Автор: Михайлова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №12
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание детей с ОВЗ
1 Гражданское воспитание и экология. Какая может быть связь между двумя
этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к
определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства,
от традиций народа, от его истории. Экологические проблемы, порожденные
современным общественным развитием, побуждает и нас, педагогов, включаться в
борьбу против отрицательного воздействия человека на окружающую среду,
педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить
детей видеть ее красоту, не наносить природе вреда, защищать ее. В этом и
заключается воспитание гражданина своей страны.
2 Для детей с нарушениями интеллекта характерно неустойчивое отношение к
животным и растениям. Дети по собственной инициативе не проявляют желания
общаться
с
живыми
существами,
отсутствует
интерес
и
стремление
к
взаимодействию с ними. Представление о природных объектах и их существенных
свойствах
поверхностны,
часто
неадекватны.
Дети
в
силу
незрелости
эмоционально-волевой сферы и малого кругозора зачастую не имеют элементарных
знаний, умений и навыков в общении с природой. Воспитанники в целом
понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему.
Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе.
3 Взаимодействие воспитанников с природой имеет большой психолого-
педагогический потенциал и осуществляет следующие функции:
Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями
может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
Даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является
эффективным средством для снятия стресса.
Психотерапевтическая
функция.
Взаимодействие
с
животными
может
существенным образом способствовать гармонизации межличностных отношений.
Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем
дополнительным каналом взаимодействия детей с окружающим миром, который
может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.
Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у детей,
подвергнутых тому или другому виду депривации. В общении с любимым
животным
депривированный
ребенок
получает
соответствующий
коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может.
Эстетическая функция.
Общение с природой способствует эстетическому
развитию детей с умственной отсталостью.
Познавательная
функция.
Удовлетворяет
познавательные
потребности
воспитанников, способствует их интеллектуальному развитию.
Функция
удовлетворения
потребности
в
компетентности.
Позволяет
существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на детей,
имеющих трудности в социальной адаптации.
Функция самореализации. Позволяет удовлетворять потребность в реализации
своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.
Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять
воспитанники с животными и растениями в процессе взаимодействия.
Работу по экологическому воспитанию у детей с нарушением интеллекта
целесообразно начинать с 1 класса, когда уже сформировались на житейском
уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли
человека в природе. Педагог имеет возможности для организации различных видов
деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании
традиционные и инновационные формы и методы работы.
4 ФОРМЫ И МЕДОДЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ:
1.Игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры-путешествия,
природоведческие).
2.Экологические беседы природоохранительной тематики: ситуации, этюды,
упражнения, пословицы.
3. Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
4.Использование на занятиях экологических задач и эколого-педагогических
ситуации.
5.Создание экологической тропы (уголок леса, огород, аллея).
6.Проведение фенологических наблюдений, экскурсий.
7.Трудовые экологические операции.
8.Проведение развлечений - это праздники, подвижные игры, конкурсы, викторины.
9.Экологические дни - день природы, день леса, экскурсии, комплексные
игры-путешествия, организация выставок, конкурсы-турниры, выставки рисунков.
Экологические недели - …..
10.Эколого-оздоровительная работа.
5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Цель:
Формировать умения и навыки экологической грамотности у детей с
нарушениями интеллекта, способствующие реабилитации детей в жизни.
Задачи:
1.Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и
явлениями. Доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано.
2.Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, потребность в
общении с природой, чувства эмпатии к объектам природы. Помочь понять, что
человек должен знать природные связи и не нарушать их.
3.Научить детей использовать свои знания о взаимосвязях в природе в конкретных
ситуациях, оценивать возможные последствия варварского отношения ко всему,
что нас окружает.
4.Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое
отношение к миру природы и окружающему миру в целом. Выработать у них
положительные черты характера, способствующие лучшему отношению к природе
и друг к другу.
Воспитывать эмоционально положительное отношение к
окружающим, как успешный процесс интеграции ребенка в общество.
6 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.
Проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни
растений, животных.
2. Участие в трудовой деятельности, связанной с объектами природы.
3. Знание и выполнение правил поведения в природе; проявление готовности
оказать
помощь
нуждающимся
в
ней
животным,
растениям;
умение
контролировать поведение и поступки окружающих людей, причиняющих вред
природе.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Папки:
1 Гербарий с цветными иллюстрациями.
2 Охрана природы.
3 Рисунки детей «Если ты человек, то веди себя по-человечески».
4 Птицы, кормушки.
5 Комнатные растения и уход за ними.
6 Безопасное поведение на водоеме.
7 С огнем играть опасно.
8 Экология:
-Стихотворения о бережном отношении к природе.
-Круглый
год
(истоки
слова,
пословицы,
поговорки,
приметы,
загадки,
стихотворения, календарь природы).
-Подбор правил «Не истреби, не сорви, не затопчи».
-Этюды, упражнения для релаксации.
-Подбор схем: Лес - многоэтажный дом. Кому нужны деревья в лесу. Цепи питания.
Зачем пилят деревья. Зачем люди ходят в лес. Пожар в лесу. Как лесник заботится о
лесе. Этого не следует делать.
-Природоведческие игры.
Пособия
«В мире природы».
Тематический словарь в картинках «Мир животных».
Экологические запрещающие и разрешающие знаки.
Серия сюжетных картин «Скворцы прилетели!».
Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?».
Материал Интернет-ресурсов:
Ролики:
- Давайте вместе Землю украшать.
- Загрязнение воды.
- Мальчик и земля.
- Проект «Экология»
- Социальный ролик о проблемах экологии.
- Чему учит экология. Фикси - советы.
- Фильм про эколят.
- Человек и Земля.
- Экологические проблемы озера Байкал.
- Экологические проблемы, загрязнения окружающей среды.
- Экология глазами детей.
Игры:
- Загородное путешествие.
- Войди в природу другом.
- Игры по экологии.
-Интеллектуальная игра «Юные экологи».
- Интерактивная игра «Экологический калейдоскоп».
- Перелетные птицы.
- Что? Где? Когда?
- Экологическое ассорти.