Автор: Попова Марфа Иннокентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)ШИ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С ООП ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: начальное образование
Развитие
социально-коммуникативной
компетентности детей с ООП
посредством проектной деятельности
Руководитель : учитель начальных
классов
ГКОУ РС(К)ШИ
Попова Марфа Иннокентьевна
Аннотация.
•
Большинство
детей
с
нарушениями
слуха,
независимо
от
возраста,
воспитываются
в
основном
в
закрытых
специализированных
образовательных учреждениях (детские сады, школы - интернаты), что
ограничивает
возможность
развития
социально
-
коммуникативных
навыков
и
препятствует
их
социальной
адаптации
и
дальнейшей
интеграции в сообщество слышащих.
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ООП, обязывает образовательные
организации решать проблему социальной адаптации, как предпосылки
к
дальнейшей
интеграции
в
общество
детей
с
особыми
образовательными потребностями.
Цель: поддержка в развитии
социально-коммуникативных навыков детей с
нарушениями слуха посредством проектной
деятельности в соответствии государственной
политики в сфере образования – привлечение
детей в научно- техническую сферу.
Задачи:
4
Сбор и анализ информации о представленности
различных видов технических направлений в
системе образования;
1
2
3
5
приобщить и мотивировать детей с нарушениями
слуха к научно-техническому творчеству, к
изобретательской деятельности;
освоить навыки проектного мышления и
проектной работы в техническом творчестве;
раскрытие скрытых талантов у детей;
сотрудничество и взаимодействие с другими
организациями, где обучаются слышащие
сверстники.
Ожидаемый результат
ВСовершенствование коммуникативных навыков.
Участие в массовых образовательных мероприятиях,
конкурсах, выставках различного уровня, интеграция
во внеурочной деятельности в учреждении
дополнительного образования, за рамками школы-
интерната.
тавитекпункта презентации.
В процессе выполнения проектных заданий
учащиеся должны приобрести различные умения:
•
Планирование конечного результата;
•
Планирования действий, определение их
последовательности с ориентировочными
оценками, затрат времени на этапы,
распоряжение бюджетом, времени, сил;
•
Внесение коррективов в ранее принятые
решения;
•
Выражения замыслов, конструктивных
решений с помощью технических
рисунков, схем, эскизов, чертежей,
макетов;
•
Самостоятельного поиска к нахождении
информации;
•
Оценивание проектов;
•
Понимание критериев оценивания
проектов и их защита;
•
Конструктивного обсуждения результатов
и проблем каждого этапа проектирования,
формулирования конструктивных
вопросов и запросов
.
Этапы реализации проекта
.
Подготовка
Планирование
Исследование
Выполнение проекта
Подготовка к защите проекта
Презентация
Оценка результатов и процесса
(рефлексия
)
Подготовка.
Выбор темы и содержания проекта. Дети слушают, уточняют информацию.
Проводится словарная работа по собранным материалам. Изучаются
технические термины по словарю. Обсуждаются задания. Формируется
понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет
освоение трудовых навыков, зарождается и развивается интерес к
определенным объектам техники.
Планирование.
Дети совместно с учителем вырабатывают план действий. Определяют
задачу, средств реализации проекта. Разработка заданий.
Исследование.
Сбор информаций с различных источников. Строят речевые высказывания
по опоре, шаблоны диалогов.
Выполнение проекта
Составляются
эскизы, чертежи.
Оформление
паспорта проекта,
технических
характеристик.
Работают над
проектом и его
оформлением.
Комментируют ход
действий.
Подготовка к защите
проекта.
Составление
отчета
по
плану.
Изучают
текст-
описание
изделия.
Подготовка
публичного
выступления,
делового
общения перед слышащей
аудиторией. Выстраивание
готовых диалогов по теме.
Подготовка
к
незапланированным
вопросам.
Изучают
невербальные
средства
коммуникации
(жесты,
мимики, контакт глаз, позы,
телодвижения).
Изучают
правила, как вести себя в
обществе,
манера
держаться на публике
Презентация (отчет).
Участие в конкурсах. Учащиеся представляют не только полученные
результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была
получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные
знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось
столкнуться в работе над проектом. Отвечают на вопросы жюри.
Показатели эффективности проекта
Участие и достижения успеха в массовых
образовательных мероприятиях, конкурсах ,
выставках различного уровня.
Устойчивый интерес к научно-техническому
творчеству.
Сотрудничество со слышащими детьми на
кружке робототехники.
Сотрудничество с детским технопарком
«Кванториум».
Республиканский SMART – фестиваль «Заяви о себе», блок «Уютный дом» с
коллективной работой развивающая книжка «Кукольный дом», диплом 1 степени.
2017г.
2 Республиканский SMART фестиваль «Заяви о себе», блок «it –мир». Диплом 2
степени. Специальный приз от Ростелекома (смартфон). Проект «Конфетный
автомат». 2017г.
Гран-при в 1 Международном инклюзивном Smart-Art фестивале «Заяви о
себе» в блоке «Толкуй. Интеллект». Специальный приз от лингвистического
центра Интенсус (ноутбук). Проект электронный аппарат «Мультибокс».
1 место в городском фестивале детских научно-исследовательских
проектных работ по инклюзивному образованию «ТЕРРА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проектной деятельности дети с нарушениями слуха приобрели
большой опыт коммуникативных навыков, : говорения (разговорной и
монологической речи), письма, слушания на всех уроках и в ходе всего
учебно-воспитательного
процесса.
Научились
планировать,
инициировать
взаимодействия
с
взрослыми,
вели
дискуссию,
отстаивали
свою
точку
зрения,
находили
компромисс,
навыки
интервьюирования,
устного
опроса,
усовершенствовали
монологическую и диалогическую речь. Планировали учебный план,
сотрудничали
с
учителем
и
сверстниками,
разрешали
конфликтные
ситуации,
принимали
решение,
брали
ответственность
на
себя;
научились применять полученные знания в жизни. Приобрели новые
знания и исследовательские открытия, раскрыли в себе потенциальные
возможности. Возможно, самоопределяются в профессии, а значит, в
дальнейшем смогут самореализоваться в современном мире.