Напоминание

работа с одарёнными учащимися над кантиленой в произведениях Итальянских композиторов


Автор: Нуждова Галина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №10
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа с одарёнными учащимися над кантиленой в произведениях Итальянских композиторов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нуждова Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования,

преподаватель по классу скрипки

высшей квалификационной категории

Работа с одаренными учащимися над кантиленой

в произведениях итальянских композиторов

Италия

XVII –XIX в.в. была богата выдающимися скрипачами-виртуозами

такими,

как

Д.Таритини,

А.Корелли,

Д.Б.Виотти,

А.Вивальди,

Н.Паганини,

Т.А.Витали, написавшими великие произведения для скрипки, камерных ансамблей

различных составов. Эти произведения и в наше время являются образцом, и

изучаются

в

скрипичных

школах

мира

для

оттачивания

исполнительских

технических и выразительных приёмов игры.

Некоторые

высказывания

выдающихся

музыкантов

о

итальянских

композиторах...

И.Ямпольский (о Н.Паганини) - "Никто из скрипачей не обладал такой

популярностью, для современников он казался загадкой, феноменом, гением".

Д.Ф.Ойстрах: "Д.Б.Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской

скрипичной школы XVIII века, искусство которой сохранило своё художественное

значение и по сей день".

А.Швейцер (о А.Вивальди): "Ясность и стройность построения, совершенная

скрипичная техника, основанная на певучести".

Прежде, чем приступить к работе с одаренными учащимися над такими

серьезными произведениями, как "Кантабиле" Н.Паганини, "Чакона" Т.Витали,

ученик должен освоить на очень хорошем уровне следующие исполнительские

приёмы:

1. качество звука,

2. освоение вибрато,

3. освоение штриховой палитры,

4. овладение мелкой пассажной техникой,

5. овладение техникой двойных нот и аккордов.

Уже на начальном этапе обучения игре на скрипке, с первых же уроков, педагог

должен обращать внимание ученика на качество звука, и воспитывать в нём

стремление к красивому, разнообразному звучанию инструмента, а также динамике

каждой конкретной темы исполняемого произведения. Для этого надо с первых же

"скрипичных" шагов формировать у ученика понимание зависимости качества звука

от плотности и скорости ведения смычка, прикосновения его к струне.

Известное выражение: "Скрипка - царица музыки" говорит о том, что самое главное

у скрипки, её "поющий голос", поэтому во главе угла стоит работа над качеством и

выразительностью звук, особенно, в произведениях кантиленного характера.

В кантилене (cantilena-пение) стоит обращать особое внимание на плавные смены

смычка на звуке (без отпускания его у конца и колодки), что имеет большое

значение для певучести, выразительности, но иногда в отдельных местах смены

смычка следует производить чуть с опозданием, это придает звучанию большую

тягучесть, распевность.

Кроме смены смычка, не менее значимым, является плавное, "льющееся" движение

левой руки по грифу при выполнении переходов в разные позиции.

Ещё одним из важнейших приёмом игры на скрипке, украшением звука, является

вибрато (vibratо). Оно, как ни один из других скрипичных приёмов, отличает игру

одного музыканта от другого. В его основе лежат попеременные колебательные

движения кисти левой руки вдоль грифа. Поначалу, при формировании вибрато

следует стремиться к ровности его амплитуды, свободному движению кисти и

пальцев.

По мере работы над разнообразием характера звучания скрипки, появляются новые,

более сложные движения, они зависят:

1. при игре f (форте) в нижнем регистре vibrato должно быть более энергичным и

крупным,

2. при игре p (пиано) кистевые движения становятся более спокойными,

3. при игре в верхних позициях, для удобства исполнения, начиная с V позиции,

можно переходить на смешанные движения, подключая локоть.

Следует отметить также, что плотность опоры пальца левой руки на гриф не

должна мешать "дыханию" колебательных движений кисти, и в то же время,

вибрирующий палец не должен чрезмерно прижимать струну, не перекрывая

гибкости фаланги. В моей педагогической практике работы с учащимися я

использую смешанный вид вибрации: свободное движение кисти и локтя.

В "Кантабиле "Н.Паганини и "Чаконе" Т.Витали, с их красивой выразительной

мелодией, лёгкостью, грациозностью, насыщенными пассажами и гаммообразными

движениями, качества исполнения можно добиться не только звуковыми приёмами,

но и качественным исполнением штрихового разнообразия.

Работа над штрихами ведётся педагогом уже с первого года обучения ученика

игре на скрипке, и с каждым годом добавляются всё новые виды штрихов, конечно, в

процессе

обучения

ученика

штрихи

постепенно

усложняются,

варьируются,

становятся более виртуозными.

Различные виды штрихов отрабатываются в гаммах, арпеджио, двойных нотах,

на этюдном материале, в пьесах и произведениях крупной формы русских и

зарубежных композиторов.

Одной из главных задач для педагога в работе со способными, перспективными

учениками, является умение заинтересовать ученика, "влюбить его" в скрипку, и для

этого воспитать в нем необходимое упорство для достижения все новых целей,

особенно для исполнения "трудных" мест, которые бы стали со временем "легкими"

и "удобными", и во время концертных выступлений приносили бы радость.

Понятно что эта видимая "лёгкость" достигается непросто, за ней скрыты

многочасовые занятия: с педагогом, домашние, наедине ученика с собой, и при этом

очень важным фактором является человеческое взаимодействие: учителя, родителей,

ученика. Если такое сотрудничество существует, есть и достойный РЕЗУЛЬТАТ.

Как пример, можно привести судьбу моей недавней выпускницы, Соловьевой

Анны. Начало занятий с первого года обучения с девочкой ещё не предвещало особо

выдающихся успехов, но заинтересованность родителей, доверие их педагогу,

аккуратность в выполнении каждодневных домашних заданий, работоспособность,

увлеченность, сделали невозможное возможным: развитие ребёнка происходило от

конкурса к конкурсу, от Дипломов к Грамотам лауреата многих международных,

всероссийских, городских конкурсов и фестивалей, к признанию Анны лауреатом

Международного Благотворительного фонда "Новые имена. Южный Урал" (2016,

2017, 2018, 2019г.г.) и награждения бесплатной путевкой для участия в мастер-

классах

профессора

МГК

им.П.И.Чайковского

М.А.Готсдинера

в

рамках

Международной летней Школы "Суздаль-2017".

С 2019г. по настоящее время Соловьева Анна - студентка музыкального колледжа

при МГИМ им.А.Г.Шнитке по классу скрипки заведующей кафедрой оркестрово-

струнных

инструментов,

профессора,

лауреата

международных

конкурсов

Калашковой Догмары Ояровны.



В раздел образования




Яндекс.Метрика