Автор: Низолина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: КЧР Зеленчукский район ст. Кардоникская
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №2 ст. Кардоникской»
Доклад из опыта работы
«Ознакомление детей дошкольного
возраста с живой и неживой природой
через экспериментально-
исследовательскую деятельность»
Воспитатель: Низолина Н. А.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим
видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими
ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,
быть самостоятельными, творческими личностями.
Экспериментирование как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ
познания им окружающего мира. Экспериментирование является наиболее
успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и
неживой природы.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет
усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная
деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных
действий.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно,
чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое
суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения
ребенка с природой и для посильной деятельности.
Реализуя программу “Детство”, изучая новинки методической литературы по
данному вопросу целью своей работы я определила развитие у детей желания
проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и
экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами,
анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию
следующих задач:
1.
Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
2.
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза,
классификации в процессе познания природной картины мира.
3.
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными
средствами.
4.
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за реальными природными объектами и к практическому
экспериментированию с ними.
5.
Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и
самого себя.
6.
Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в
исследовательской деятельности.
Для более полной реализации поставленных задач мною была проведена
диагностика по выявлению уровня сформированности у детей
познавательного интереса к миру природы; разработан перспективный план
по экспериментально-исследовательской деятельности; составлен комплекс
мероприятий по экспериментальной деятельности с объектами живой и
неживой природы.
Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс
экологический знаний, если знания преподносятся в доступной
увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным
явлениям.
Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в
нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой
разработана система планирования, подобран демонстрационный материал,
художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки,
рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть мини-лаботория, в
которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов
(весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики,
песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.)
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы
работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения
последовательности проведения опытов и экспериментов от “простого к
сложному”.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы
проходят в несколько этапов: опыты с растениями; с животными; с
объектами неживой природы; объектом которым является человек.
Подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование с воздухом, с водой, с песком и глиной, с солнечным
светом, с предметами: “Реактивный шарик”, “Водяные весы”, “Играем
красками”, “Тесная бутылка”, “Двигаем предметы”, “Соломинка-пипетка”,
“Соломинка-флейта”, “Секрет сосновой шишки”, “Отгадай на вкус”, “В мире
стекла” и т. д.
Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной
задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой
природы.
Изучая с детьми строения тела животных, используются опорные карты,
которые помогают детям в процессе обучения обобщать и анализировать.
Маленькому исследователю для решения исследовательских задач
необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого
мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности
провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный,
основной и заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
Учить детей видеть проблему;
Формировать умения выдвигать гипотезы;
Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: “Закончи рассказ”,
“Сколько значений у предмета?”, а также различные ситуации, в которых
нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных
событий.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы
научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы,
выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить
эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим
миром. Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова”
учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры “Кто
пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться
пользоваться одним из самых доступных и популярных методов
исследования – методом наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать
свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику
мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и
тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры,
как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”. Все
предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую
деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской
практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять
вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на
вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дети узнают о
свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их
человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы
чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
В своей работе активно использую такие формы организации, как
фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы,
развлечения, опыты, беседы. Свои отношения с детьми строю на основе
доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети
испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают
у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации
исследований, выбора методов исследования помогают модели с
символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная
капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т.
д.
Опытно-экспериментальная деятельность не только дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания, она еще и
тесно связана с другими видами детской деятельности.
Экспериментирование связываю и с другими видами деятельности – чтением
художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но
эти связи выражены не столь ярко и сильно.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и
чётко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы,
воспитатели, не старались учить детей чему-либо, если родители пассивны,
не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким.
Поэтому постоянно нахожусь в состоянии поиска новых форм работы и
подходов к организации взаимодействия с семьей. Помимо ставших уже
традиционными родительских собраний, консультаций и анкетирований,
использую такие формы работы, как аудиоконсультации, “Почтовый ящик”,
вопрос-ответ, проведение совместных с семьей мероприятий: собрание “От
любопытства к любознательности”, “Мир фантазий”. Также для родителей
выпускаются небольшие буклеты, которые они могут взять домой и
познакомиться с представленным в них материалом в спокойной домашней
обстановке. Такие буклеты и памятки, как “Исследовательская деятельность
и детское экспериментирование: что это такое?”, “Ставим опыты дома”,
“Мир общения ребенка”, “Учимся рассуждать”, “Учим ребенка быть
любознательным” вызвали у родителей большой интерес и очень помогли
при организации фотовыставки “Экспериментируем всей семьей”.
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и
проведены следующие методические мероприятия для родителей: Собрание
“Мы – будущие исследователи”; составлены рекомендации: “Как помочь
маленькому почемучке”; “Ребенок – маленький исследователь”; “Игротека
маленького исследователя”; “Техника безопасности на кухне”; консультации:
“Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное
русло”; “Игры и наблюдения, поощряющие исследование и
экспериментирование”.
Большое значение детское экспериментирование имеет для
интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие
памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,
классификации, сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится
устанавливать причинно следственные связи, доказывать и опровергать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его
чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый
увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как
чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным -
летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её
явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда
загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами
к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто
из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения
и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно
показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и
ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же -
ребёнок,
как
и
взрослый,
познаёт
окружающий
мир
в
процессе
самостоятельного
взаимодействия
с
этим
миром,
активного
экспериментирования
с
ним.
Овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление
мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную
роль
в
этом
направлении
играет
поисково-
исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам,
экспериментам,
занятиям-исследованиям,
самостоятельной
поисковой
деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов
вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время
в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети
подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах
и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить
решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё
происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин,
способов действий, проявлению творчества.
Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них
требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких
материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки,
обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот
специальные
инструменты
и
простейшие
приборы
собраны
в
мини
лаборатории .
В нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена
возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от
игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование,
материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды
деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Мы стараемся,
чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном
количестве
центров,
используемых
в
группе,
при
этом
в
центрах
присутствуют
материалы
для
самостоятельной
исследовательской
деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о
том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у
детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные
качества как любознательность, активность, владение средствами общения со
взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением,
планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование
детского
экспериментирования
в
педагогической
практике является эффективным и необходимым методом развития у
дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса,
увеличения объема знаний, умений и навыков.