Автор: Нуждова Галина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №10
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа с одарёнными учащимися над кантиленой в произведениях Итальянских композиторов
Раздел: дополнительное образование
Нуждова Галина Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
преподаватель по классу скрипки
высшей квалификационной категории
Работа с одаренными учащимися над кантиленой
в произведениях итальянских композиторов
Италия
XVII –XIX в.в. была богата выдающимися скрипачами-виртуозами
такими,
как
Д.Таритини,
А.Корелли,
Д.Б.Виотти,
А.Вивальди,
Н.Паганини,
Т.А.Витали, написавшими великие произведения для скрипки, камерных ансамблей
различных составов. Эти произведения и в наше время являются образцом, и
изучаются
в
скрипичных
школах
мира
для
оттачивания
исполнительских
технических и выразительных приёмов игры.
Некоторые
высказывания
выдающихся
музыкантов
о
итальянских
композиторах...
И.Ямпольский (о Н.Паганини) - "Никто из скрипачей не обладал такой
популярностью, для современников он казался загадкой, феноменом, гением".
Д.Ф.Ойстрах: "Д.Б.Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской
скрипичной школы XVIII века, искусство которой сохранило своё художественное
значение и по сей день".
А.Швейцер (о А.Вивальди): "Ясность и стройность построения, совершенная
скрипичная техника, основанная на певучести".
Прежде, чем приступить к работе с одаренными учащимися над такими
серьезными произведениями, как "Кантабиле" Н.Паганини, "Чакона" Т.Витали,
ученик должен освоить на очень хорошем уровне следующие исполнительские
приёмы:
1. качество звука,
2. освоение вибрато,
3. освоение штриховой палитры,
4. овладение мелкой пассажной техникой,
5. овладение техникой двойных нот и аккордов.
Уже на начальном этапе обучения игре на скрипке, с первых же уроков, педагог
должен обращать внимание ученика на качество звука, и воспитывать в нём
стремление к красивому, разнообразному звучанию инструмента, а также динамике
каждой конкретной темы исполняемого произведения. Для этого надо с первых же
"скрипичных" шагов формировать у ученика понимание зависимости качества звука
от плотности и скорости ведения смычка, прикосновения его к струне.
Известное выражение: "Скрипка - царица музыки" говорит о том, что самое главное
у скрипки, её "поющий голос", поэтому во главе угла стоит работа над качеством и
выразительностью звук, особенно, в произведениях кантиленного характера.
В кантилене (cantilena-пение) стоит обращать особое внимание на плавные смены
смычка на звуке (без отпускания его у конца и колодки), что имеет большое
значение для певучести, выразительности, но иногда в отдельных местах смены
смычка следует производить чуть с опозданием, это придает звучанию большую
тягучесть, распевность.
Кроме смены смычка, не менее значимым, является плавное, "льющееся" движение
левой руки по грифу при выполнении переходов в разные позиции.
Ещё одним из важнейших приёмом игры на скрипке, украшением звука, является
вибрато (vibratо). Оно, как ни один из других скрипичных приёмов, отличает игру
одного музыканта от другого. В его основе лежат попеременные колебательные
движения кисти левой руки вдоль грифа. Поначалу, при формировании вибрато
следует стремиться к ровности его амплитуды, свободному движению кисти и
пальцев.
По мере работы над разнообразием характера звучания скрипки, появляются новые,
более сложные движения, они зависят:
1. при игре f (форте) в нижнем регистре vibrato должно быть более энергичным и
крупным,
2. при игре p (пиано) кистевые движения становятся более спокойными,
3. при игре в верхних позициях, для удобства исполнения, начиная с V позиции,
можно переходить на смешанные движения, подключая локоть.
Следует отметить также, что плотность опоры пальца левой руки на гриф не
должна мешать "дыханию" колебательных движений кисти, и в то же время,
вибрирующий палец не должен чрезмерно прижимать струну, не перекрывая
гибкости фаланги. В моей педагогической практике работы с учащимися я
использую смешанный вид вибрации: свободное движение кисти и локтя.
В "Кантабиле "Н.Паганини и "Чаконе" Т.Витали, с их красивой выразительной
мелодией, лёгкостью, грациозностью, насыщенными пассажами и гаммообразными
движениями, качества исполнения можно добиться не только звуковыми приёмами,
но и качественным исполнением штрихового разнообразия.
Работа над штрихами ведётся педагогом уже с первого года обучения ученика
игре на скрипке, и с каждым годом добавляются всё новые виды штрихов, конечно, в
процессе
обучения
ученика
штрихи
постепенно
усложняются,
варьируются,
становятся более виртуозными.
Различные виды штрихов отрабатываются в гаммах, арпеджио, двойных нотах,
на этюдном материале, в пьесах и произведениях крупной формы русских и
зарубежных композиторов.
Одной из главных задач для педагога в работе со способными, перспективными
учениками, является умение заинтересовать ученика, "влюбить его" в скрипку, и для
этого воспитать в нем необходимое упорство для достижения все новых целей,
особенно для исполнения "трудных" мест, которые бы стали со временем "легкими"
и "удобными", и во время концертных выступлений приносили бы радость.
Понятно что эта видимая "лёгкость" достигается непросто, за ней скрыты
многочасовые занятия: с педагогом, домашние, наедине ученика с собой, и при этом
очень важным фактором является человеческое взаимодействие: учителя, родителей,
ученика. Если такое сотрудничество существует, есть и достойный РЕЗУЛЬТАТ.
Как пример, можно привести судьбу моей недавней выпускницы, Соловьевой
Анны. Начало занятий с первого года обучения с девочкой ещё не предвещало особо
выдающихся успехов, но заинтересованность родителей, доверие их педагогу,
аккуратность в выполнении каждодневных домашних заданий, работоспособность,
увлеченность, сделали невозможное возможным: развитие ребёнка происходило от
конкурса к конкурсу, от Дипломов к Грамотам лауреата многих международных,
всероссийских, городских конкурсов и фестивалей, к признанию Анны лауреатом
Международного Благотворительного фонда "Новые имена. Южный Урал" (2016,
2017, 2018, 2019г.г.) и награждения бесплатной путевкой для участия в мастер-
классах
профессора
МГК
им.П.И.Чайковского
М.А.Готсдинера
в
рамках
Международной летней Школы "Суздаль-2017".
С 2019г. по настоящее время Соловьева Анна - студентка музыкального колледжа
при МГИМ им.А.Г.Шнитке по классу скрипки заведующей кафедрой оркестрово-
струнных
инструментов,
профессора,
лауреата
международных
конкурсов
Калашковой Догмары Ояровны.