Автор: Лаврехина Евгения Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Евдокимовская СОШ
Населённый пункт: село Евдокимовка Брянская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Нет магии сильней, чем магия слова" (Анатоль Франс)
Раздел: среднее образование
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его
напиться нельзя. Так и детей, можно усадить за парты, добиться идеальной
дисциплины. Однако без пробуждения интереса к своему предмету, без
уважения к нему освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей
любовь к родному языку, к художественной литературе? Как же это
воплотить практически? На этот вопрос я постараюсь ответить в ходе моего
мастер-класса.
Слайд 2
На экране слова, из которых я вас попрошу составить текст одной
известной фразы.
На экране : было, у, начале, слово, в, Бог, было, и, слово, было, Бога, и,
было.
Слайд 3
Фраза на экране: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог» (Евангелие от Иоанна).
Достаточно ли мы с вами осознаём силу Слова? Что можно сделать словом?
Словом можно убить, словом можно вылечить, словом можно научить,
словом можно поддержать. Подтверждением этому могут служить слова
Л.Н. Толстого:
Слайд 4
На экране: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно
соединить людей, словом можно и разделить их, словом можно служить
любви, словом же можно служить вражде и ненависти…» Магия Слова она
безгранична.
Темой моего мастер-класса я обозначу слова французского писателя Анатоля
Франса :
Слайд 5
На экране: «Нет магии сильней, чем магия слов» (Анатоль Франс).
Я попрошу сейчас вас написать свои ассоциации к слову «счастье» и к слову
«страх».
Совершенно разные ассоциации вызывают у нас эти слова. Но как мы можем
соединить их в одно короткое предложение?
Слайд 6
На экране: Страх ________________счастье.
Слайд 7
Страх потерять счастье. Вот видите - два совершенно противоположных
понятия мы смогли объединить в одно предложение. Это ли не магия?
Да слово способно творить чудеса. И главное - научиться видеть эти чудеса
и самим совершать их при помощи магии слова.
Слайд 8
На экране: Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт.
Скажите, чьё это стихотворение? Самое первое стихотворение Есенина, по
словам самого поэта.
Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. А теперь
закройте глаза и представьте себе картину, нарисованную кистью по этой
словесной миниатюре. Получилось? Что вы увидели? Какие средства
выразительности использует автор? Здесь и метафоричность,
пронизывающая всё стихотворение, эпитеты, и красота природы, и любовное
интимное отношение к ней.
Слайд 9
На экране: «Запах меда от невинных рук , Пахнет смолистой сосной»,
«Духовитые дубровы», «Пахучий мякиш тишины», «Пряный вечер» - какое
ключевое слово объединяет эти строчки ? Запах. Запах мёда, запах смолы,
запах тишины, сравнённый с мякишем, запах летнего вечера, наполненного
ароматами цветов и трав. И всё это автор передаёт нам с помощью слова.
Это ли не волшебство? Это ли не магия?
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только
тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно;
утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не
тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное —
мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в
лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает
змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули
играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается
могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество
круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.
Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке,
обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не
трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы
между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все
насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-
лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не
густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то
сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из
них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами
напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно,
как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над
потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится
на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки;
на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар
бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер
разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты —
несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами
гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью,
сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.
Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба..
Слайд 10
Продолжите фразу словами из текста: Чем прекрасен был день?
Слайд 11
«заря разливается кротким румянцем»,
солнце «светлое и приветно лучезарное»,
«весело и величаво … поднимается могучее светило»
«облака насквозь проникнуты светом и теплотой»
«цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый»
Что можно сказать о человеке, написавшем эти строчки?
(Человек, замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром).
С помощью чего писатель создаёт нам картину прекрасного июльского дня?
Слайд 12
Эпитеты: прекрасный день, кротким румянцем; солнце, приветно
лучезарное, высокие облака, золотисто серые, с нежными белыми краями
трогательной кротости; наполнившийся зной в чистом воздухе.
Метафоры: солнце всплывает, солнце просияет, хлынули лучи, облака
теснятся, не густеет гроза, сеется дождь, лежит печать кротости.
Сравнения: утренняя заря пылает пожаром: она разливается кротким
румянцем, край облачка засверкает змейками, облака подобны островам,
облака лазурны, как небо.
Я думаю, что учителя-словесники меня поддержат в мысли о том, что,
именно, слово является тем инструментом для учителя, который помогает
развивать творческие способности ребёнка.
На уроках с использованием критического мышления у учителя появляется
возможность не только учить детей родному языку, но и учить мыслить.
Любая инновационная образовательная технология предполагает развитие
творческих способностей детей. Если ребенок уже в школе научится активно
общаться, творчески выражать себя, он безболезненно найдет свое место и
среди сверстников, и во взрослой жизни.
Чаще всего я использую чтение текста с пометками. Этот прием
способствует осмысленному и вдумчивому чтению.
Помочь ученику в создании собственной картины может прием
«управляемого воображения» В этом случае по опорным словам и
выражениям предлагается составить связный текст. Можно вам предложить
работу такого характера.
Слайд 13
Именно ______________ деятельность делает_____________ существом,
обращенным _____________, созидающим его и видоизменяющим своё
___________________.
Слайд 14
На экране: « Именно творческая деятельность делает ребёнка существом,
обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё
настоящее» Л.С. Выготский
Опыт применения технологии «Развитие критического мышления» у меня
небольшой и, может быть, о результатах говорить еще и рановато. Но
интерес детей, их желание принять участие в работе на всех этапах урока,
проведенного по данной технологии, я замечаю всегда, а еще меня радует
готовность детей работать самостоятельно.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, в опыте моей работы вы найдёте для себя что-
то нужное. Желаю всем творческой неуспокоенности.
Выскажите своё мнение о мастер-классе, составив синквейн по итогам
работы