Автор: Зотова Виктория Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Луховицы
Наименование материала: Статья
Тема: "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»
«Фольклор как средство патриотического воспитания
старших дошкольников в ДОУ»
музыкального руководителя МБДОУ
«Детский сад №8 «Ладушки»
Зотовой Виктории Алексеевны
Луховицы, 2019 г.
Интерес
и
внимание
к
народному
искусству,
в
том
числе
музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все
чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской
культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение
различных
форм
русского
фольклора
в
музыкальном
образовании
дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному
творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к
нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше
время.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -
одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание
любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к
своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая
в неё фольклор.
Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности
человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране,
стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа.
Поэтому при организации и проведении фольклорных праздников важно
целенаправленно акцентировать внимание дошкольников на культурных
особенностях и фольклорных традициях русского народа, стремиться к тому,
чтобы дети понимали и осознавали эти особенности.
Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов
национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он
обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным
потенциалом. В дошкольном возрасте именно фольклор непосредственно
воздействует на развитие музыкальных и творческих способностей. В этот
период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное
восприятие окружающего мира. Использование фольклора дает возможность
для эмоционального, познавательного и эстетического развития.
Фольклор начинается с первой колыбельной песни матери, затем
частушек, народных песен, в которых поется обо всех сторонах народной
жизни. Дети знакомятся с народными праздниками и участвуют в них.
Праздники являются источником, из которого подрастающее поколение,
берет лучшее из прошлого, делая лучшим будущее.
При использовании фольклорных средств в работе музыканта, ставятся
следующие цель и задачи:
Цель: создание условий для системного, целостного освоения детьми
традиционной культуры русского народа.
Задачи:
1.
познакомить детей с особенностями фольклора, культурой
русского народа;
2.
развивать
творческие способности и
эстетический вкус у
воспитанников;
3.
обогащать и активизировать словарный запас детей;
4.
дать понятия о традиционных качествах характера русского
человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре является
непосредственно – образовательная деятельность в детском саду, на которой
знакомят детей с различными видами народного музыкального фольклора.
Это детские
колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные
песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в
различных обрядовых праздниках.
Работу по приобщению к истокам русской народной культуры
начинается с детьми младшего возраста и ведется на протяжении всего
пребывания ребенка в ДОУ.
В старшем дошкольном возрасте детям дается музыкальный материал,
направленный на освоение фольклорных традиций. Углубляются сведения о
народном
календаре,
акцентируется
внимание
на
правильности
интонирования и напевности, на умении слышать себя и своего соседа, на
ритмичность движений в играх, плясках и хороводах. Вся работа с детьми
строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со
сказкой.
Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и
обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок,
они спонтанны и
основываются на знакомом фольклорном материале.
Встречаем
и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц,
приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся.
Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами.
Почти ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских
музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами,
начатое в младших группах, продолжается в этом возрасте более углубленно.
Дополняется уже известными детям инструментами - дудка, свирель,
балалайка.
Народные музыкальные инструменты, песни
игрового, плясового
характера, частушки, хороводы, элементы народного театра - становятся
основой всех обрядовых праздников.
Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика,
выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским
национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности,
раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к
импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все
эмоционально и глубоко.
В процессе такой совместной работы специалистов ДОУ через
различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у
детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к
наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что
способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности,
которое
проявит
себя
на
уровне
человеческих
отношений,
чувств,
нравственно-патриотических позиций.