друга, помогают, жалеют,
сочувствуют, говорят друг с другом ласково.
-А как ещё можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?
(Родственники, родные, близкие).
-Ребята, посмотрите на мольберты. Здесь находятся фотографии.
(Заранее на мольберты помещаются 2 фотографии. На первой –
6(7) членов семьи, а на второй – 3 члена семьи).
-Что объединяет эти фотографии?
(На них изображены семьи).
-Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи? Они
ведь такие разные?
(Они обнимаются; ласково, с любовью смотрят друг на друга;
похожи)
Все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие.
-Сколько детей в первой семье?
-Сколько всего членов семьи?
-Это семья какая?(большая, многодетная)
-А на второй фотографии какая семья? (маленькая)
-Ребята, я вам открою маленькую тайну: не важно, какая семья,
большая или маленькая. Главное, чтобы в семье были всегда мир
и уважение.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний».
Я буду называть людей, а вы должны будете сказать, кто из них
не является родственником.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».
*Мама, соседка, бабушка, сестра.
*Бабушка, подруга, сестра, мама.
*Сестра, продавец, бабушка, брат.
*Дворник, брат, папа, дедушка.
*Дедушка, папа, водитель, мама.
-А сейчас покажите свои пальчики. Они вам никого не
напоминают? Конечно же, пальцы -это дружная семья! Друг без
друга им нельзя!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «КТО ПРИЕХАЛ?»
(пальчики обеих рук складываются кончиками вместе)
-Кто приехал? (большими пальцами)
-Мы, мы, мы1 (четырьмя пальцами, кроме больших)
-Мама, мама, это ты? (большими пальцами)
-Да, да, да! (указательными пальцами)
-Папа, папа, это ты? (большими пальцами)
-Да, да, да! (средними пальцами)
-Братец, братец, это ты? (большими пальцами)
-Да, да , да! (безымянными пальцами)
-Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)
Да, да, да! (мизинцами)
-Вместе мы одна большая, дружная семья! (большими
пальцами)
-Да, да, да! (всеми пальцами)
-Молодцы! Поаплодируем друг другу!
Да, ребята, семья- она как яркое солнышко, которое излучает
свет, тепло, уют, добро. И сейчас я снова предлагаю вам игру
«КАКОЙ? КАКАЯ?»
-Если у мамы доброе сердце, то она…(добросердечная)
-Если у бабушки добрая душа, то она…(добродушная)
-Если папа жизни радуется, то он…(жизнерадостный)
-Если дедушка любит трудиться, то он…(трудолюбивый)
-Ребята, какими бы вы хотели видеть лица своей семьи?
*Не сердитыми, а …(добрыми)
*Не грустными, а …(весёлыми,)
*Не уставшими, а …(бодрыми, отдохнувшими)
3.С давних пор люди старались сохранить для будущих
поколений память о своих родственниках. Так как их было много,
но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать
их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом
передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти
записи назывались «родословными». А потом люди придумали
зарисовывать свою «родословную» в виде дерева,
(восп-ль показывает генеологическое древо)
где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.
Таким образом, сведения о многих поколениях родственников
сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на
столетия. А дерево это стали называть «генеологическим
древом».
(Совместное проговаривание хором – «генеологическое древо»).
Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои
генеологические древа. Мне и нашим гостям было бы очень
интересно сегодня на занятии послушать рассказы о ваших
семьях.
(Рассказы 3-х детей)
Молодцы, ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А
остальные могут рассказать о своих генеологических древах на
следующем занятии.
4.ПСИХОГИМНАСТИКА «ИЗ СЕМЕНИ В ДЕРЕВО»
А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать
волшебниками? Я попрошу вас встать со своих стульчиков.
-Представьте себе, что вы сморщенное семечко.
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта
руками.)
-С ВЕСЕННИМ ТЕПЛОМ СОЛНЫШКО НАЧИНАЕТ ПРИГРЕВАТЬ
(воспит-ль поглаживает детей по спинкам) , И СЕМЕЧКО
НАЧИНАЕТ РАСТИ(дети начинают медленно подниматься).
-У НЕГО РАСКРЫВАЮТСЯ ЛИСТОЧКИ ( руки убирают с головы и
тянут вверх).
-РАСТЁТ СТЕБЕЛЁК (вытягивается тело).
-ПОЯВЛЯЮТСЯ ВЕТОЧКИ С БУТОНАМИ (руки в стороны, пальцы
сжаты).
-НАСТУПАЕТ РАДОСТНЫЙ МОМЕНТ-БУТОНЫ ЛОПАЮТСЯ (резко
разжимаются кулачки).
-РОСТОК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО.
-Молодцы, ребята. Я вижу, какие вы у меня большие и красивые,
как настоящие красивые деревья.
5.У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи
должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны
друг с другом тесными узами. Семья-это самое дорогое, что есть у
человека, поэтому во все времена русский народ сочинял
пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас
вспомним.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
(Дети произносят пословицы и поговорки)
ЗОЛОТО И СЕРЕБРО НЕ СТАРЕЮТ, ОТЕЦ И МАТЬ ЦЕНЫ НЕ ИМЕЮТ.
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, И ДУША НА МЕСТЕ.
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ.
В СВОЁМ ДОМЕ И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.
КТО СВОЮ МАТЬ УВАЖАЕТ, ТОТ И ЧУЖУЮ НЕ ОБИДИТ.
НЕ НУЖЕН КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.
В ХОРОШЕЙ СЕМЬЕ ХОРОШИЕ ДЕТИ РАСТУТ.
В СЕМЬЕ И КАША ГУЩЕ.
ДЕТКИ ХОРОШИ-ОТЦУ И МАТЕРИВЕНЕЦ, ДЕТКИ ХУДЫ - ОТЦУ И
МАТЕРИ КОНЕЦ.
ДЕТИ В СЕМЬЕ НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ.
КАЖДОЙ МАТЕРИ СВОЁ ДИТЯ МИЛО.
-Молодцы!
6.Да ,ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда
бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и
кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не
запутаетесь.
ИГРА С МЯЧОМ.
«РОДСТВЕННИКИ».
-КАК ТЫ НАЗЫВАЕШЬ МАМИНУ МАМУ?
(бабушка).
-ТЫ ДЛЯ БАБУШКИ КТО?
(внук; внучка).
-КАК ТЫ НАЗЫВАЕШЬ ПАПИНОГО ОТЦА?
(дедушка).
-КТО ТЫ ДЛЯ ДЕДУШКИ?
(внук; внучка).
-КТО ДЛЯ ТЕБЯ БАБУШКИН СЫН?
(папа; дядя).
-КТО ДЛЯ ТЕБЯ БАБУШКИНА ДОЧКА?
(мама; тётя)
-КТО ТЫ ДЛЯ СВОЕГО ПАПЫ?
(сын; дочка)
-КТО ТЫ ДЛЯ СВОЕГО БРАТИКА?
(брат; сестра).
-КТО ТЫ ДЛЯ СВОЕЙ СЕСТРЫ?
(сестра; брат).
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
(Дети садятся на стульчики).
7.Семейные обязанности
.
У каждой семьи, как и у отдельного человека, есть свои
потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь
станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете
обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в
тарелке, да и тарелки сами не моются. И, тем не менее, вы
живёте спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти
«кто-то»- ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим.
Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто
выполняет их в вашей семье.
-МОЕТ ПОСУДУ И ПОЛЫ.
-ПОКУПАЕТ В МАГАЗИНЕ ПРОДУКТЫ.
-РЕМОНТИРУЕТ СЛОМАННЫЕ ВЕЩИ.
-ВЯЖЕТ НОСКИ, ВАРЕЖКИ.
-ВЫГУЛИВАЕТ СОБАКУ.
-ВЫНОСИТ МУСОР.
-УБИРАЕТ ИГРУШКИ.
Молодцы, спасибо. Эти обязанности пока выполняют старшие
члены вашей семьи. Но когда вы подрастёте, вы научитесь всё это
делать самостоятельно.
А сейчас, ребята, послушайте сказку
З.И.Гамазкова
«ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ»
В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя
Волшебников. Однажды мама ему сказала:
-Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-
скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как
новенькие блестели!
А Петя: -Не хочу!
-Петя,-удивилась мама,-ты почему меня не слушаешься?
-А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду
слушаться!
-Ну тогда,- сказала мама,- я тоже не буду слушаться папу!
Вот придёт он с работы и спросит: «Что у нас на ужин?
Расстели-ка скатерть-самобранку!»-а я ему: «Никаких
самобранок! Я её в стирку отдала! Дома есть нечего! И
вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»
-А я тогда,- сказал папа, -не буду слушаться дедушку! Вот
он спросит: «Ты ковёр-самолёт пропылесосил? Ты на
кухне волшебную лампу ввинтил?- а я ему: «Не хочу и не
буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»
-Вот оно что,- сказал дедушка,- отлично! Тогда я не буду
слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не
полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в
аквариуме воду не сменю!
-Ах так!- сказала бабушка.- Ну, значит, я больше Петю не
слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему
шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда
сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не
полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И
пускай!
И тогда Петя закричал: - Мама! Давай я опять буду тебя
слушаться! Всегда-всегда!
И Петя стал слушаться маму.
А мама - папу.
А папа – дедушку.
А бабушка - Петю.
-Ребята, вам понравилась сказка?
-Что произошло в этой сказке?
-Плохо это или хорошо, что все перестали помогать друг другу?
-Как в семье необходимо жить?
8.-А теперь пришла пора размяться и отправиться в гости к одной
очень спортивной семье. И вместе сделаем зарядку:
ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ И ЗИМОЙ (хлопки руками)
МЫ ВО ДВОР ВЫХОДИМ ДРУЖНОЮ СЕМЬЁЙ (маршируем на
месте).
ВСТАНЕМ В КРУГ И ПО ПОРЯДКУ КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ
(взявшись за руки, образуют круг).
МАМА РУКИ ПОДНИМАЕТ (руки поднять вверх и опустить),
ПАПА БОДРО ПРИСЕДАЕТ (присесть и встать).
ПОВОРОТЫ ВПРАВО – ВЛЕВО ДЕЛАЕТ МОЙ БРАТИК
С
ЕВА
(руки на пояс, повороты туловища).
А Я САМ БЕГУ ТРУСЦОЙ И КАЧАЮ ГОЛОВОЙ
(наклоны головы вправо-влево)
9.СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ С МЕТЁЛКОЙ.
Воспитатель показывает детям чудесный мешочек, предлагает
наощупь отгадать, что находится внутри. Дети отгадывают и
воспитатель вынимает метёлку.
-ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ СЛОМАТЬ ЕЁ ЦЕЛИКОМ. ПОЧЕМУ ЭТО
ТРУДНО СДЕЛАТЬ?
(Потому что прутики в метёлке находятся близко друг к другу,
рядом, вместе)
- А ТЕПЕРЬ СЛОМАЕМ ПРУТИКИ ПО - ОДНОМУ. ПОЧЕМУ ОНИ
ЛЕГКО ЛОМАЮТСЯ?
(Потому что они тоненькие)
Так и в наших семьях. Все вместе – мы сильные, нам всё по
плечу, а если мы по одному – нас легко сломать, как эти
прутики, обидеть.
10.Наше занятие подходит к концу. И закончить его я хотела бы
стихами Владимира Орлова:
ОЧЕНЬ МНОГО СЛОВ НА СВЕТЕ,
КАК СНЕЖИНОК У ЗИМЫ.
НО ВОЗЬМЁМ ,К ПРИМЕРУ, ЭТИ-
СЛОВО «Я» И СЛОВО «МЫ».
«Я» НА СВЕТЕ ОДИНОКО.
В «Я» НЕ ОЧЕНЬ МНОГО ПРОКА.
ОДНОМУ ИЛИ ОДНОЙ
ТРУДНО СПРАВИТЬСЯ С БЕДОЙ.
СЛОВО «МЫ» СИЛЬНЕЙ, ЧЕМ «Я».
«МЫ» - СЕМЬЯ.
И «МЫ» - ДРУЗЬЯ.
«МЫ» - НАРОД.
И «МЫ» - ЕДИНЫ.
ВМЕСТЕ МЫ НЕ ПОБЕДИМЫ!
И ещё в заключении я хочу подарить вам вот эти сердечки. Но
подарить не просто так: получая их, нужно сказать по одному
сердечному слову о своей семье. А начнём так: «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ
СЕМЬЮ, ПОТОМУ ЧТО ОНА…».