Напоминание

Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность


Автор: Низолина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: КЧР Зеленчукский район ст. Кардоникская
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад №2 ст. Кардоникской»

Доклад из опыта работы

«Ознакомление детей дошкольного

возраста с живой и неживой природой

через экспериментально-

исследовательскую деятельность»

Воспитатель: Низолина Н. А.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только

владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания

самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим

видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими

ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,

быть самостоятельными, творческими личностями.

Экспериментирование как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ

познания им окружающего мира. Экспериментирование является наиболее

успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и

неживой природы.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет

усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная

деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных

действий.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно,

чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое

суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения

ребенка с природой и для посильной деятельности.

Реализуя программу “Детство”, изучая новинки методической литературы по

данному вопросу целью своей работы я определила развитие у детей желания

проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и

экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами,

анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию

следующих задач:

1.

Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

2.

Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза,

классификации в процессе познания природной картины мира.

3.

Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными

средствами.

4.

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе

наблюдений за реальными природными объектами и к практическому

экспериментированию с ними.

5.

Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и

самого себя.

6.

Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в

исследовательской деятельности.

Для более полной реализации поставленных задач мною была проведена

диагностика по выявлению уровня сформированности у детей

познавательного интереса к миру природы; разработан перспективный план

по экспериментально-исследовательской деятельности; составлен комплекс

мероприятий по экспериментальной деятельности с объектами живой и

неживой природы.

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс

экологический знаний, если знания преподносятся в доступной

увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным

явлениям.

Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в

нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой

разработана система планирования, подобран демонстрационный материал,

художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки,

рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть мини-лаботория, в

которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов

(весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики,

песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.)

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы

работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения

последовательности проведения опытов и экспериментов от “простого к

сложному”.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы

проходят в несколько этапов: опыты с растениями; с животными; с

объектами неживой природы; объектом которым является человек.

Подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с воздухом, с водой, с песком и глиной, с солнечным

светом, с предметами: “Реактивный шарик”, “Водяные весы”, “Играем

красками”, “Тесная бутылка”, “Двигаем предметы”, “Соломинка-пипетка”,

“Соломинка-флейта”, “Секрет сосновой шишки”, “Отгадай на вкус”, “В мире

стекла” и т. д.

Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной

задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой

природы.

Изучая с детьми строения тела животных, используются опорные карты,

которые помогают детям в процессе обучения обобщать и анализировать.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач

необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого

мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности

провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный,

основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

Учить детей видеть проблему;

Формировать умения выдвигать гипотезы;

Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: “Закончи рассказ”,

“Сколько значений у предмета?”, а также различные ситуации, в которых

нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных

событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы

научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы,

выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить

эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим

миром. Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова”

учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры “Кто

пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться

пользоваться одним из самых доступных и популярных методов

исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать

свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику

мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и

тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры,

как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”. Все

предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую

деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской

практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять

вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на

вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дети узнают о

свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их

человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы

чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

В своей работе активно использую такие формы организации, как

фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы,

развлечения, опыты, беседы. Свои отношения с детьми строю на основе

доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети

испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают

у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации

исследований, выбора методов исследования помогают модели с

символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная

капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т.

д.

Опытно-экспериментальная деятельность не только дает детям реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания, она еще и

тесно связана с другими видами детской деятельности.

Экспериментирование связываю и с другими видами деятельности – чтением

художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но

эти связи выражены не столь ярко и сильно.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и

чётко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы,

воспитатели, не старались учить детей чему-либо, если родители пассивны,

не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким.

Поэтому постоянно нахожусь в состоянии поиска новых форм работы и

подходов к организации взаимодействия с семьей. Помимо ставших уже

традиционными родительских собраний, консультаций и анкетирований,

использую такие формы работы, как аудиоконсультации, “Почтовый ящик”,

вопрос-ответ, проведение совместных с семьей мероприятий: собрание “От

любопытства к любознательности”, “Мир фантазий”. Также для родителей

выпускаются небольшие буклеты, которые они могут взять домой и

познакомиться с представленным в них материалом в спокойной домашней

обстановке. Такие буклеты и памятки, как “Исследовательская деятельность

и детское экспериментирование: что это такое?”, “Ставим опыты дома”,

“Мир общения ребенка”, “Учимся рассуждать”, “Учим ребенка быть

любознательным” вызвали у родителей большой интерес и очень помогли

при организации фотовыставки “Экспериментируем всей семьей”.

Для повышения родительской компетентности были подготовлены и

проведены следующие методические мероприятия для родителей: Собрание

“Мы – будущие исследователи”; составлены рекомендации: “Как помочь

маленькому почемучке”; “Ребенок – маленький исследователь”; “Игротека

маленького исследователя”; “Техника безопасности на кухне”; консультации:

“Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное

русло”; “Игры и наблюдения, поощряющие исследование и

экспериментирование”.

Большое значение детское экспериментирование имеет для

интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие

памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно

возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,

классификации, сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится

устанавливать причинно следственные связи, доказывать и опровергать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его

чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый

увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как

чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным -

летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её

явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда

загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами

к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто

из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения

и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно

показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и

ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же -

ребёнок,

как

и

взрослый,

познаёт

окружающий

мир

в

процессе

самостоятельного

взаимодействия

с

этим

миром,

активного

экспериментирования

с

ним.

Овладение

способами

практического

взаимодействия

с

окружающей

средой

обеспечивает

становление

мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную

роль

в

этом

направлении

играет

поисково-

исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме

экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам,

экспериментам,

занятиям-исследованиям,

самостоятельной

поисковой

деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов

вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время

в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети

подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах

и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить

решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё

происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин,

способов действий, проявлению творчества.

Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них

требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких

материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки,

обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот

специальные

инструменты

и

простейшие

приборы

собраны

в

мини

лаборатории .

В нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена

возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от

игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование,

материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды

деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Мы стараемся,

чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном

количестве

центров,

используемых

в

группе,

при

этом

в

центрах

присутствуют

материалы

для

самостоятельной

исследовательской

деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о

том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у

детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные

качества как любознательность, активность, владение средствами общения со

взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением,

планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Использование

детского

экспериментирования

в

педагогической

практике является эффективным и необходимым методом развития у

дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса,

увеличения объема знаний, умений и навыков.



В раздел образования




Яндекс.Метрика