Напоминание

"Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»


Автор: Зотова Виктория Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Луховицы
Наименование материала: Статья
Тема: "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»

«Фольклор как средство патриотического воспитания

старших дошкольников в ДОУ»

музыкального руководителя МБДОУ

«Детский сад №8 «Ладушки»

Зотовой Виктории Алексеевны

Луховицы, 2019 г.

Интерес

и

внимание

к

народному

искусству,

в

том

числе

музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все

чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской

культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение

различных

форм

русского

фольклора

в

музыкальном

образовании

дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному

творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к

нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше

время.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -

одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание

любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к

своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая

в неё фольклор.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности

человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране,

стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа.

Поэтому при организации и проведении фольклорных праздников важно

целенаправленно акцентировать внимание дошкольников на культурных

особенностях и фольклорных традициях русского народа, стремиться к тому,

чтобы дети понимали и осознавали эти особенности.

Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов

национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он

обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным

потенциалом. В дошкольном возрасте именно фольклор непосредственно

воздействует на развитие музыкальных и творческих способностей. В этот

период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное

восприятие окружающего мира. Использование фольклора дает возможность

для эмоционального, познавательного и эстетического развития.

Фольклор начинается с первой колыбельной песни матери, затем

частушек, народных песен, в которых поется обо всех сторонах народной

жизни. Дети знакомятся с народными праздниками и участвуют в них.

Праздники являются источником, из которого подрастающее поколение,

берет лучшее из прошлого, делая лучшим будущее.

При использовании фольклорных средств в работе музыканта, ставятся

следующие цель и задачи:

Цель: создание условий для системного, целостного освоения детьми

традиционной культуры русского народа.

Задачи:

1.

познакомить детей с особенностями фольклора, культурой

русского народа;

2.

развивать

творческие способности и

эстетический вкус у

воспитанников;

3.

обогащать и активизировать словарный запас детей;

4.

дать понятия о традиционных качествах характера русского

человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре является

непосредственно – образовательная деятельность в детском саду, на которой

знакомят детей с различными видами народного музыкального фольклора.

Это детские

колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные

песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в

различных обрядовых праздниках.

Работу по приобщению к истокам русской народной культуры

начинается с детьми младшего возраста и ведется на протяжении всего

пребывания ребенка в ДОУ.

В старшем дошкольном возрасте детям дается музыкальный материал,

направленный на освоение фольклорных традиций. Углубляются сведения о

народном

календаре,

акцентируется

внимание

на

правильности

интонирования и напевности, на умении слышать себя и своего соседа, на

ритмичность движений в играх, плясках и хороводах. Вся работа с детьми

строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со

сказкой.

Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и

обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок,

они спонтанны и

основываются на знакомом фольклорном материале.

Встречаем

и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц,

приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся.

Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами.

Почти ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских

музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами,

начатое в младших группах, продолжается в этом возрасте более углубленно.

Дополняется уже известными детям инструментами - дудка, свирель,

балалайка.

Народные музыкальные инструменты, песни

игрового, плясового

характера, частушки, хороводы, элементы народного театра - становятся

основой всех обрядовых праздников.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика,

выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским

национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности,

раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к

импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все

эмоционально и глубоко.

В процессе такой совместной работы специалистов ДОУ через

различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у

детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к

наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что

способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности,

которое

проявит

себя

на

уровне

человеческих

отношений,

чувств,

нравственно-патриотических позиций.



В раздел образования




Яндекс.Метрика