Напоминание

Экологическое воспитание детей с ОВЗ


Автор: Михайлова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №12
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Экологическое воспитание детей с ОВЗ

1 Гражданское воспитание и экология. Какая может быть связь между двумя

этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к

определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства,

от традиций народа, от его истории. Экологические проблемы, порожденные

современным общественным развитием, побуждает и нас, педагогов, включаться в

борьбу против отрицательного воздействия человека на окружающую среду,

педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить

детей видеть ее красоту, не наносить природе вреда, защищать ее. В этом и

заключается воспитание гражданина своей страны.

2 Для детей с нарушениями интеллекта характерно неустойчивое отношение к

животным и растениям. Дети по собственной инициативе не проявляют желания

общаться

с

живыми

существами,

отсутствует

интерес

и

стремление

к

взаимодействию с ними. Представление о природных объектах и их существенных

свойствах

поверхностны,

часто

неадекватны.

Дети

в

силу

незрелости

эмоционально-волевой сферы и малого кругозора зачастую не имеют элементарных

знаний, умений и навыков в общении с природой. Воспитанники в целом

понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему.

Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе.

3 Взаимодействие воспитанников с природой имеет большой психолого-

педагогический потенциал и осуществляет следующие функции:

Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями

может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.

Даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является

эффективным средством для снятия стресса.

Психотерапевтическая

функция.

Взаимодействие

с

животными

может

существенным образом способствовать гармонизации межличностных отношений.

Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем

дополнительным каналом взаимодействия детей с окружающим миром, который

может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.

Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у детей,

подвергнутых тому или другому виду депривации. В общении с любимым

животным

депривированный

ребенок

получает

соответствующий

коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может.

Эстетическая функция.

Общение с природой способствует эстетическому

развитию детей с умственной отсталостью.

Познавательная

функция.

Удовлетворяет

познавательные

потребности

воспитанников, способствует их интеллектуальному развитию.

Функция

удовлетворения

потребности

в

компетентности.

Позволяет

существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на детей,

имеющих трудности в социальной адаптации.

Функция самореализации. Позволяет удовлетворять потребность в реализации

своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять

воспитанники с животными и растениями в процессе взаимодействия.

Работу по экологическому воспитанию у детей с нарушением интеллекта

целесообразно начинать с 1 класса, когда уже сформировались на житейском

уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли

человека в природе. Педагог имеет возможности для организации различных видов

деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании

традиционные и инновационные формы и методы работы.

4 ФОРМЫ И МЕДОДЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ:

1.Игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры-путешествия,

природоведческие).

2.Экологические беседы природоохранительной тематики: ситуации, этюды,

упражнения, пословицы.

3. Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.

4.Использование на занятиях экологических задач и эколого-педагогических

ситуации.

5.Создание экологической тропы (уголок леса, огород, аллея).

6.Проведение фенологических наблюдений, экскурсий.

7.Трудовые экологические операции.

8.Проведение развлечений - это праздники, подвижные игры, конкурсы, викторины.

9.Экологические дни - день природы, день леса, экскурсии, комплексные

игры-путешествия, организация выставок, конкурсы-турниры, выставки рисунков.

Экологические недели - …..

10.Эколого-оздоровительная работа.

5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель:

Формировать умения и навыки экологической грамотности у детей с

нарушениями интеллекта, способствующие реабилитации детей в жизни.

Задачи:

1.Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и

явлениями. Доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано.

2.Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, потребность в

общении с природой, чувства эмпатии к объектам природы. Помочь понять, что

человек должен знать природные связи и не нарушать их.

3.Научить детей использовать свои знания о взаимосвязях в природе в конкретных

ситуациях, оценивать возможные последствия варварского отношения ко всему,

что нас окружает.

4.Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое

отношение к миру природы и окружающему миру в целом. Выработать у них

положительные черты характера, способствующие лучшему отношению к природе

и друг к другу.

Воспитывать эмоционально положительное отношение к

окружающим, как успешный процесс интеграции ребенка в общество.

6 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.

Проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни

растений, животных.

2. Участие в трудовой деятельности, связанной с объектами природы.

3. Знание и выполнение правил поведения в природе; проявление готовности

оказать

помощь

нуждающимся

в

ней

животным,

растениям;

умение

контролировать поведение и поступки окружающих людей, причиняющих вред

природе.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Папки:

1 Гербарий с цветными иллюстрациями.

2 Охрана природы.

3 Рисунки детей «Если ты человек, то веди себя по-человечески».

4 Птицы, кормушки.

5 Комнатные растения и уход за ними.

6 Безопасное поведение на водоеме.

7 С огнем играть опасно.

8 Экология:

-Стихотворения о бережном отношении к природе.

-Круглый

год

(истоки

слова,

пословицы,

поговорки,

приметы,

загадки,

стихотворения, календарь природы).

-Подбор правил «Не истреби, не сорви, не затопчи».

-Этюды, упражнения для релаксации.

-Подбор схем: Лес - многоэтажный дом. Кому нужны деревья в лесу. Цепи питания.

Зачем пилят деревья. Зачем люди ходят в лес. Пожар в лесу. Как лесник заботится о

лесе. Этого не следует делать.

-Природоведческие игры.

Пособия

«В мире природы».

Тематический словарь в картинках «Мир животных».

Экологические запрещающие и разрешающие знаки.

Серия сюжетных картин «Скворцы прилетели!».

Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?».

Материал Интернет-ресурсов:

Ролики:

- Давайте вместе Землю украшать.

- Загрязнение воды.

- Мальчик и земля.

- Проект «Экология»

- Социальный ролик о проблемах экологии.

- Чему учит экология. Фикси - советы.

- Фильм про эколят.

- Человек и Земля.

- Экологические проблемы озера Байкал.

- Экологические проблемы, загрязнения окружающей среды.

- Экология глазами детей.

Игры:

- Загородное путешествие.

- Войди в природу другом.

- Игры по экологии.

-Интеллектуальная игра «Юные экологи».

- Интерактивная игра «Экологический калейдоскоп».

- Перелетные птицы.

- Что? Где? Когда?

- Экологическое ассорти.



В раздел образования




Яндекс.Метрика